Дифференциация мужского и женского рода существительных с флексией -а(-я)
9. «Покажи правильно».
Перед детьми в случайном порядке разложены предметные картинки с изображением лиц женского и мужского пола. Логопед, называя слово «мужчина» или «женщина», предлагает ребенку выбрать соответствующую картинку и отложить ее в сторону. Когда перед ребенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: «Это мужчина или женщина?»
Картинки: дядя, юноша, дедушка, тетя, девушка, девочка, бабушка.
10. «Веселый мяч».
Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обозначающие лиц мужского или женского пола. Ребенок, возвращая мяч, должен сказать, мужчина это или женщина.
Примерный речевой материал:
папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка.
11. «Чудесный мешочек».
Перед детьми выложены картинки-символы (с изображением мужской и женской фигуры). Логопед предлагает детям, поочередно вынимая из «чудесного мешочка» картинки с изображением лиц мужского и женского пола, назвать и разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор.
12. «Лишнее слово».
Логопед произносит ряд слов, обозначающих лиц мужского и женского пола, и предлагает детям исключить лишнее слово, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка;
папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя;
девочка, дедушка, девушка; мама, дедушка, юноша.
13. «Цепочка».
Логопед произносит слово, обозначающее лицо мужского или женского пола, и предлагает ребенку продолжить словесный ряд, объяснив свой выбор.
Образец выполнения задания: дядя —... (юноша, папа, дедушка); девочка —... (мама, девушка, тетя).
14. «Подбери и назови».
Логопед демонстрирует в случайном порядке картинки-символы с изображением фигуры человека мужского или женского пола и предлагает детям подобрать и назвать слова, соответствующие этому символу.
15. «Ловкий мяч».
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит в случайном порядке слова «мужчина» или «женщина». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать слово, обозначающее лицо мужского или женского пола.
Винительный падеж
16. «Закончи предложение».
Логопед демонстрирует детям поочередно картинки. Дети рассматривают картинку и заканчивают предложение, начатое логопедом.
Примерный речевой материал:
Корова жует... (траву).
Лошадь жует... (траву, сено, овес).
Собака грызет... (кость).
Кошка лакает ... (молоко).
Белка ест... (орехи).
Заяц грызет... (кору).
17. «Экскурсия».
Логопед предлагает детям представить, что они отправились на экскурсию во фруктовый сад. Демонстрируется картинка с изображением фруктового сада, и детей просят ответить на вопрос: что они увидели в саду? При необходимости перед детьми могут раскладываться картинки с изображением фруктов. Ребенок, отвечая на вопрос, заданный логопедом, говорит: «Я увидел яблоко (яблоню), грушу, сливу, виноград...». Затем кладет картинку изображением вниз. Аналогичная экскурсия проводится в огород, лес, магазин игрушек и т. д.
18. «Кто кого обгонит?»
Логопед демонстрирует детям попарно картинки с изображением животных, транспорта, людей и задает вопрос: кто кого обгонит?
Примерный речевой материал:
Заяц и черепаха... (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея... (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолет... (Самолет обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед... (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина... (Машина обгонит человека).
19. «Кто что любит?»
Детям демонстрируются предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?
Примерный речевой материал:
Корова любит... (траву). Белка любит... (орехи).
Собака любит... (кость). Волк любит... (мясо).
Кошка любит... (молоко). Медведь любит... (мед).
Курица любит... (зерно). Заяц любит... (морковку).
20. «Закончи предложение».
Логопед начинает предложение и просит ребенка закончить его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребенок должен произнести предложение целиком.
Примерный речевой материал:
Почтальон разносит (что?)...
Учитель учит (кого?)...
Повар варит (что?)...
Врач лечит (кого?)...
Парикмахер стрижет (что?)...
Пастух пасет (кого?)...
Машинист ведет (что?)...
Водитель возит (кого?)...
Водитель ведет (что?)...
Художник рисует (кого?)...
Художник рисует (что?)...
Мышка боится (кого?)...
Образец ответа: Почтальон разносит (что?)... почту (письма, газеты, журналы). Почтальон разносит почту (письма, газеты, журналы).
21. «Рыболов».
На удочку с магнитом ребенок «вылавливает» предметные картинки и называет, кого (что) он поймал.
Образец ответа: Я поймал... рыбку.
Картинки:
рак, рваный ботинок, морская звезда, сом, консервная банка, медуза, морской конек, щука, головастик, бутылка.
22. «Подбери пару».
Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним пару, соответствующее слово, отвечающее на вопрос «кого?» или «что?»
Примерный речевой материал:
Жду...; догоню...; ловлю...; спрашиваю...; кормлю...
Читаю...; рисую...; поливаю...; покупаю...; варю...
