О котором она сама не подозревала
Особняком в ряду русских друзей Монро стоит новатор Михаил Чехов (28 августа 1891 — 30 сентября 1955), российский актер и режиссер, заслуженный артист Республики (1924), племянник А. П. Чехова.
Если Джо Шенк один из тех, кто интуитивно вышел на идею т.н. «звездного кино» (в отличие от случая с королем, когда свита играет короля, в американском кинематографе звезду «играют» все, начиная со сценариста и заканчивая второстепенными героями), то тем, кто учил актеров быть звездами, был русский Михаил Чехов.
Осенью, вероятно благодаря приятелям Наташи Лайтес, Мэрилин стала брать дополнительные уроки драматического мастерства у знаменитого актера и театрального педагога Михаила Чехова, племянника великого русского драматурга и бывшего коллеги Константина Сергеевича Станиславского по Московскому художественному театру.
Примечание:В1910 году Михаил Чехов окончил театральную школу А. С. Суворина при театре ЛХО в Петербурге и был принят в этот театр, где проработал до 1912 года. Затем он работал в филиале МХТ. С 1913 года Чехов — актер Первой Студии МХТ. Тогда же начал сниматься в кино. После революции он создал свою студию (1918-1921). После гастролей первой студии МХТ за рубежом в 1922 году, Михаил Чехов возглавил эту студию, которая в 1924 году была преобразована во Второй МХАТ.
Крупнейшими работами актера в театре считаются роли Эрика («Эрик IV» А. Стриндберга) и Гамлета («Гамлет» Шекспира). В 1928 году Чехов ушел из МХАТ, а затем уехал в Германию. В Берлине он работал у Макса Рейнхардт, в 1930-1931 годах пытался организовать свой театр в Париже. В 1932-1934 годах Чехов работал в Риге, способствовал развитию театрального искусства в Прибалтике.
Вел занятия в Латышской театральной школе и курсы профессиональных актеров в Сигулде. С труппой, созданной из актеров МХАТа, оставшихся за границей Чехов ездил в 1935 году на гастроли в Америку. В 1935-1938 годах работал в Великобритании, возглавлял театральную студию в Дартингтон-холле (поместье меценатов Элмхерстов). В 1938 году эта студия переехала в США, в 1939 году преобразовалась в театр Чехова, который существовал до 1942 года. С 1942 года в Голливуде, занимался с киноартистами актерским мастерством. Его учениками были Мэрилин Монро и Грегори Пек.
Автор книг «Путь актера» (1928), «О технике актера» (1946). В 1986 году в Москве были опубликованы два тома его «Литературного наследия». В 1927 снялся в фильме «Человек из ресторана» киностудии «Межрабпом-Русьфильм» по повести Ивана Шмелева.
Когда Мэрилин записалась на курсы Михаила Чехова, Наташа Лайтес была вне себя, квалифицировав ее поступок как предательство.
Михаил Чехов, которому в период их знакомства с Монро исполнилось шестьдесят, стал самым внимательным, самым деликатным и великодушным наставником актрисы; кроме того, он продолжил знакомить Мэрилин с русской театральной традицией, которую столь высоко ценили «Лаборатория актеров» и Наташа Лайтес. Михаил Чехов работал с такими светилами театра, как Макс Рейнхардт, Федор Шаляпин, Луи Жуве и Джон Гилгуд. Он пользовался как актер и педагог большим авторитетом в континентальной Европе и в Англии, поселившись здесь в 1928 году.
В начале второй мировой войны он приехал в Америку и осел в Голливуде, где из его различных ролей в кино более всего был известен великолепный образ немолодого психоаналитика доктора Брюлова, созданный им в картине Дэвида О. Сэлзника и Альфреда Хичкока «Завороженный» (1945).
В момент своей встречи с Мэрилин в 1951 году он как раз вносил последние исправления в свою книгу «О технике актерской игры», которая на несколько последующих лет стала для Мэрилин настоящей Библией.
