Развитие мышления у детей с ЗПР.

Развитие мышления у детей с ЗПР.

Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза».

Анализ –мысленное разложение целого на части и выделение его свойств.

Синтез– мысленное объединение свойств в единое целое и установление взаимоотношений между ними.

1. С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

2. Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

3. Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

           
  Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru   Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru   Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru
 

Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru

4. Более сложным вариантом этих игр являются такие игры как «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», в которых имеются специальные наборы разрезных частей, из которых дети составляют целостные силуэтные изображения.

5. Используются так же упражнения на описание предметов. Например, игра «Что нарисовал художник». Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.

6. Используются такие игры, как «Узнай предмет по описанию», отгадывание загадок. Постепенно детей учат не только отгадывать предметы по описанию, но и самостоятельно составлять описание предмета.

7. Можно предложить детям составлять сложные изображения из разрезных картинок. Например: собрать картину «пароход причаливает к пристани». Один ребёнок собирает из разрезных картинок пароход, другой – пристань. Затем изображения объединяются. Эту игру мы можем использовать для развития речи: выполнив задание, дети составляют предложение: «Пароход причаливает к пристани». Можно предложение распространить: «Красивый белый пароход причаливает к пристани».

Игры и упражнения по развитию словесно-логического мышления

Развитие ассоциаций.

Педагог дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.

Примерный перечень слов:

— стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

— стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

— желтый, большой, высокий, толстый, хороший, серди­тый, лисий, деревянный;

— быстро, высоко, весело.

Игра «Назови части».

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представ­лению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело; голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —…, дом - ... , дерево —..., человек —... .

«Отгадай предмет по названию его частей».

— кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

— ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

— дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

— подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);

— крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

— глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);

— пол, стены, потолок (комната);

— подоконник, рама, стекло (окно).

«Объясните, что общее у предметов».

У двух предметов:

— огурец, помидор (овощи);

— ромашка, роза (цветы);

— кошка, собака (домашние животные).

У трех предметов:

— мяч, солнце, шар (круглые);

— тарелка, блюдце, чашка (посуда);

— лист, трава, крокодил (зеленые).

Отгадывание обобщающего слова по фун­кциональным признакам, по ситуации, в которой чаще все­го находится предмет, называемый этим словом.

Например:

— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

Игра «Сравни наоборот».

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — лег­че, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие.

Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха. Кто бега­ет быстрее?

Игра «Кто как ест?».

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.

Корова жует сено. Курица клюет зерно.

Игра «Когда человек ест?».

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А ес­ли он ест вечером? (Ужинает.)

Отгадать названия животных.

Мычит (кто?)...;

хрюкает...;

лает...;

ржет...;

мяукает...;

блеет... .

К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы:

«Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, пры­гает, лакает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, куса­ет, бросается, грызет.

Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на воп­рос «Что делает?».

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, не­сется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, ца­рапается, играет, облизывается, крадется.

Игра «Чье это жилище?».

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики жи­вотных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жи­лищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коров­ник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и же­ребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют на­звания жилищ домашних и диких животных и птиц по кар­тинкам.

Отгадывание загадок

об овощах, фруктах, до­машних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Напри­мер, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот...

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за «народ»?

(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька чер­ная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).

Словообразование прилагательных

Данная работа проходит с учетом появления прилагатель­ных в онтогенезе по плану:

1) образование притяжательных прилагательных (снача­ла с суффиксом -ин-, затем с суффиксом -j-);

2) образование качественных прилагательных;

3) образование относительных прилагательных (сначала с суффиксом -ов-; затем — с суффиксом -н-).

Образование притяжательных прилагательных.

Образование притяжательных прилагательных проводит­ся в следующем порядке.

I этап — образование прилагательных с суффиксом -ин-.

II этап — образование прилагательных с суффиксом -j- без чередования звуков в основе производного слова.

III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -j- с чередованием звуков в основе производного слова.

Особое внимание уделяется на всех этапах коррекционного воздействия формированию среднего рода прилагатель­ных, которое начинается после усвоения мужского и жен­ского рода.

