Конспекты иктегрированных занятий

Онтябрь

Занятие 5
Тема: «Модификация русской народной сказки «Курочка Ряба».
Программное содержание: 1) Вспомнить старую сказку, рассказать вместе с детьми эмоционально, с элементами драматизации.
2) Изменить сказку, модифицировать ее, создав новую ситуацию.
З) Учить детей образовывать глаголы настоящего и будущего времени. Словесная игра «Скажи, что делает и что будет делать потом?».
4) дидактические игры «Найди место звука в слове», «Замри».
Развивающая среда: настольный театр к сказке «Курочка Ряба», фигурка коровы для настольного театра; карточки с сюжетом какого-либо действия; карточка с буквой И.
Ход занятия
1. дети вместе с воспитателем вспоминают классическую сказку «Курочка Ряба», драматизируют сказку с помощью настольного театра.
2. далее воспитатель предлагает детям изменить ситуацию в сказке. Излагает детям вариант новой сказки:
Жили-были дед да баба. И была у них... корова Буренка. Как-то рано утром пошла баба корову доить, смотрит, а корова... яичко снесла! Разинула баба рот — глазам своим не верит. А потом опомнилась — давай деда звать: ‘<дед, а дед! Иди скорее сюда! Подивись, чудо-то какое! Наша Буренка яичко снесла, да не простое, а золотое.. ‘э
«Что ты, старая, придумала? Где это видано, чтобы корова яйца несла? да еще золотые! Показалось тебе спросонок!>’ — откликнулся с печки дед, но на всякий случай решил встать и пойти посмотреть.
Подошел к корове и видит: та и вправду золотое яичко снесла. дед чуть бороду от удивления не съел. Стали думать дед и баба, что с яичком дальше

39
делать. И решили они его разбить. дед взял топор, бил-бил — не разбил. Баба схватила молоток — била, била, не разбила, ничего не выходит у нее.
Тут мышка пробегала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Разрыдались дед и баба горючими слезами. А корова им и говорит:
«Не плачь, дед, не плачь баба. Яичка я вам больше не снесу ни золотого, ни простого — ну, не несут коровы яйца! А вот молочком вас кажщй день поить буду».

Вопросы воспитате
— Кто всегда несет яйца?
— Что неправильно в этой сказке?
З. Словесная игра «Скажи что делает, и что будет делать потом?».
Воспитатель показывает картинку и просит ребенка назвать не только то, что делает персонаж, но и то, что он будет делать, его предполагаемые дальнейшие действия.
4. дидактиЧелия игры «Найди место в слове», «Замри».
дети ходят по круту, воспитатель называет слова. Если дети слылгат слово, инающееся ва букву И, они замирают.
Мак, лук, рак, сом, ком, репа, кепка, азбука, иголка, игрушка, ива, иволга.

Занятие 6

Тема: «Путешествие в летнюю и зимнюю сказку». Словесная игра «Зима — лето».
Программное содержание: 1) Уточнить представление детей о смене времен года. Помочь ежику разобраться, где зима, где лето.
2) Словесная агра «Зима — лето».
З) Пальчиковый игротренинг «Утро настало, солнышко встало...»
4) ЗКР. Проговаривание чистоговорки со звуком [ж].
рвивающая среда: игрушка из кукольного театра — ежик, картины с изображением летних и зимних пейзажей; предметные картинки с изображением предметов в названии которых есть звук [ж], раздаточный материал: веселые и грустные «солнышки» из бумаги.

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображением зимы и лета.
— Ребята, посмотрите, здесь все картинки перепутались. давайте разберемся, как нужно эти картинки разделить на две группы, по какому прищипу.
дети рассматривают картинки и выясвЯю’i что на них изображены два времени года: зима и лето. дети отбирают отдельно летние и зимние пейзажи и размещают их на разных ковролинах.

