Слова эти очень И очень важны
Они человеку Как воздух нужны.
Без них невозможно На свете прожить.
Слова эти нужно С улыбкой дарить.
VIII. Подведение итогов урока
— Из чего состоит предложение?
— Как называются части, на которые делятся слова?
— Почему некоторые слоги называют ударными?
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
Дополнительный материал
— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Произнесите отгадки так, чтобы ударный слог выделить голосом.
Бьется, скачет,
Но не плачет.
Приглашает детвору На веселую игру. (Мяч.)
Вот две ручки и веревка,
С ними скачет Лера ловко. (Скакалка.)
3. Ах, красавицы стоят!
Улыбаются-глядят,
Веселы, румяны,
Одеты в сарафаны.
Можно их в одну собрать.
Как красавиц тех назвать? (Матрешки.)
4. Ах, какая непослушка Эта чудная игрушка!
Положу — она встает.
Как стоять не устает? (Неваляшка.)
Урок 8. Деление слова на слоги
Задачи: развивать у учащихся фонематический слух, учить делить слова на слоги, ставить ударение на нужном слоге; воспитывать интерес, любовь к книгам, чтению; расширять кругозор; продолжить знакомить с правилами вежливости.
Обучение УУД: умение делить слова на слоги; отвечать на вопросы учителя; объяснять смысл пословиц.
Пропедевтика: написание заглавной буквы в именах собственных; правила поведения у воды.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Как воспитанные люди приветствуют друг друга?
— Как прощаются?
— А что нам помогает выразительно произнести приветствие? (Выделение ударного слога в слове помогает говорить более выразительно.)
Послушайте стихотворение, а затем ответьте на вопрос: с кем 'поздоровалась его автор?
Дождь за окошком...
До слёз я грущу...
Зонтик свой желтый На полке ищу.
Думаешь, дождик, что ты помешаешь?
Думаешь, ты меня дома оставишь?
И не надейся!
Не сдамся я, нет!
Зонтик раскрою —
Вот так-то, привет!
А. Кочергина
— При встрече говорят: «Привет!» Всем ли можно так говорить? (Только ровесникам и друзьям. Со взрослыми здороваются при помощи других слов.)
— С какой интонацией нужно здороваться и прощаться? (Вежливой и уважительной.)
II. Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».
Артикуляционная разминка
Упражнения «Губы», «Щечки».
Работа над дикцией
Упражнение «Распевка».
III.Актуализация знаний
— Откройте учебник на с. 14—15. Рассмотрите иллюстрацию.
— Выполните в парах первое задание, которое вам предлагают авторы учебника.
— Кто из вас был в деревне? А может быть, кто-нибудь там жил?
— У каждого из нас есть уголок, который мы называем родным краем или малой родиной. Как называется наша с вами малая родина?
— А как называется наша страна?
Названия деревень, сел, городов, стран — имена собственные и пишутся с заглавной буквы.
— Чем отличается город от деревни?
— Что мы видим на иллюстрации? Какие виды транспорта вы видите?
— Чем заняты ребята в этой деревне? (Копают грядки около дома. Купаются в реке. Строят замки из песка на берегу.)
— Как нужно вести себя у воды?
— Почему опасно нырять в реку?
— Чем заняты дети за околицей? (Объяснить, что значит «за околицей».)
— Кто сидит у реки между ив?
— Что помогает людям перебираться с одного берега реки на другой?
— Какое время суток изображено?
— Красный кружок под рисунком предлагает нам дополнить предложение. Сколько слов в него нужно добавить?
— Как называется все то, что мы говорили? {Речь.)
— Как называются птицы, которые подошли к реке?
— Сколько гусей вы видите?
— Сколько из них на берегу? Сколько в воде?
— Как называют птиц, которые много плавают в реке, озере, пруду, море? (Водоплавающие.)
— Как гуси следуют друг за другом? (Гуськом.)
— Составьте одно предложение о том, как идут гуси. (Гуси идут гуськом.)
(Анализ предложения. Составление схемы. Деление слова «гуси» на слоги. Постановка ударения.)
— Составим схему слова «гуси». Выделим в слове все звуки.
— Откройте Прописи на с. 22. Кого вы видите на рисунке?
— Что делает Карандаш? (Кормит цыплят.)
— Чем занята мама-наседка? (Наблюдает, чтобы цыплятам никто не мешал клевать корм.)
— Что делает попугай?
