Организация маркетинга на кинопредприятии 9 страница

Развитие рыночных отношений

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу куль­туры и искусства в России начали формироваться в период пере­стройки народного хозяйства.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйствен­ной деятельности на рыночных принципах для большинства орга­низаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограни­ченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению полу-Щшгь государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей (основы законодательства о культуре, законы о телеви­дении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.).

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя российские условия внедрения рыночных отношений замет­но отяготили его. Исторический опыт развития культуры и искус­ства многих стран в рыночных условиях позволяет сделать заклю­чение об ограниченном характере действия рыночных регулято­ров в этой сфере деятельности вообще.

Экономическая наука последовательно пыталась спроециро­вать основные экономические теории на сферу культуры и искус­ства. Первоначальные концепции универсальности рыночных ре­гуляторов, превращавших творческих работников в наемных ра­ботников, служащих воспроизводству человеческого фактора про­изводства (позднее — человеческого капитала), оказались не вполне применимыми к сфере культуры и искусства. Вследствие этого возникли теории, признававшие объективную необходимость су­ществования сферы культуры и искусства как отрасли экономи-

Организация маркетинга на кинопредприятии 9 страница - student2.ru ки, и в то же время — невозможность ее коммерческой эксплуата­ции. Это обусловило появление теории принудительного возмеще­ния расходов на содержание культуры через систему налогообло­жения. Теория «социальных товаров», распространенная и в насто­ящее время, выдвигает идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объекту действия рыночных механизмов исходя из социальной значимости отдельных видов услуг культуры и объема платежеспособного спроса населения. Концепция госу­дарственной поддержки сферы культуры и искусства получила за­конченное развитие в работах Д.М. Кейнса, который обосновал необходимость субсидирования для того, чтобы «помочь всем тем, кто стремится достичь высоких стандартов творчества и исполни­тельской деятельности»1. Причины хронической убыточности теат­ров, по мнению ряда американских исследователей, заключены в особенностях производства и потребления их услуг (совпадение процесса производства и потребления, личный контакт творца и зрителя, ограниченный доступ публики на представления, незна­чительные возможности внедрения результатов научно-техничес­кого прогресса в сфере культуры). Эти обстоятельства приводят к медленному росту производительности труда творческих работни­ков, а следовательно — к опережающему росту расходов на услуги по сравнению с получаемыми доходами. Однако доходы театров не могут быть увеличены путем повышения цен на театральные услуги вследствие низкой (или отрицательной) эластичности спроса по цене.

Внедрение технических средств в массовую культуру, появле­ние новых видов экранной и видеокультуры привели к уменьше­нию личных контактов исполнителя и зрителя, безграничному расширению зрительской аудитории, что позволяет подвергнуть сомнению универсальность утверждения о хронической убыточ­ности учреждений культуры, так же, как ранее, возможность все­охватывающего ее рыночного регулирования.

Плодотворным представляется дифференцированный анализ отдельных групп организаций культуры и искусства по степени их включения в рыночную экономику.

В этой связи следует выделить ряд групп учреждений культуры и искусства. Первую из них составляют объекты культурного на­следия нации (памятники культуры, музейные и архивные фон­ды, народное творчество), экспериментальные виды искусства,

1 Цит. по: Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. Й М., 1991. С. 142.

7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры______________ 113

которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необ-щшмости сохранения для последующих поколений. Вторую группу составляют организации и учреждения культуры и искусства, вхо­дящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: орга­низации исполнительского искусства, культурно-массовые учреж­дения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обес­печивают гарантированные государством стандарты (нормы) куль­турного потребления и поэтому предоставляются населению бес­платно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет продажи билетов и предпринимательской деятельности. Третья группа уч­реждений входит в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы ётих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвователей. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации.

Границы между этими группами организаций культуры и ис­кусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенци­ала, исторических и национальных культурных традиций, потре­бительских предпочтений населения, уровня жизни и платеже-ююсобного спроса, развитости рыночных отношений, наличия Институтов общественных и частных пожертвований.

