Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница

• принятие мер по наиболее эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, строгому соблюдению режима их экономии, осуществление контроля за их исполь­зованием в процессе подготовки и внедрения проектов;

• изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;

• организация работы по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов, выбор форм и мето­дов рекламы в средствах массовой информации, ее тексто­вого, цветового и музыкального оформления.

Продюсер должен знать: специальное законодательство в аудио­визуальной сфере; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие коммерческую и рекламную деятельность; ме­неджмент и маркетинг; организацию творческого процесса и тех­нологию создания аудиовизуальных произведений; технические средства в своей сфере; экономику, организацию производства, Йруда и управления; средства вычислительной техники, коммуни­каций и связи; формы и методы проведения рекламньгх кампа­ний; передовой отечественный и зарубежный опыт производства рудиовизуальных произведений; основы законодательства о тру-fre; правила и нормы по охране труда.

Из квалификационной характеристики видно, что она регули­рует только основы деятельности продюсера — физического лица, индивидуального предпринимателя или ответственного работни­ка продюсерской компании, однако ее требования не могут быть применены к юридическим лицам. Именно положение ЗоАП и %>ГПК, допускающее, что продюсером фильма может быть не только гражданин, но и организация, является основной причи-

ной, по которой до сих пор нормативно не установлена квалифи­кационная характеристика кинопродюсера.

Продюсер в кинематографе выполняет сложную и многознач­ную роль. С одной стороны, это предприниматель, организую­щий всю финансовую и техническую сторону производства филь­ма и берущий на себя инициативу начала и ответственность за благополучное окончание съемок. Продюсер занимается непос­редственно производством как хозяйственной деятельностью, ищет источники финансирования проекта, затем обеспечивает (к сожа­лению, не всегда успешно) возврат полученных средств, органи­зуя максимально выгодную реализацию готового аудиовизуально­го произведения.

В настоящее время правовое положение продюсера как пред­принимателя в российском законодательстве находится в стадии становления. Еще одним свидетельством тому является тот факт, что в Общероссийском классификаторе видов экономической дея­тельности, продукции и услуг деятельность продюсеров классифи­цирована в подгруппе «Коммерческая и техническая деятельность, прочая деятельность, не включенная в другие группировки».

С другой стороны, деятельность продюсера не ограничивается только хозяйственными проблемами — именно продюсер выби­рает или, в крайнем случае, утверждает автора сценария, режиссе­ра, композитора, членов исполнительской группы, заключает с ними договоры на создание фильма,

Этот аспект является еще одной особенностью правового поло­жения продюсера, ведь в силу закона он не получает никаких прав на созданное под его руководством аудиовизуальное произведение, эти права он, как правило, приобретает по договору с его авторами.

3.2. Правовые отношения продюсера с авторами фильма

Как уже говорилось, авторское законодательство в аудиовизу­альной сфере кардинальным образом изменилось в 1992 г. С мо­мента вступления в силу последних Основ гражданского закбно-дательства Союза ССР и республик авторское право в силу закона стало принадлежать не предприятию, осуществившему съемку фильма, а его авторам — автору сценария (сценаристу), режиссе­ру-постановщику и автору музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для данного аудиовизу­ального произведения (композитору). Естественно, фильм явля-

Дгся результатом творческой деятельности не только указанных Авторов, поэтому ЗоАП устанавливает еще одну категорию авто­лов, участвующих в создании аудиовизуального произведения — £то авторы произведений, вошедших составной частью в аудио­визуальное произведение, как существовавших ранее (автор ро­мана, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-по­становщик и др.). Эти авторы не обладают правомочиями в от­ношении фильма в целом, но пользуются авторским правом каж­дый на свое произведение.

I Поскольку в силу закона права на результат творческой дея­тельности, в том числе права использовать и разрешать его ис­пользование, возникают только у самих авторов, т.е. граждан, чьим творческим трудом произведения созданы, единственная возмож-носгь^щюдюееру щщййре.с„ти права распоряжаться произведенным •""подего руководством Фильмом ^^^заключение^рторского д5Г5Во"" ' "*р"а с созда^дями аудиовизуального произведения.

