Игра «Отгадай, что это за животные?».

Логопед называет действия, которые свойственны дан­ному животному. Дети должны отгадать, о каком живот­ном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?

Мяукает, лакает, царапается —...,

Хрюкает, роет—…,

Ржет, бегает, скачет — …,

Мычит, жует, ходит —... ,

Летает, жужжит, жалит —... .

Придумать как можно больше слов, от­вечающих на вопросы

«Какой?», «Какая?»» «Какое?», «Ка­кие?» по теме «Осень» {ранняя, поздняя).

Солнце (какое?)...;

дождь...;

небо...;

ветер...;

облака...;

листья...;

земля...;

день...;

трава...;

При этом детям предлагается картинка «Осень».

Придумать как можно больше слов» от­вечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).

Солнце (что делает?)...;

трава...;

облака...;

листья...;

дождь...;

птицы...;

ветер...;

деревья... .

Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто? » по теме «Дикие животные».

Большой (кто?) слон;

сильный...;

маленькая...;

слабый…;

пушистая...;

трусливый...;

колючий...;

злой...;

серый…;

горбатый… .

Новый (что?);

длинный...;

старый…;

грузовой…;

большой…;

трехколесный...;

маленькая...;

быстроходный… .

К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Растет (что?); срезают…;

зеленеет…; выкапывают...;

краснеет…; срывают...;

созревает...; варят...;

дергают…; жарят…;

маринуют…; солят... .

Игра «Чье это жилище?».

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики жи­вотных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жи­лищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коров­ник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и же­ребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют на­звания жилищ домашних и диких животных и птиц по кар­тинкам.

Отгадывание загадок

об овощах, фруктах, до­машних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Напри­мер, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот...

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за «народ»?

(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька чер­ная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).

Словообразование прилагательных

Данная работа проходит с учетом появления прилагатель­ных в онтогенезе по плану:

1) образование притяжательных прилагательных (снача­ла с суффиксом -ин-, затем с суффиксом -j-);

2) образование качественных прилагательных;

3) образование относительных прилагательных (сначала с суффиксом -ов-; затем — с суффиксом -н-).

Образование притяжательных прилагательных.

Образование притяжательных прилагательных проводит­ся в следующем порядке.

I этап — образование прилагательных с суффиксом -ин-.

II этап — образование прилагательных с суффиксом -j- без чередования звуков в основе производного слова.

III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -j- с чередованием звуков в основе производного слова.

Особое внимание уделяется на всех этапах коррекционного воздействия формированию среднего рода прилагатель­ных, которое начинается после усвоения мужского и жен­ского рода.

Примерный речевой материал для образования притяжательных прилагательных.

Этапы работы Речевой материал
1этап Формы мужкского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебе­диная)
II этап Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья)
Ш этап Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (мед­вежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (за­ячья)


Образование качественных прилагательных.

При образовании качественных прилагательных на I эта­пе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суф­фиксом-лив-.

В ходе коррекционно-логопедичеекого воздействия мо­жет быть использован следующий речевой материал (при­лагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жад­ная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, не­поседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (П этап).

Образование относительных прилагательных.

В ходе коррекционной работы выделяется несколько эта­пов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.

I этап— словообразовательные модели с продуктивным суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

II этап — словообразовательные модели с менее продук­тивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

III этап — словообразовательные модели с суффикса­ми -енн-,-ск-,-ян-,-ан-.

На каждом этапе формы прилагательных отрабатывают­ся в таком порядке: формы мужского рода, формы женско­го рода, формы среднего рода. Значительное внимание уде­ляется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.

Примерный речевой материал

Этапы работы Речевой материал
I этап. Словообра­зование с суффик­сами -ов/-ев без че­редования звуков в корне.   II этап. Словообразование с суффиксом -н- без чередо­вания звуков в корне.   С чередованием звуков.   Ш этап. Словооб­разование с суффиксами -енн-, -ск-, -ан-, -ян-   Формы мужского и женского рода прилага­тельных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая),рябиновый (рябиновая), пуховый \ (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая).   Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар­тофельный (картофельная), грибной (гриб­ная), хрустальный (хрустальная).   Снежный (снежная), воздушный (воздуш­ная), речной (речная), бумажный (бумаж­ная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная).   Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня­ная), соломенный (соломенная), матросский {матросская), кожаный (кожаная), масля? ный (масляная), утренний (утренняя).

Речевой материал для каждой игры подбирается с уче­том этапа работы, а также наличия или отсутствия чередо­вания звуков в основе производного слов.

игры и упражнения

Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост, лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

Игра «Найди ошибки Незнайки.(Образо­вание качественных прилагательных.)

Логопед говорит ребёнку: «Незнайка составил предложе­ния, но допустил ошибки. Послушай внимательно предло­жения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

Лото «Назови предмет». (Образование относи­тельных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из же­леза; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпичи; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кув­шин из глины; ведро из железа и т. д.).

У ребенка находятся картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.

Игра «Деревья».

Дидактический материал — картинки (например, лист дуба— дубовый лист; лист осины; лист березы; лист кле­на; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели к т.д.).

Наши рекомендации