Организация маркетинга на кинопредприятии 19 страница
Являясь действенным средством распространения информации, телевидение предоставляет студии цшрокие возможности планирования и реализации эффективной рекламное стратегии. Мгновенность передачи позволяет рекламодателю точно контролировать, когда, в какой день, час, минуту увидят или услышат его обращение. А это дает возможность выбирать конкретную аудиторию (домашние хозяйки, дети, любители спорта, жители пригородов и другие) и «подкладывать» свое обращение к новостям, сводкам погоды, спортивным трансляциям и прочим программам дня.
По сравнению с другими средствами рекламы телевидение и радио отличает более личностный характер. Благодаря звучанию человеческого голоса они приближаются по своей сути к технике личной продажи. Телевидение помимо личностного фактора обладает еще и возможностью демонстрировать фрагменты из рекламируемых фильмов. С помощью телевидения и радио может обеспечиваться своевременный охват рынка единого экономического пространства или региональных рынков.
Благодаря изображению, звуку, движению и цвету телевидение обеспечивает высокую степень вовлечения зрителя в происходящее на экране, побуждает его посмотреть этот фильм в кинотеатре с широким экраном, чувствуя себя как бы участником действия. Телевидение — средство широкой рекламы, охватывающее представителей всех слоев населения. Охват обеспечивается за счет огромной популярности телевидения, собирающего многомиллионные аудитории. Следует отметить, что в России эфирное время для рекламы стоит дорого. Уровень цены зависит от канала (центральный или кабельный) и, конечно, от времени суток, когда выходит реклама. В табл. 14.3 приведена стоимость коммерческого времени на центральных телеканалах. Однако реклама на телевидении в большинстве случаев рентабельна. Несмотря на высокие общие издержки, большая телеаудитория дает в итоге сравнительно невысокий показатель стоимости в расчете на тысячу зрителей.
Таблица 14.3. Рекламные тарифы основных каналов телевидения
Телеканал | Стоимость | Стоимость | Стоимость |
эфирного времени | эфирного времени | эфирного времени | |
в будни | в субботу | в воскресенье | |
(60 с ролика), долл. | (60 с ролики), долл. | (60 с ролика), долл. | |
ОРТ | В рекламном блоке перед программой: | ||
Утро | 9600-14 400 | 24 000-27 000 | 12 000—30 000 |
Вечер | 21 600-50 400 | 18 000-42 000 Внутри программы: | 36 000-48 000 |
Утро | 6600-36 000 | 15 000-36 000 | 24 000-36 000 |
Вечер | 26 400-72 000 | 30 000-54 000 | 18 000-48 000 |
РТР | В рекламном блоке перед программой: | ||
Утро | 9000-13 200 | ||
Вечер | 18 000-26 400 | 16 800-26 400 Внутри программы: | 15 000-26 400 |
Утро | 4800-14 000 | 10 200-36 000 | 10 200-39 600 |
Вечер . | 19 200-39 600 | 21 600-45 000 | 19 200-45 000 |
НТВ | В рекламном блоке перед программой: | ||
Утро | 6600-11 400 | 11 400-18 000 | 6000-13 200 |
Вечер | 16 800-33 600 | 14 400-33 000 Внутри программы: | 23 400-43 800 |
Утро | 3840-16 800 | 6600-16 800 | 6 600-18 000 |
Вечер | 13 200-42 000 | 15 600-43 200 | 18 000-49 800 |
ТВ—Столице | \ В рекламном блоке перед программой: | ||
Утро—вечер | 180-324 | 120-360 Внутри программы: | 120-324 |
Утро—вечер | 180-300 | 200-324 | 180-300 |
Одной из широко применяемых сегодня форм рекламы кинопродукции является использование статей журналистов, особенно в изданиях общего, некинематографического характера. Ко многим из них привлечено общественное внимание и на них ориентируется общественное мнение. Продюсер должен учитывать и использовать это средство в проведении оеклямип
Стоимость использования таких статей намного меньше стоимости телерекламы, а реакция общественности на них в современных условиях может быть более результативной.
Продюсерам в своей работе следует учитывать мнения и практические советы специалистов по рекламе. Как показывает опыт, люди не читают рекламных объявлений ради простого ознакомления с их содержанием. Зато они читают все, что их чем-то заинтересовало, и иногда это оказывается рекламное объявление. Действительно, более интересно узнать что-либо о фильме из непринужденной беседы дродюсера и ведущего в телепрограмме, в которой даются и другие привлекающие внимание зрителей материалы, чем читать на улице, особенно зимой, сухую распечатку с информацией о том, где идут какие-либо фильмы.