Модель договора продюсера с авторами фильма, закрепленная вч. 2 ст. 13 ЗоАП, -Заключениедог^воранасоздаййгаудиовизу­ального произведения — влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения ис­ключительных прав на воспроизведение, распространение, пуб­личное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведе­ния, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в тече­ние срока действия авторского права на аудиовизуальное произ­ведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Отношения между продюсером и авторами отдельных вкладов в аудиовизуальное произведение регулируются также авторскими договорами, однако описанная модель к этим договорам непри­менима, поэтому продюсерам необходимо быть особенно внима­тельными к соглашениям с этой категорией творцов1.

По ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме дор-

' Более подробно о договорных отношениях в аудиовизуальной сфере см.: Чу­ковская Е. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М.: Роскон-сульт, 1999.

Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru тигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В этой общей норме названо только одно условие, о котором стороны должны обязательно договориться в соглашении — пред! мет договора. Остальные же существенные условия или прямо| указаны в специальных нормах, регулирующих отдельные груп­пы гражданско-правовых договоров, или признаны таковыми по усмотрению сторон.

Ст. 32 ЗоАП требует, чтобы авторские договоры были заклю­чены в простой письменной форме. Исключение (допущение за­ключения авторского договора в устной форме) сделано только для использования произведения в периодической печати и не относится к аудиовизуальной сфере.

В ч. 1 ст. 31 ЗоАП прямо указывается, что необходимо огово-~\ рить при заключении авторского договора. Авторский договор 1 должен предусматривать: способы использования произведения I (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознагражде­ния и (или) порядок определения вознаграждения за каждый спо­соб использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. В ч. 2 ст. 13 ЗоАП, как уже говорилось, даны рекомендации по предмету и сроку авторского договора в аудиовизуальной сфере.

Особое внимание продюсер должен обратить на то, что при заключении договора с авторами фильма фактически речь идет о двух объектах авторского права — самом фильме, а также непос­редственном вкладе авторов — литературном или режиссерском сценарии, музыкальном произведении. Режим использования ре­зультата коллективной и индивидуальной творческой деятельно­сти может быть оговорен в одном соглашении, однако условия (способы использования, срок, территория и т.д.) могут и долж­ны быть разными.

Иная ситуация возникает, когда автор и продюсер состоят не в авторско-правовых, а в трудовых отношениях. Режим аудиовизуаль­ного произведения или вклада в него (для авторов из ч. 4 ст. 13 ЗоАП), имеющего статус служебного произведения, в этом случае прин­ципиально отличается от вышеописанного. В соответствии со ст. 14 ЗоАП авторское право на произведение, созданное в по­рядке выполнения служебных обязанностей или служебного за­дания работодателя (служебное произведение), принадлежит ав-

тору служебного произведения, однако исключительные права 1га использование служебного произведения принадлежат лицу, Зс которым автор состоит в трудовых отношениях (работодате­лю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено {иное. В отличии от авторских отношений, расторжение трудо-Ього договора между автором и продюсером не имеет для про­дюсера столь серьезных последствий, как лишение возможнос­ти использования произведения.

В своих отношениях с авторами продюсер должен учитывать такжеТЧтТгу творцов^озн'икает ряд1 неотчуждаемых правомоний_г-даго закрепленные ст. 1$ ЗоАП лишшёТЕёймущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); пра*~? во использовать или разрешать использовать произведение под! подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения! имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или! разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произ­ведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Право на отзыв озна­чает право отказаться от ранее принятого решения об обнародова­нии произведения при условии возмещения пользователю причи­ненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публич­но оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведе­ния. Личные неимущественные права принадлежат автору неза­висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае %ступки исключительных прав на использование произведения.

