Организация маркетинга на кинопредприятии 23 страница
При печати с цветных негативов помимо экспозиционного необходимо также и цветовое корректирование. Дли этого используют так называемые электронййе ^ветоанализаторы. Цветоуста-новщик настраивает изображение на экране цветного телевизора, Манипулируя тремя ручками* цветовой коррекции. Добившись наилучшей цветопередачи, он нажимает кнопку — и'йа перфоленте Пробивается паспорт, при печати с которым такое же изображе-
ние получится на цветной позитивной пленке. После этого печатают первую пробную копию. По первой копии проверяют копировальный паспорт, синхронность, качество монтажа негатива, качество звучания фонограммы.
Оригинал перезаписи записан на магнитно-оптическом диске. На этом же диске записаны: речевая фонограмма, совмещенная фонограмма шумов и музыки, фонограмма иноязычных и иностранных реплик и фонограмма чистого аккомпанемента к вокальным номерам (только для мультфильмов).
i Административная группа готовит следующие обязательные сопроводительные документы:
1) прбкатное удостоверение в двух экземплярах;
2) метражная справка;
3) монтажные листы с печатью; по ним проверяют состояние копии в процессе ее эксплуатации, восстанавливают утраченные при демонстрации куски. После представления копии фильма на одной пленке с монтажными листами в отдел по контролю за репертуаром выдается разрешительное удостоверение на показ фильма;
4) акт ОТК о качестве негатива;
5) протокол комиссии студии с участием оператора и звукооператора фильма, об утверждении представляемой копии в качестве эталонной.
Анализ законченного кинопроекта
Анализировать необходимо не только неудачи, но и успехи. Анализ по итогам производства делают директор картины, второй режиссер, редактор и бухгалтер. На основании его результатов продюсер дает оценку работе.
Из анализа работы съемочной группы продюсер делает оргвыводы и оставляет на студии самых достойных профессионалов. Бухгалтер готовит таблицу расходов: смета и фактические расходы по воем статьям сметы.
Шорой режиссер анализирует сценарный и фактический метраж. Он изучает творческий метод съемки фильма, стараясь выявить как находки, ^$к и просчеты. Анализу подвергаются творческие решения, монтажные приоритеты, вкус постановщика. Такими эпизоды и сцены были в сценарии, такими были снятий, наконец, такими вошли в фильм. Иногда обнаруживается исчезновение целых сцен и взамен появление новых. Что дало это фильму? Это определяет или редактор, или арт-продюсер компании.
Директор же картины анализирует сначала технологическую ■епочку движения фильма: как съемочная группа использовала рабочее время на каждом этапе; если были простои» то исследуются их причины, а также соотношение рабочих, съемочных и подготовительных дне$. Он также проводит сравнительный анализ каждой статьи сметь?.
Тут и выявляется, что эпизод, снятый на два дня раньше срока, в фильме выглядит вяльш и невыразительным, а эпизод, с которым группа мучилась на шесть дней больше срока и за который продюсер лишил премии режиссера, полностью вошел в фильм, блистая изящной актерской игрой й превосходной операторской работой.
Такой подробный анализ обнажает как сильные стороны руководства проектом, так и слабые.
Руководство, анализируя неудачный фильм, всегда возлагает ответственность на продюсера. И это справедливо. Пусть даже в фильме явно заметны режиссерские просчеты, операторские промахи или вялая игра актеров, все равно виноват продюсер, собравший такой ансамбль.
Анализ законченного фильма важен не только для продюсера, он важен для всех творческих работников, но особенно для режиссеров, "Йаучиться анализировать — это все равно, что получить второе высшее образование. Опыт режиссера (постановочный, жанровый, психологический) значит очень многое.
ГЛАВА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
16.1. Общие основы организации техники безопасности
Прошедшее десятилетие отмечено реализацией продюсерской модели кинематографа, созданием различных негосударственных фильмопроизводящих организаций, не имеющих, как правило, собственных производственно-технических баз. Постепенно в фильмопроизводство внедряется продюсерский подход, предполагающий ответственность производителя аудиовизуальной продукции не только в производственно-финансовой области, но и в вопросах безопасности постановки фильма, сохранения здоровья и жиЗни работников, компенсации за вред, причиненный здоровью в результате несчастного случая.
Большинство вновь образованных фильмопроизводящих структур не имеют в своем составе служб и специалистов по охране труда, что ведет к слабой проработке вопросов безопасности труда, а иногда и к их полному игнорированию.