— Как называется все то, что мы говорим? (Устная речь.)
— На какие части можно разделить речь?
— Составьте предложение о цыплятах. (Цыплята клюют корм.)
— Сколько слов в предложении? Назовите их по порядку.
— Определите количество слогов в словах: курица, попугай, цыплята, корм.
— Какой слог ударный? Назовите безударные слоги.
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
— Кто приглядывает за цыплятами? (Курица-наседка.)
— Где расположена на странице схема слова «курица»? {Слева.) (Письмо по образцам.)
— Курица, попугай, цыплята, кот — это одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные.)
— Приведите примеры неодушевленных предметов.
— Назовите по порядку звуки в словах «сова», «сыч».
— Какие правила вежливости вы знаете?
(После каждого ответа учитель спрашивает ученика.)
— Что ты сказал? {Предложение.)
(Заучивание правил хором.)
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Парта — это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
— Нужно ли в школе здороваться с учителями, которые в ней работают, но у вас не преподают? с работниками столовой? охранниками и техническими служащими?
— А с родителями своих одноклассников нужно здороваться?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— В середине с. 15 учебника напечатано правило. Кто его прочитает?
— Как мы обозначаем звук на схеме слова?
— Посмотрите внизу страницы, какие схемы бывают. Гласные звуки мы будем обозначать на схеме красным цветом.
Согласные пока будут белого цвета.
— Проведем звуковой анализ слова «осы».
В этом слове два слога (о-сы), три звука.
— Назовите первый, гласный звук; второй, согласный звук; третий, гласный звук.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Гласные звуки мы произносим при помощи голоса. Гласные звуки можно пропеть. В детском саду и при подготовке к школе вы с ними знакомились.
— Кто может назвать гласные звуки?
— Повторим их все вместе. А теперь пропоем.
— Откройте Прописи на с. 23. Что изображено на рисунке? (Деревенский дом.)
— Чем занят Карандаш?
— Как вы думаете, в какой местности он живет?
— Как вы можете описать внешний вид его жилья? (Все очень аккуратно. Забор деревянный, красивый. Вдоль дорожки посажены цветы.)
— Если хозяин ухаживает за своим домом, двором, как его можно назвать?
— Что находится рядом с домом?
— Что изображено над садом?
— Где растет подсолнух? {Во дворе между деревом и колодцем.)
— Где стоит дом? (На пригорке.)
— Разделите на слоги слова: солнышко, облако, колодец, забор.
— Это имена собственные или нарицательные?
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
(Письмо по образцу.)
— В самом верху страницы вы видите красиво написанные буквы. Элементы этих букв мы с вами напишем красиво и аккуратно.
VIII. Подведение итогов урока
— Из чего состоят предложения?
— На какие части делятся слова?
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
Урок 9.Слог-слияние
Задачи: формировать у учащихся умение различать согласные и гласные звуки; развивать устную речь, внимание, фонематический слух; воспитывать интерес к русскому языку, родному краю.
Обучение УУД: умение читать знаковую модель слога-слияния, наблюдать за образованием слогов-слияний; определять порядок звуков в словах; выделять ударный слог в слове; четко проговаривать чистоговорки, произносить звуки; строить предложения по иллюстрации; работать в паре.
Пропедевтика: согласные звуки — мягкие и твердые, звонкие и глухие, шипящие.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Изучали речь, предложение, слово, слоги. Составляли рассказы, рисовали рисунки.)
(Важно добиваться от детей полных ответов. В данном методическом пособии часто ответы детей даются сжато с целью экономии места. На уроках детей необходимо приучать давать полные ответы.)
— У кого из вас есть желание пропеть по звукоряду все те звуки, которые мы с вами пропели?
— Проговорим вместе потешки, которые мы запомнили.
— Как называется все то, что мы с вами сейчас говорили?
— Для чего человеку нужна речь?
Иногда речью человек пользуется, чтобы рассмешить своего собеседника. Это могут быть смешные анекдоты, случаи из жиз- ни, стихотворные строки, высказывания детей. Послушайте, что I говорят дети в стихах Раисы Дерикот.
1. — Если нет меня совсем —
Значит, я конфеты ем.
2. — Что ты делаешь, Евгенья?
— Ем хрустальное печенье.
— А вы умеете рассказывать смешные истории?
II. Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».
Артикуляционная разминка
Упражнения «Губы», «Щечки».