I

Отношения собственности в сфере культуры

Рыночные отношения в России обусловили появление разно­образных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием Как экономических, так и не­экономических факторов. Среди них наиболее важными представ­ляются следующие:

• отношение государства к сфере культуры, которое реализу­ется в форме государственной культурной политики;

• претензии различных классов, групп населения, религиоз­ных, общественных организаций и движений, политичес­ких партий, ассоциаций производителей и отдельных по­требителей к объектам культуры и их результатам;

• отношение федеральных, региональных (субъектов федера­ций) и местных (муниципальных) органов власти к разви­тию культуры и искусства;

Организация маркетинга на кинопредприятии 9 страница - student2.ru • интерес со стороны коммерческих структур и капитала к куль­туре как сфере бизнеса.

Преобразования собственности начались с принятия ряда обще­известных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъек­тов федераций) и муниципальной собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы соб­ственности. В этот период принимаются законы, имеющие непос­редственное отношение к сфере культуры: закон об авторском праве и смежных правах, регулирующий отношения по созданию и ис­пользованию изображений, открытий, произведений науки, литера­туры и других объектов интеллектуальной собственности, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также законы о средствах массовой информации, о государственной тайне, об экономической поддержке районных (муниципальных) газет, о государственной поддержке российской кинематографии, законы по телерадио- вещанию и ряд других.

Вышеперечисленные законодательные акты и другие норма­тивные документы регулируют формирование отношений собствен­ности, исходя из общественной значимости культурных ценнос­тей и степени их участия в обеспечении определенных государ­ством культурных стандартов потребления, а также возможности их коммерческой эксплуатации.

Если проанализировать организации и виды культурной деятель­ности только с двух позиций — их социальной значимости и коммер^ ческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает в первую группу организации государствен­ной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и ведом­ственной собственности, к которым относятся: библиотеки, клуб­ные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цир­ки, объекты культурного наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), электронные и печатные средства массовой информации.

Вторую группу образуют организации и виды культурной дея­тельности, отражающие идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п. и являющихся их собственностью.

Третья группа включает коммерческие предприятия культуры. Они выступают, как правило, в форме частной и смешанной соб­ственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издатель-

7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры_____________ 115

екая деятельность, книгопечатание, средства массовой информа­ции, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.

Особенности приватизации

Основными способами формирования отношений собственно­сти в сфере культуры и искусства в современной России являются:

• приватизация государственной собственности;

• создание новых предприятий, в том числе путем реорганиза­ции существующих организаций.

Приватизация государственной собственности как способ по­вышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, ин­теллектуальных, а также материальных ресурсов не получила ши­рокого распространения в России, во-первых, вследствие суще­ствующих ограничений на приватизацию ряда объектов культуры (памятники культуры, объекты культурного наследия, нацио-ральные объекты культуры), во-вторых, в связи с более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объек­тов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994— 19.95 гг., за исключением приватизации объектов социально-куль­турного назначения, принадлежащих приватизируемым промыш­ленным предприятиям. Однако поскольку была предусмотрена возможность отказа от объектов социально-культурного назначе-1шя и их передачи органам государственной власти, многие при­ватизируемые предприятия воспользовались ею.

Условиями приватизации государственных организаций куль­туры предусматривалось сохранение основного вида культурной деятельности, обслуживание льготных категорий населения, обес­печение сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. Предполагалось осуществить передачу объектов куль­туры как в коммерческое (частньгм предприятиям), так и в неком­мерческое (общественным организациям) использование.

Приватизация достаточно широко распространилась на изда­тельскую деятельность, печатные и электронные средства массо­вой информации, радиовещание, кулыурно-досуговые центры, галереи и некоторые другие.

Низкая коммерческая привлекательность большинства куль­турно-просветительных учреждений, организаций исполнительс­кого искусства (театры, концертные организации, цирки), кине­матографии, рискованный характер бизнеса в этих сферах сдер­живали приватизацию в области культуры.

В настоящее время 75% организаций культуры находится в федеральной и муниципальной собственности, а также в собствен­ности ведомств и государственных предприятий.

Негосударственные (частные или смешанные) организации культуры охватывают культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательскую деятельность, средства массовой информации, про­изводство изделий народного промысла, предприятия аудиовизу­альной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинемато­графию (в особенности кинопрокат), производство аудиовизуаль­ной продукции, а также ее материальных носителей (кассеты) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофоны, теле­визоры, компакт-диски и т.д.).

