Организация маркетинга на кинопредприятии 23 страница

При печати с цветных негативов помимо экспозиционного необходимо также и цветовое корректирование. Дли этого исполь­зуют так называемые электронййе ^ветоанализаторы. Цветоуста-новщик настраивает изображение на экране цветного телевизора, Манипулируя тремя ручками* цветовой коррекции. Добившись наи­лучшей цветопередачи, он нажимает кнопку — и'йа перфоленте Пробивается паспорт, при печати с которым такое же изображе-

ние получится на цветной позитивной пленке. После этого печа­тают первую пробную копию. По первой копии проверяют копи­ровальный паспорт, синхронность, качество монтажа негатива, качество звучания фонограммы.

Оригинал перезаписи записан на магнитно-оптическом диске. На этом же диске записаны: речевая фонограмма, совмещенная фонограмма шумов и музыки, фонограмма иноязычных и иност­ранных реплик и фонограмма чистого аккомпанемента к вокаль­ным номерам (только для мультфильмов).

i Административная группа готовит следующие обязательные сопроводительные документы:

1) прбкатное удостоверение в двух экземплярах;

2) метражная справка;

3) монтажные листы с печатью; по ним проверяют состояние копии в процессе ее эксплуатации, восстанавливают утраченные при демонстрации куски. После представления копии фильма на одной пленке с монтажными листами в отдел по контролю за репертуаром выдается разрешительное удостоверение на показ фильма;

4) акт ОТК о качестве негатива;

5) протокол комиссии студии с участием оператора и звуко­оператора фильма, об утверждении представляемой копии в каче­стве эталонной.

Анализ законченного кинопроекта

Анализировать необходимо не только неудачи, но и успехи. Анализ по итогам производства делают директор картины, второй режиссер, редактор и бухгалтер. На основании его результатов продюсер дает оценку работе.

Из анализа работы съемочной группы продюсер делает оргвы­воды и оставляет на студии самых достойных профессионалов. Бухгалтер готовит таблицу расходов: смета и фактические расходы по воем статьям сметы.

Шорой режиссер анализирует сценарный и фактический мет­раж. Он изучает творческий метод съемки фильма, стараясь выя­вить как находки, ^$к и просчеты. Анализу подвергаются творчес­кие решения, монтажные приоритеты, вкус постановщика. Таки­ми эпизоды и сцены были в сценарии, такими были снятий, наконец, такими вошли в фильм. Иногда обнаруживается исчез­новение целых сцен и взамен появление новых. Что дало это филь­му? Это определяет или редактор, или арт-продюсер компании.

Директор же картины анализирует сначала технологическую ■епочку движения фильма: как съемочная группа использовала рабочее время на каждом этапе; если были простои» то исследуют­ся их причины, а также соотношение рабочих, съемочных и под­готовительных дне$. Он также проводит сравнительный анализ каждой статьи сметь?.

Тут и выявляется, что эпизод, снятый на два дня раньше сро­ка, в фильме выглядит вяльш и невыразительным, а эпизод, с которым группа мучилась на шесть дней больше срока и за кото­рый продюсер лишил премии режиссера, полностью вошел в фильм, блистая изящной актерской игрой й превосходной опера­торской работой.

Такой подробный анализ обнажает как сильные стороны ру­ководства проектом, так и слабые.

Руководство, анализируя неудачный фильм, всегда возлагает ответственность на продюсера. И это справедливо. Пусть даже в фильме явно заметны режиссерские просчеты, операторские про­махи или вялая игра актеров, все равно виноват продюсер, со­бравший такой ансамбль.

Анализ законченного фильма важен не только для продюсера, он важен для всех творческих работников, но особенно для ре­жиссеров, "Йаучиться анализировать — это все равно, что полу­чить второе высшее образование. Опыт режиссера (постановоч­ный, жанровый, психологический) значит очень многое.

ГЛАВА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

16.1. Общие основы организации техники безопасности

Прошедшее десятилетие отмечено реализацией продюсерской модели кинематографа, созданием различных негосударственных фильмопроизводящих организаций, не имеющих, как правило, собственных производственно-технических баз. Постепенно в фильмопроизводство внедряется продюсерский подход, предпо­лагающий ответственность производителя аудиовизуальной про­дукции не только в производственно-финансовой области, но и в вопросах безопасности постановки фильма, сохранения здоровья и жиЗни работников, компенсации за вред, причиненный здоро­вью в результате несчастного случая.

