Подходы к архивации (бэкапу) фотографий и каталогов

После того, как определитесь с количеством, можете заморачиваться и собственно сохранением на будущее. Нет, конечно, предыдущий шаг можно и пропустить, но не понимать его важность преступно: если вы не будете управлять потоком фотографий, которые снимаете, он сам будет управлять вами — вам не захочется его разбирать, даже приближаться будет лень, потому что объем будет неимоверным, причем разрастаться в объеме будет примерно с той же скоростью. Со временем, правда, темп спадет (вы будете руководствоваться при съемке уже другими принципами, к примеру, «у меня таких уже куча, до сих пор не напечатал»), что приведет скорее не к более рациональному отбору лучших, а к депрессии и творческому кризису.

Получается, одну проблему — количества — мы уже нашли как решить. Осталась вторая, сохранности. Сохранить фотографии важнее всего для себя лично. Представьте, что в один день вы возьмете и забудете года четыре своей жизни… неприятно, правда? А ведь примерно так бывает, если вдруг диск компьютера выйдет из строя. Значит, вам нужно определить методику процесса архивации, в зависимости от ваших целей и задач. Понятно, что простое сохранение домашнего архива — это одно, клиентских свадебных фотографий другое, а вот серьезной коммерческой работы — совсем третье дело. Мы попытаемся рассмотреть более приземленные способы, потому что совсем профессионалы прекрасно обойдутся и без наших советов, так как решения имеют готовые.

Прежде всего, попытайтесь представить, как будете чувствовать себя, если внезапно потеряете все фотографии без возможности восстановления — много ли в итоге волос у себя на голове оставите, оставите ли в стене вмятины от головы и пр. Это будет для вас мотивирующим фактором.

Выберите способ архивации фотографий. Бэкап не обязательно должен быть прямым, он может быть и сложным, автоматическим, ручным — все зависит от целей и доступных сумм. Кстати, еще до бэкапа обеспечьте себе резервное питание — купите любой вменяемый блок UPS (блок бесперебойного питания) и подключите к нему компьютер и, желательно, все внешние диски, которые того требуют.