23. «Исправь ошибки Незнайки».
Логопед рассказывает детям о том, как Незнайка ходил в зоопарк. Ему там очень понравилось. Своими впечатлениями Незнайка поделился со своим другом Пончиком, но допустил в рассказе много ошибок. Логопед предлагает детям помочь Незнайке исправить ошибки.
Зоопарк
Я ходил в зоопарк. Там я видел огромный слон, полосатая зебра, смешная обезьяна. Слон ел булка. Зебра жевала свежая трава. Обезьяна корчила забавная рожица.
Родительный падеж
24. «Помоги найти маму».
Логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и их детенышей и сообщает о том, что малыши потеряли своих мам. Детям предлагается помочь малышам найти свою маму, подобрав картинки парами.
Образец ответа: У коровы нет... (теленка). Вот теленок.
Примерный речевой материал:
У лошади нет... (жеребенка).
У свиньи нет... (поросенка).
У собаки нет... (щенка).
У кошки нет... (котенка).
У козы нет... (козленка).
У овцы нет... (ягненка).
У лисицы нет... (лисенка).
У зайчихи нет... (зайчонка).
У волчицы нет... (волчонка).
У ежихи нет... (ежонка).
У медведицы нет... (медвежонка).
У белки нет... (бельчонка).
25. «Прятки».
Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела. Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого?»
Примерный речевой материал:
Хвост... (лисы). Хвост... (зайца).
Хвост... (медведя). Уши... (зайца).
Рога... (оленя). Лапы... (волка).
Морда... (льва). Копыта... (лошади).
Клюв... (птицы).
26. «Отгадай загадку».
Логопед предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке картинку. Примерный речевой материал:
У кого рога и быстрые ноги?... (У оленя).
У кого длинные уши и короткий хвост?... (У зайца).
У кого зеленые глаза и длинные усы?... (У кошки).
У кого рыжий пушистый хвост?... (У лисы).
У кого зубастая пасть?... (У волка).
У кого хвост крючком и нос пятачком?... (У свиньи).
У кого рога и вымя?.., (У коровы).
У кого копыта и грива?... (У лошади).
27. «Что забыл нарисовать художник?»
Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостает отдельных частей тела. Логопед просит детей сказать, что забыл нарисовать художник.
Образец ответа: У орла нет крыла.
Примерный речевой материал:
У петуха нет... (клюва). У коровы нет ... (хвоста).
У свиньи нет... (пятачка). У лошади нет... (гривы).
У зайца нет... (уха). У лисы нет... (лапы).
У оленя нет... (копыта). У козла нет... (бороды).
28. «Желание».
Детям раздаются предметные картинки. Логопед предлагает, глядя на картинки, закончить начатое им предложение, угадав желание.
Примерный речевой материал:
Я хочу выпить стакан... (воды).
Я хочу выпить чашку... (чая).
Я хочу отрезать кусочек... (колбасы).
Я хочу выпить стакан (молока).
Я хочу выпить стакан... (компота).
Я хочу сварить два... (яйца).
Я хочу купить половину... (батона).
Я хочу налить тарелку... (супа).
Я хочу откусить кусочек... (сахара).
Я хочу съесть кусок... (хлеба).
29. «Угадай по листику дерево».
Логопед показывает детям картинки с изображенными на них листьями деревьев и просит угадать, какому дереву принадлежит каждый лист: это — лист... березы (клена, дуба, ольхи, ивы, тополя, осины).
30. «Чего много?»
Логопед раздает детям картинки с изображением нескольких одинаковых предметов. У логопеда — картинки с изображением этих же предметов в единственном числе. Логопед показывает детям свои картинки и говорит: «У меня один флажок». Ребенок, у которого есть картинка с изображением нескольких флажков, отвечает: «У меня много флажков».
Примерный речевой материал:
апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
стул — много стульев;
дерево — много деревьев;
перо — много перьев;
колесо — много колес;
тетрадь — много тетрадей.
31. «Подскажи словечко».
Логопед читает детям стихотворение «Федорино горе». Затем дети вспоминают, какая посуда сбежала от Федоры и чего у нее теперь нет. Детям раздаются картинки с изображением посуды. При повторном чтении стихотворения «подсказывает» слово тот ребенок, у которого окажется соответствующая картинка.
Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных... (вилок).
Нет покинутых сироток —
Черных, гнутых... (сковородок).
Нет запачканных грязнуль —
Битых, ломаных... (кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных... (блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых... (чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших... (стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде... (тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых... (ложек).
Ведра, где теперь бредете?
У Федоры нету... (ведер).