Кроме того, в целях защиты интересов автора и обеспечения конституционного принципа свободы творчества установлен еще ряд ограничений продюсера при заключении авторского догово­ра. Так, в соответствии со ст. 31 ЗоАП права, переданные по ав­торскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено дого­вором; предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в бу­дущем; условия авторского договора, ограничивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, являются недействительными.

Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Продюсер при заключении договора на создание аудиовизу4 ального произведения получает от его создателей авторские иму-| щественные права, если иное не предусмотрено договором. С при-1 обретением имущественных прав продюсер имеет возможность получать доход от использования аудиовизуального произведения. Но здесь необходимо вспомнить, что не любой продюсер подпа-| дает под действие авторского законодательства. Доходы, получае-1 мые продюсером, отвечающим за производство фильма, т.е. тем, кто подпадает под определение изготовителя, распределяются меж­ду остальными продюсерами (отвечающими за финансирование и, прокат) только в том случае, если такое распределение предусмот­рено договором между ними. Еще сложнее с так называемыми «автоматическими» выплатами авторского вознаграждения, в част­ности установленным ст. 26 ЗоАП вознаграждением за частное копирование аудиовизуальных произведений на чистые матери­альные носители в бытовых условиях. При отсутствии соглаше­ния об ином вознаграждение за воспроизведение аудиовизуально­го произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях распределяется между авторами (40%), исполните­лями (30%) и производителями фонограммы (30%). Такое игно­рирование изготовителей аудиовизуальных произведений не смо­жет продолжаться долго. Несомненно, справедливой представля­ется выплата трети вознаграждения за частное копирование на видеоносители изготовителям аудиовизуального произведения (как производителям фонограммы за копирование на аудиокассетах). И если одновременно с внесением изменений или дополнений в ст. 26 ЗоАП во всем законе термин «изготовитель» не будет заме­нен на термин «продюсер», то вознаграждение за частное копиро­вание будут получать через общества по коллективному управле­нию правами только те продюсеры, которые могут считаться из­готовителями; другие же, пусть даже обеспечившие львиную долю кинопроизводства, останутся ни с чем.

Результаты творческой деятельности некоторых участников кинопроцесса охраняются нормами не авторского права, а смеж-ных_прав. Основными носителями смежных прав в аудиовизуаль­ной сфере являются артисты-исполнители. До признания за арти­стами смежных прав исполнители приглашались на съемки филь­ма на основании трудовых договоров, а их деятельность не при­знавалась творческой, а приравнивалась к простому исполнению трудовых обязанностей. В ч. 6 ст. 37 ЗоАП подобно ч. 2 ст. 13 ре­гулируется переход имущественных прав к продюсеру: заключе-

ние договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуаль­ного произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем всех имуществен­ных прав, кроме права на сдачу экземпляров аудиовизуального произведения на видеоносителях в прокат. В отличие от нормы ж! 2 ст. 13 ЗоАП, содержащей рекомендации по заключению дого­вора между продюсером и авторами и допускающей возможность , построения отношений на других условиях («если в договоре не предусмотрено иное»), правило ч. 6 ст. 37 ЗоАП является импера­тивом, не допускающим отступления от закрепленного законом порядка установления отношений между актерами и изготовите­лем. Если договором не предусмотрено иное, передача прав в со­ответствии с абз. 1 ч. 6 т. 37 не включает прав на отдельное ис­пользование звука или. изображения, зафиксированных в аудио­визуальном произведении.

3.3. Продюсер и иные субъекты

предпринимательской деятельности в аудиовизуальной сфере

Созданное в аудиовизуальной сфере произведение в отличие Ьт многих видов искусства проделывает от своих авторов к зрите­лю долгий и сложный путь. Процесс создания фильма занимает немалое время, требует участия огромного числа как творческих, так и технических и административных работников, вложения рачительных средств. И только тогда он становится самим филь­мом — законченным произведением, объектом авторского права, готовым для восприятия его зрителем. Но и процесс прохождения законченного фильма к конечному потребителю также требует вложений, грамотной организации проката, показа, и потому За­кон о господдержке предусматривает дотации не только произ­водственным, но и прокатным проектам. И даже когда все усло­вия для конечного «потребления» созданы, эти усилия могут ока­заться напрасными, если фильм не понравится ни зрителю, ни посредникам (дистрибьюторам, прокатчикам, телеканалам). Но если рецепт коммерческого и зрительского успеха аудиовизуаль­ного произведения заранее неизвестен даже самым крупным мас­терам, то весь путь фильма от замысла до тиража копий поддается детальному описанию и, следовательно, прогнозированию.