Примерный речевой материал для образования притяжательных прилагательных.

Этапы работы Речевой материал
1этап Формы мужкского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебе­диная)
II этап Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья)
Ш этап Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (мед­вежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (за­ячья)

Образование качественных прилагательных.

При образовании качественных прилагательных на I эта­пе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суф­фиксом-лив-.

В ходе коррекционно-логопедичеекого воздействия мо­жет быть использован следующий речевой материал (при­лагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жад­ная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, не­поседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (П этап).

Образование относительных прилагательных.

В ходе коррекционной работы выделяется несколько эта­пов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.

I этап— словообразовательные модели с продуктивным суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

II этап — словообразовательные модели с менее продук­тивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

III этап — словообразовательные модели с суффикса­ми -енн-,-ск-,-ян-,-ан-.

На каждом этапе формы прилагательных отрабатывают­ся в таком порядке: формы мужского рода, формы женско­го рода, формы среднего рода. Значительное внимание уде­ляется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.

Примерный речевой материал

Этапы работы Речевой материал
I этап. Словообра­зование с суффик­сами -ов/-ев без че­редования звуков в корне.   II этап. Словообразование с суффиксом -н- без чередо­вания звуков в корне.   С чередованием звуков.   Ш этап. Словооб­разование с суффиксами -енн-, -ск-, -ан-, -ян-   Формы мужского и женского рода прилага­тельных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая),рябиновый (рябиновая), пуховый \ (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая).   Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар­тофельный (картофельная), грибной (гриб­ная), хрустальный (хрустальная).   Снежный (снежная), воздушный (воздуш­ная), речной (речная), бумажный (бумаж­ная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная).   Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня­ная), соломенный (соломенная), матросский {матросская), кожаный (кожаная), масля? ный (масляная), утренний (утренняя).

Речевой материал для каждой игры подбирается с уче­том этапа работы, а также наличия или отсутствия чередо­вания звуков в основе производного слов.

игры и упражнения

Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост, лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

Игра «Найди ошибки Незнайки.(Образо­вание качественных прилагательных.)

Логопед говорит ребёнку: «Незнайка составил предложе­ния, но допустил ошибки. Послушай внимательно предло­жения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

Лото «Назови предмет». (Образование относи­тельных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из же­леза; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпичи; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кув­шин из глины; ведро из железа и т. д.).

У ребенка находятся картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.

Игра «Деревья».

Дидактический материал — картинки (например, лист дуба— дубовый лист; лист осины; лист березы; лист кле­на; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели к т.д.).

Этап. Построение

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ВРЕМЕНИ

Круглый год Цель

Материалы

Ход игры

Примечание

Закрепление знаний детей о временах года, их ха­рактерных признаках; развитие связной речи, внима­ния, находчивости. О временах года дети должны знать:

Какие изменения происходят в неживой природе : температура воздуха, долгота дня, осадки.

Какие изменения происходят в живой природе: в жизни животных и в жизни растений.

Какие события происходят в жизни людей, детей и взрослых (праздники, труд, одежда)

Картинки с изображением времен года (зимний пейзаж, зимние забавы, труд зимой: дети расчищают снег, кормят птиц), волчок со стрелкой.

Детям раздаются картинки. Раскручивается волчок. Тот, на кого указывает стрелка, описывает свою картин­ку. Остальные участники должны отгадать, о каком вре­мени года идет речь. Волчок раскручивается повторно.

Вариантом этой игры может быть чтение логопе­дом отрывка из художественного произведения о се­зонных природных явлениях, загадывание загадок и поиск картинок с соответствующим содержанием.

При описании предметов, явлений природы дети должны использовать слова, усвоенные в процессе группировки предметов по их признакам и действи­ям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.

При разговоре о сезонных изменениях в природе можно обратиться к следующей тематике:

Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев.

Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на де­ревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осен­ние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под нога­ми, красиво сверкает на солнце, зимой сол­нце поздно всходит, рано заходит, дни коро­че, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о пти­цах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые про­талины, первые травы и цветы, цветут фрукто­вые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилета­ют птицы. Названия весенних месяцев.

