Учимся считать: математические игры
Возраст 2–6 лет
Кружочки
Для игры вам понадобятся:
• двадцать кружочков из картона или пластмассы (двух цветов). Можно использовать пуговицы, бусины или нечто похожее. Вместо кружочков можно использовать абсолютно одинаковые сюжетные картинки, любой счетный материал;
• несколько шаблонов десятка. Можно использовать поддоны на десять яиц или приклеить на картонку вплотную друг к другу (в два ряда по пять) спичечные коробки;
• сюжетные картинки или игрушки;
• игровое поле – большой лист бумаги, расчерченный на клетки по размеру кружков (или других игровых элементов, заменяющих кружки);
• набор цифр – написанных на небольших картонках или позаимствованных из любой игры, например из магнитной азбуки.
Цель игры:
• знакомство с количеством, цифрами;
• развитие логики, внимания, памяти.
Знакомимся с количеством
Один, много, несколько
Возьмите две любые игрушки, например куклу и медвежонка или две машинки. Одному из персонажей дайте один кружочек, другому – все остальные (или погрузите кружочки в машины). Спросите у ребенка, где один, а где много. Попросите дать один или несколько кружочков каждой из его любимых игрушек.
* * *
Выложите перед малышом на белый лист бумаги один, два, три, четыре и пять кругов (одного цвета). Показывая кружки, говорите громко и ясно: «Один», – добавляете еще один и говорите: «Два», – добавляете еще один и говорите: «Три». Дойдя до пяти кружков, возвращаетесь обратно (то есть убираете по одному кругу, говоря: «Пять, четыре…»). Дайте малышу две-три фигуры и предложите ему класть и убирать их со стола по очереди с вами.
* * *
Проделайте то же самое, но с кружочками двух цветов, обращая внимание на то, что два – это один и еще один (например красный и синий), а четыре – это два и два или один и три.
* * *
От раза к разу меняйте цвет кругов и количество кругов каждого цвета (1 + 4 или 2 + 3). Затем постепенно добавляйте в игру по одному кружочку. То есть, поиграв несколько раз с числом пять, начните играть с числом шесть. Потом добавьте еще один круг и по-разному поиграйте с семью кружками и так далее.
* * *
Когда дойдете до десятка, попробуйте расставить кружочки не просто так, а в определенном порядке. Возьмите шаблон десятка и размещайте на нем кружочки одного цвета, заполняя сначала нижний, а затем верхний ряд (слева направо).
Обратите внимание малыша на то, из чего состоит десяток: замените один кружок на кружок другого цвета, затем еще один и так далее. Малыш увидит все варианты сочетаний фигур двух цветов в десятке (1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6, 5 + 5, 6 + 4, 7 + 3, 8 + 2, 9 + 1).
* * *
Слева положите на стол заполненный шаблон десятка, а справа – пустой шаблон. Начните заполнять второй шаблон по одному кружку (сначала берем только пять кругов). Кладете один кружок и говорите: «Десять и один – одиннадцать». Малыш добавляет еще один круг, вы говорите: «Двенадцать» и так до пятнадцати, затем возвращаетесь обратно к десяти. И так далее.
* * *
Кроме выстраивания кружков десятками на шаблоны, попробуйте делать из них дорожки, в которых десятки будут отличаться по цвету. Можно выстраивать из кружков прямоугольники, круги, треугольники, другие фигуры. Каждый раз считайте, сколько у вас кружков того или иного цвета. Убирая кружки, ведите обратный счет.
* * *
Выложите на стол два числа (на шаблонах или без них), например четыре и семь (сложность задания зависит от возраста ученика), и попросите ребенка показать, где какое число на глаз. Если ребенок ошибется, обязательно пересчитайте кружки и уточните ответ.
* * *
Выложите несколько кружков на столе и попросите ребенка выложить столько же. Выкладывать можно в ряд, тогда ребенок будет класть свои кружки под вашими. Можно выкладывать круги определенным рисунком и просить ребенка не только выложить столько же фишек, но и расположить их в том же порядке.
* * *
Назовите ребенку число и попросите его положить на стол столько же кружков.
Когда ребенок освоит понятие «количество», можно познакомить его с цифрами.
* * *
Положите на стол шаблон пустого десятка и скажите, что когда нет ничего (ни одного круга), то это называется словом «ноль», а для краткости и удобства ноль обозначают вот таким знаком – и положите цифру над шаблоном. Затем кладете один кружок и говорите, что это «один», а вот цифра один. Добавляете следующий кружок и меняете цифру. Дойдете до десятка, поставите цифру один над целым десятком, а справа – незаполненный шаблон, а над ним цифру «0». Прочитаете – «десять» – один десяток (показали) и ноль единиц, то есть больше ни одного кружка (показали). Добавили еще один – «11», назвали, показали состав – один десяток и одна единица.
Можно показать все числа до ста, если, конечно, у вас есть десять шаблонов. Конечно, это нужно делать не за одно занятие.
* * *
Предложите ребенку потренироваться, подбирая цифру к нужному количеству кружков и, наоборот, нужное количество кружков к определенной цифре.