Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».

Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака или признаков и объединение этих предметов в одну группу.

Обобщение требует умения отвлечься от других признаков и сосредоточиться на одном общем признаке.

Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости от сходства или различия друг с другом.

Первоначально следует обучать детей обобщать предметы по цвету, форме, величине.

«Чудесный мешочек»:

В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).

Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами.

Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные).

«Подарки детям»:

Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»

Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки).

Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведём некоторые из них.

«Поможем Незнайке»:

К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть.

Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки).

«Угостим куклу Катю чаем»:

К детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).

«Оденем куклу на прогулку»:

В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово.

Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комнату». В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с её назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всё назвать одним словом?»

Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.

Игра «Назови предметы одним словом». Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

o Лошадь, корова, овца, свинья;

o Волк, лиса, медведь, заяц;

o Капуста, картофель, свёкла, помидор;

o Пальто, шарф, куртка, свитер;

o Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

o Суп, гуляш, каша, кисель;

o Липа, берёза, ель, сосна;

o Автомобиль, трактор, трамвай, метро;

Игры типа «Четвёртый лишний»:

Эти игры позволяют не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию:

I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:

1. стол, стул, шкаф, шапка;

2. шапка, шуба, костюм, чайник;

3. огурец, репа, морковь, заяц;

4. лошадь, кошка, собака, щука;

Если ребёнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребёнок сам научится делать такие выводы.

II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:

1. платье, сарафан, юбка, шуба;

2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;

3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;

4. ландыш, мак, ромашка, гриб;

5. ель, сосна, лиственница, берёза;

6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;

III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:

1. жёлтый шаг, жёлтое яблоко, жёлтая груша, оранжевый апельсин;

2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;

3. помидор, свёкла, редиска, красное яблоко;

4. помидор, красное яблоко, свёкла, морковь;

Игра Что происходит»:

Перед ребёнком лежат три-четыре однородных предмета, например: тарелка, чашка, ложка. Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок.

Ребёнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребёнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет.

Далее детям можно предлагать игры на классификацию. Приведём некоторые из них.

«Фонарики»:

Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, логопед собирает вокруг себя разные группы детей.

«Разноцветные мячи»:

На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.

«Цвет и форма»:

1. Ребёнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даётся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определённого цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребёнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.

2. Можно предложить ребёнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребёнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты.

Можно предложить ребёнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки.

«Кому что подойдёт»:

Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всё необходимое для обеда, для прогулки и т. д.

«Где что найдёшь»:

В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д.

Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места.

«Кто быстрее найдёт свою игрушку»:

Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.

«Найди что происходит»:

Каждому ребёнку дают большую карту, в середине которой или в одной из клеток помещается картинка-образец, иллюстрирующая группу. Остальные карточки раздаются детям. Из полученных карточек дети выбирают подходящие к их группе. Дети могут обмениваться карточками. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все клетки своей карточки.

«Магазин»:

Детям объясняют, что в магазин привезли много товаров, но их сложили в беспорядке. Детям предлагается распределить товары по соответствующим отделам. Предварительно с детьми оговаривается какие отделы будут в их магазине.

«Путешествие»:

Дети были в путешествии, видели много интересного. Художник нарисовал все это, но многое перепутал. Дети вспоминают, что видели на улицах городов, в парках, скверах, в лесу, зоопарке и т.д.

Наши рекомендации