Подавляющая часть предприятий инфраструктуры рынка куль­турных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а так­же консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частной собственности.

Процесс формирования отношений собственности в сфере куль­туры не завершен. Отечественные и мировые тенденций позволяют предположить, что отношения собственности в этой сфере в бли­жайшее время будут меняться следующим образом. Стабильной будет оставаться государственная собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по инте­ресам может увеличить долю общественных образований), зоопар­ки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации/ Однако возможен некоторый рост частных организаций исполни­тельского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.

По мере выхода страны из экономического кризиса, повыше^ ния уровня доходов населения, а также выхода из творческого й экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа филь­мов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и рас­пространение аудиовизуальной продукции и ее материальных но­сителей, технических средств воспроизведения, ее инфраструкту­ру, является наиболее перспективной для внедрения частной соб­ственности.

Следует ожидать увеличения числа учреждений культуры и особенно средств массовой информации, находящихся в собствен­ности частного капитала, политических партий и движений.

7, Особенности развития предпринимательства в сфере культуры______________ 117

Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере куль­туры и искусства может быть охарактеризована показателями со­отношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерчес­ких предприятий и бюджетных организаций, численностью заня­тых в них работников, а также долей платных услуг культуры в общем объеме платных услуг.

Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг куль­туры и искусства в России, исчисленных в текущих ценах, пока­зывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 г. доля рыночных услуг культуры и искусства в об­щем их объеме увеличилась с 5,6 до 15,6%. Этот показатель вклю­чает рыночные услуги, произведенные как государственными и -муниципальными, так и негосударственными (частными, обще­ственными) организациями культуры и искусства.

Доля услуг, оказанная предпринимательским сектором в 1997 г., составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время коли­чество частных предприятий составило 18,1% общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей Занятости — 16,1%'. В 1998 г. насчитывались 54 предприятия с участием иностранного капитала и числом занятых — 26 тыс. ра­ботников. В 1995 г. было зарегистрировано 3626 организаций куль­туры и искусства (9% общего количества), находящихся в соб­ственности общественных организаций2. Следовательно, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями, доля которых составила около 75% общего коли­чества. Для сравнения заметим, что в структуре собственности в промышленности доля частных предприятий составляет 73,2%, общественных организаций — 5,7%, государственных — 6,1% и прочих, включая иностранные, — 8,7%. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфе­ре культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставле­ния показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено несоответствием между зарегист­рированными и реально функционирующими предприятиями куль­туры частного сектора. Но это может свидетельствовать также о потенциальной возможности роста объема рыночных услуг част­ного сектора; такая тенденция представляется весьма вероятной.

' Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1997 г. М., 1998. С. 50—

57, 348.

2 Там же. С. 13.

Таким образом, предпринимательство в сфере культуры со­временной России развивается крайне неравномерно: в зависи­мости от видов производимых культурных благ и услуг, их соци­альной значимости, коммерческой привлекательности, действу­ющих законодательных норм по приватизации. В большинстве организаций культуры предпринимательство играет вспомогатель­ную роль, выступает в форме коммерциализации этих организа­ций и учреждений.

Контрольные вопросык разделу II

1. В чем заключается сущность предпринимательства?

2. Что следует понимать под термином «субъект предприниматель­ской деятельности»?

3. Какие виды предпринимательской деятельности вам известны?

4. В чем состоят основные проблемы развития малого бизнеса?

5. Какова сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса?

6. В чем суть форм и методов государственной поддержки малого би­знеса в России?

7. Какие существуют основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий?

8. Охарактеризуйте особенности различных видов товариществ.

9. Каковы основные,особенности функционирования акционерных обществ?

10. В чем заключаются правовые основы организации унитарных пред­приятий?

11. Какие виды культурной деятельности наиболее перспективны для развития предпринимательства?

12. Может ли быть приватизировано федеральное унитарное пред­приятие «Госфильмофонд»?