Приход в фильмопроизводство из других сфер деятельности значительного числа новых работников административного состава, не имеющих специальной подготовки, сопровождается, как правило, низким профессионализмом в вопросах охраны труда, что особенно остро проявляется в условиях отсутствия единой отраслевой нормативной базы. Отсутствует единый для всех фильмопроизводящих предприятий порядок прохождения и оформления инструктажа по безопасности труда, журнала съемочной группы по охрайе труда, согласования сценариев и планов съемок со службой охраны труда.
В изменившихся экономических отношениях, предусматривающих платность услуг, в том числе консультаций по охране труда, многие фильмопроизводящие организации в целях ложно понимаемой экономии средств отказываются от привлечения соответствующих специалистов.
По действующей модели кинопроцесса независимые киностужи самостоятельно определяют выбор технических баз для получения различных технологическо-произюдственных услуг. Отсутствие единых отраслевых требований на этих базах обусловливает различный уровень организации работ по охране труда. При этом съемочные группы расцениваются как временные заказчики и в отношении их' не используется жесткий контроль в части охраны труда. Такая ситуация вызывает особую тревогу в связи с усилением сложнопос-тановочного характера фильмов, применением спецэффектов, трю-вков, строительством дорогостоящих декораций, участием кинозвезд.
Современные проблемы производственной безопасности затрагивают различные стороны процесса постановки фильма. Сложность этих проблем состоит в том, что их решение должно постоянно обеспечиваться на всех объектах и этапах создания фильма, ^причем без ущерба для художественно-творческих аспектов. Руководители съемочного коллектива — продюсер и режиссер — в 'Процессе постановки фильма могут оказаться в сложных производственных ситуациях* когда необходимо умело и точно решать вопросы безопасности труда участников съемок.
Охрана труда является органичным элементом процесса производства фильма. Она представляет собой систему мер по сохранению жи^т?'< и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Организация работы по охране труда в производстве фильмов основывается на нормативно-правовых актах и другой нормативно-технической документации; Права граждан на охрану труда и здоровья закреплены Конституцией РФ и конкретизированы в Федеральном законе «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и в Трудовом кодексе РФ (2002). В этих документах отражены в форме общих положений и требований все направления работы по охране труда. В развитие этих законодательных актов Правительством РФ и другими1 исполнительными органами власти самостоятельно или по согласованию с профсоюзами издаются документы по наиболее важным вопросам охраны труда межотраслевого значения.
Среди нормативно-технической документации важная роль в обеспечении благоприятных и безопасных условий труда принадлежит системе стандартов безопасности труда (ССБТ). В задачи <ЗСБТ входит установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих тоебова-
ний безопасности к производственным процессам, требований к/ средствам защиты работающих, методов оценки безопасности труЩ требований безопасности к зданиям и сооружениям. Действующая в кинематографе оветема безопасности может включать государственные, отраслевые стандарты и стандарты отдельных предприятий. Следует отметить, что ССБТ не отменяет действие норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положениями об этих органах. Нормы и правила, которые утверждаются органами государственного надзора, и стандарты ССБТ должны быть взаимоувязаны.
Среди отраслевых документов главными являются действующие до сих пор Правила по технике безопасности и промсанитарии для киностудий системы Госкино СССР. Однако принятые в 1980 г., они не отражают изменений, произошедших в организационно-правовых и экономических отношениях, уровня современного научно-технического развития аудиовизуальной сферы, требований новых стандартов ССБТ, строительных и санитарных норм и правил, норм безопасности, гигиенических и эргономических нормативов.
Общее руководство организацией охраны труда осуществляется Министерством труда и социального развития РФ. Организационно-методическое руководство и координацию мероприятий по охране труда в системе кинематографии осуществляет Министерство культуры РФ.
В киноорганизациях руководство и ответственность за правильную организацию охраны труда возлагаются на руководителя ц его заместителей, продюсеров. Ответственность за состояние охраны труда в цехах и на участках технической базы несут руководители цехов и отделов.
В съемочных группах руководство и ответственность за организацию охраны труда возлагаются на продюсера (директора), а в его отсутствие — на заместителя директора съемочной группы. .Продюсер (директор) обязан вести «Журнал съемочной группы по охране труда» (в нем фиксируется, какие организационные и технические мероприятия ж> созданию безопасдах условий работы в процессе постановки фильма необходимо провести) и Своевременно представлять его на утверждение заместителю директора киностудии по производству. Форма журнала приведена в приложении 1 в конце главы. Продюсер до начала съемок должен организовать изготовление необходимых приспособлений, средств страховки и индивидуальной защиты и их проверку. Он отвечает за безопасную эксплуатацию технических и сценическо-постановочных средств, исполь-
«уемых при постановке фильма, за безопасные условия работы в йшоэкспедиции. Продюсер несет ответственность также за проведшие предварительного медицинского осмотра и инструктаж работников съемочной группы перед выездом в киноэкспедицию, должен обеспечить правильное складирование, хранение и транспортировку оружия и пиротехнических изделий, своевременно составить и угаердать схему выполнения пожароопасных и пиротехнических работ и проинструктировать участников таких съемок.