  1. Простой вариант. Самый простой вариант — это попросту обеспечение возможности копирования фотографий на внешний диск на регулярной основе. Желательно для этого взять специальную программу, которая всем и будет заниматься.
    • бэкап на DVD — регулярная запись папочек с файлами на диски, которые подписываются специальным маркером по датам. Хорошо подходит для ситуаций, когда домашний фотоархив рассортирован по датам, к примеру, закачки фотографий в него через специальный софт. Очень хорош для ситуаций с уже отобранными хорошими и откинутыми плохими, тогда каждый DVD лучше записывать в 2 копиях, а записанные папки перемещать в отдельную, например «Archived» внутри папки с фотографиями, чтобы потом не путать. Требуется программа для записи DVD и стопка хороших DVD (не знаю, где их взять). 1 DVD сейчас стоит около 15 рублей, но сказать, что он хороший, не могу. ПО есть бесплатное и коммерческое.
    • бэкап на внешний диск — вариант изложенного выше, просто дублируются папки не программой для записи дисков, а специальной программой для создания и управления бэкапами. Внешний диск желательно держать отдельно от компьютера, подписанный (на нем там и должно быть указано — «для бэкапа фотографий») и постоянно отключенный, подключаемый через USB или Firewire при необходимости осуществления бэкапа. Стоит ли говорить, что диск должен использоваться исключительно по своему основному назначению? Правила бэкапа, затронутые папки и прочее уже определяется лично, но желательно, чтобы диск был не меньше по емкости, чем диск с фотографиями. Требуется подключаемый внешний диск и специальная программа синхронизации файлов. Внешние диски стоят от 2000 руб. (за 1 Тб, на сегодняшний день), ПО есть бесплатное и коммерческое.
    • бумажный бэкап — просто печать фотографий, про которую мы часто забываем. Цена зависит от выбора печатника, так как все они предоставляют разные услуги по цене и качеству. Ценники начинаются от 3.40 в Нетпринте.
    • бэкап в интернет-хранилище или внутренний сервер — неплохой вариант, когда у вас есть сервер с доступом через интернет или просто сервер в компьютерной сети с большим стеком RAID. Можно воспользоваться готовыми решениями для бэкапа на западе, там ценники начинаются от 25 долларов в год, но имеют ограничения, либо поднимаются до 100 и ограничения здесь становятся уже более гибкими. Осмысленные решения есть у Mozy, SmugVault и Picasa, а также у некоторых других, стоит только поискать — за деньги на Западе делают все.
    • бэкап на стримерные кассеты — стримеры являются стандартным решением для небольших компаний или индивидуальных предпринимателей (фотографов), потому что могут хранить внушительные объемы информации в течение долгого времени, обеспечивая высокую надежность, зато осуществляться это может с требуемой регулярностью. Решения коммерческие и требуют серьезных вложений на начальном этапе.
  2. Комплексный вариант. Комплексный вариант предполагает не столько направления бэкапа, сколько сам подход. Дело в том, что фотограф сегодня имеет файлы разной ценности и разной периодичности обращения к ним, отчего и подход к бэкапу этих файлов должен различаться.
    • быстроизменяющиеся файлы → в онлайн-хранилище или внешнюю флешку. Lightroom, к примеру, имеет встроенный алгоритм бэкапа фотографий, предлагая сохранить каталог после редактирования в любое удобное место. Учитывая то, что это не просто текстовые данные, а результаты кропотливой работы над файлами, ценность их очень велика, можно бэкапить и каждый раз при выходе их программы. Как вариант бэкапа, есть и интернет-флешки, вроде Dropbox или Skydrive. Регулярность — каждый день или при каждом выходе из программы.
    • файлы в недеструктивной работе → на промежуточный диск, в интернет-хранилище или на вместительную внешнюю флешку. Исходники для редактирования не трогаются конвертерами, разве что при редактировании во внешних программах к ним добавляются подпорченные вашими руками версии в виде файлов tiff, которые желательно туда добавлять. Регулярность — при начале работы и несколько раз в процессе, в зависимости от доступности времени и ценности файлов. При импорте в Lightroom есть опция «дубликата», которой надо обязательно пользоваться, а в процессе можно использовать программы синхронизации.
    • обработанные файлы и исходники → на внешний диск, DVD, интернет или стример. После окончания работы необходимо обеспечить уже сохранность данных от вашего собственного или чужого влияния. Этому и служат системы постоянного хранения, которые вы выбираете для себя. Регулярность — по необходимости специальной программой или автоматически другой специальной программой.
  3. Географический фактор — сам факт осуществления бэкапа спасает вас от ваших действий или несостоятельности железного монстра, но не гарантирует сохранности в случае внешних факторов, к примеру. Кража, пожар, землетрясение — довольно редкие происшествия, которые, тем не менее, могут усугубляться еще и потерей воспоминаний даже в бумажной форме, так что если останется хотя бы электронная, будет чем смазывать раны теплыми вечерами перед камином. Интернет-бэкап решает эту проблему автоматически, а вот диски надо просто стараться хранить отдельно: у родителей, на работе в сейфе, в депозитной ячейке — в зависимости от доступности вариантов и преференций.

Программы для архивного копирования (бэкапа) и синхронизации





подходы к архивации (бэкапу) фотографий и каталогов - student2.ru

Отвлечемся от интернет-сервисов и обратимся к приложениям, которые устанавливаются на компьютер — это именно те, о которых мы говорили выше. Предпочтение мы отдаем бесплатным, потому что коммерческие версии вы можете найти и в рекламе, и в поиске, причем, очень быстро.

Следует сделать отдельную оговорку: прежде чем приступать к синхронизации вообще, в меню Панель управления → Администрирование → Управление дисками вашей операционной системы удостоверьтесь, что внешний диск подсоединяется каждый раз одной и той же буквой, помогают также конкретные ярлыки для внешних дисков. Обычно достаточно просто назначить диску постоянную букву из конца алфавита, чтобы не было путаницы.