РАЗДЕЛ

III

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ШСФЕРЫ

ГЛАВА

МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

8.1. Отраслевая организационная структура

Условия хозяйствования и соответствующие им организаци­онно-экономические формы предприятий в аудиовизуальной сфере формируются под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы хозяйствования зависят прежде всего от целей и задач, которые ставят перед ними, с одной стороны, учредители, а с другой — организаторы и создатели культурных ценностей, а также от внутренних закономерностей развития культурной дея­тельности и применяемых технологий. Совместимость этих це­лей, задач и технологий с системой экономических отношений, с наличием всего объема экономических и интеллектуальных ре­сурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и фор­мы хозяйствования (их форм, типов, образцов), определяют ха­рактер организационно-экономического и правового механизма в аудиовизуальной сфере, который включает состав организаций отрасли, создающих конечный продукт отрасли (аудиовизуальную продукцию) и их структуру, с одной стороны, и механизм функ­ционирования каждой из этих организаций, с другой.

Организационные преобразования в отраслях аудиовизуальной сферы начались в 1980-е годы с целью поиска новых методов хо­зяйствования и увеличения объема и разнообразия услуг и това­ров культурного назначения. В этот период на базе государствен­ных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интере­сам, творческих студий, молодежных центров, кооперативов.

Так, в 1990-е годы существовало около 900 театров-студий, по­явились коммерческие структуры в области продюсерской дея­тельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъе-динениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и

работавшие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыноч­ным условиям хозяйствования превратились в юридически само­стоятельные частные или государственные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и прежде всего в аудиовизуальной сфере. В кон­це 1980-х годов наряду с традиционными государственными ки­ностудиями были созданы 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кино­прокатные организации получили самостоятельность, были соз­даны 130 киновидеообъединений, в которые первоначально вхо­дили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооператив­ных и частных организаций видеопроката. Количество видеосало­нов, кафе с видеопоказом, видеотек и других подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. разрешило организацию и проведение развле­кательных программ, платных творческих вечеров, развитие досу-говых центров с использованием видеопроката. Наряду с легально работающими организациями видеопроката возникает обширная нелегальная сеть по тиражированию, прокату и продаже контра­бандной видеопродукции. В 1986 г. было создано Всесоюзное про­изводственно-творческое объединение «Видеофильм» и возникла государственная сеть, состоявшая из 2500 видеотек и видеозалов.

В результате происходящих в кинематографии процессов в 1996 г. организационная структура аудиовизуальной сферы состояла из 38 государственных киностудий, большинство из которых распола­гало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Независимые студии, *зак правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располага­ются поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 г. в стране функционировали 328 организаций, зани­мающихся дистрибуцией и демонстрацией экранных произведе­ний, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В 1997 г. из 57 снятых полнометражных художественных филь­мов 33 были произведены при государственной поддержке, а ос-

122 III. Организационно-экономические основы развития аудиовизуальной сферы

тальные — независимыми киностудиями; из 113 неигровых филь­мов при государственной поддержке сняты 64 фильма1. В 2001 г. организационная структура кинематографии включала 78 государ­ственных предприятий, в том числе 36 филъмопроизводящих кино-и киновидеостудий, Российскую государственную компанию «Рус­ское видео», 4 кинокопировальные фабрики, один фильмокомби-нат, 6 заводов, связанных с производством и ремонтом кинообо­рудования, 6 научно-исследовательских и проектных институтов, 9 журналов, предприятие Союзкиносервис, Всероссийскую хозрас­четную компанию «Совэкспортфильм*у Межрегиональный центр «Союзкинорьшок», центральную сценарную студию, генеральную дирекцию международных кинофестивалей «Интерфеет», экспорт­ную фильмобазу, а также распорядительную дирекцию, Управле­ние зданиями Госкино России, государственное предприятие «Уни­версал кино»2. 36 организаций имели правовой статус государствен­ного унитарного предприятия, 6 — федерального государственного унитарного предприятия и 36 — государственного предприятия.

В кинопрокате изменения собственности происходили за счет новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке. В 1996 г. система кинопроката включала 6 государственных (фе­дерального уровня) кинопрокатных организаций и 115 частных киновидеопредпринимательских предприятий. В 1999 г. региональ­ный уровень был представлен 90 региональными киновидеопро-катными организациями и 191 межрайонным отделением кино­проката. Кинопоказ осуществлялся в основном в государственных (муниципальных) кинотеатрах, которых в стране насчитывалось 1900, а также в 3304 видеозалах и видеосалонах в некоторых круп­ных городах страны3.