* Лродюсер несет ответственность за несчастные случаи, которые произошли в результате нарушения правил охраны труда в течение рабочего дня, а в киноэкспедиции и во время отдыха съемочной группы, за соблюдение мер предосторожности в условиях повышенной опасности при трюковых съемках. Наряду с продюсером ответственность при подобных съемках несут режиссер-постановщик и главный оператор фильма.
В прямые обязанности продюсера входит отмена съемки, если ша представляет угрозу жизни или здоровью участников или проводится с нарушением правил техники безопасности. Иногда кинооператоры, режиссеры-кинооператоры студий кинохроники и другие специалисты работают самостоятельно* без съемочной груп-пы или без администратора. В подобных случаях ответственность за соблюдение безопасных условий съемки возлагается на самого кинооператора (режиссера-кинооператора).
Для. проведения непосредственной работы и осуществления контроля за охраной труда в каждой киноорганизации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В киноорганизации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем. При отсутствии службы охраны труда или специалиста руководитель киноорганизации заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в областа -охраны труда. Кроме этого, в киноорганизациях с численностью более 10 работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители администрации, профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссия по охране труда участвует в разработке коллективного договора, организует проверки условий и охраны труда работников, проводит работу по предупреждению производственного травматизма и
профзаболеваний. Обязанности работников в области охраны труда/
а также обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда установлены Федеральным законом «Об
основах охраны труда в Российской Федерации». /
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в киноорганизациях независимо от организационно-правовых форм должно осуществляться в размере не менее 0,1% суммы затратна производство продукции. Сам работник не несет расходов по финансированию мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.
Технологические процессы в фильмопроизводстве отличаются большим разнообразием, что связано с применением различных материалов, оборудования, приспособлений, транспортных средств и т.д. Работу по квалифицированному надзору и контролю за охраной труда в киноорганизациях проводят государственные органы и инспекции, общественные организации Минкулыуры РФ. Каждый из этих органов имеет определенные функции,' четко разграниченные сферы деятельности и наделен соответствующими правами.
Различают государственный надзор* ведомственны^ административный и общественный контроль. Высший надзор за соблюдением всех законов, в тйм числе в области охраны труда, возложен на Генерального прокурора РФ и на органы юстиции (прокуратуры) субъектов Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда непосредственно осуществляются Федеральной инспекцией труда (ФИТ) Минтруда России — единой федеральной централизованной системой государственных органов. В нее входят региональные государственные инспекции труда (респуб-ликанские^&сраевые, областные), подчиняющиеся ФИТ. В своем составе они имеют государственных правовых инспекторов и государственных инспекторов по охране. Государственные инспекторы имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать работы, штрафовать виновных'должностных лиц.
Кроме ФИТ в настоящее время надзор и контроль за состоянием охраны труда осуществляет еще ряд специализированных государственных органов. Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) в лице государственных инспекторов труда осуществляет надзор за эксплуатацией подъем-
ных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды. На киностудиях эти инспекторы участвуют в комиссиях по проверке знаний пфотехников-оружейников, вьщают им единые книжки взрывника на право ведения работ. *
[ \ Государственный санитарный надзор за соблюдением предприятиями?,' учреждениями, организациями гигиенических норм и са-нишрно-противоэпвдемических правил осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России. В ее состав входят санитарно-эпидемиологические станции \СЭС) и их лаборатории.
Государственный надзор за правильным устройством, эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок, электрических сетей и источников питания, за мероприятиями по их безопасному обслуживанию и рациональным расходованием энергии осуществляет инспекция Госэнергонадзора, действующая в системе Министерства энергетики Российской Федерации. В ее задачи входит следить За выполнением правил устройства и технической эксплуатации подконтрольных объектов.
Среди органов, осуществляющих государственный надзор, необходимо назвать Госстандарт России, в обязанности которого входит надзор за соблюдением стандартов безопасности труда (ССБТ).
Государственный пожарный надзор в системе Министерства внутренних дел РФ осуществляет надзор за соблюдением пожарного режима на предприятиях, в организациях и учреждениях. Органы пожарного надзора разрабатывают и утверждают правила жажарной безопасности и контролируют их выполнение! на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов производственного и гражданского назначения.