Большинство вновь образованных фильмопроизводящих струк­тур не имеют в своем составе служб и специалистов по охране труда, что ведет к слабой проработке вопросов безопасности тру­да, а иногда и к их полному игнорированию.

Приход в фильмопроизводство из других сфер деятельности зна­чительного числа новых работников административного состава, не имеющих специальной подготовки, сопровождается, как правило, низким профессионализмом в вопросах охраны труда, что особенно остро проявляется в условиях отсутствия единой отраслевой норма­тивной базы. Отсутствует единый для всех фильмопроизводящих предприятий порядок прохождения и оформления инструктажа по безопасности труда, журнала съемочной группы по охрайе труда, согласования сценариев и планов съемок со службой охраны труда.

В изменившихся экономических отношениях, предусматрива­ющих платность услуг, в том числе консультаций по охране труда, многие фильмопроизводящие организации в целях ложно пони­маемой экономии средств отказываются от привлечения соответ­ствующих специалистов.

По действующей модели кинопроцесса независимые киносту­жи самостоятельно определяют выбор технических баз для получе­ния различных технологическо-произюдственных услуг. Отсутствие единых отраслевых требований на этих базах обусловливает различ­ный уровень организации работ по охране труда. При этом съемоч­ные группы расцениваются как временные заказчики и в отношении их' не используется жесткий контроль в части охраны труда. Такая ситуация вызывает особую тревогу в связи с усилением сложнопос-тановочного характера фильмов, применением спецэффектов, трю-вков, строительством дорогостоящих декораций, участием кинозвезд.

Современные проблемы производственной безопасности зат­рагивают различные стороны процесса постановки фильма. Слож­ность этих проблем состоит в том, что их решение должно посто­янно обеспечиваться на всех объектах и этапах создания фильма, ^причем без ущерба для художественно-творческих аспектов. Ру­ководители съемочного коллектива — продюсер и режиссер — в 'Процессе постановки фильма могут оказаться в сложных произ­водственных ситуациях* когда необходимо умело и точно решать вопросы безопасности труда участников съемок.

Охрана труда является органичным элементом процесса про­изводства фильма. Она представляет собой систему мер по сохра­нению жи^т?'< и здоровья работников в процессе трудовой дея­тельности и включает правовые, социально-экономические, орга­низационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-про­филактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Организация работы по охране труда в производстве фильмов основывается на нормативно-правовых актах и другой норматив­но-технической документации; Права граждан на охрану труда и здоровья закреплены Конституцией РФ и конкретизированы в Федеральном законе «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и в Трудовом кодексе РФ (2002). В этих документах отражены в форме общих положений и требований все направления работы по охране труда. В развитие этих законодательных актов Правительством РФ и другими1 исполнительными органами власти самостоятельно или по согласованию с профсоюзами издаются документы по наиболее важным вопросам охраны труда межотраслевого значения.

Среди нормативно-технической документации важная роль в обеспечении благоприятных и безопасных условий труда принад­лежит системе стандартов безопасности труда (ССБТ). В задачи <ЗСБТ входит установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих тоебова-

Организация маркетинга на кинопредприятии 23 страница - student2.ru Организация маркетинга на кинопредприятии 23 страница - student2.ru ний безопасности к производственным процессам, требований к/ средствам защиты работающих, методов оценки безопасности труЩ требований безопасности к зданиям и сооружениям. Действую­щая в кинематографе оветема безопасности может включать госу­дарственные, отраслевые стандарты и стандарты отдельных пред­приятий. Следует отметить, что ССБТ не отменяет действие норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в со­ответствии с положениями об этих органах. Нормы и правила, которые утверждаются органами государственного надзора, и стан­дарты ССБТ должны быть взаимоувязаны.

Среди отраслевых документов главными являются действующие до сих пор Правила по технике безопасности и промсанитарии для киностудий системы Госкино СССР. Однако принятые в 1980 г., они не отражают изменений, произошедших в организационно-пра­вовых и экономических отношениях, уровня современного научно-технического развития аудиовизуальной сферы, требований новых стандартов ССБТ, строительных и санитарных норм и правил, норм безопасности, гигиенических и эргономических нормативов.