Этот путь можно представить в виде схемы (рис. 3.1).

Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru

Рис. 3.1. Процесс движения аудиовизуального произведения

На рисунке указаны все участники процесса продвижения фильма от авторов к зрителю, но не каждый из них, действуя в рамках общего слаженного механизма, осуществляет именно пред­принимательскую деятельность. Для авторов фильма, членов твор­ческой группы и актеров этот процесс является реализацией их творческого потенциала, для технических работников — исполне­нием трудовых обязанностей. Не преследуют цели извлечения прибыли и некоммерческие организации — архивы и фонды, му­зеи кино и киноклубы, образовательные учреждения, использую­щие аудиовизуальные произведения в учебном процессе. Деятель­ность же всех остальных участников фактически является пред­принимательской.

Предпринимательская деятельность осуществляется на всех стадиях создания и использования аудиовизуальных произведе­ний, и здесь можно выделить несколько субъектов.

Правовое регулирование продюсерства________________________________ S1

На этапе производства фильма помимо центральной предпри-^Ашательской фигуры продюсера субъектами такой деятельности фляются организации кинематографии, обеспечивающие отдель­ные участки производства фильма. В соответствии со ст. 3 ЗоГПК организацией кинематографии являются организации независи­мо от организационно-правовой формы и формы собственности, жновные виды деятельности которых — производство фильма, производство кинолетописи, тиражирование фильма, прокат филь-ма, показ фильма, восстановление фильма, техническое обслужи­вание кинозала, изготовление киноматериалов, изготовление ки­нооборудования, выполнение работ и оказание услуг по произ­водству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, арен­да павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизи­та, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное)|ГОбразовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская де­ятельность в области кинематографии, хранение фильма, хране­ние исходных материалов кинолетописи.

Кроме того, партнерами продюсера становятся компании, не являющиеся специальными киноорганизациями, но оказываю­щие жизненно важные для создания фильма услуги — инвести­рование и кредитование, страхование проекта, подбор творчес­ких кадров, юридическую поддержку и разработку договорной и иной документации.

После завершения фильма на стадии его использования на первый план выходят субъекты предпринимательской деятельно­сти, специализирующиеся на распространении аудиовизуальных произведений. Это дистрибьюторы, прокатчики и показчики, ве­щательные организации, изготовители и распространители видео­носителей с записью фильма.

Принципиальным отличием предпринимательской деятельно­сти на стадии распространения аудиовизуальных произведений является то, что на осуществление практически всех ее видов тре­буется специальное разрешение — лицензия. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» лицензированию подлежат публичный показ аудиови­зуальных произведений, если указанная деятельность осуществ­ляется в кинозале, и воспроизведение (изготовление экземпля­ров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей.

Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница - student2.ru 52________ I, Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развитая

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» лицензированию подлежит ве­щательная деятельность. Порядок лицензирования определен по­становлениями Правительства Российской Федерации.