В настоящее время наблюдается также тенденция сотрудниче­ства федеральных и региональных органов в реализации культур­ных программ и проектов. Так, кинообслуживание населения осу­ществляется путем создания центров российской кинематографии (ЦРК). В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены со­глашения о создании ЦРК в 59 субъектах Федерации. В 1999 г. из федерального бюджета было выделено 13 045 тыс. руб. в качестве

1 Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М, 1998. С. 320.

2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 55—57.

3 Россия в цифрах. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000. С. 232.

финансовой поддержки на формирование и пополнение 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям. В этом году господдержка проката и продвижения фильмов, их тиражирования и рекламы была оказана 34 отечественным игровым фильмам1.

Все большую поддержку получает идея развития государствен­ных Организаций по прокату и показу фильмов. В проекте кон­цепции формирования и развития кинопроката и кинопоказа2 от­мечается, что передача кинотеатров из единого управления в му-«иципальную собственность привела к сокращению киносети на 37%, а доля отечественных фильмов составила не более 10% об­щего их количества. Отмечается также низкая экономическая эф­фективность муниципальных кинотеатров. Так, валовой доход 1500 кинотеатров составил 30 млн долл., в то время как несколько десятков крупнейших кинотеатров получили валовой доход 40 млн долл. в год. Необходимость воссоздания на новой организацион­но-экономической основе государственной сети киновидеопро­ката и киновидеопоказа в представленном проекте обусловлива­ется низкими объемами деятельности существующей сети и не­возможностью ее самофинансирования.

В киноотрасли существует также ряд государственных учреж­дений, занимающихся подготовкой кадров, имеются негосудар­ственные образовательные структуры. Существует несколько не­коммерческих организаций и фондов. Однако большая часть орга­низаций является внебюджетными и либо существует в форме го­сударственных и муниципальных унитарных предприятий, либо является частными организациями. _л

В российской системе телерадиовещания функционируют го­сударственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 г. в стране были выданы 2000 лицензий на право телерадиовещания. В на­стоящее время действуют около 300 государственных и 500 част­ных вещателей. Среди государственных компаний более 10 феде­ральных и 92 региональных, что составляет 5,2% общего количе­ства зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями Рос­сии являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием боль­шую часть населения. Основная часть эфирного и кабельного те­левидения находится в негосударственной (частной, акционерной),

1 Российская кинематография. 1999 г. М., 2000. С. 9—10.

2 СК Новости. 2000. № 38 (74).

а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих инос­транную собственность и охватывающих около 9,5 млн семей.

Развитие организационных структур в аудиовизуальной сфере зависит1 от соотношения внешних и внутренних факторов, внеш­ней и внутренней среды, в которой осуществляет свою творчес­кую и хозяйственную деятельность организация.

Выделим основные группы факторов внешней и внутрен­ней среды.

1. Факторы внешней среды:

1.1. Уровень доходов населения и платежеспособного спро­са на культурные блага и услуги.

1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих пре­образований организации.

1.3. Существующая правовая регламентация организацион­но-экономической деятельности (регистрация, лицензи­рование, авторские и смежные права и т.д.).

1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе:

1.4.1. Бюджетные средства, средства от учредителей, до­ходы от основной деятельности, спонсорские по­ступления, налоговые, таможенные, арендные и прочие льготы.

1.4.2. Бюджетозамещающие источники (от продажи та­бачной и алкогольной продукции, казино, продажи аудиовидуального оборудования и материалов и т.д.).

1.4.3. Возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот.

1.4.4. Встречные дотации: взаимодействие бюджетов раз­ных уровней.

1.5. Глобализация и ее последствия:

1.5.1.Степень и уровень зависимости от зарубежной кон­куренции, поставок импортного оборудования, ма­териалов, технологий.

1.5.2.Степень интегрированности в муждународный куль­турный рынок, экспортные возможности.

1.5.3.Государственная защита отечественного произво­дителя.

2. Факторы внутренней среды:

2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджер­ских, творческих и технических кадров.

2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

2.4. Организационный уровень.

2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

2.6. Эффективность использования современных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация мар­кетинга и сбыта.

Наши рекомендации