Ручная камера/Дрожащая камера
[Hand-held camera/Shaky camera]
- способ съемки, при котором движение объектива и, соответственно, изображения соответствуют динамике движения человеческого тела
Широкое распространение прием получил с приходом «новой волны» французского кино на рубеже 50-60-х годов, а затем появления датской «Догмы» в конце 90-х
Рыбий глаз/Фишай
[Fish-eye lens]
- ультраширокоугольный объектив, позволяющий максимально увеличить поле зрения; угол поля зрения такого объектива близок к 180° или выше
- Как мне лучше всего снять атмосферу наркотического бреда? - Используй фишай, как это сделал оператор Мэттью Либатик в «Реквиеме по мечте» Аронофски. |
Сверхширокоугольный объектив
[Ultra-wide angle lens]
- объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем широкоугольный объектив, и создающий сильные перспективные искажения; фокусное расстояние сверхширокоугольного объектива меньшего малой стороны кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 83° и более
Светофильтр/Съемочный фильтр
[Optical filter]
- оптическое устройство из пластика или стекла, располагаемое перед объективом для подавления, выделения или преобразования части спектра светового потока; применяется для различных цветовых и световых эффектов, в том числе для изменения цветовой гаммы снимаемого изображения
Соотношение сторон экрана
[Aspect ratio]
- формат экранного изображения, соотношение ширины и высоты кадра;
Основные форматы: традиционный или полноэкранное кино – 4:3 (1,33:1), широкоформатное кино в России и Европе – 5:3 (1,66:1), широкоформатное кино в США – 13:7 (1,85:1), широкоэкранный Cinemascope – 2,35:1
Средний план
[Medium shot]
- кинематографический план, при котором человек виден почти целиком; принято выделять первый средний план или укрупненный (medium close-up) – погрудный, и второй средний план (medium shot) – от пояса или от колен
Средний/Второй план
[Middle-ground]
- степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены на некотором расстоянии от камеры, за объектами первого плана
Стедикам/Подвесной штатив
[Steadicam]
- вспомогательное операторское оборудование, предназначенное для стабилизации камеры и, соответственно, изображения при ручной съемке; позволяет добиться плавного панорамирования
Что почитать: Андрей Языджи «Стедикам – практика и творчество»
- А ты знаешь, кто один из первых применил стедикам в отечественном кино? - Нет. - Эх ты! Это был фильм «Иди и смотри» Элема Климова, почти целиком снятый оператором Алексеем Родионовым с помощью этой технологии. |
Субъективная камера
[Subjective camera/Point of view shot/POV shot]
- способ съемки, подразумевающий, что камера воспроизводит движение взгляда героя
Нуар «Женщина в озере» Роберта Монтгомери – одна из первых картин, целиком снятых субъективной камерой
Съемка с верхней точки
[High-angle shot]
- точка съемки, при которой камера направлена сверху вниз, а объектив расположен выше линии глаз; часто используется для уменьшения значимости снимаемого объекта
Кадр из фильма Отель Гранд Будапешт (2014)