Еще одним важным направлением распространения рекламы доя продюсера могут служить тнофестивали. Само участие в таких фестивалях, как Каннский, Лос::Явджелесский, Берлинский, Миланский, Венецианский и других, увеличивает шансы завоевать аудиторию. А получение «Золотой пальмовой ветви» в Каннах или «Оскара» Американской киноакадемии просто гарантирует успешйый прокат фильма во всем мире. К сожалению, Московский международный кинофестиваль не пользуется подобной популярностью у зарубежных, да и отечественных продюсеров. Однако для многих будущих отечественных продюсеров это является одной из немногих реальных возможностей выхода на внешний рынок, и ею ни в коем случае нельзя пренебрегать. Активность продюсера может помочь продвижению фильма в прокат, установлению новых контактов с прокатчиками в разных странах. К таким встречам он должен быть хорошо подготовлен, иметь комплект различных материалов: рекламные буклеты, видеокассеты со своими фильмами и др.
В проведении рекламной кампании по фильму следует использовать и возможности радио. Радиореклама является, пожалуй, самым массовым по охвату потребителей средством рекламы. Преимущество радио заключается в его «вездесущности». Люди слушают радио, занимаясь другими делами, дома, в машине, конторе. Радиореклама воспринимается легко и непроизвольно. Это исключительно действенное средство рекламы и» плюс ко всему, — наиболее экономичное и оперативное: на подготовку рекламного объявления по радио не требуется много времени, а стоит такое объявление относительно дешево.
Легко воспринимается рекламное объявление, непродолжительное по времени, примерно от 30 с до 1 мин. Причем, лучше
всего усваивается радиореклама, сопровождающаяся музыкой. Поэтому целесообразно использовать основную музыкальную или звуковую тему фильма. В радиоролике необходимо назвать имена «звезд» и режиссера и намекнуть на основную сюжетную ли-даю таким образом, чтобы заинтриговать слушателя. При размещении рекламы на радио необходимо определиться с выбором той шги иной радиостанции, изучив ее аудиторию, а также со временем выхода рекламы в эфир. Помимо радиороликов можно использовать преимущества радиорепортажа с премьер, пресс-показов, кинофестивалей.
Наружная реклама является эффективным способом привлечения зрителя. Среди многообразия видов наружной рекламы яюжно выделить различные рекламные щиты, афиши, транспаранты, электронные табло и экраны, рекламу на транспорте.
Для наружной рекламы существуют пять наиболее важных требований: часто попадаться на глаза; привлекать к себе внимание, быть краткой, быть без труда читаемой на ходу, быть понятной.
Учитывая специфику наружной рекламы, продюсеры могут, например, центральное место отдать имени кинозвезды или названию киностудии. Так было, например, в Москве с наружной рекламой фильма «Человек в железной маске»: на транспарантах крупными буквами указывалось имя Леонардо Ди Каприо, занятого в главной роли, а ниже, куда более мелкими буквами — название картины. После триумфального проката фильма «Титаник» в Москве несколькими месяцами ранее продюсер, разумеется, сделал ставку на то, что зритель пойдет на кумира, а не на экранизацию романа А. Дюма.
Для рекламных целей широко применяют рекламные сувениры, так как это хорошее средство популяризации кинопродукции среди всех слоев населения. Здесь разнообразие рекламных продуктов ограничено только фантазией устроителей рекламной кампании. Открытки, футболки, календари, брелки, значки с символикой фильма и кадрами из него и пр. Такого рода товар с хорошими потребительскими качествами привлечет как потенциальных зрителей, так и тех, кто никогда в кино не ходит.
Основная задача мероприятий Public Relations (PR) — создание благоприятного имиджа киноорганизации и создателей картины и формирование доверия к ним со стороны общественности»
К PR-акциям в кинематографе можно отнести премьерные и ретроспектийные показы, презентации, пресс-конференции, участие в кинофестивалях и пр;
Наряду ^подготовкой премьеры фильма готовится и пресс-конференция. На ней должны присутствовать руководители киностудии, продюсер, создатели картины и актеры^ чтобы ответить на все интересующие журналистов вопросы и правильно «подать» новый филы^ После пресс-конференции может быть организован банкет.
