Занятие 17. ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ПОСТУПКИ

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

1. В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему

помочь разобраться в том, за что он был наказан.

Чтение стихотворения:

ДОБРОТА

Вчера решил я Подарил я

Добрым быть, Свете мячик,

Всех уважать Подарил я

И всех любить. Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку,

Зайца

И собачек.

Шапку,

Варежки

И шкаф

Подарил

Я Гале...

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

(Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

— За что был наказан Антоша?

— Правильно ли поступили взрослые?

— Что значит — быть добрым?

Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия «доброта»:

— Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

2. Рассматривание иллюстрации.

Детям предлагается подумать, что произошло:

— Кто обидел маленького мальчика?

— Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?

— Какие слова и как мог произнести обидчик?

— Кто защитил маленького мальчика?

— Как можно назвать его поступок?

В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:

— Слабого всегда выручай.

— Стыдно обижать маленьких и слабых.

Занятие 17. ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ПОСТУПКИ - student2.ru

3. Тренинг эмоций.

Детям предлагаются фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне» и т.п. произнести:

— грубо, со злостью, громко;

— вежливо, спокойно.

Вопросы:

— Что вы ощущали, когда к вам обращались грубо; вежливо?

— Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо; вежливо?

— Бывали ли у вас случаи, когда вы разговаривали с кем-нибудь грубо, со злостью? Почему?

— Что вы чувствовали при этом?

— К чему может привести грубость?

4. Упражнение: «Добрый—злой».

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:

— Кто из них — добрый, а кто — злой?

— Как вы об этом догадались?

— Чье изображение вам больше понравилось? Почему?

5. Игра «По кочкам».

Антошка предлагает поиграть в капризных лягушек.

Подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Взрослый тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры взрослый может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы «Ква-ква, подвинься!»

6. Рисование. «Дорисуй картинку»

Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить.

Задача детей — увидеть в штрихах образ и дорисовать его.

Занятие 17. ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ПОСТУПКИ - student2.ru

Упражнение «Танец»

По окончании рисования взрослый предлагает Антошке рассказать о своей картинке с помощью танца. Задача ребенка — выразить в танце созданный в рисунке образ.

(Для фона рекомендуется использовать любую подвижную музыку в быстром темпе, но без текста.)

Занятие 18.

Цель: учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.

В гостях у детей — мальчик Антошка. Взрослый сообщает о том, что Антошка очень любит смотреть мультфильм «Ну, погоди!» (А вы?) Взрослый предлагает посмотреть фрагмент.

Волк приходит на стройку. Увидев Зайца, он решил его поймать. В это время Бегемот дает Волку батарею, чтобы тот отнес ее в здание. Волк относит батарею и снова встречает Зайца. Погоня за Зайцем. Заяц оказывается в тупике. И здесь Волк решил, что он его поймал. Бегемот дает волку задание заложить стену. Волк быстро выполняет

задание, думая, что теперь-то он уж точно сможет поймать зайца, но случилось неожиданное: волк сам себя замуровал в стене. Ему ничего не остается, как пробить стену. В итоге волк оказывается в больнице.

Беседа по содержанию мультфильма

— Антошке в мультфильме нравится то, как Волк постоянно ссорится с Зайцем. А вам что нравится в мультфильме? Почему?

2. Тренинг эмоций.

Покажите, как:

— сердится Волк;

— Заяц боится Волка.

Что вы чувствовали, когда изображали Волка, Зайца?

3. Сочинение новой версии очередной серии мультфильма «Ну, погоди!»

— Представьте себе, что в вашей новой серии мультфильма «Ну, погоди!» Волк должен подружиться с Зайцем. Волк долго думает, но не знает, с чего начать.

А как вы думаете, с чего должен начать примирение Волк? Взрослый выслушивает ответы детей, выбирает оптимальный вариант и предлагает провести «репетицию съемки» новой серии мультфильма.

4. Поведенческий тренинг.

Распределяются роли, и дети демонстрируют сцену примирения Волка и Зайца с помощью диалога, мимики, жестов.

— Какой Волк вам больше нравится: злой, сердитый или

внимательный, добрый? Почему?

— Какие вы знаете мультфильмы, где Волк совершает добрые поступки? («Осенние корабли», «Волк и лиса», «Самый маленький гном».)

— В каких мультфильмах Волк причиняет вред, боль другим? («Три поросенка», «Красная шапочка», «Семеро козлят».)

— Какие поступки Волка вам больше нравятся? Почему?

Взрослый, обращаясь к Антошке:

— Тебе понравилась новая серия мультфильма «Ну, погоди! » (Да!)

С помощью сказочного персонажа взрослый делает вывод:

— Добрый волк очень симпатичный, потому что он умеет

дружить, никого не обижает, с ним весело.

Взрослый обращает внимание детей на то, что сегодня они сделали все вместе одно доброе дело: подружили Волка с Зайцем, и этот поступок они могут записать в Волшебную книгу.

(Берет ручку и на одной из страниц делает очередную запись.)

5. Анализ собственных поступков.

Вопросы к детям

— А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?

— Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?

— Что вы чувствовали, когда поступали плохо?

— Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?

— Что чувствовали те, кому вы помогали?

6. Игра «Хорошо-плохо».

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие Хорошие

1) порвал блузку; 1) защитил слабого;

2) обидел друга; 2) проведал больного друга;

3) поссорился с мамой; 3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка; 4) помог младшей сестре

5) ударил котенка; одеться и др.

6) разрушил птичье гнездо.

7. Рисование «Графическая музыка».

Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки.

По окончании рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.д.

Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом дру-гого цвета.

Наши рекомендации