Ведомственный контроль за условиями и состоянием охраны труда в фильмопроизводстве осуществляет Министерство культу-ры РФ. Административный (оперативный) контроль производится службами и специалистами по охране труда, а также руководителями структурных подразделений киноорганизаций (продюсерами, начальниками отделов, цехов и т.п.).
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительных органов, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции. Профсоюзный контроль может быть инспекционным и общественным. Первый вид проводится технически-
ми и правовыми инспекторами городских и областных комитетов профсоюза. Они имеют право не только выдавать предписания должностным лицам, но и накладывать штрафы, требовать приостановки работ. Общественный профсоюзный контроль ведется профсоюзными комитетами предприятий, кошггетами (кошгсш-ями) по охране труда, уполна^о^шшми (доверенными) лицами по охране труда за выполнением трудового законодательства, тех-нолого-технических и гигиенических нор^*
Анадаз травматизма в фильмопроизводстве показывает, что одной из его причин является недостаточное знание вопросов безопасности труда. Поэтому обучение и инструктаж работников по этим вопросам относятся к числу действенных мер профилактики производственного травматизма.
По характеру и времени проведения различают следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый, целевой.
Работники основного состава съемочных групп проходят вводный и целевой, а при необходимости и внеплановый инструктаж. Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда или заменяющим его лицом со всеми принимаемыми на работу в съемочную группу. Его цель — ознакомить людей с номами охраны труда, а также правилами работы в съемочных павильонах, на территории киностудии и в киноэйспедиции.
Разновидностью целевого инструктажа в производстве фильмов является инструктаж съемочных групп. Его проходит весь творческий и административный состав съемочной группы, а также работники, обслуживающие съемочный процесс. Инструктаж проводит продюсер (директор съемочной группы), и его результаты заносят в специальный журнал по охране труда съемочной группы. '
Внеплановый инструктаж проводят с целью ознакомить работников с вновь вводимым или изменяемым технологическим процессом, с новым производственным оборудованием, применение которого изменяет условия безопасности труда. Этот вид инструктажа проводится также в случаях нарушений работниками съемочной группы требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или пожару. Все ввды инструктажей подлежат регистрации. Помимо инструктирования в киноорганизациях периодически, не реже одного раза в три года, проводится проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов.
Работа по профилактике производственного травматизма в фильмопроизводстве направлена на предотвращение несчастны^ случаев. Однако полностью их ликвидировать пока не удается.
\ Своевременное и (тщательное расследование каждого несчастного Лучая позволяет выявить его причины, установить виновных и меру щ ответственности, принять конкретные меры по профилактике.
1 Расследование и учет производственногр травматизма ведутся в соответствии с Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев т производстве. Согласдо этому документу все несчастные случаи, вызвавшие потерю трудоспособности не менее, чем на один день, подлежат расследованию и оформляются актом по форме H-L Акт является первичным документом, на основании которого потерпевшему выплачивается пособие по вре-з^енной нетрудоспособности или устанавливается пенсия по инвалидности, О каждом из них пострадавший или очевидец сообщает непосредственному руководителю работ (директору съемоч-дой группы, начальнику цеха, мастеру), который должен немедленно организовать первую медицинскую помощь пострадавшему. По возможности на месте несчастного случая до расследования сохраняется та обстановка, какой она была в момент происшествия. Продюсер (директор съемочной группы) обязан срочно сообщить о случившемся руководству киностудии. Администрация киностудии должна сформировать комиссию по расследованию несчастного случая с указанием персонального состава. В состав комиссии включаются представители работодателя, а также профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве (продюсер, директор съемочной группы), не может принимать участие в расследовании. Состав комиссии утверждается приказом руководителя киноорганизации. Каждый случай травматизма фиксируется в специальном журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть-проведено в течение трех суток с момента происшествия. На «основании расследования комиссия составляет акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах. В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований по охране труда. При групповом несчаст-? ном случае акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. Составленный акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем киноорганизации и заверяется печатью. После этого он регистрируется в журнале регистрации несчастных ояу-чаев на производстшгвдин экземпляр акта выдается пострадав-
шему не позднее трех дней после окончания расследования. Дру/ гой экземпляр хранится вместе с материалами расследования в организации в течение 45 лет. В отношении групповых несчастных случаев (2 и более пострадавших)* несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом действует особый порядок расследования и оформления, установленный указанным Положением.