(К. Чуковский)
32. «Что ночью пропало, а утром видно стало?» Детям демонстрируется макет окна, за которым утром видно изображение предметов. Логопед закрывает окно шторой, и изображение «пропадает». Дети должны сказать, что видно в окно утром и «пропадает» ночью.
Примерный речевой материал;
утром видно... (деревья); ночью не видно... (деревьев);
утром видно... (листья); ночью не видно... (листьев);
утром видно... (ветви); ночью не видно…(ветвей);
утром видно... (сучья); ночью не видно... (сучьев);
утром видно... (гнезда); ночью не видно... (гнезд);
утром видно... (машины); ночью не видно... (машин).
33. «Сравни».
Логопед предлагает детям сравнить:
а) по вкусу: морковку и помидор; апельсин и лимон; малину и крыжовник; бруснику и клюкву.
Образец ответа: Морковка слаще помидора. Клюква кислее брусники;
б) по величине: корову и овцу; куст и дерево; козленка и козу; сумку и кошелек.
Образец ответа: Корова больше овцы. Овца меньше коровы;
в) по физической силе: кошку и мышку; медведя и лису; зайца и волка; лещадь и ослика.
Образец ответа: Кошка сильнее мышки. Мышка слабее кошки;
г) по скорости: самолет и поезд; мотоцикл и велосипед; машину и человека; зайца и черепаху.
Образец ответа: Самолет быстрее поезда. Поезд медленнее самолета.
Дательный падеж
34. «Найди хозяина».
Детям предлагается сначала с опорой на предметные картинки (подобрав пару), затем без опоры на них ответить на вопрос «кому что нужно?»
Примерный речевой материал:
очки... (бабушке); трава... (корове);
газета... (папе); овес... (лошади);
скакалка... (девочке); кость... (собаке);
фартук... (повару); молоко... (кошке);
халат... (врачу); листья... (дереву);
портфель... (ученику); орехи.:. (белке).
35. «День рождения».
Логопед сообщает детям о том, что зайка на день рождения пригласил к себе друзей. Он приготовил для них разное угощение (детям демонстрируются картинки). Логопед предлагает детям угадать, кому заяц приготовил угощение и кого он ждет в гости.
Образец ответа: Орехи — белке. Заяц ждет белку.
Примерный речевой материал:
Рыба... Заяц ждет...
Мед... Заяц ждет...
Грибы... Заяц ждет...
Зерно... Заяц ждет...
Трава... Заяц ждет...
Предлагаемые картинки: белка, лиса, медведь, еж, сорока, олень.
36. «Хвосты».
Логопед читает детям стихотворение и предлагает ответить на вопросы «у кого есть хвост?» и «кому для чего он нужен?»
Есть хвост у падающих звезд.
И у семян бывает хвост.
У птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Для скорпионов
Хвост важней:
Они хвостом сражаются.
(Л. Васильева)
37. «Кому что нужно?»
На наборном полотне выставлены картинки с изображением лиц различных профессий и животных. Логопед раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно? », сгруппировав картинки соответствующим образом:
а) человеку какой профессии нужны эти предметы:
игла, глобус, бинт, указка, ножницы, малярная кисть, палитра, лекарство, краски, скрипка, кастрюля, белый халат, поварской колпак, метла, барабан, лопата;
б) какому животному нужна такая еда:
морковка, трава, молоко, овес, рыба, кость, желуди, мед, капуста, орехи, зерно, сено.
38. «Ответь на вопрос».
Логопед задает детям вопрос и предлагает ответить на него, используя в ответе как можно больше слов.
Примерный речевой материал:
Кому папа может читать книгу? (Сыну, дочке, девочке, мальчику, Тане, Саше.)
Кому мальчик может дать сахар? (Собаке, лошади, Шарику, Жучке, сестре, брату.)
Кому девочка несет очки? (Бабушке, дедушке, папе, маме, тете, дяде.)
Кому девочка насыпает зерно? (Птице, курице, гусю, синице, воробью, голубю.)
39. «Составь предложение».
Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить по ним предложения. В случае затруднений задается вопрос «кому?»
Примерный речевой материал:
Девочка дает сено козе.
Таня несет бабушке очки.
Мальчик дарит цветы маме.
Мама дает дочке куклу.
Собака подает девочке лапу.
Папа покупает сыну велосипед.
Девочка насыпает зерно курице.
Бабушка наливает молоко кошке.
40. «Найди хозяина».
Логопед демонстрирует детям предметные картинки с изображением различных предметов, принадлежащих сказочным персонажам, и предлагает сказать, кому принадлежит каждая вещь.
Образец ответа: корона — королю.
Примерный речевой материал:
ступа, колпачок Буратино, шляпа Незнайки, хрустальная туфелька, золотой ключик, полено, шапочка красного цвета, аленький цветочек.