Общее руководство организацией охраны труда осуществляет­ся Министерством труда и социального развития РФ. Организа­ционно-методическое руководство и координацию мероприятий по охране труда в системе кинематографии осуществляет Мини­стерство культуры РФ.

В киноорганизациях руководство и ответственность за правиль­ную организацию охраны труда возлагаются на руководителя ц его заместителей, продюсеров. Ответственность за состояние ох­раны труда в цехах и на участках технической базы несут руково­дители цехов и отделов.

В съемочных группах руководство и ответственность за органи­зацию охраны труда возлагаются на продюсера (директора), а в его отсутствие — на заместителя директора съемочной группы. .Продю­сер (директор) обязан вести «Журнал съемочной группы по охране труда» (в нем фиксируется, какие организационные и технические мероприятия ж> созданию безопасдах условий работы в процессе постановки фильма необходимо провести) и Своевременно пред­ставлять его на утверждение заместителю директора киностудии по производству. Форма журнала приведена в приложении 1 в конце главы. Продюсер до начала съемок должен организовать изготовле­ние необходимых приспособлений, средств страховки и индивиду­альной защиты и их проверку. Он отвечает за безопасную эксплу­атацию технических и сценическо-постановочных средств, исполь-

«уемых при постановке фильма, за безопасные условия работы в йшоэкспедиции. Продюсер несет ответственность также за прове­дшие предварительного медицинского осмотра и инструктаж ра­ботников съемочной группы перед выездом в киноэкспедицию, дол­жен обеспечить правильное складирование, хранение и транспор­тировку оружия и пиротехнических изделий, своевременно соста­вить и угаердать схему выполнения пожароопасных и пиротехни­ческих работ и проинструктировать участников таких съемок.

* Лродюсер несет ответственность за несчастные случаи, кото­рые произошли в результате нарушения правил охраны труда в течение рабочего дня, а в киноэкспедиции и во время отдыха съе­мочной группы, за соблюдение мер предосторожности в условиях повышенной опасности при трюковых съемках. Наряду с продю­сером ответственность при подобных съемках несут режиссер-по­становщик и главный оператор фильма.

В прямые обязанности продюсера входит отмена съемки, если ша представляет угрозу жизни или здоровью участников или про­водится с нарушением правил техники безопасности. Иногда ки­нооператоры, режиссеры-кинооператоры студий кинохроники и другие специалисты работают самостоятельно* без съемочной груп-пы или без администратора. В подобных случаях ответственность за соблюдение безопасных условий съемки возлагается на самого кинооператора (режиссера-кинооператора).

Для. проведения непосредственной работы и осуществления контроля за охраной труда в каждой киноорганизации, осуществ­ляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится дол­жность специалиста по охране труда. В киноорганизации с чис­ленностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем. При отсутствии службы охраны тру­да или специалиста руководитель киноорганизации заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в областа -охраны труда. Кроме этого, в киноорганизациях с численностью более 10 работников создаются комитеты (комис­сии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители администрации, профсоюза или иного уполномо­ченного работниками представительного органа. Комиссия по ох­ране труда участвует в разработке коллективного договора, орга­низует проверки условий и охраны труда работников, проводит работу по предупреждению производственного травматизма и

Организация маркетинга на кинопредприятии 23 страница - student2.ru профзаболеваний. Обязанности работников в области охраны труда/
а также обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда установлены Федеральным законом «Об
основах охраны труда в Российской Федерации». /

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охра­ны труда в киноорганизациях независимо от организационно-пра­вовых форм должно осуществляться в размере не менее 0,1% сум­мы затратна производство продукции. Сам работник не несет расходов по финансированию мероприятий, направленных на улуч­шение условий и охрану труда.

Технологические процессы в фильмопроизводстве отличаются большим разнообразием, что связано с применением различных ма­териалов, оборудования, приспособлений, транспортных средств и т.д. Работу по квалифицированному надзору и контролю за охраной труда в киноорганизациях проводят государственные органы и инс­пекции, общественные организации Минкулыуры РФ. Каждый из этих органов имеет определенные функции,' четко разграниченные сферы деятельности и наделен соответствующими правами.