Не ошибись!

Цель

Материалы

Ход игры

У логопеда на карточках написаны короткие тек­сты о разных временах года. Тексты даются вперемеш­ку. Логопед спрашивает: «Кто знает, когда это быва­ет?» — и открывает карточку. Читает текст. Дети отгадывают, демонстрируют свои карточки с изобра­жениями отгадок.

Развитие быстроты мышления, закрепление зна­ний детей о том, что они делают в разное время суток.

Мячик, камушек, кубик и т. п.

Логопед разговаривает с учениками, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем лого­пед предлагает игру: «Давайте теперь поиграем так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспом­ните, что вы в это время делаете. Но во время игры будет отвечать тот, кому я брошу мячик. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен передать мячик другому игроку. Тогда он считается проиграв­шим. Выигрывает тот, кто назовет действие после­дним». Логопед называет различные части суток. Уче­ники отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Логопед называет различные действия, учащиеся должны отве­тить лишь одним словом: днем, утром, ночью, вечером. Маленьким детям разрешается назвать два слова.

Какое время года?

Цель

Обучение детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, раз­витие слухового внимания, быстроты мышления.

Материалы

Карточки с отрывками из стихов и прозы с опре­деленным временем года; карточки с изображениями, соответствующими по смыслу содержанию текстов.

Времена года

Цель

Материалы

Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.

Четыре больших картинки с изображением вре­мен года, двенадцать маленьких, на которых изоб­ражена 1/3 больших картинок (на четырех — небо, на четырех — дома и деревья, на остальных четырех – земля в разное время года) и которые пронумерова­
ны от 1 до 12, два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от
7 до 12.

Ход игры Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих находятся у стола.

Ведущий кидает кубик и объявляет номер. Уче­ник, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал.

Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик, и игра продолжается. Если ученик не мо­жет определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигры­вает тот, у кого больше всего фишек.

Лови — назови

Закрепление названий и порядка следования вре­мен года, месяцев и дней недели.

Мяч.

Логопед бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» — ученик должен вернуть мяч со словом «вес­на». Логопед, произнося: «Весна, а за нею?» — броса­ет мяч другому школьнику, таким же образом повто­ряются месяцы и дни недели.

Закрепление знаний о временах года, совершен­ствование умения строить простые предложения.

Палочка- эстафета.

Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать один признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оце­нивается двумя фишками. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

Так бывает или нет?

Цель

Закрепление признаков времен года, воспитание

умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.

Ход игры Логопед сообщает, что он будет рассказывать о ка-

ком-либо времени года, а учащиеся должны вниматель­но слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» — и доказать, что это бывает или не бывает.

Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега гор­ку и стали кататься». Ученик говорит: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант рассказа: «Насту­пила зима. Выпало много снега. После урока ребята оделись и побежали играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

По мере отработки умения отличать быль от небы­лиц, задания усложняются.

Угадай, что это

Цель Закрепление словаря, обозначающего времена года

и их признаки, отработка умения обосновывать отгад­ку, правильно строить предложения.

Ход игры Логопед загадывает загадки (см. упражнения 28, 51, 69, 81). Учащиеся отгадывают их и называют призна­ки, по которым они догадались, что это такое. За каж­дую отгадку и ее правильное объяснение (доказывать могут разные ученики) полагаются игровые фишки. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.

Детям был предложен блок заданий на уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; определение временной последовательности каких-либо действий и событий; уточнение лексического запаса.

Задание №1. Сутки (четыре времени суток)

1. Как называется прием пищи в разное время суток? 2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток,

3. Рассказать об основных моментах режима дня ребёнка, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» — «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку» и т.п.

Задание №2 .Неделя

1. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели: (вчера, завтра, позавчера, послезавтра)

2. Запомнить по порядку названия дней недели.

— О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?

3. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»: «... поучусь, а ... погуляю» — говорит ленивый. «... погуляю, а ... поучусь» — говорит прилежный.

