Нарисуем мягкий знак Нежно, капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

А. Шибаев

— Пропишите букву ь на с. 30—31 Прописей.

— Прочитайте с доски.

Ль —лью лось зорька семь

Пь — пью мель полька коньки

Вь — вью тень банька

— Какое время года изображено на иллюстрации на с. 10 учеб­ника?

— Кто изображен?

— Чем заняты лось и заяц?

— Какое время суток изображено?

— Как вы догадались, что это ночь?

— Прочитайте текст под иллюстрацией.

— Как мы называем такие тексты? (Пословицами.)

— Подчеркните буквы, которые мы еще не изучали.

— Прочитайте пословицу в самом верху страницы.

— Чему она нас учит?

— Прочитайте текст на с. 11.

— Как вы его озаглавите? {«Лось». «Быстрый лось». «Любима4 пища лосей». «Забота о лосях».)

— Почему для лося нет преград?

— Чем питается лось?

— Что мальчики насыпали для лося на пень?

— Запишите слова «лось», «соль» на с. 30 Прописей.

— Прочитайте слова в верхней части с. 12.

— В каком случае названия птиц, зверей, рыб имеют на конц“ слова букву Ь1 (Когда эти слова стоят в единственном числе, т. е. обозначают один предмет.)

(Учитель еще раз объясняет написание мягких согласных звуков.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Спишите с доски слова: гуси — гусь, голуби - голубь, зве­ри — зверь; мель, хорь, моль.

(Учитель объясняет разницу между «много — один», между единственным числом — множественным числом.)

— Как вы понимаете словосочетание «ударили морозы»? (Уси­лились.)

— Какое еще может быть значение у этого слова? {Стукнули.)

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы будьте внима­тельны, тогда услышите интересные слова.

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него нельзя никак.

Без него не написать

ТРИДЦАТЬ, ДВАДЦАТЬ, ДЕСЯТЬ, ПЯТЬ. Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,

Вместо ЕСТЬ напишем ЕСТ.

Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,

УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,

БАНЬКА в БАНКУ превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.

(Учитель выписывает интересные слова на доску.)

(Письмо: в Прописях выполнить задания на с. 31.)

— Прочитайте на с. 12 учебника названия месяцев, в которых есть буква Ь.

— Запишите их в тетрадь.

VII. Развитие речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик».

Артикуляционная разминка

Упражнение «Губы».

Ась-ась-ась — в речке плавает карась. Арь-арь-арь — на стене висит фонарь. Ель-ель-ель — мы купили карамель. Ерь-ерь-ерь — волк опасный очень зверь.

Работа над дикцией

Нарисуем мягкий знак Нежно, капелькой, вот так. - student2.ru Чистоговорка:

н — нь м — мь л — ль Р-РЬ    
б — бь п — пь г - гь к — кь    
в — вь ч — чь з — зь с — сь    
Прочитайте с доски слоги.      
ань инь ень янь абь обь
ибь аль оль иль ель арь
орь ирь ярь увь еть удь

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о согласных? (Согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит Ь или Е, И, Я.)

— Кто научился при письме не пропускать мягкий знак?

Урок 47. Разделительный мягкий знак

Задачи: формировать у учащихся навыки чтения слов с мягким знаком; дать представление о мягком знаке как о разделитель­ном знаке; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Обучение УУД: умение ставить вопросы к тексту; дополнять текст информацией из различных источников; читать текст по ро­лям; списывать печатный текст письменными буквами; оценивать свои достижения на уроке.

Пропедевтика: работа с «Толковым словарем русского языка».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какой интересной буквой вы познакомились на преды дущем уроке?

— Обозначает ли она звук?

— Какую роль играет в словах мягкий знак?

— Почему эту букву назвали «разделительный мягкий знак»

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)'

III.Актуализация знаний

— Прочитайте с.доски слова: хорь — хорьки, конь — коньки, пень — пеньки,день — деньки, боль — больно.

— Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните букву Ь.

— Прочитайте текст на с. 12. Как мы его с вами озаглавили на предыдущем уроке?

— Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их.

— Прочитайте слова в верхней части с. 13. Что они обознача­ют? {Действие предметов.)

— Что имеют все эти слова на конце? (Букву Ь.)

— Какой звук во всех словах на конце слова звучит мягко?

— Прочитайте и проговорите скороговорку.

— Что обозначают слова «галка», «галька»?

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «Кто?».

— Что они обозначают? (Одушевленные существа.)

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «Что?».

— Что они обозначают? (Неодушевленные предметы.)

— Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13.

— Меняется ли значение слова, если на конце появляется мяг­кий знак?

— Докажите, что меняется.

— Прочитайте текст в нижней части страницы.

— Определите основу каждого предложения.

— Как вы озаглавите этот текст? {«Письмо». «Ольга получила письмо». «Письмо подруге».)

— Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их.

— Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему?

— Сделайте вывод: в каком случае слова пишем с заглавной буквы?

Мягкий знак — хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Наши рекомендации