Работа над дикцией
Упражнение «Распевка».
III. Актуализация знаний
(Повторение упражнений «Свечи», «Щечки». Проговаривание скороговорок. Повторение о делении слов на слоги и выделении звуков из слогов и коротких слов.)
— Откройте «Азбуку» на с. 15. Вспомните, какой рассказ о купании детей мы с вами составили по иллюстрации на предыдущем уроке.
— Из скольких предложений получился рассказ?
— Проанализируем предложение «Дети построили замок из песка и гальки».
— Проведем слого-звуковой анализ слов «галка» и «галька».
— В чем отличие звуков в этих словах? (В произношении звуков |л| и [л’]. В слове «галка» он слышится твердо, а в слове «галька» — мягко.)
— Проанализируем слова «голубь» и «голуби», «оса» и «осы». (Следует обратить внимание детей на то, что при произношении слова, обозначающие единственное число, звуки могут не соответствовать этому же слову, стоящему во множественном числе.)
— Какая схема внизу страницы не соответствует анализируемому слову? (К слову «голубь» изображенная схема слова не подходит: в ней 3 слога, в слове «голубь» 2 слога.)
— Что делает лягушка на рисунке на с. 24 Прописей?
— Где сидит зайчик?
— А кто сидит рядом с зайчиком?
— Кто сидит на переднем плане?
— Как вы думаете, можно птичку, мышку, зайку, лягушку назвать друзьями?
— Какая погода изображена на рисунке?
— Почему лягушка радуется? (Лягушка любит воду, поэтому дождик ее радует.)
— А почему зайчик, мышка и птичка грустят?
— Под чем спрятались зайчик и мышка от дождя?
— По какому признаку на рисунке можно определить, что дождик идет давно? (На земле уже лужи.)
— Как называется все то, что мы сказали?
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
— Разделите на слова предложение «Лягушка качается на качелях».
— Составьте схему предложения.
— Разделите слова предложения на слоги, используя интонации. (Ля-гуш-ка ка-на-ет-ся на ка-че-лях.)
— Назовите звуки в слове «лягушка» по порядку.
(Письмо по образцам. Следует обратить внимание детей
на буквы в верхней части страницы, элементы этих букв дети будут учиться писать.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Слова делятся на... (слоги).
— А слоги состоят из... (звуков).
— Произнесите медленно слово «лук». (Ллуукк.)
(Учитель сообщает, что на уроке дети будут учиться выделять
звуки в словах, буду!' упражняться в произнесении каждого звука в слове четко и отдельно от других звуков.)
V. Работа по теме урока
— Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка? (А-а-а.)
— Какой звук издает волк? (У-у-у.)
— Изобразите, как жужжат пчелы. (Ж-ж-ж.)
— Как рычит собака? (Р-р-р.)
— Как девочка удивляется? (О-о-о.)
— А как фыркает ежик? (Ф-ф-ф.)
— Как звенит комар? (З-з-з.)
(Одновременно с произнесением изолированных звуков [у], [ф] и т. д. на наборное полотно выставляются квадратики красного и белого цветов.)
Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Гласные звуки поются и тянутся. Другие - с трудом: мешают преграды: губы, зубы, язык. Если при произнесении звуков встречаются преграды: губы, зубы, язык, то это согласные звуки.
Вывод. Одни звуки поются (а-а-а), другие нет (т-т-т).
— Произнесите вслед за мной звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
— Давайте теперь эти звуки произнесем долго, попробуем их спеть по звукоряду.
— Что вы заметили? (Они долго тянутся.)
— Послушайте стихотворение В. Берестова. Какие гласные и согласные звуки вы выделите?
Гласные тянутся К песенке звонкой,
Могут заплакать И закричать,
В темном лесу Звать и аукать,
Но не желают Свистеть и ворчать.
[а], [о], [у], [ы], [э], [и].
А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
[ф],[д],[т],[л],[м],[р].
— А теперь поучимся произносить согласные звуки: [д], [д5], [т], [т’], |ф], [ф’], [л], [л5] и т. д. (Можно произнести все мягкие и твердые согласные звуки.)
— Что вы заметили? (Они произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.)
— На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
— Откройте «Азбуку» на с. 16—17. Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят».
— Обратите внимание на значок-помощник. Что он обозначает? (Работаем в паре.)
— Я вам прочитаю задание из учебника, а вы его выполните, задавая вопросы друг другу. Затем будем работать коллективно.