Принципиально новое средство распространения рекламы — Интернет. Глобальная сеть уже охватила все развитые страны и стремительно развивается в России.*Значение этого средства рекламы не следует недооценивать. Все крупные западные киностудии имеют свои сайты в Интернете, на которых, в частности, рассказывают об идущих съемках и готовящихся проектах. В российском, как и в западном, пространстве киберсети существует множество сайюв, посвященных тематике кино. На них рассказывается о премьерах в кинотеатрах, о последних новостях кинобизнеса, публикуются отзывы критиков на те или иные картины, а зрителям предоставляется возможность высказать свое мнение (что немаловажно для статистики и проведения опросов) и подискутировать. Кроме того, существует так называемая банерная реклама: статичное или динамичное изображение, размещаемое на Интернет-сайтах.
14.3. Организация рекламных кампаний
В рекламном процессе выделяют субъект и объект рекламной деятельности. Под субъектом рекламы понимают инициатора рекламной деятельности, организацию, которая содействует распространению рекламы, отвечающей его интересам и способствующей достижению определенной цели. Иными словами, субъект рекламы — это рекламодатель. Субъект рекламы иногда сам занимается разработкой рекламы, однако чаще поручает фактическую реализацию своих замыслов специализированной организации — рекламному агентству. Так что в цепочке субъективно-объективных отношений «производитель — потребитель» есть еще одно звено — рекламное агентство. В случае рекламы фильма — это киностудия. Но возможен вариант, когда киностудия имеет свой отдел рекламы.
В разработке рекламной кампании кинопродукции принимают участие: студия (или другой финансирующий данный фил&к субъект), сами Кинематографисты (главным образом продюсер и режиссер), обслуживающие рекламные агентства. В практике западного кинобизнеса инициатором рекламной кампании выступает отдел рекламы, имеющейся на киностудии. -
Этот отдел может быть частью отдела маркетинга. Руководитель отдела, взаимодействуя (^руководителем студии, создает проект рек-
ламной кампании так, как он считает нужным для данного фильма с целью максимально возможного привлечения к нему зрительской аудитории. В данном отделе обычно имеется штат профессиональных литераторов, которые непосредственно реализуют рекламную концепцию, преобразуя ее в понятные широкой зрительской аудитории тексты. К работе подключаются также специалисты для визуального оформления (художники, макетчики, дизайнеры и Др.).
Организация рекламной кампании фильма проходит с участи* ем руководителя отдела рекламы, под его непосредственным контролем. Его функции схожи с функциями менеджера корпорации, который подбирает специализированные рекламные бюро или отдельных специалистов, чтобы создать группу по рекдаме данного фильма. Здесь необходима высокая квалификация каждого из участников рекламного процесса.
Другой ключевой фигурой в организации рекламного процесса является продюсер. Еще на ранней стадии постановки фильма продюсер обязан вести работу по формированию рекламной группы, подбирая различных специалистов: фотографов, авторов и редакторов текста, дизайнеров и др. Для продюсера реклама его фильма является едва ли не самой ключевой проблемой. Чем опытнее продюсер, тем более действенна его роль в процессе проведения рекламной кампании. Продюсер, как минимум, должен понимать о чем его фильм, на какую аудиторию он рассчитан, уметь выбрать наиболее выгодный вариант рекламной кампании. Слово «выгода» подразумевает не только денежный успех, но означает привлечение новых зрительских групп, улучшение общественного жйения и рост профессиональной репутации среди коллег.
Субъектом рекламной деятельности могут выступать различные рекламные организации, предоставляющие как весь комплекс услуг, так и выполняющие отдельные виды работ. Первые Й$*них способны координировать сферы рекламной кампаний, начиная с разработки рекламной идеи и образов и кончая текстами, полным набором печатных материалов, цветных и черно-белых плакатов, радио- и телепередач. Если продюсер прибегает к помощи рекламной организации, то его первая задача состоит в проведении «рекламного» маркетинга с целью выбора рекламного агентства. Принимая заданные продюсером и ведущими творческими работниками съемочной группы требования к рекламе фильма, сервисная организация приступает к построению целостной линии рекламной кампании.
Современная рекламная организация для эффективного выполнения своих функций должна охватывать следующие направления деятельности.
1. Формирование у'населения потребности в киноискусстве. Кроме традиционной рекламной практики здесь необходимо изыскать возможности формирования новых потребностей у различных групп населения, пропагандируя все формы кинозрелища не только как искусства, но и как одного из важнейших видов художественной культуры и формы проведения досуга.