После завершения съемок вновь созданный фильм должен пройти процедуру регистрации. В соответствии с постановлени­ем Совета Министров Российской Федерации от 28 апреля 1993 t. № 396 регистрации подлежат все художественные, документаль­ные, научно-популярные, учебные, мультипликационные кино-и видеофильмы российского, зарубежного и совместного произ­водства, предназначенные для публичной коммерческой и не­коммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеоте-атрах, видеосалонах и других залах независимо от форм соб­ственности, для тиражирования в целях продажи, сдачи в прокат и аренду, распространения через видеотеки и прокатные пунк­ты, а также для трансляции по кабельному телевидению. Таким образом, от регистрации освобождены только аудиовизуальные произведения, предназначенные исключительно для использо­вания путем передачи в эфир, или фильмы, на которые на тер­ритории России приобретены только телевизионные эфирные права. Также не подлежат регистрации кино- и видеофильмы, созданные телевизионными компаниями самостоятельно или совместно с компаниями и фирмами других стран для демонст­рации по телевидению, приобретенные ими в тех же целях у оте­чественных и зарубежных владельцев, а также кино- и видео­фильмы, поступающие из-за рубежа для показа в рамках между­народных теле-, кинофестивалей.

На фильмы, прошедшие регистрацию, выдается прокатное удостоверение единого образца, в которое вносятся рекоменда­ции по возрастному ограничению зрительской аудитории. Сведе­ния о всех фильмах, получивших прокатное удостоверение, а так­же о переходе частичной уступки прав на их использование на территории Российской Федерации путем тиражирования и рас­пространения, сдачи в прокат и аренду, публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации и трансляции по кабельному телевидению вносятся Министерством культуры Российской Фе­дерации в Государственный реестр кино- и видеофильмов.

Распространение аудиовизуальных произведений на всех ста­диях и всеми способами осуществляется на основании договоров между продюсером и непосредственными пользователями. В та-

ких договорах помимо положений, регулирующих авторско-пра-вовые отношения между продюсером как носителем авторских прав, полученных на основании соответствующих договоров с пер­воначальными обладателями прав на фильм (сценаристом, ре­жиссером и композитором), и распространителем как пользова­телем оговариваются чисто хозяйственные моменты: изготовле­ние, транспортировка, страхование копий фильма, их судьба после окончания действия договора. Договоры на распространение аудиовизуальных произведений, бесспорно, являются авторски­ми; поскольку их предмет составляет передача или уступка прав на использование фильма определенными способами — публич­ный показ, распространение экземпляров, передача для всеоб­щего сведения в эфир или по кабелю, то, соответственно, к ним применяются все требования ЗоАП. В зависимости от способа использования аудиовизуального произведения договоры имеют определенные особенности. Они заключаются на кино- и теле-|эынках, при организации ретроспектив фильмов того или иного автора или студии, тематических показов, независимо от того, вудет это коммерческая акция либо показ в видеоклубе или му-|ее кино, куда вход бесплатный.

Таким образом, субъектами предпринимательской деятельно­сти в аудиовизуальной сфере являются лица, которые на разных стадиях прохождения фильма от авторов к зрителю прямо (про­дюсеры, дистрибьюторы и пр.) или косвенно (страхователи, инве­сторы и т.п.) используют само аудиовизуальное произведение или его элементы, права на его использование или экземпляры этого произведения в качестве объекта своей деятельности, направлен­ной на получение прибыли.

Российский продюсер сегодня — это предприниматель, чья деятельность состоит в организации творческого и производствен­ного процессов создания фильма и его дальнейшего использова­ния. Организация творческого процесса фильмопроизводства для продюсера состоит в приглашении авторов будущего фильма, при­обретении прав на использование результатов их творческой дея­тельности в создании аудиовизуального произведения, а также получении по возможности наибольшего объема прав на него, в подборе творческого и технического состава съемочной группы, приглашении актеров, обеспечении максимально благоприятных условий для их работы. Организация производственного процес­са, т.е. фактическая предпринимательская деятельность продюсе-

54________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

ра, состоит в финансовом и технологическом обеспечении съе­мок. Продюсер привлекает на основе заключаемых договоров ин­весторов, кредиторов, порой еще до окончания съемок уступает права на фильм будущим пользователям (чаще всего практикуется предпродажа прав на передачу фильма в эфир или по кабелю те­левизионным организациям). Кроме того, он связывается с раз­личными специализированными организациями, оказывающими услуги в аудиовизуальной сфере. Наконец, продюсер организует использование аудиовизуального произведения, представляет его на фестивалях, обеспечивает передачу экземпляра аудиовизуаль­ного произведения в Архивный фонд Российской Федерации. Все перечисленные лица связаны с продюсером договорными отно­шениями разного рода, и фактически взаимодействие участников процесса создания и использования фильма идет только через продюсера в пределах, закрепленных в соглашениях между ним и каждым представителем кинопрофессий.