(Дети в течение минуты рассматривают иллюстрацию к сказке, задают друг другу вопросы и отвечают на них.)
— Что вы видите на картине? (Мы видим беспорядок в комнате.)
— Почему вы решили, что в комнате беспорядок? (Примерный ответ. Скамья перевернута, кошка-копилка валяется на полу. Упал чугунок с молоком, молоко выливается : на пол. Половик скомкан. Игрушки разбросаны по комнате. Ваза с цветами лежит на полу. На кровати беспорядок. Скатерть сдернута со стола, стул перевернут. Картина I на стене висит криво.)
— Кто выскочил из платяного шкафа?
— Кто подглядывает в окно? ,
— Опишите состояние козы. (Она расстроена, ошеломлена, в ужасе развела лапами.)
— Что принесла коза в корзинке?
— Для кого она несла молоко?
— Какая печальная история здесь произошла?
— Как называется все то, что мы сказали?
(Обязательно провести анализ одного-двух предложений.
Проводится звуко-буквенный анализ слов «ваза», «кошка», «стул».
— Придумайте предложения к иллюстрации по данным схемам на с. 17. {Коза удивилась. Коза испугалась. Козленок увидел маму. Маленький стульчик был перевернут.)
(Для анализа пока еще можно не брать предложения с предлогами.)
— Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи — век
' учись»?
— Можно ли открывать дверь незнакомым людям?
— Что изображено на рисунке на с. 25 Прописей? {Дом, забор, кусты, цветы, кресло-качалка, ежик, дерево.)
— Разделим эти слова на слоги.
— Назовите по порядку звуки в этих словах.
Вывод. Количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков.
— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.
(Письмо по образцу элементов букв. Следует обратить внимание детей на буквы в верхней части страницы. Выделить в них общий элемент, который есть у всех букв.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Проведем звуко-буквенный анализ слов «куры», «осы».
— Произнесите слово «куры».
— Сколько слогов в слове «куры»? {Два.)
— Какой первый слог в этом слове?
— Какие звуки слышим в слоге «ку»?
— Звук [к] гласный или согласный?
— Звук [у] гласный или согласный?
(Учитель выставляет белый и красный квадраты на наборном полотне, а дети — в разрезной азбуке.)
— Какой второй слог в слове «куры»?
— Какой первый звук в слоге РЬР.
— Какой второй звук в слоге РЬР.
(Выставляются квадратики со звуками на наборное полотно.)
— Сколько всего звуков в слове «куры»?
(Так же анализируется другое слово.)
— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Запишите отгадки по схемам. (Клеточка — один звук.)
1. Под полом таится,
Кошки боится. (Мышка.)
2. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кот.)
— Расскажите свое любимое стихотворение так, чтобы нам оно понравилось и чтобы мы услышали ударный слог в словах.
— Кто изображен на рисунке на с. 26 Прописей? (Попугай, удав.)
— От чего зависит количество слогов в словах?
— Что делают попугай и удав? (Беседуют, разговаривают, общаются.)
— На чем сидит попугай? (На пеньке.)
— Что необычного вы видите у удава?
— Могут ли эти предметы быть у настоящего удава? (Проводится звуко-буквенный анализ слова «зонт».)
— Раскрасьте рисунок.
(Письмо по образцу элементов букв.)
— Кто не довел палочку до верхней строки?
— Кто выполнил закругление выше нижней рабочей линии?
— У кого элементы вышли за строку?
— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?
— На одинаковом ли расстоянии находятся элементы друг от друга?
Вывод. Слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
— В чем их различие?
— Отгадайте загадки и назовите четко первый слог в отгадке.
1. Вот бочонок с шапочкой С дерева упал.
Год прошел — и деревцем Маленьким он стал. (Желудь.)
2. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)
3. Дерево чудесное,
Листья интересные - Веерочки,веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)
4. Осень тихая настанет,
Дивный дерево то станет:
Листья-звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)
— Какая общая тема объединяет все отгадки? (Это растения.)
— Какое слово-отгадка лишнее? (Желудь. Это плод, а не дерево.)
— Выполним анализ слова «и-ва».
— Сколько слогов вы услышали?
— Какой слог первый? Какой второй?
— Из каких звуков состоит слог ВА?
В слоге ВА два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием: РА, ВА, НЯ, НУ, ЛЫ. (Учитель показывает, как на схеме обозначается слияние.)