40 Кон(пекты интегрированных занятий
- Ой, кто это шевелится под снегом?
— Это ежик! Здравствуй, ежик, как ты очутился в зиме, ТЫведь должен зимой.., что делать? (Вопрос к детям).
дети выясняют, что ежик зимой должен спать, но он специально решил не ложиться спать, он хотел посмотреть на зиму, потому что зимы никогда не видел.
— Мне очень хочется узнать хоть что-нибудь о зиме, сравнить ее с летом. Пока я только понял, что зимой очень холодно, ведь у меня нет теплой iвубки, а иголки совсем не греют.
— Ребята, давайте сделаем так: я буду говорить о лете, а вы, наоборот, о зиме.
Летом солнышко греет жарко, ласкает нас своими лучами, а зимой... светит, да не греет.
Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой... снегом.
Летом растут ягоды и грибы, а зимой... одни сосульки.
Летом деревья стоят в зеленой листве, а зимой... без листьев.
Летом в лесу весело поют птицы, а зимой... воет холодный ветер.
Летом дует теплый ветерок, а зимой... ледяной.
Летом мы плаваем на лодке по реке, а зимой... на реке лед и можно кататься на коньках.
Летом дети купаются в реке, загорают, а зимой... катаются на коньках.
2. Словесная игра «Зима — лето».
— Когда я буду говорить про лето — поднимите веселое солньпйко, улыбнитесь, а когда я буду говорить про зиму — поднимите грустное солньишко и сделайте грустное лицо.

Наступили холода, превратилась в лед вода...
Весело стрекочут кузнечики.
дима пошел в лес за земляникой.
Под нашей крышей ласточка свила гнездо.
На рябине, посмотри, как яблоки — снегири.

З. Пальчиковый игротренинг.

Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, большак, вставай, указка,
Вставай, середка, вставай, сиротка!
Вставай, крошка Митрошка!
Привет, ладошка!
Все потянулись и проснулись.

4. Воспитатель предлагает детям гiрослушать чистоговорки и узнать, какая песенка там часто повторяется?

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа
Жу-жу-жу — молока Дадим ежу.
Жи-жи-жи — в лесу живут ежи.
Ежу на ужин жук нужен.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
дети узнают в чистоговорках песенкУ буквы ж, называют ее песенкой ука, затем на предметных картинках ищут слова со звуком [ж).
ЗаняТие 1
Теча: «Музыкальные сказки».
Программное содержание: 1) Познакомить детей со звучанием муiыкалЬных инструментов — металлофона, ксилофона. Вызвать у детей желание ссоцш4ровать звучание инструментов с какими-либо явленшiми природы, со звуками, издаваемыми животными.
2) ЗКР. Проговаривание чистоговорок со звуком [ж). Познакоть деi сбуквеннЫим изображением звука [ж).
З) Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...». Учить детей соотносить текст стихотворениг с движениями.
развивающ среда: музыкальные инструменты: металлофон, ксилофоп; карточка с изображениеМ буквы [ж).
Ходзанятия
1. Воспитатель вносит в группу музыкальные инструменты: металлофон и ксилофон, и предлагает детям послушать сказки, которые хотят им рассказать эти музыкальные инструменты.
«Начало дождя — небо заволокло тучами, дунул сильный ветер, сорвалась и упала одна капелька, еще, еще, начался сильный ливень” (воспитатель изображает все звуки ветра и дождя с помощью металлофона)
«Таяние сосулек — пригрело солнышко, сосульки заплакали. Началась весенняя капель”.
,<Росинки пают в траву. Насекомые умываются: кузнеч4ки моют свои лапки, бабочка встряхивает крылышки, шмель чистит носик мохнатыми лапками.
<‘Зайчики веселятся на лужайке<’ (звуки ксилофона).
«Белочки спускаются с дерева, срывают грибы, относят к себе е Дупло, развешивают сушить на веточкаХ”.
«Мишка не спеша идет по лесу’).
«Лиса крадется, хочет поймать зайчишку”.
2. ЗКР. проговаривание чистоговорок со звуком [ж).

Цветут подснеж-ж-ж-ники,
Цветут подснеж-ж-ж-ники,
Такие свеж-ж-ж-ие, такие неж-ж-ж-ные.

Жу-жу-жу, я на ветке сиж-ж-жу, Букву Ж все тверж-ж-жу.
Леж-ж-жебока рыж-ж-жий кот Отлеж-ж-жал себе ж-ж-живот.
С утра жуж-ж-жу, цветок буж-ж-жу, Круж-ж-жу, г,ок-ж-жу и мед вож-ж-жу.

З. Речь с движением.

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро я в седло вскочу — Не поеду — поскачу.
Цок-цок-цок —
Там, за быстрой рекой
Помашу тебе рукой.