Если пострадавший своевременно не сообщил о произошедшем с ним несчастном Случае или если потеря трудоспособности наступила не сразу после несчастного случая, а спустя некоторое время, расследование проводитсй по заявлению пострадавшего или доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявления. Доказательством получения травмы может служить справка из медицинского учреждения о характере травмы и возможной причине ее происхождения, а также показания очевидцев.
Временная или постоянная нетрудоспособность, наступившая в результате несчастного случая на Производстве, связана для пострадавшего работника с материальными потерями и дополнительными расходами. К числу последних относятся затраты на приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и др. С целью обеспечения социальной защиты лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, в 1998 г. был принят Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Смысл закона состоит в предоставлении социальных гарантий пострадавшим на производстве, независимо от финансового положения работодателя. Защиту интересов работников осуществляет страховщик — Фонд социального страхования РФ. Как следует из закона*, страховые тарифы ставятся в прямую зависимость от условий и состояния охраны труда в отрасли. Они могут быть уменьшены или увеличены. Кроме того, в зависимости от условий и состояния охраны труда в конкретной организации ей могут быть установлены скидки или надбавки к страховым взносам в размере до 40% страхового тарифа, предусмотренного для соответствующей отрасли. Таким образом формируется механизм экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда своих работников.
Порядок отнесения отраслей к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профзаболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на произ-
водстве и профзаболеваний установлен правилами, утвержденны-щ Правительством РФ в 1999 г.1 Согласно этому документу филь-мфпроизводящие организации отнесены к*4-му классу профессионального риска. Это означает, что страховой тариф равен 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям застрахованных.
1612. Рабочее время и время отдыха на киностудиях
Рациональная организация труда и отдыха является одним из главных факторов, влшцощих на работоспособность человека. Практика показывает, что в тех съемочных группах, где продуманно решаются эти вопросы» производительность труда и качество работы выше, случаи травматизма и заболеваний реже.
| На филъмопроизводящие организации2 в полной мере распространяется действующее трудовое законодательствр.. Так, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. В рабочее время засчитывается все время, затраченное работниками на подготовительную работу к съемкам, их проведение и обслуживание с щщеита явки на работу до момента ее окончания. Но специфика фильмопроизводства вносит особенности в режим труда работников съемочных групп и цехов технической базы |ЦНИОстудий> Так, например, режимные киносъемки ведутся в определенное время суток^еобходимость снять какие-либо текущие (Србытия вынуждает работать в выходные и праздничные дни; съем-;ка на натуре требует устанавливать продолжительность смены в за-|№симости от величины светового дня; при съемке детей необходимо учитывать сокращенное время их работы. В Трудовом кодексе РФ определено, что для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосьемочных коллективов, средств массовой информации продолжительность ежедневной работы ^мены) может устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми дасгами, в том числе локальными, а также коллективным договором фиш трудовым договором. Поэтому при производстве фильмов помимо общих действуют и специальные положения, регулирующие вопросы режима труда работников киностудий: Положение о рабочем времени и времени отдыха работников съемочных ipyrm и обслуживающих цехов киностудий, Положение об условиях труда несовершеннолетних исполнителей ролей, занятых на киносъемках.
1 Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессиональ
ного риска.
2 Далее — киностудии.
Принципиальное значение для организации труда сотрудников киностудии имеет их принадлежность к категориям работников/с нормированным или ненормированным рабочим днем. Трудовой кодекс определяет ненормированный рабочий день как особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников, для которых установлен ненормированный* рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Среди основных участников съемочной группы ненормированный рабочий день имеют: режиссер-постановщик, режиссер, ж ассистенты и помощники, главный кинооператор, кинооператор и их ассистенты, художники-постановщики, звукооператор, административная группа. К работникам с нормированным рабочим днем относятся главным образом лица, обслуживающее цеха киностудии: осветители, механики по обслуживанию звуковой и съемочной техники, установщики декораций, гримеры, реквизиторы, пиротехники-оружейники, бутафоры-декораторы, монтажницы и др. Для них существует месячный учет рабочего времени в соответствии с его месячной нормой, которая устанавливается расчетным путем. Если съемки ведутся вне студии, для всего состава съемочной труппы устанавливается ненормированный рабочий день. В связи с этим рабогни-кдм с нормированным рабочим днем работа оплачивается в повышенном размере, что устанавливается трудовым договором.
В ряде случаев съемочным группам приходится производить работы в ночное время. Трудовое законодательство определяет ёто как период с 22 до 6 часов. Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов может определяться коллективным договором, локальными нормативными актами либо соглашением сторон трудового договора.