Сегодня, просматривая многие фильмы с Мэрилин Монро, мы никак не можем понять – что заставляет нас следить за игрой актрисы с неослабевающим вниманием, как будто перед нами великие Бет Дэйвис, или Марлен Дитрих, или Джульетта Мазина. Драматический талант? Отнюдь. Сексапильность, не имеющая прямого отношения к актерской игре? Но многие мужчины и женщины ловят себя на мысли, что они именно любуются и наслаждаются и актрисой и ее игрой. И потом – Монро уже не т в живых, о каком сексуальном действе здесь может идти речь?
Разгадка кроется в методике преподавания великого русского педагога и актера – Михаила Чехова: «Наши тела могут быть нашими самыми лучшими друзьями или же злейшими врагами, — сказал Чехов Мэрилин во время их первой встречи. — Тебе следует попытаться трактовать свое тело как инструмент, выражающий творческие мысли. Ты должна стремиться к достижению полной гармонии между телом и психикой».
Как-то репетируя сцену из «Вишневого сада», Чехов спросил, не была ли она сексуально озабочена, исполняя свою роль. Мэрилин ответила «нет». «Теперь я понимаю ваши проблемы на студии, Мэрилин, - сказал Чехов. Вы молодая женщина, от которой, независимо от того, что она делает или чувствует, исходят сексуальные флюиды. Ваших боссов на студии ничего не интересует кроме этого.
И я понимаю, почему они отказываются видеть в вас актрису. Вы представляет для них большую ценность как сексуальный стимул».
«Я хочу быть художником, - заметила Монро, - а не эротической причудой. Я не хочу, чтобы меня подавали публике как целлулоидное средство, усиливающее половое чувство. Первые несколько лет меня это вполне устраивало. Но сейчас многое изменилось».
Некоторые понятия, сформулированные Чеховым, напоминали несколько беспардонные настояния Наташи о необходимости передавать телом то, что Мэрилин чувствовала в душе.
Однако с Чеховым все обстояло совсем иначе: в то время как Наташе всегда недоставало в отношениях с Мэрилин терпения (по причине борьбы с подавляемым чувственным влечением к ней), Чехов никуда не спешил.
На первом же уроке он провел с Мэрилин целую серию упражнений в спокойной атмосфере, которая принципиально отличалась от настроения, царившего на съемочной площадке или во время занятий с Наташей.
Как сказал Чехов, ее тело — этот необычайный инструмент, который многими рассматривается исключительно как объект, — должно превратиться в чувствительную мембрану, воспринимающую едва уловимые впечатления, ощущения и психические импульсы и становящуюся их носителем.
Пожалуй, самым важным для Мэрилин аспектом учения Михаила Чехова было то, что он призывал учеников выйти за рамки собственного мировоззрения. Если ты сумеешь создать "воображаемое тело" [вероятно, он понимал под этим использование творческого воображения и своего рода физическое смирение и покорность], то твоя воля и чувства как бы сами пожелают вселиться в другую личность».
Старайся расширить круг своих интересов, и благодаря этому тебе будет все легче и легче даваться умение показывать психику других персонажей без того, чтобы навязывать им свою личную точку зрения, — вот к чему сводились его советы Мэрилин. Это представляло собой основополагающий принцип театральной философии знаменитого Московского художественного, хотя спустя несколько лет Ли Страсберг переделал его в нечто совсем иное и даже противоположное.
Однако наибольшее впечатление произвело на Мэрилин понятие «творческой индивидуальности», которое вводил в оборот Чехов, — постижение некой воображаемой автономии, которая позволит актрисе больше, чем когда-либо до сих пор, выйти за пределы собственной ограниченной натуры — чего она так сильно жаждала.