Занятие В

Тема: «Заучявавне наизусть стахотворевяя А. Барто «девочка-ревушка». Программное содержание: 1) Активизировать в речи детей слова:рсвушка, заливает ся, крыльцо. Учить детей замечать, как изменился внешний вид девочки от того, что она все время плакала: стала ли она красивее и опрятнее.
2) Учить детей называть свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. дидактическая игра «Кто в домике живет?».
З) Проговаривание чистоговорок со звуком [с].
4) Чтение обратных слогов с известными детям буквами.
Развивающая среда: картина с изображением плачущей девочки, карточки со слогамя: АЗ, АС, ОЗ, ОС, АЖ, ОЖ, УЗ, УС.
Ход занятия
1. Обратить внимание детей на картину с изображением плачущей девочки. Спросить: знают ли дети, отчего плачет девочка? От чего можно заплакать? Какая может быть причина?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение про плачущую де-
43

Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Таня-ревушка.
Плачетзали вается,
Платьем утирается: У-у-у!” Стала Таня на крыльцо,
Таня сморiщiла лицо:
Никуда я не пойду-у-у! Мне не нравится в саду-у-у!” Вот вернулась Таня в дом, Слезы катятся ручьем:
«Ой, хочу обратно!
дома неприятно!”
дали Тане молока,
Кружка стала велика:
«В зтой не хочу я,
дайте мне другую!”
дали ревушке в другой, Рева топнула ногой:
«В зтой не желаю!
дайте лучше чаю!”
уложили Таню спать,
Плачет ревушка опять:
«Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!” Тут собрался народ,
Чтоб узнать: кто ревет? Кто все время плачет? Что все зто значит?
Видят — девочка стоит Очень странная на вид:
Нос распух, как свёкла, Платье все промокло. «Что ты плачешь, ревушка, рвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти!”

Вопросы воспитатя:
— Как можно назвать эту девочку?

— Как можно назвать эту девочку по-другому? (Капризуля). Понравилась ли вам эта девочка? Почему?
— Стала ли она опрятнее от того, что все время плакала?
— Во что превратилось ее платье?
Стала ли она красивее от того, что все время плакала? На что стал
похож ее носик? (Нос раслух, как свекла).
2. Дидактическая игра ((Кто Вдомике живет?».
Воспитатель вместе с детьми ставит стулья таким образом, чтобы получилось три-четыре домика. Дети садятся на стулья. Воспитатель «стучится» в каждый «домик» и спрашивает: «Кто в домике живет?».
«Это я, мальчик Димочка» (Воспитатель добивается, чтобы дети давали полные ответы и произносили свое имя в уменылительно-ласкательной форме).
З. Проговаривание чистоговорок со звуком [с].
дсти произносят чистоговорку несколько раз вместе с воспитателем, определяют, какой звук часто слышится в этой чистоговорке.
— На что похож этот звук? (На песенку водичкм, которая течет из крана.) Вьичлеиение звука [с] в словах.
Воспитатель показывает предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с], четко произносит слова, выделял звук [с]. Дети повторяют, затем определяют, где слышен звук: в начале, в конце, в середине слова.
4. Чтение обратных слогов с известными детям буквами.

Занятие 1
Теча: «Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку. Игра «Весна — осень».
Программное содержание: 1) Обратить внимание детей на картины с изображением весны и осени. Дидактическал игра «Отбери картинки».
2) Учить детей сравнивать два времени года по характерным признакам. Дидаiстическал игра «Путешествие березки по весне и осени».
З) Дидактвческая игра «Весна — осень». Учить детей дОПОЛнЯТЬпредложение.
4) Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...». Знакомство с буквенным изображением звука [ж]. Ниткография.
развивающая среда: картины с изображением весны и осени береза в летнем наряде (макет или картинка); карточки с изображением буквы Ж, ниточки, кусочки ковролина на каждого ребенка.
Ход занятия
i. Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображениеМ весны и осени. Педагог просит детей отобрать отдельно картины с изображением весны и осени. Объяснить, как они определили, где весна, а где осень.
Затем воспитатель обращает внимание детей на березку в летнем наряде. Дети рассматривгйот березу, называют ее кудрявой, белоствольной, iрасавицей.
— Березке захотелось погулять по весне и осени. Что произойдет с бе- резкой, если она попадет в осень? (Листья на ней пожелтеют, сережки осыплются, их будут клевать птицы, лиСIяьЯ под дуновением ветра будут обл еiяать, намокнут под дождем, ветер согнет ее ствол, ветки будут качаться из стороны в сторону).
— Нет, — говорит березка, — что-то не хочется мне гулять по осени, уж лучше я отправлюсь в весну.

Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

АЗ АС АЖУЗ УЖ ОЗ ОС ОЖ УС

— Что со мной произойдет, если я попаду в весну?
дети с помощью воспитателя рассказывают березке, что с ней произойдет весной.(Сначала, березка, у тебя не будет листьев, твои ветки будут обнаженными. Всамом начале весны по твоему стволу, по нет очкам побежит вкусный и сладкий сок, потом у тебя набухнут почки, и когда станет совсем тепло — из почек появятся маленькие клейкие листочки. Прилетят скворцы и другие птицы, и мальчишки повесят на твоем стволе домик для птиц и назовут его скворечником).
2. Затем воспитатель предлагает детям повтрать в игру «Весна - осень»:
—Весной солньишко ласкает, пригревает, припекает, а осенью— светит, но не греет.
—Весной появляется молодая зеленая травка, а осенью идет холодный дождь, под ногами грязь, трава становится желтой и увядает.
— Весной прилетают из тепльих краев птицы, чтобы свить гнезда и вывести птенцов, а осенью они, наоборот, улетают в теплые края, потому что им холодно и голодно.
— Весной в лесу и в полях поют птицы, а осенью их не слышно.
— Весной идут теплые дожди, а осенью холодные.
З. Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...» (см. занятие Кi 7, октябрь).
4. Знакомство с буквенным изображением звука [ж]. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжат пчелки, перелетая с цветка на цветок. дети вместе с воспитателем артикулируют этот звук. Затем воспитатель показывает карточку с изображением буквы Ж и предлагает детям найти такие же карточки у себя на столах, рассмотреть их и сказать, на что буква Ж похожа. Затем ребята выкладывают у себя на столе букву Ж из ниточек.

Занятие 2

Тема: «Наши музыкальные игрушки».
Программное содержание: 1) Упражнять детей в описании звучащих игрушек с использованием точных слов-обозначений.
2) Словесная игра «Бывает — не бывает». Учить детей быстроте реакции, моментальному просчету ситуации.
З) Продолжение знакомства детей с буквой Ж. Выяснить, на что похожа буква Ж, выкладывание ее из счетных палочек.
4) Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...».
Развивающая среда:кукла; музыкальные инструменты: дудочка, погремушка, барабан; карточка с изображением буквы Ж, счетньие яалочки на каждого ребенка, мяч.

Ход занятия

1. Воспитатель вносит в группу куклу, вместе с детьми рассматривает ее и предлагает кукле послушать, как дети будут играть на различных музыкальных инструментах. Обращает внимание детей на стол, на котором лежат различные музыкальные инструменты, просит назвать их.
Кукла захотела послушать дудочку, погремушку и барабан. дети выбирают названные инструменты, играют на них.
— На чем играла Оля? (Оля играла на дудочке.)
— Как себя вела дудочка? (ду дочка весело пела.)
— На чем играл денис? (денис гремел погремушкой.)
Какой звук издавала погремушка? (Она гремела ритмичнО четко, громко.)
— На чем играл Коля? (Коля играл на барабане. Он быстро ударял палочками. Получалась барабанная дробь.)
Если очень быстро уларять палочками по барабану, получается барабанная дробь. А если ударить медленно, то барабан просто стучит тук, тук,тук.
дети повторяют речевые образы, составляют свои. Затем дети определяют звучагций инструмент с закрытыми глазами.
2. Словесная игра «Бывает— не бывает».
Педагог называет ребенку ситуапию и бросает мяч. Он должен поймать мяч лишь в том случае, если названная ситуация правдоподобна. А если такой ситуации в жизни не бывает, то и ловить мяч не нужно.

Папа ушел на работу.
Поезд ходит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
в кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.
Лодка плавает по небу.
девочка рисует домик.
домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бегает за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья.
Писатели пишгг книги.
Строители строят дом.