4. Прослушать диалог М.Малишевского и вставить недостающие слова.

НОЧЬ И ДЕНЬ

— Как тебя сегодня зовут, Ночь?— спросил День.

— Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.

— А как будут звать завтра?

— Что значит звать завтра ? Завтра тоже будут звать Ночь.

— А как звали тебя вчера ?

— Тоже Ночь.

— А меня сегодня зовут Вторник,... будут звать Среда, а .. звали Понедельником, — сказал День.

Задание №3. Времена года 1. Отгадать загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?

Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?

2. Расположить названия времен года в нужной последовательности:

        ЛЕТО      
ЛЕТО              

(В данной работе следует делать акцент на логике последовательной смены времен года, чтобы избежать механического их заучивания.)

Задание №4. Возраст и роли в семье

1. Сопоставить понятия:

дед - отец — сын -брат, бабушка - мать - дочь - сестра. Дать варианты этих

понятий (кто кому кем приходится):

Дед - отец отца (или матери)

Отец — сын деда

Петя — сын отца, внук деда, брат Кати и т.д.

2. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочкам др.

3. Запомнить данную ниже схему состава семьи .

Развитие мышления у детей с ЗПР. - student2.ru

Составить схему состава семьи. Объяснить устно, кем ты приходишься каждому члену семьи.

Выполнение заданий оценивалось по следующим критериям, предложенными Т.А. Фотековой, Т.В.Ахутиной.

3 балла — адекватное использование вербальных средств, правильное выполнение заданий

2 балла - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи

1 балл - многочисленные ошибки, непонимание задания

О баллов - невыполнение задания

Таким образом, максимально ребёнок мог максимально набрать 39 баллов. В дальнейшем, мы определили уровни сформированности временных представлений:

• I уровень достаточной сформированности временных
представлений показали дети, набравшие 30-39 баллов

• II уровень частичной сформированности временных представлений показали дети, набравшие 15-29 баллов.

• III уровень недостаточной сформированности временных представлений показали дети, набравшие менее 15 баллов.

Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения на 1 подготовительном этапе.

Первый подготовительный этап проводился с целью подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Основными задачами на этом этапе являлись развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, восприятия и воспроизведение ритма, формирование артикуляционной и тонкой ручной моторики. Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. Коррекционная работа велась по следующим направлениям:

- развитие тактильной чувствительности и кинестезий с применением дифференцированного массажа;

- развитие динамической координации артикуляционных и пальцевых движений с помощью артикуляционной гимнастики и упражнений для разминки пальцев рук;

- нормализация мышечного тонуса различных частей тела (рук, ног, живота) с применением релаксации;

- увеличение объема дыхания и нормализация его ритма.

Нормализация мышечного тонуса

артикуляционного аппарата и кистей рук.

С этой целью проводился дифференцируемый массаж артикуляционной мускулатуры, шеи, головы и рук. Характер массажа зависел от особенностей нарушения мышечного тонуса.

Для получения эффекта расслабления создавалась спокойная обстановка, теплое помещение, удобная поза ребенка, дружеская беседа. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начиналась с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц лица. Расслабляющий массаж проводился, употребляя легкие поглаживания, дозировано и распространялся только на те области лица, где имелось повышение мышечного тонуса. В группах же мышц дряблых, ослабленных применялся тонизирующий, укрепляющий массаж, ведущий к раздражению нервно-мышечного аппарата, при котором применялись более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания.

Приведем примеры расслабления мышц лица. При расслаблении мышц губ указательные пальцы логопеда находились на точке между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения производились к средней линии, так что верхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такое же движение проделывали с нижней губой, затем с обеими губами вместе. В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещались в то же положение, но движения шли вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны. Затем указательные пальцы логопеда помещались в углы рта и губы растягивались как при улыбке. Обратным движением с образованием морщинок губы возвращались в исходное положение.

