Игра «Отгадай, что это за животные?».
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает — кто это?
Мяукает, лакает, царапается —...,
Хрюкает, роет—…,
Ржет, бегает, скачет — …,
Мычит, жует, ходит —... ,
Летает, жужжит, жалит —... .
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы
«Какой?», «Какая?»» «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» {ранняя, поздняя).
Солнце (какое?)...;
дождь...;
небо...;
ветер...;
облака...;
листья...;
земля...;
день...;
трава...;
При этом детям предлагается картинка «Осень».
Придумать как можно больше слов» отвечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).
Солнце (что делает?)...;
трава...;
облака...;
листья...;
дождь...;
птицы...;
ветер...;
деревья... .
Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто? » по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон;
сильный...;
маленькая...;
слабый…;
пушистая...;
трусливый...;
колючий...;
злой...;
серый…;
горбатый… .
Новый (что?);
длинный...;
старый…;
грузовой…;
большой…;
трехколесный...;
маленькая...;
быстроходный… .
К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?); срезают…;
зеленеет…; выкапывают...;
краснеет…; срывают...;
созревает...; варят...;
дергают…; жарят…;
маринуют…; солят... .
Игра «Чье это жилище?».
На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коровник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
Отгадывание загадок
об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот...
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за «народ»?
(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).
Словообразование прилагательных
Данная работа проходит с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану:
1) образование притяжательных прилагательных (сначала с суффиксом -ин-, затем с суффиксом -j-);
2) образование качественных прилагательных;
3) образование относительных прилагательных (сначала с суффиксом -ов-; затем — с суффиксом -н-).
Образование притяжательных прилагательных.
Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.
I этап — образование прилагательных с суффиксом -ин-.
II этап — образование прилагательных с суффиксом -j- без чередования звуков в основе производного слова.
III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -j- с чередованием звуков в основе производного слова.
Особое внимание уделяется на всех этапах коррекционного воздействия формированию среднего рода прилагательных, которое начинается после усвоения мужского и женского рода.
Примерный речевой материал для образования притяжательных прилагательных.
Этапы работы | Речевой материал |
1этап | Формы мужкского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебединая) |
II этап | Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья) |
Ш этап | Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (медвежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (заячья) |
Образование качественных прилагательных.
При образовании качественных прилагательных на I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом-лив-.
В ходе коррекционно-логопедичеекого воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, непоседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (П этап).
Образование относительных прилагательных.
В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.
I этап— словообразовательные модели с продуктивным суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
II этап — словообразовательные модели с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
III этап — словообразовательные модели с суффиксами -енн-,-ск-,-ян-,-ан-.
На каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.
Примерный речевой материал
Этапы работы | Речевой материал |
I этап. Словообразование с суффиксами -ов/-ев без чередования звуков в корне. II этап. Словообразование с суффиксом -н- без чередования звуков в корне. С чередованием звуков. Ш этап. Словообразование с суффиксами -енн-, -ск-, -ан-, -ян- | Формы мужского и женского рода прилагательных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая),рябиновый (рябиновая), пуховый \ (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая). Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный (лимонная), картофельный (картофельная), грибной (грибная), хрустальный (хрустальная). Снежный (снежная), воздушный (воздушная), речной (речная), бумажный (бумажная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная). Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиняная), соломенный (соломенная), матросский {матросская), кожаный (кожаная), масля? ный (масляная), утренний (утренняя). |
Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слов.
игры и упражнения
Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост, лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»
Игра «Найди ошибки Незнайки.(Образование качественных прилагательных.)
Логопед говорит ребёнку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).
Лото «Назови предмет». (Образование относительных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпичи; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).
У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.
Игра «Деревья».
Дидактический материал — картинки (например, лист дуба— дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели к т.д.).