48
3. Воспитатель продолжает знакомить детей с буквой Ж: показывает ее, выясняет, на что она похожа, предлагает детям выложить ее из счетных палочек.

Игра с мячом «Где слышен звук [ж]?». жук уж стриж

жаба желудь жир

муж чиж пыж

4. Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...» (см. занятие 1’(з 7,

Занятие З

октябрь).

Тема: «Учись отгадывать загадки».
Программное содержание: 1) Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
2) Место звука [ж] в слове. Соотнесение звука [ж] с его буквенным изображением.
3) Речевая разминка «Хнык». Учить детей выражать свои эмоции (неприязнь, неудовольствие) при произнесении стихотворного текста.
Развивающая среда: чудесный мешочек, игрушки (мьаыка, белка, заяц); картинки для ковролина (зайчик, жук, рак).
Ход занятия
1. Воспитатель показывает детям чудесный мешочек, в котором лежат игрушки, и предлагает узнать, что лежит в мешочке (можно туда заглянуть, можно потрогать, а можно загадать загадку).
— Я могу вам рассказать о предмете, который лежит в мешочке, но не

называть его.

Маленький рост, длинный хвост, Серенькая шубка, Остренькие зубки.

(мыш ка)

— Как вы узнали, что это мышка?
Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке? (Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки).

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

(белка)

— Как вы узнали, что это белка?
— Что говорится о ней в загадке? Где она живет? В какой шубке она ходит? Что грызет?

Что за зверь лесной:
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы — Уши больше головы?

(заяц)

— Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?
— Загадка — это такой маленький рассказ, в котором предмет не называется, а говорится о том, какой он (описывается этот предмет).
— давайте попробуем научиться составлять загадки.
Воспитатель показывает детям предметы и строит предложение так, чтобы в нем было сравнение.
(Выставляет картинки на ковролин).
— Зайчик — пушистый, как что? (как комочек пуха, как шуба, как кошка).
— Жук — жужжит (как пчела, как мотору мотоцикла), летает (как вертолет, как птичка, как стрекоза, как бабочка).
— Рак — у него панцирь твердый (как камень, как у черепахи), у него клешни (как ножницы, как пассатижи).
2. Воспитатель показывает детям букву Жи предлагает найти ее место в слове. для этого детям показываются картинки, в названии которых есть звук [ж]. дети должны отгадать, где он слышится: в конце, в начале, в середине слова.
3. Речевая разминка «Хнык».
Воспитатель показывает детям девочку, которая очень часто плакала, и которую звали за это — ревушка, каяризуля, плакса.
— А оказывается, плакала она потому, что у нее в глазах поселился маленький вредный карлик, которого зовут Хнык. (Воспитатель предлагает детям изгиать вредного карлика из детских глаз.)
Хнык, Хнык, Хнык,
Как ты в глазки к нам проник? Карлик вредный и плаксивый,

Уходи отсюда живо!
Дети плакать не привыюiи,
Уходи отсюда, Хнык!
Занятие 4
Тема: «Пересказ сказки Ю. дмитриева «Лягушонок и головастик».
Программное содержание: 1) Уточнить знания детей о лягушонке и головастике (имеют ли они какое-либо отношение друг к другу).
2) Чтение и пересказ сказки.
З) ЗКР. Упражнение на звукопроизношеш{е Проговаривание чистоговорок со звуком [с].
4) Ниткография. Учить детей выкладьивать букву С.
5) Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...».
б) Речевая разминка «Хнык».
Развивающая среда:картинки для ковролина: лягушонок, головастик; раздатоiшый материал: кусочки ковролина с ниточками; карточка с изображением буквы С.

Ход занятия

1. Воспитатель спрашивает у детей: видели ли они когда-нибудь лягушку. Где она живет? Она, как рыба, всегда живет в воде, или может гулять по суше?
Затем воспит_атель показывает детям картинку с изображением головастика. дети рассматривают его. Воспитатель спрашивает:
Как вы думаете, ребята, почему он называется головастиком? (Потому что у него огромная голова). Головастик это детеныш лягушки. Он живет только в воде, как рыбка, до тех пор, пока не подрастет, и у него не появятся лапки.
Педагог читает сказку Ю. дмитриева «Лягушонок и головастик»:
Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды, а головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик — на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега. И всем рассказывал кого он видел: без ног, без туловища — одна только большая голова и длинный хвост.
А головастик посмотрел еще раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем рассказывал о том, кого видел: голова маленькая, хвоста совсем нет, зато есть четыре ноги.
И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком.
И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким же лягушонком.