Различают государственный надзор* ведомственны^ админи­стративный и общественный контроль. Высший надзор за соблю­дением всех законов, в тйм числе в области охраны труда, возло­жен на Генерального прокурора РФ и на органы юстиции (проку­ратуры) субъектов Федерации.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний охраны труда непосредственно осуществляются Федеральной инспекцией труда (ФИТ) Минтруда России — единой федераль­ной централизованной системой государственных органов. В нее входят региональные государственные инспекции труда (респуб-ликанские^&сраевые, областные), подчиняющиеся ФИТ. В своем составе они имеют государственных правовых инспекторов и го­сударственных инспекторов по охране. Государственные инспек­торы имеют право беспрепятственно посещать любые предприя­тия, проводить расследования несчастных случаев, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам пред­приятий обязательные для исполнения предписания, приостанав­ливать работы, штрафовать виновных'должностных лиц.

Кроме ФИТ в настоящее время надзор и контроль за состоя­нием охраны труда осуществляет еще ряд специализированных государственных органов. Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) в лице государственных ин­спекторов труда осуществляет надзор за эксплуатацией подъем-

ных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды. На киносту­диях эти инспекторы участвуют в комиссиях по проверке знаний пфотехников-оружейников, вьщают им единые книжки взрыв­ника на право ведения работ. *

[ \ Государственный санитарный надзор за соблюдением предпри­ятиями?,' учреждениями, организациями гигиенических норм и са-нишрно-противоэпвдемических правил осуществляется Государ­ственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России. В ее состав входят санитарно-эпидемиологические стан­ции \СЭС) и их лаборатории.

Государственный надзор за правильным устройством, эксплу­атацией электрических и теплоиспользующих установок, элект­рических сетей и источников питания, за мероприятиями по их безопасному обслуживанию и рациональным расходованием энер­гии осуществляет инспекция Госэнергонадзора, действующая в системе Министерства энергетики Российской Федерации. В ее задачи входит следить За выполнением правил устройства и тех­нической эксплуатации подконтрольных объектов.

Среди органов, осуществляющих государственный надзор, не­обходимо назвать Госстандарт России, в обязанности которого вхо­дит надзор за соблюдением стандартов безопасности труда (ССБТ).

Государственный пожарный надзор в системе Министерства внутренних дел РФ осуществляет надзор за соблюдением пожар­ного режима на предприятиях, в организациях и учреждениях. Органы пожарного надзора разрабатывают и утверждают правила жажарной безопасности и контролируют их выполнение! на стади­ях проектирования, строительства и эксплуатации объектов про­изводственного и гражданского назначения.

Ведомственный контроль за условиями и состоянием охраны труда в фильмопроизводстве осуществляет Министерство культу-ры РФ. Административный (оперативный) контроль производит­ся службами и специалистами по охране труда, а также руководи­телями структурных подразделений киноорганизаций (продюсе­рами, начальниками отделов, цехов и т.п.).

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками предста­вительных органов, которые вправе создавать в этих целях соб­ственные инспекции. Профсоюзный контроль может быть инс­пекционным и общественным. Первый вид проводится технически-

Организация маркетинга на кинопредприятии 23 страница - student2.ru ми и правовыми инспекторами городских и областных комитетов профсоюза. Они имеют право не только выдавать предписания должностным лицам, но и накладывать штрафы, требовать приос­тановки работ. Общественный профсоюзный контроль ведется профсоюзными комитетами предприятий, кошггетами (кошгсш-ями) по охране труда, уполна^о^шшми (доверенными) лицами по охране труда за выполнением трудового законодательства, тех-нолого-технических и гигиенических нор^*

Анадаз травматизма в фильмопроизводстве показывает, что одной из его причин является недостаточное знание вопросов бе­зопасности труда. Поэтому обучение и инструктаж работников по этим вопросам относятся к числу действенных мер профилактики производственного травматизма.

По характеру и времени проведения различают следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый, целевой.

Работники основного состава съемочных групп проходят ввод­ный и целевой, а при необходимости и внеплановый инструктаж. Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда или заменяющим его лицом со всеми принимаемыми на работу в съемочную группу. Его цель — ознакомить людей с номами ох­раны труда, а также правилами работы в съемочных павильонах, на территории киностудии и в киноэйспедиции.