Синхронизатор 1.17 — простая и бесплатная программа отечественного производства, рекомендованная нашим читателем Сергеем в качестве инструмента, который он использует. Поддерживаются разные направления или одно, удаление файлов и папок, если нужно. Возможность создавать несколько заданий синхронизации.

FreeFileSync — бесплатная западная программа для синхронизации папок с двух сторон, не перегруженная излишними графическими деталями — рекомендована нашим читателем chicago. Просто сравнивает и копирует в нужную сторону. Можно добавлять папки перетаскиванием, есть поддержка нескольких заданий, возможность управления из строки.

SyncToy — программа разработки Microsoft и, тем не менее, бесплатная. Выбирается несколько вариантов синхронизации, возможность запускать один или выборочно несколько из всех или все подряд, сохраняет данные в небольших файликах, чтобы знать, что синхронизировано.

Конкретный пример бэкапа фотографий

Наверное, неинтересно читать теорию безо всякого выхода на практику, верно? Я тогда просто расскажу, как построен процесс в настоящее время у меня — это будет конкретным примером использования указанной выше схемы.

Так как я не являюсь фотографом-профессионалом, и большая часть моей халтуры идет от свадеб (в плане цены, как правило, не в плане работы). Относительно общего объема моих снимаемых фотографий, получается зависимость примерно 30-70%, большинство за коммерческими съемками, это обусловливается спецификой съемки. Поэтому, кстати, домашний фотоальбом имеет не такое большое значение в общем объеме, но, тем не менее, внимания заслуживает.

С домашним ситуация понятна — он у меня иногда зависает, причем подчас даже на год, к примеру, разбираю я его, когда есть довольно много времени, обрабатываю единым каталогом Lightroom (я уже писал, что особенность моей работы с Lightroom состоит в том, что я создаю каталог под каждый проект), удаляя из него навсегда мною забракованные. Получается, что фотографии годичной давности могут зависать на довольно долгое время, создавая мусор на диске, в плане объема — потом, благо, это количество значительно сужается. Исключения здесь — отпуски, после приезда из которых я стараюсь довольно оперативно их обрабатывать.

Коммерческие проекты остаются храниться на диске полностью, чтобы были в наличии источники, причем каталог Lightroom хранится в папке рядом с ними — так он всегда доступен. Удалять забракованные я пока не решился, не то чтобы жалко, просто, получается, что они не мои, но все больше прихожу к выводу, что в старых каталогах их надо все-таки удалять. Видимо, пока место не подпирает.

Для фотографий отведен отдельный диск, подключенный к компьютеру внешним под буквой Z. Больше на этом диске нет ничего, соответственно, мучений с тем, что именно бэкапить, не возникало, когда я над бэкапом только задумался. Диск WD Mybook Edition емкостью 1 Тб, приобретался года два назад. Именно в тот момент я решил, что хранить фотографии на системном диске непредусмотрительно. Сейчас забит на 380 Гб, из которых порядка 50 Гб — неразобранные фото бытового характера за последний год.

После съемки карточки дома перегружаются в компьютер через Nikon Transfer (программа автоматом все складывает в папочки по датам перекачки и прописывает копирайты прямо в файлы NEF, а не в пресет в Lightroom), потом добавляются в новый каталог на внешнем диске Transcend 320 Гб, который я использую для работы над картинками. Получается в итоге две копии. Иногда, впрочем, я делаю по-другому, перекачиваю в компьютер через Lightroom, делая вторую копию через интерфейс импорта. В любом случае, исходники существуют в двух копиях, одна рядом с каталогом на переносном рабочем диске, вторая на диске с фотографиями. Если одна внезапно умрет, восстанавливается из другой. Это важно, потому что, как правило, это ценные клиентские фотосессии, за которые предоплата уже внесена, и падать лицом в грязь нельзя — да и вообще нельзя, это же репутация. Когда работаю на выезде, копирую карточки просто на диск нетбука. Один раз это избавило меня от головной боли, потому что случайно форматнул не ту карточку в фотоаппарате.