Эти упражнения проводились при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт. После расслабления, а при низком тонусе – после укрепляющего массажа губ тренировали их пассивно-активные движения. Ребенка учили захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступали к тренировке мышц языка. При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляли поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляли с помощью грубых разминаний и вибраций.

Остановимся подробно на массаже различных мышц языка:

- направление движения массажа продольных мышц языка от корня или средней части к кончику, тип движения – поглаживания;

- направление движения массажа вертикальных мышц языка от корня к кончику и обратно, тип движения – ритмичное надавливание, покачивание зубной щеткой;

- направление поглаживающих движений поперечных мышц языка из стороны в сторону продольно и зигзагообразно;

Массаж волосистой части головы проводился сидя с несколько наклонной на грудь головой. Выполнялся на первом этапе одной или обеими руками в направлении роста волос, т.е. от макушки вниз к шеи, ушам, вискам. Осуществлялось поглаживание кончиками пальцев, ладонью.

Массаж лучезапястного сустава, кисти и пальцев руки начинали с поглаживания кончиками пальцев, ладонью, заканчивали поглаживанием и активными движениями лучезапястного сустава во всех направлениях. Вначале массировали всю кисть приемом обхватывающего поглаживания в направлении от кончиков пальцев до лучезапястного сустава. После чего раздельно массировали тыльную, а затем ладонную поверхность кисти, каждый палец в отдельности по направлению от ногтя к основанию.

Развитие мелкой моторики.

Исходя из положения о тесном взаимодействии артикуляционной и ручной моторики, в структуру логопедических занятий на 1 этапе включались упражнения на развития совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук. Их введение способствовало статической и динамической координации движений кисти и пальцев рук, ритмической организации движений, овладению навыками переключаемости и ориентировки в пространстве, и в целом - подготовке детей к овладению техникой письма.

С этой целью использовались различные упражнения, которые проводились в игровой форме, использовались мини тренажеры для рук: резиновые кольца, массажные мячики d=40 мм, резиновые гимнастические мячи d=40 мм, мячики гимнастические d=120 мм, игольчатый мячик для массажа биологически активных точек и пружинное кольцо для прокатывания по пальцам (Суджок). Сложность их подбиралась в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. При использовании активной гимнастики вырабатывались: точность, ритмичность, перключаемость и сила движений. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены различные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на подготовительном этапе без речевого сопровождения.

Приведем примеры:

1.Разминка пальцев рук.

Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).

Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз).

Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз).

Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза).

Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.

2. Упражнения на расслабление.

“Погладим котенка” – плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх - вниз (влево – вправо) с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.

3. Упражнения на удержание позы кисти рук.

Упражнения для одной руки. “Зайчик” – Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак, рука опирается на локоть. “Пистолетик” – Указательный палец выпрямлен и направлен вперед, остальные пальцы сжаты в кулак. “Коза рогатая” – указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутых безымянном и среднем. “Кошка” – соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. “Кольцо” – рука опирается на локоть, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны. “Гусь” – опереться указательным пальцем на большой, средний, безымянный и мизинец прижать друг к другу и к указательному.

Упражнения для двух рук. “Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать. “Корзинка” – ладони развернуть к себе, пальчики переплести, а локти развести в стороны, большие пальчики образуют ручку. “Бабочка” – Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях – “бабочка летит”.

4.Упражнения на переход позы кисти рук

из одной позиции в другую.

“Зайчик – Кольцо” (см. выше). Отрабатывается сначала одной рукой, затем другой, а в дальнейшем обеими руками вместе. “Кулачок – Ребро- Ладонь”: кисть руки, лежащая на столе сжимается в кулак; кисть руки разжимается, пальцы распрямляются , кисть кладется на ребро ладони; кисть руки кладется на стол ладонью вниз. “Ладонь – Кулак”: кисть руки кладется на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак; при одновременной работе двумя руками упражнение выполняется симметрично или асимметрично.

Обучение релаксации мышц рук, ног, туловища.

Одним из направлений в комплексном воздействии на детей со стертой формой дизартрии явилось обучение релаксации (расслаблению). Целью релаксации

Наши рекомендации