2. Разработка различных видов услуг, которые могут удовлетворить различные потребности в кино.
3. Формирование мотива посещения, т.е. реклама конкретного продукта; фильма, кинотеатра, киндпраздшйса, дискуссии вокруг спорного фильма и т.п.
4. Поиск оптимальных форм воздействия на общественное Мнение с помощью всех экранйых средств коммуникации. Реклама в широком смысле должна стать одним из самых влиятельных коммуникативных каналов, привлекая внимание людей к такому социально значимому явлению, как кинематограф.
5. Обеспечение аудитории всей интересующей ее информацией о фильме, в том числе о качествах, делающих конкретный фильм особенным, отличающимся от других.
Для успешного решения этого комплекса задач необходимо, во-первых, широко использовать в рекламно-пропагандистской деятельности новые возможности, предоставляемые современной техникой; во-вторых, обязательно привлекать к разработкам рекламных программ и осуществлению всей рекламной деятельности дщ-рокий круг различных специалистов (социологов, киноведов, экономистов, мастеров по рекламе, маркетологов и др.), владеющих современным рекламным мышлением. Рекламная служба должна располагать всем объемом информации обо всех фильмах, обо всех творческих работниках, о постоянно меняющейся социально-демографической ситуации, о динамике зрительских интересов.
Рекламное агентство возглавляется, как правило, директором, в задачи которого входит стратегическое руководство предприятием, выработка определенной идеологии деятельности. В этом ему помогают дирекция и экспертный совет. В состав первой входят руководители служб и ведущие сотрудники, определяемые директором. В состав экспертного совета обычно включаются независимые специалисты, не являющиеся штатными сотрудниками предприятия.
Коммерческая служба рекламного агентства возглавляется, тк правило, коммерческим директором и состоит из следующих основных подразделений: отдела заказов и отдела маркетинга. В функции сотрудников отдела заказов входят принятие заказов на про-
дукцию агентства, оформление договоров, контроль за обоюдным соблюдением принятых по договору обязательств со стороны агентства и заказчика. Отдел маркетинга занимается изучением рыночной конъюнктуры для сбыта продукции, выявлением спроса на различные виды рекламной деятельности, внедрением создаваемых в агентстве разработок в области рекламы и др.
Когда маркетинговое исследование проведено и подходящее рекламное агентство найдено, заключается договор между продюсером и агентством, в котором указываются: сроки проведения рекламной кампании; порядок и сроки предоставления исходных данных; порядок и сроки представления на согласование рекламной программы; оказываемые услуги; общий срок действия договора; общая сумма договора; порядок и сроки предоставления рекламной программы; порядок согласования плана рекламных мероприятий, текстов, оригиналов сценария; порядок и сроки представления отчетов о проведении рекламных мероприятий; условия имущественной ответственности сторон за нарушение порядка и сроков исполнения договора; другие условия, которые продюсер и агентство считают необходимыми предусмотреть в договоре. Рекламные агентства являются рекламопроизводителями и рекламораспространителями. Если же студия (рекламный отдел) берет на себя все работы по производству и распространению рекламы, то она выступает как рекламодатель, рекламопроизводи-тель и рекламораспространитель одновременно.
Ошибка многих российских кинокомпаний состоит в том, что юни недооценивают значение маркетинга, полагая, что могут справиться с маркетинговыми проблемами самостоятельно.
Субъектам рекламы важно помнить об уголовной ответственности, которую они должны нести в случае нарушения Федерального закона РФ «О рекламе». Уголовно наказуемым поступком может стать выпуск недобросовестной, недостоверной, неэтичной, скрытой и заведомо ложной рекламы.
Объект рекламы — тот, кому предназначено рекламное сообщение. Это потребитель рекламюгт.е. юридическое или физическое лицо, до сведения которого доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. В отношении управления общественными процессами объект рекламы следует .рассматривать как личность с ее разнообразными потребностя-■ш*, интересами и т.п. При методически правильно организованной рекламе между субъектом и объектом возникает обратная
связь, которая отражает эффективность рекламной деятельности. Фактически объект рекламы — это потенциальный потребитель, в нашем случае — зритель.