Пересказ по цепочке.
2. Воспитатель предлагает детям повторить за ним:
Са-са-са — укусила нас оса.
Сы-сы-сы — у осы усы, усы.
Су-су-су — не поймали мы осу.
Со-со-со — у Саши колесо.
Са-са-са — у Сони колбаса.
далее воспитатель спрашивает у детей, какой звук часто повторяется в чистоговорках. Показывает букву С, предлагает выложить ее изниточек на кусочках ковролина.
З. Речь с движением «Конь меня в дорогу ждет...» (см. занятие К З,

октябрь).
4. Речевая разминка «Хнык» (см. занятие !Ч З, ноябрь).

Занятие 5

Тема: «Чтение детям рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет си-

ничка?».

Программное содержание: 1) Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Закрепить знания детей о зимующих птицах.
2) Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка?». Развивать мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
З) дидактическая игра «Кто в домике живет?». Учить детей называть свои имя, фамилию полностью.
4) Соотнесение произношенi-гя звуков [з], [с] с написанием букв. дифференциация звуков [з], [с]; [с], [ш]. Игры «Насос», «Петрушки».
Развивающая среда: картинки с изображением некоторых зимующих птиц: синицы, сороки, вороны, голубя, снегиря; магнитная доска с буквами, мяч.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает детям посмотреть картины с изображением некоторых зимующих птиц: синицы, сороки, воронм, голубя, снегиря. Объясняет детям, что многие птицы улетают от нас осенью, а эти остаются зимовать, хотя им холодно и голодно зимой. Чтобы помочь птицам пережить зиму, их нужно подкармливать. Показывает кормушку. Затем называет каждую птицу, рассказывает о ее внешнем виде, предлагает детям запомнить и повторить их названия.

дидактическая игра «Какая птица улетела?».
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, предлагает детям отгадать, какой птицы не стало.
2. далее воспитатель предлагает послушать рассказ В. (1ухомлинско- го «О чем плачет синичка?» и ответить на вопрос, поставленный в названии рассказа.

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей -. мальчик Миша и девочка Оля. Около дома рослобольшое ветвистое дерево.
— Сделаем на дереве качели, — сказал Миша.
— Ой, как хорошо будет качаться! — сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
Миша говорит:
— Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
— Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.
— А почему же она плачет? — удивился Миша.
— Подумай, почему, — ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает:
почему она плачет?

Вопросы воспитателя:
- Кто герои рассказа?
- Что сделали ребята?
Кого они потревожили?
— Почему плакала сикичка?
— Как бы вы поступили?
— Как вы думаете, как поступят ребята?
З. дидактическая игра «Кто в домике живет?».
Учить детей называть свои имя и фамилию полностью.

Я, Иванов Андрей. Я, Петрова Надежда.

4. Игра «Насос».
дети в кругу Это мяч. Он надулся. «Ш-ш-ш» круг сжимается, мяч сдувается, в нем появилась дырочка. А теперь надуем мяч (дети идут мелкими шагами назад из круга, произнося — «с-с-с»).

Игра «Петрутоки»

— Вы — Петрушки, у вас — колокольчики. Они звенят «з-з-з». Колокольчики звенят тихо и громко. Когда мы опускаем руку — звеним тихо, когда поднимаем — громко: «З-з-з».

— А теперь я буду бросать вам мяч и называть слово. В этом слове я выделю голосом звук, вы должны повторить слово так, как я его произнесла, и назвать звук, который я выделила, найти на магнитной доске соответствующую букву.

