Нарисуем мягкий знак Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
А. Шибаев
— Пропишите букву ь на с. 30—31 Прописей.
— Прочитайте с доски.
Ль —лью лось зорька семь
Пь — пью мель полька коньки
Вь — вью тень банька
— Какое время года изображено на иллюстрации на с. 10 учебника?
— Кто изображен?
— Чем заняты лось и заяц?
— Какое время суток изображено?
— Как вы догадались, что это ночь?
— Прочитайте текст под иллюстрацией.
— Как мы называем такие тексты? (Пословицами.)
— Подчеркните буквы, которые мы еще не изучали.
— Прочитайте пословицу в самом верху страницы.
— Чему она нас учит?
— Прочитайте текст на с. 11.
— Как вы его озаглавите? {«Лось». «Быстрый лось». «Любима4 пища лосей». «Забота о лосях».)
— Почему для лося нет преград?
— Чем питается лось?
— Что мальчики насыпали для лося на пень?
— Запишите слова «лось», «соль» на с. 30 Прописей.
— Прочитайте слова в верхней части с. 12.
— В каком случае названия птиц, зверей, рыб имеют на конц“ слова букву Ь1 (Когда эти слова стоят в единственном числе, т. е. обозначают один предмет.)
(Учитель еще раз объясняет написание мягких согласных звуков.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Спишите с доски слова: гуси — гусь, голуби - голубь, звери — зверь; мель, хорь, моль.
(Учитель объясняет разницу между «много — один», между единственным числом — множественным числом.)
— Как вы понимаете словосочетание «ударили морозы»? (Усилились.)
— Какое еще может быть значение у этого слова? {Стукнули.)
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы будьте внимательны, тогда услышите интересные слова.
Мягкий знак, мягкий знак —
Без него нельзя никак.
Без него не написать
ТРИДЦАТЬ, ДВАДЦАТЬ, ДЕСЯТЬ, ПЯТЬ. Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
Вместо ЕСТЬ напишем ЕСТ.
Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
БАНЬКА в БАНКУ превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.
(Учитель выписывает интересные слова на доску.)
(Письмо: в Прописях выполнить задания на с. 31.)
— Прочитайте на с. 12 учебника названия месяцев, в которых есть буква Ь.
— Запишите их в тетрадь.
VII. Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Воздушный шарик».
Артикуляционная разминка
Упражнение «Губы».
Ась-ась-ась — в речке плавает карась. Арь-арь-арь — на стене висит фонарь. Ель-ель-ель — мы купили карамель. Ерь-ерь-ерь — волк опасный очень зверь. |
Работа над дикцией
Чистоговорка:
н — нь | м — мь | л — ль | Р-РЬ | ||
б — бь | п — пь | г - гь | к — кь | ||
в — вь | ч — чь | з — зь | с — сь | ||
Прочитайте с доски слоги. | |||||
ань | инь | ень | янь | абь | обь |
ибь | аль | оль | иль | ель | арь |
орь | ирь | ярь | увь | еть | удь |
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о согласных? (Согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит Ь или Е, И, Я.)
— Кто научился при письме не пропускать мягкий знак?
Урок 47. Разделительный мягкий знак
Задачи: формировать у учащихся навыки чтения слов с мягким знаком; дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Обучение УУД: умение ставить вопросы к тексту; дополнять текст информацией из различных источников; читать текст по ролям; списывать печатный текст письменными буквами; оценивать свои достижения на уроке.
Пропедевтика: работа с «Толковым словарем русского языка».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какой интересной буквой вы познакомились на преды дущем уроке?
— Обозначает ли она звук?
— Какую роль играет в словах мягкий знак?
— Почему эту букву назвали «разделительный мягкий знак»
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)'
III.Актуализация знаний
— Прочитайте с.доски слова: хорь — хорьки, конь — коньки, пень — пеньки,день — деньки, боль — больно.
— Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните букву Ь.
— Прочитайте текст на с. 12. Как мы его с вами озаглавили на предыдущем уроке?
— Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их.
— Прочитайте слова в верхней части с. 13. Что они обозначают? {Действие предметов.)
— Что имеют все эти слова на конце? (Букву Ь.)
— Какой звук во всех словах на конце слова звучит мягко?
— Прочитайте и проговорите скороговорку.
— Что обозначают слова «галка», «галька»?
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «Кто?».
— Что они обозначают? (Одушевленные существа.)
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «Что?».
— Что они обозначают? (Неодушевленные предметы.)
— Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13.
— Меняется ли значение слова, если на конце появляется мягкий знак?
— Докажите, что меняется.
— Прочитайте текст в нижней части страницы.
— Определите основу каждого предложения.
— Как вы озаглавите этот текст? {«Письмо». «Ольга получила письмо». «Письмо подруге».)
— Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их.
— Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему?
— Сделайте вывод: в каком случае слова пишем с заглавной буквы?
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.