Разновидностью целевого инструктажа в производстве фильмов является инструктаж съемочных групп. Его проходит весь творчес­кий и административный состав съемочной группы, а также работ­ники, обслуживающие съемочный процесс. Инструктаж проводит продюсер (директор съемочной группы), и его результаты заносят в специальный журнал по охране труда съемочной группы. '

Внеплановый инструктаж проводят с целью ознакомить работ­ников с вновь вводимым или изменяемым технологическим процес­сом, с новым производственным оборудованием, применение кото­рого изменяет условия безопасности труда. Этот вид инструктажа проводится также в случаях нарушений работниками съемочной груп­пы требований безопасности труда, которые могут привести или при­вели к травме, аварии или пожару. Все ввды инструктажей подлежат регистрации. Помимо инструктирования в киноорганизациях пери­одически, не реже одного раза в три года, проводится проверка зна­ний по охране труда руководителей и специалистов.

Работа по профилактике производственного травматизма в фильмопроизводстве направлена на предотвращение несчастны^ случаев. Однако полностью их ликвидировать пока не удается.

\ Своевременное и (тщательное расследование каждого несчастного Лучая позволяет выявить его причины, установить виновных и меру щ ответственности, принять конкретные меры по профилактике.

1 Расследование и учет производственногр травматизма ведутся в соответствии с Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев т производстве. Согласдо этому документу все несчастные случаи, вызвавшие потерю трудоспособности не менее, чем на один день, подлежат расследованию и оформляют­ся актом по форме H-L Акт является первичным документом, на основании которого потерпевшему выплачивается пособие по вре-з^енной нетрудоспособности или устанавливается пенсия по ин­валидности, О каждом из них пострадавший или очевидец сооб­щает непосредственному руководителю работ (директору съемоч-дой группы, начальнику цеха, мастеру), который должен немед­ленно организовать первую медицинскую помощь пострадавшему. По возможности на месте несчастного случая до расследования со­храняется та обстановка, какой она была в момент происшествия. Продюсер (директор съемочной группы) обязан срочно сообщить о случившемся руководству киностудии. Администрация киностудии должна сформировать комиссию по расследованию несчастного случая с указанием персонального состава. В состав комиссии вклю­чаются представители работодателя, а также профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве (продюсер, директор съемочной группы), не может принимать участие в расследовании. Состав комиссии утверждает­ся приказом руководителя киноорганизации. Каждый случай трав­матизма фиксируется в специальном журнале регистрации несчас­тных случаев на производстве.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть-проведено в течение трех суток с момента происше­ствия. На «основании расследования комиссия составляет акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземп­лярах. В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований по охране труда. При групповом несчаст-? ном случае акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. Составленный акт подписывается членами комиссии, утверждает­ся руководителем киноорганизации и заверяется печатью. После этого он регистрируется в журнале регистрации несчастных ояу-чаев на производстшгвдин экземпляр акта выдается пострадав-

шему не позднее трех дней после окончания расследования. Дру/ гой экземпляр хранится вместе с материалами расследования в организации в течение 45 лет. В отношении групповых несчаст­ных случаев (2 и более пострадавших)* несчастных случаев с воз­можным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертель­ным исходом действует особый порядок расследования и оформ­ления, установленный указанным Положением.

Если пострадавший своевременно не сообщил о произошед­шем с ним несчастном Случае или если потеря трудоспособности наступила не сразу после несчастного случая, а спустя некоторое время, расследование проводитсй по заявлению пострадавшего или доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявле­ния. Доказательством получения травмы может служить справка из медицинского учреждения о характере травмы и возможной причине ее происхождения, а также показания очевидцев.

Временная или постоянная нетрудоспособность, наступившая в результате несчастного случая на Производстве, связана для по­страдавшего работника с материальными потерями и дополнитель­ными расходами. К числу последних относятся затраты на приоб­ретение лекарств, санаторно-курортное лечение и др. С целью обес­печения социальной защиты лиц, пострадавших от несчастных слу­чаев на производстве или получивших профессиональные заболе­вания, в 1998 г. был принят Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Смысл закона состоит в предос­тавлении социальных гарантий пострадавшим на производстве, независимо от финансового положения работодателя. Защиту ин­тересов работников осуществляет страховщик — Фонд социально­го страхования РФ. Как следует из закона*, страховые тарифы ста­вятся в прямую зависимость от условий и состояния охраны труда в отрасли. Они могут быть уменьшены или увеличены. Кроме того, в зависимости от условий и состояния охраны труда в конкретной организации ей могут быть установлены скидки или надбавки к страховым взносам в размере до 40% страхового тарифа, предус­мотренного для соответствующей отрасли. Таким образом форми­руется механизм экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда своих работников.