зонт сон шапка
дуб сыр шар

Занятие 6

Тема: «Части суток».
Программное содержание: 1) Формировать у детей представление о частях суток. добиваться ответов на вопросы: «Что ты делаешь утром’?», «Что ты делаешь днем?», «Что ты делаешь вечером?», «Что ты делаешь но-
2) Пальчиковый игротренинг «Утречко». Напомнить детям название пальцев руки. Объяснить, почем5’ эти пальцы так называются.
З) ЗКР. Проговаривание чистоговорки со звуком [з]. Отработка правильного произношения, артикуляция.
4) Чтение анаграмм — комбинаций из уже известных детям букв.
Развивающая среда:круг, разделенный на 4 части, на каждой части круга картинка с изображением времени суток: утро, день, вечер, ночь; картинки с изображением различных действий людей в разное время суток; анаграммы — комбинации известных детям букв — на карточках.
Ходзанятия
1. Воспитатель показывает детям круг и спрашивает:
— Когда встает солнмшко? (Утром).
— Когда поют птицы? (Утром).
— Что можно делать утром? (делать зарядку, умываться, завтракать, идти в школу в детский сад на работу).
- А когда солнышко высоко в небе? (Показывает другую картинку). (Это бывает днем).
— Что можно делать днем? (Гулять, играть, ходить в магазин, обе-
— Когда темнеет, наступают сумерки? Когда заходит солнышко? (Вече-
— Что можно делать вечером? (Смотреть телевизор, читать, играть, делать уроки, ужинать).
— Когда в небе появляется луна? Когда появляются звезды? (Ночью).

— Что можно делать ночью? (Спать).
Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением различных действий людей в различное времл суток. дети отгадывают: когда это бывает, в какое время суток.
2. Пальчиковый игротренинг «Утречко».
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, большак, вставай, указка,
Вставай, середка, вставай, сиротка!
Вставай, крошка Митрошка!
Привет, ладошка!
Все потянулись и проснулись!
Воспитатель вместе с детьми вспоминает название пальцев руки, объясняет, почему они так называются.
Большой палец — самый большой на руке. Указательный - на все указывает. Средний - находится посередине. Безымянный — у него нет имени. Мизинец — самый маленький, мизерный.
— Что может быть мизерным? (муравей, снежинка, капелька, букашка, пуговка) (дети предлагают свои варианты).
З. ЗКР. ГIроговаривание чистоговорок со звуком [з]. Отработка правильного гiроизношеняя, артикуляцi-тя.
— Какой звук часто слышится в этих стихотворениях?

Зимним утром от мороза На заре звенят березы.

Пошел спозаранку Назар на базар, Купил там козу и корзинку Назар.

дети догадываются, что в стихотворениях часто повторяется звук [з], четко и правильно артикулируют его, придумывают слово, начинающееся со звука [з].
4. Воспитатель предлагает детям прочитать анаграммы — комбинации из уже известных детям букв.
Занятие 7
Тема: «Чтение стихотворенил Е. Трутневой «Четверо художников».
Программное содержание: 1) Знакомить детей с временами года, с их последовательностью. Побуждать детей к ответу на вопрос: «Кто такие эти четверо художников?».

2) дидактическая игра «Кто в домике живет?». Учить детей называть имена в уменьшительноласкательной форме.
З) Развивать умение детей различать времена года по их характерным признакам на слух, опираясь на строки стихотворения. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту в любом времени года.
4) ЗКР. Артикуляция звуков [з], [с]. Работа с магнитной доской.
5) Моделирование одного из времен года в альбоме (лето).
Развивающая среда: картины с изображением четырех времен года, альбомы, фломастеры на каждого ребенка, магнитная доска, предметные картинки, в названии которых есть буквы З, С.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям посмотреть за окно и сказать: «Какое время года за окном?».
- Какие еще времена года вы знаете? Какое время года следует за осенью? зимой, весной, летом? (Распространенные ответы).
Воспитатель располагает на ковролине картины с изобраяением различных времен года, предлагает рассмотреть их и послушать стихотворение Е. Трутневой «Четверо художников». Во время прослушивания стихотворения подумать и ответить на вопрос: «О каких четырех художниках говорится в этом стихотворении?».
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки, как рога.
У второго синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки, первая трава.
На картинах третьего красок и не счесть,
Желтая, зеленая, голубая есть:
Лес иполе в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? догадайся сам!
Вопросы воспитателя.
— О каких четырех художниках говорится в стихотворении? (Лето, осень, зима, весна).