Работаю я на двух компьютерах, отчего и решение такое мобильное — каталог на съемном диске, там же в подпапке исходники. Отсюда же необходимость создавать каталоги под каждый проект, они получаются гораздо легче. В настройках каталога Lightroom указываю делать бэкап при каждом выходе. Немного раздражает, но проще иногда отказаться, чем потом грызть ногти. Бэкапится файл каталога в папку Dropbox/LR Backups откуда старые с какой-то регулярностью вычищаются. Это обеспечивает мне крайне оперативное сохранение моей жизнедеятельности над картинками.

По окончании работы с проектом он экспортируется в виде каталога на диск с фотографиями. Старая папка с простыми исходниками после проверки работоспособности каталога удаляется. Хранятся коммерческие в отдельной подпапке, рассортированные в дополнительные подпапочки по видам деятельности.

Примерно пару раз в месяц провожу полный бэкап всего диска программой SyncToy с купленным для этих целей внешним диском WD Elements на 1 Тб. Синхронизация в режиме Echo — то есть, односторонняя, но с необходимостью удаления удаленных на диске с фотографиями. Диск на это время подключается, впоследствии отключается. Хранится диск на работе в сейфе, что обеспечивает и географическое разнесение копий.

В последнее время взял себе за привычку делать еще два параноидальных шага:

  • дома бэкапить рабочие каталоги с рабочего диска (карманного) на системный, в специальную подпапку для бэкапа фотографий — целиком, каталог вместе с исходниками. Оперативных каталогов у меня редко бывает больше 4-5 штук, так что объем невелик для внутреннего 320-гигового диска. По перенесению каталога в архив он удаляется из оперативно архивируемых, переходит в постоянные.
  • оставлять абсолютно все каталоги хотя бы в одной копии в Dropbox — даже если они уже находятся на постоянном хранении на двух дисках. Я прекрасно понимаю, что сильно ситуацию это не вылечит, если вдруг оба диска умрут, но это все равно успокаивает.

В заключение…

… хочется сказать, что мой опыт здесь приведен не в качестве панацеи и абсолютно универсального решения на все времена. Это просто один из работающих вариантов, построенных по моей же логгике, описанной выше. Применим он для личных целей или для небольших коммерческих проектов — для более серьезных проектов нужно и решения искать соответствующие, а просто домашний архив может обойтись и «простой» схемой. В общем, соизмеряйте ваши затраты с вашими задачами и будьте разумны, не надо покупать себе сервер и стример на него со сменой кассет по графику, если у вас дома просто домашний архив — все-таки диски не настолько ненадежны, чтобы настолько отдаваться в руки своей паранойе.

Почитайте дополнительно:

Бэк-фокус

Представьте себе страшную картину: купили вы зеркальный фотоаппарат, а картинки с него выходят нечеткими. Впрочем, если присмотреться к снимкам, вы обнаружите, что фотоаппарат сфокусировался, просто в зону фокуса попал совершенно другой объект, не тот, который вы снимали в качестве главного. Хорошо, кстати, если у вас ПО поддерживает пока точки фокусировки прямо на картинке. Фокус, в таких случаях, «уползает» назад, к фону (т.е., дальше объекта, тогда его название — «бэк-фокус», от англ. back focus) или наоборот, ближе к переднему плану (т.е., перед объектом, тогда он называется «фронт-фокус», от англ. front focus) — оба этих феномена принято все равно объединять термином «бэк-фокус», потому что, даже если учесть, что они друг другу находятся в оппозиции, по сути, все же остаются одним явлением, ведь автофокус промазал. Конечно, такие проблемы могут быть и от рук: стоит включить ручную фокусировку и забыть или фокусировку по ближайшему объекту, в то время как человек находится за кустами. Более того, может ошибаться и сама система автофокуса. Но если проблема регулярная, стоит обратиться в сервис-центр за процедурой, которая называется «юстировкой».

Наши рекомендации