Отправной точкой для любого специалиста, начинающего рекламную кампанию, должно быть определение зрительской аудитории, на которую рассчитан создаваемый фильм. Важную роль в точном определении зрительской аудитории может сыграть продюсер, который еще на уровне идеи фильма думает о том, на какой контингент зрителей он будет рассчитан. Продюсер может также определить концепцию подхода к рекламе, рассчитанной на привлечение определенной части зрительской аудитории.
Как только будет определена своя часть зрительской аудитории, необходимо приступать к проведению целенаправленной рекламной кампании. <■
Для продюсера важно соблюдать разумный баланс между жан-рово-тематической направленностью создаваемых фильмов и общественным мнением о них. Весьма притягательными для зрителей являются фильмы, которые не требуют глубоких размышлений и сюжеты которых основаны на низменных страстях. Свидетельство тому — появление огромного количество примитивных картин, рассчитанных на невзыскательные вкусы и получивших меткое название «чернуха». Это самый простой и самый неверный путь в кино. Пытаясь рекламировать такие фильмы, как «фильмы для всех», их создатели забывают, что в прессе могут появиться авторитетные суждения, негативно оценивающие эти ленты. Такое мнение может получить широкую общественную поддержку, и эти фильмы могут навсегда исчезнуть из поля зрения кинопроката. Ведь в условиях конкуренции кинопрокатчики очень чутки к общественному мнению, так как постоянный непосредственный контакт со зрительской аудиторией заставляет их учитывать ее настроения.
Для выявления определенных сегментов зрительской аудитории продюсеру следует провести ряд маркетинговых исследований, таких как анкетирование, опрос, выяснение культурного уровня в стране (регионе), рейтинг аналогачных картин конкурентов и т.п. Самое сложное в маркетинговых исследованиях зрительской аудитории — прогнозирование смены зрительских интересов и активное участие в этих процессах. Так, Дж. Лукас в 1973 и;; планируя запуск в производство первой серии «Звездных войн», едва смог собрать необходимую сумму, чтобы приступить к съемкам. Дело в том, что никто не верил в успех подобной картины у зрителя начала 70-х годов прошлого века. Однако, выйдя на экраны в 1978 г.,
фильм не только имел колоссальный успех, но и породил целое направление в современном зрелищном кинематографе.
Каждому продюсеру очень важно найти и понять своего зрителя. В этом ему может помочь модель поведения кинозрителей, в основе которой лежит оценка наиболее существенных факторов.
1. Социально-культурные особенности среды, к-которой принадлежит зритель (субкультура, половозрастные характеристики, семейное положение, социальное положение, профессия, уровень образования).
2. Экономическое положение и уровень его доходов.
3. Маркетинговые мероприятия, сопутствующие продвижению ^кинофильма на рынок: качество кинофильма, цены на билеты, организация проката и кинопоказа, информационно-рекламной деятельности.
4. Психологическое восприятие, мотивация, особенности культурного потребления, пристрастия, личный опыт, мнение знакомых и т.д.
Все это определяет оценку потенциального кинозрителя предлагаемого кинопроизведения и его намерение посетить кинотеатр.
В принятии решения о просмотре той или иной картины реклама занимает важное место. Хотя есть и ряд других, немаловажных факторов, которые необходимо учитывать. Например, христиане и мусульмане воспринимают одну и ту же картину совершенно по-разному, а то, что допустимо показывать на экране в Северной Америке или Европе, может оказаться неприемлемым в Японии или Китае. Все факторы, влияющие на принятие зрителем решения о просмотре фильма, суммированы в данной схеме.
Важно не забывать и тот факт, что посещаемость кинотеатров зависит не только от цен на билеты, проведенной рекламной кампании или культурной ситуации в стране (регионе). Она зависит от возможностей, предоставленных сферой досуга и от цен на альтернативные развлечения.
Теоретические разработки социологов и опыт работы зарубежных киностудий показывают, что рекламную работу над фильмом необходимо начинать задолго до его выхода на экран. Концепция рекламы любого фильма должна вырабатываться еще на этапе написания литературного сценария (при условии, что имеется пакет: деньги, режиссер, актеры, а еще лучше — и кинооператор, и художник). Средние сроки проведения рекламной кампании по художественным фильмам составляют около двух лет, начиная с момента запуска картины в производство до истечения года с момента начала ее демонстрации.
В проведении рекламной кампании фильма можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап включает время от запуска фильма в производство до начала съемочного периода. Задача этого этапа заключается в создании так называемого социального ожидания, ТЖ заинтересованности потенциальных зрителей в создаваемом фильме.