56 Конспекты интегрированных занятий
— Какое время года сейчас?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины с изображением различных времен года, представить себя в каком-нибудь времени года, в каком-нибудь уголке пейзажа и рассказать, что они видят и чувствуют.
2. дидакгическая игра «Кто в домике живет?».
Из стульев дети вместе с воспитателем строят 3-4 домика. В них находятся дети. Воспитатель сообщает детям, что ищет мальчика по имени Игорек. дети должны ответить в утвердительной или отрицательной форме и назвать свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.
— Тук-тук-тук!
— Кто там?
— Это я, Алла Викторовна, кто в домике живет?
- В нашем домике живут Леночка, Лидочка, Васенька.
— Не живет ли в вашем домике Игорек?
— Нет, в нашем домике не живет Игорек, здесь живут Леночка, Лидочка, Васенька.
— да, в нашем домике живет Игорек, а еще Леночка, Лидочка, Васенька.
3. ЗКР. На магнитной доске расставлены слова с буквами З, С. дети отбирают слова с буквой З отдельно, а с буквой С отдельно.
Артикулируют звуки [з], [с], выделяют их в словах.
4. Воспитатель предлагает детям в своих альбомах смоделировать любое время года, какое они больше всего любят. У детей трафареты геометрических фигур, они обводят их фломастерами и составляют из этих фигур картинку (изображающую какое-либо время года), дорисовывают геометрические фигуры деталями, и получается своеобразный пейзаж, изображающий то или иное время года.
Занятие 8
Тема: «Времена года».
Программное содержание: 1) Продолжать знакомить детей с временами года, с их последовательностью. Учить отгадывать загадки о временах года.
2) Моделирование одного из времен года (зимы) на игровизорах.
3) дидактическая игра «Ветер-ветерок». Интонационное выделение звука [ш].
4) Инсценировка «Машенька и Мишка». Интонационное выделение

Ноябрь 57
5) демонстрация детям буквенного изображения звука [ш].
б) Развивать умение детей дорисовывать геометрические фигуры деталями, получал целостное изображение. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту в любом времени года.
Развивающая среда: картины с изображением различных времен года, игровизоры, альбомы, фломастеры на каждого ребенка, карточки с изображением буквы Ш.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных явлениях природы и сказать, к какому времени года это явление природы относится, найти картинку, соответствующую данному явлению и прикрепить ее на ковролин или магнитную доску.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло —
Скользко, весело, светло.

(лед)
Я нужен зеленым лугам,
Я нужен полям и лесам,
Я нужен цветам и кустам.
И если я вдруг опоздаю,
Все вянет кругом, засыхая.
Ждут люди меня с нетерпеньем,
На небо все смотрят с волненьем.
Но стоит меня им заслышать,
Все прячутся сразу под крыши.
(дождь)
Кто играет проводами?
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну речную гонит?
(ветер)
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это... (солнце).

звука [ш).

Белое одеяло землю одевало. Солнце припекло — одеяло потекло.
(снег)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле
Только ноги на земле.

Разноцветное коромысло Над рекой повисло.

(радуга)

2. Моделирование одного из времен года (зимы) на игровизорах. На игровизорах геометрические фигуры, расположенные в определенном порядке. дети дорисовывают эти фигуры, получаются изображения елочки, снеговика и т.д.
3. дидактическая игра «Ветер-ветерок». Интонационное выделение звука [ш}.

Неизвестно, где живет,
Налетит деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

(ветер)

«Ш-ш-ш-ш-ш» — дети передают звук ветра. 4. Инсценировка «Машенька и Мишка».

Был у Машеньки Мишка. Машенька Мишкуючень любила. Она связала Мишке красивую шапочку, шарфик, штанишки. Стал Мишка надевать штанишки: в одну шниiiудве лапки просунул. iiiе14ка и говорит: ‘<Не так, Мишка, ты надел штанишкимужьвiвхаждуютоiанину одну лапку просунугь». Постарался Мишка, правильно надел штанишки. Маша похвалила его и дала Мишке шоколадку.
Затем дети называют все предметы на столе, интонационно выделяя звук [ш].
демонстрация буквенного изображения.

Занятие 1
Тема: «Чтение рассказа В. Чаплиной «Мушка».
Программное содержание: 1) Помочь детям понять сюжет рассказа, учить их сопереживать вместе с героями, отвечать на вопросы, поставленные воспитателем по содержанию расска

Наши рекомендации