Порядок отнесения отраслей к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профзаболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на произ-

водстве и профзаболеваний установлен правилами, утвержденны-щ Правительством РФ в 1999 г.1 Согласно этому документу филь-мфпроизводящие организации отнесены к*4-му классу професси­онального риска. Это означает, что страховой тариф равен 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям застрахованных.

1612. Рабочее время и время отдыха на киностудиях

Рациональная организация труда и отдыха является одним из главных факторов, влшцощих на работоспособность человека. Практика показывает, что в тех съемочных группах, где проду­манно решаются эти вопросы» производительность труда и каче­ство работы выше, случаи травматизма и заболеваний реже.

| На филъмопроизводящие организации2 в полной мере распрост­раняется действующее трудовое законодательствр.. Так, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. В рабочее время засчитывается все время, затраченное работниками на подготовительную работу к съемкам, их проведе­ние и обслуживание с щщеита явки на работу до момента ее окон­чания. Но специфика фильмопроизводства вносит особенности в режим труда работников съемочных групп и цехов технической базы |ЦНИОстудий> Так, например, режимные киносъемки ведутся в опре­деленное время суток^еобходимость снять какие-либо текущие (Србытия вынуждает работать в выходные и праздничные дни; съем-;ка на натуре требует устанавливать продолжительность смены в за-|№симости от величины светового дня; при съемке детей необходимо учитывать сокращенное время их работы. В Трудовом кодексе РФ определено, что для творческих работников организаций кинема­тографии, теле- и видеосьемочных коллективов, средств массовой информации продолжительность ежедневной работы ^мены) мо­жет устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми дасгами, в том числе локальными, а также коллективным договором фиш трудовым договором. Поэтому при производстве фильмов по­мимо общих действуют и специальные положения, регулирующие вопросы режима труда работников киностудий: Положение о рабо­чем времени и времени отдыха работников съемочных ipyrm и об­служивающих цехов киностудий, Положение об условиях труда не­совершеннолетних исполнителей ролей, занятых на киносъемках.

1 Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессиональ­
ного риска.

2 Далее — киностудии.

Принципиальное значение для организации труда сотрудников киностудии имеет их принадлежность к категориям работников/с нормированным или ненормированным рабочим днем. Трудовой кодекс определяет ненормированный рабочий день как особый ре­жим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень долж­ностей работников, для которых установлен ненормированный* ра­бочий день, устанавливается коллективным договором, соглашени­ем или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Среди основных участников съемочной группы ненормирован­ный рабочий день имеют: режиссер-постановщик, режиссер, ж ас­систенты и помощники, главный кинооператор, кинооператор и их ассистенты, художники-постановщики, звукооператор, администра­тивная группа. К работникам с нормированным рабочим днем отно­сятся главным образом лица, обслуживающее цеха киностудии: ос­ветители, механики по обслуживанию звуковой и съемочной техни­ки, установщики декораций, гримеры, реквизиторы, пиротехники-оружейники, бутафоры-декораторы, монтажницы и др. Для них су­ществует месячный учет рабочего времени в соответствии с его ме­сячной нормой, которая устанавливается расчетным путем. Если съем­ки ведутся вне студии, для всего состава съемочной труппы устанав­ливается ненормированный рабочий день. В связи с этим рабогни-кдм с нормированным рабочим днем работа оплачивается в повы­шенном размере, что устанавливается трудовым договором.

В ряде случаев съемочным группам приходится производить работы в ночное время. Трудовое законодательство определяет ёто как период с 22 до 6 часов. Порядок работы в ночное время твор­ческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъе­мочных коллективов может определяться коллективным догово­ром, локальными нормативными актами либо соглашением сто­рон трудового договора.

Наши рекомендации