Второй этап охватывает период проведения киносъемочных работ. В его задачи входит подготовка пакета рекламных материалов к кинорынку и предложение формирования будущей киноаудитории при помощи различных социально-психологических форм воздействия.
Третий этап рекламной кампании проходит в монтажно-то-нировочном периоде. Содержание работ на этом этапе сводится в основном к производству рекламной продукции, рассчи!шйюй на зрительскую аудиторию.
На четвертом этапе, когда ведется подготовка к выпуску фильма в прокат, основными задачами становятся организация массовых рекламных мероприятий, распространение рекламной продукции для представления фильма на кинорынок, тиражирование фильма.
Наконец, на пятом этапе — этапе выпуска фильма на экраны организуются массовые мероприятия, сопровождающие премьеру и демонстрацию фильма, помещаются публикации в прессе, организуются обсуждения, проводится клубная работа, осуществляется реклама показа по театральному принципу, т.е. демонстрация определенного фильма периодически в течение длительного времени (месяц, два месяца, квартал и т.д.), пока у зрителя имеется к нему интерес.
Очень важным моментом является точный подбор штата литераторов. Эти специалисты должны найти такие приемы рекламы фильма и его темы, которые могли бы послужить прологом к дальнейшему освещению его в статьях и рецензиях журналистов-критиков у себя в стране (щ внутреннем кинорынке) и за рубежом. Если же автор текста рекламы недостаточно проникается творческой идеей фильма и не в состоянии найтц адекватную литературную форму для его пропаганды, это может отрицательно сказаться на прокатной судьбе картины.
Работа авторов текста должна быть своевременно организована и завершиться в период производства фильма. Если стержневая линия все еще не найдена в монтажно-тонировочном периоде, необходимо предпринять срочные меры. Продюсер ошибает-
ря, если думает, что в период производства фильма еще рано определять язык и стиль рекламных материалов по кинокартине.
Часто студии выступают против утверждения единственного варианта текстовой рекламы на ранней стадии рекламной кампании. Это связано с опасением сузить зрительскую аудиторию. Руководство студий считает необходимой разработку нескольких различных рекламных концепций, рассчитанных на разные зрительские категории. Многие студии сохраняют в тайне свою рекламную концепцию до того момента, когда становится известной дата реализации фильма.
Другим важным направлением рекламной работы в период ^остановки фильма является проведение фотосъемок. Продюсера здесь могут ожидать сложности, связанные с выбором натуры, состоянием погоды или поиском наиболее подходящего интерьера для проведения рекламных фоторабот. Существует мнение, что успех в создании фоторекламы может обеспечить признанный профессионал в этой области. Например, в США имя известного (.фотохудожника может помочь продюсеру без особых проблем разместить фотоработы в престижных изданиях на лучших местах. ^Поэтому продюсеру не следует пренебрегать Личными связями с фотохудожниками. Продюсеру нужно твердо усвоить, что нельзя экономить на хорошем специалисте-фотографе. С одной сторо-кщ., это означает, что труд фотохудожника должен высоко оплачиваться, с другой г- необходимость создания благоприятных творческих условий, нормального психологического климата, фотохудожник не должен быть ограничен во времени и в проявлении своих художественной манеры и стиля, в понимании своей творческой задачи. Фотохудожник-рекламист должен работать в тес-(Ном контакте с кинорежиссером, быть его единомышленником.
Привлечение фотохудожника к рекламной работе по фильму оформляется договором. Согласно одному из его условий фотохудожник обязан предоставлять продюсеру промежуточные результаты работы или реализации идеи. Это позволяет на различных стадиях производства фильма уточнять и доподнять концепцию будущей рекламы, выявлять талантливых специалистов и в конечном итоге успешно и эффективно провести рекламную кампанию.
Для продюсера наиболее важен этап, когда определяется выбор специализированной сервисной рекламной организации. При ее содействии подбирается художник-специалист по рекламе, подготавливается набор рекламных материалов, определяется, кому целесообразнее поручить реализацию и распространение рекламных мате-
риалов. В США киностудии обычно привлекают к работе сторонние рекламные организации на основе заключения с ними договоров. Делается это заранее, еще до запуска фильма в производство.
Процесс разработки рекламной концепция предусматривает учет различных идей, точек зрения, подходов, имеющихся у студии (заказчика), ведущих творческих работников и сервисной организации. Многие творческие киноработники в США имеют право, оговоренное в контракте, на рекламные консультации.