Она никогда не разговаривала с Чеховым на темы, связанные с ее личной жизнью, и потому должна была счесть благословенным знаком судьбы, когда тот рекомендовал ей непременно познакомиться со «Смертью коммивояжера». А неделю спустя педагог прочел ей вслух из собственной рукописи о «художниках такого масштаба, как Артур Миллер и Элиа Казан, и о магии их творчества, в котором присутствует как исконно американская, так и общечеловеческая трагедия».
Биографы говорят о том, что и Лайтес и Михаил Чехов в определенные промежутки времени заменяли ей родителей. «По этой причине, - пишет Дональд Спото, - ее вновь пробудившееся желание сыграть Грушеньку в кинофильме «Братья Карамазовы» имело под собой вполне законное обоснование, поскольку тем самым Мэрилин могла как бы стать приемной русской дочерью этой экзотической русской пары.
Кстати, и Чехов и Лайтес допускали возможность съемок фильма по Достоевскому с Монро в роли Грушеньки. Сама Монро писала Артуру Миллеру о своей влюбленности и в этот роман и в эту героиню. Он ей ответил в тон: «Я остаюсь ошеломленным великолепием «Братьев Карамазовых» еще со школьной семьи».
То что Мэрилин совершенно по особому, бережно относилась к Михаилу Чехову и ценила как могла их теплые отношения, доказывает хотя бы этот эпизод...
Как известно, Монро была не обязательным, не аккуратным и не пунктуальным человеком в отношениях с режиссерами (не взирая на их чины и регалии) и актерами, занятыми в совместных эпизодах. Говорили даже, что она порой ведет себя вызывающе и нагло по отношению к тем людям, к которым вроде бы должна испытывать чувство благодарности.
Беря уроки у Михаила Чехова, она поначалу не делала исключения и для него.
Чехов повел себя как строгий родитель, и заметил Монро, что он не позволит ей нарушить тот распорядок, который наметил для себя, пусть даже для этого потребуется приостановить сотрудничество с ней.
Испуг Монро был неподдельным.
Она прислала ему покаянное письмо:
«Дорогой сэр.
Прошу пока еще не бросать меня – я знаю (и горько сожалею по этому поводу), что злоупотребляю вашим терпением.
Я отчаянно нуждаюсь в работе с вами и в вашей дружбе.
Вскоре позвоню вам.
С наилучшими пожеланиями,
Мэрилин Монро».
Как бы мы сказали, это было такое предложение, от которого невозможно отказаться.
Тематика, которую затрагивал Чехов, и его методы работы казались Мэрилин простыми и чудесными, но одновременно они были также весьма рафинированными, порой даже почти мистическими.
В результате, когда педагог необычайно деликатно и осторожно просил ее рассказать о своих размышлениях, а также об упражнениях, проделываемых на дому, Мэрилин просто одеревенела от страха, будучи не в состоянии даже всего лишь подумать о том, что могла бы разочаровать своего ментора.
В тот период молодая артистка болезненно боялась поражения, она тряслась от самой мысли, что может стать причиной неловкости для себя или других людей, хотя для этого не было ни малейшей причины.
Кроме того, она культивировала в себе чуть ли не безумное стремление делать все идеальным образом, как того усиленно добивалась от нее в свое время, к примеру, ее прежняя преподавательница актерского мастерства Ида Болендер.
Наставник как-то попросил ее прочесть трудную книгу Мейбл Элсворт Тодд «Мыслящее тело». Несмотря на то, что Мэрилин несколько лет пыталась понять учение этого мудреного автора и постичь ее теорию о связи между анатомией, психикой и эмоциями, актриса (как, впрочем, многие читатели до Мэрилин и после нее) чувствовала себя слишком слабо образованной, чтобы понять присущий этой работе специфический, немного заумный язык.
Михаил Чехов представлял так называемую студийную школу актерского мастерства, в отличие от школы, к примеру, Станиславского и Брехта. Тем не менее, в своей профессиональной деятельности он достиг небывалых высот, его школа носила на себе печать его индивидуальности, его стиля, его творческой философии, как и школа Станиславского.