41. «Доктор Айболит».
Логопед демонстрирует детям картинки с изображением Доктора Айболита, животных и насекомых. Логопед сообщает о том, что они больны и пришли к доктору на прием. Затем детям предлагается вспомнить, что болит у каждого пациента, и рассказать, кому что вылечил Айболит.
Образец ответа: У зайки болит лапка. Айболит вылечил зайке лапку.
Творительный падеж
42. «Ответь на вопрос».
Логопед задает детям вопросы и предлагает на них ответить:
а) с опорой на предметные картинки:
забивают (чем?)... пилят (чем?)...
шьют (чем?)... расчесываются (чем?)...
метут (чем?)... копают (чем?)...
рисуют (чем?)... пишут (чем?)...
Картинки: молоток, пила, игла, расческа, метла, лопата, карандаш, ручка;
б) без опоры на предметные картинки:
слушаем (чем?)... (ушами);
думаем (чем?)… (головой);
смотрим (чем?)...(глазами);
кусаем (чем?)... (зубами);
режем (чем?)… (ножом);
едим (чем?)... (ложкой, вилкой);
топаем (чем?)... (ногами).43.
«Профессии».
Логопед раздает детям картинки с изображением людей разных профессии. Затем он обращается к кому-нибудь из детей и задает вопрос: «Кем ты будешь?»
Я буду... (врачом). Я буду... (летчиком).
Я буду... (учителем). Я буду... (поваром).
Я буду... (машинистом). Я буду... (художником).
Я буду... (маляром). Я буду... (пианистом).
Я буду... (балериной). Я буду… (строителем).
44. «Подбери слова».
Логопед называет слово и предлагает детям подобрать по образцу соответствующее ему по смыслу другое слово.
Образец выполнения: резать... ножом, ножницами.
Примерный речевой материал:
резать... махать... вязать...
рисовать... стучать... шить...
подметать... есть... красить
стирать... строгать... светить...
45. «Закончи предложение».
Логопед произносит начало предложения и просит детей его закончить. При затруднении демонстрируются картинки, из которых ребенок должен выбрать и назвать нужную.
Примерный речевой материал:
Сухую траву сгребают... Суп едят... Котлеты едят...
Хлеб режут... Кашу размешивают... Огонь заливают...
Яму копают... Двор подметают... Снег убирают...
Машинист управляет... Пилот управляет... Парикмахер стрижет... Картинки: грабли, ложка, вилка, нож, поварешка, вода, лопата, метла, снегоуборочная машина, поезд, самолет, ножницы.
46. «Составь предложение».
а. Логопед раздает детям сюжетные картинки, по которым они должны составить предложение. В случае затруднений задаются вопросы «что?» («кто?»), «чем?»
Примерный речевой материал:
Девочка гладит платье утюгом. Мальчик рисует картину красками. Малыш ест кашу ложкой. Мальчик чистит зубы щеткой. Дворник подметает двор метлой. Кошка чешет ухо лапой. Уборщица вытирает пыль тряпкой. Колхозник косит траву косой. Папа пилит дрова пилой. Мальчик копает землю лопатой. Мама режет хлеб ножом.
б. Логопед называет два слова в начальной форме н предлагает детям составить предложение с этими словами. При затруднении дается образец: Картина — краски. — Картину рисуют красками.
Примерный речевой материал:
чай — ложка; щетка — зубы; руки — полотенце; губы — салфетка; платье — утюг; ковер — пылесос; пыль — тряпка; цветок — вода; ткань — ножницы; шарф — спицы.
47. «Гости».
Логопед рассказывает детям о кукле Маше, к которой пришли в гости другие игрушки: мишка и клоун. Детям предлагается назвать, чем Маша будет угощать своих гостей. В случае затруднений демонстрируются предметные картинки.
Примерный речевой материал:
Маша будет угощать своих гостей: пирогом, тортом, пирожными, яблоками, чаем, соком, вареньем, булочками, джемом, конфетами, печеньем.
48. «Кто чем защищается?»
Логопед раздает детям картинки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто чем защищается.
Примерный речевой материал:
Кошка защищается... (когтями).
Собака защищается... (зубами).
Олень защищается... (рогами).
Еж защищается... (иголками).
Гусь защищается... (клювом).
Лошадь защищается... (копытами).
Слон защищается... (хоботом).
Кабан защищается... (клыками).
49. «Исправь ошибку».
Логопед предлагает детям прослушать предложение и исправить допущенную в нем ошибку. Примерный речевой материал:
Корова принесла девочке корм. Ваза разбила Таню. Машина играет с малышом. Утюг гладит маму. Дорога едет по машине. Дети разбили стеклом мяч. Бабушка несет сумку в хлебе.