РАЗДЕЛ

ш

ОБЩАЯ

,5Е< ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Контрольные вопросы к разделу I

1. Что включает в себя «экранная культура»?

2. Каково социальное предназначение «экранной культуры»?

3. Какие социальные и культурные факторы определяют направле­ния развития аудиовизуальной коммуникации?

4. В чем сущность семиотической изобразительной роли «техничес­ких фильтров»?

5. Что включает в себя понятие «фильм»?

6. Каковы основные обязанности продюсера фильма?

7. Рассмотрите деятельность исполнительных продюсеров.

8. Охарактеризуйте роль функциональных продюсеров.

9. В каких законодательных актах определяется правовой статус про­дюсера?

10. Перечислите должностные обязанности продюсера.

11. Какие основные условия предусматриваются в авторском договоре?

12. Кто является основным носителем смежного права в аудиовизу­альной сфере?

ГЛАВА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

4.1. Сущность и цели предпринимательства

Становление и развитие рыночной экономики обусловливает­ся функционированием взаимосвязанных общественно-политичес­ких, экономических, юридических и других социальных отноше­ний. Одним из оснобных условий осуществления рыночных отно-щерий является институт предпринимательства, степень развития которого определяет успешность рыночной системы хозяйствова­ния. Развитие этого института требует создания особой системы мероприятий, объем и характер которых определяется историчес­кими условиями развития той или иной страны, реформирующей свою экономику в рыночном направлении.

В странах с устоявшейся и традиционной рыночной экономи­кой время от времени приходится актуализировать проблему раз­вития предпринимательства как средства повышения эффектив­ности рыночных механизмов.

Совокупность всех обстоятельств, предшествующих или сопут­ствующих развитию рыночных отношений позволяет выделить не­которые основные предпосылки возникновения и устойчивости функ­ционирования института предпринимательства. К ним относятся:

• преодоление излишней централизованной государственной регламентации экономических процессов, включая произ­водство, распределение и обмен продукции;

• отмена государственного монополизма на собственность на средства производства;

• реальное обеспечение равенства всех форм собственности и их неприкосновенность;

• свобода распоряжения имуществом гражданами и предпри­ятиями;

• свободный выбор сфер деятельности;

• равенство всех участников экономических процессов;

• свобода договора;

• недопустимость вмешательства государства в частные дела;

• судебная защита прав предпринимателя.

Рыночные отношения и предпринимательство в классическом понимании требуют, таким образом, создания особой хозяйствен­но-политической среды, которая основана на демократии, поли­тических свободах, обеспечивающих возможность свободного пе­ремещения трудовых ресурсов и капиталов. Кроме того, важным является создание благоприятной общественной атмосферы и по­ложительного восприятия населением проводимых реформ и его лояльного отношения к классу предпринимателей.

Экономические и юридические институты должны также обес-даечить разработку, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую защиту предпринимательства, созда­ние условий для свободной и добросовестной конкуренции, обес­печение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством проведения определенной налоговой и банковской политики, уп­равление денежной эмиссией.

Вопрос о социально-экономической сущности предпринима­тельства имеет достаточно длительную историю, его в той или иной степени не мог не затронуть ни один из экономистов-теоре­тиков, что обусловило существование системы взглядов и теорий предпринимательства как категории, по мнению одних, чисто рыночной, исторически ограниченной временными рамками су­ществования рыночного хозяйства до признания его внеистори-ческой, свойственной любой общественно политической форма­ции категорией.

Наши рекомендации