Составление и чтение слогов и слов с пройденными буквами.
[Совершенствование навыка составления и чтения слогов и слов.] Логопед предлагает детям пройти к магнитной доске, на которой закрепляет плоскостные изображения чаек, держащих в клювах карточки с пройденными буквами (согласные буквы синего, а гласные — красного цвета).
Логопед. Чайки покружились над Невой и принесли нам карточки с буквами. Каждый из вас должен взять сначала одну согласную, а потом одну гласную буквы, поставить их рядом и прочитать, что получилось.
1-й ребенок. Ну.
2-й ребенок. Ма.
3-й ребенок. Но.
4-й ребенок. Та.
Логопед. Давайте попробуем составить слова из этих частей. Дети. Пума, нота.
Логопед. Очень хорошо. Молодцы! А теперь пройдите к зеркалу.
601
6. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]
Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей и предлагает им сделать уже знакомые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. После каждого упражнения логопед дает детям время для отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну. Для сопровождения гимнастики используются игрушки.
Логопед. Давайте научимся делать новое упражнение. Посмотрите, какая чашечка нарисована на этой картинке. (Показывает.) В чашечке — горячий чай. Видите, какой пар поднимается над чашечкой. Давайте сделаем «чашечку» из языка, поднимем, уберем ее за верхние зубы и подуем на горячий чай: ш...
7. Упражнение «Разноцветные кружки».[Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед убирает игрушки и картинку, вновь приглашает детей за стол и помещает на стол контейнер с красными и синими фишками.
Логопед. Я хочу предложить вам игру «Разноцветные фишки». Я буду произносить звуки, а вы будете обозначать их кружками. Вы помните, каким цветом мы обозначаем гласные, а каким — согласные звуки?
Дети. Согласные — синим, а гласные — красным.
Логопед. Ам. Подумайте, какой кружок вы положите первым, а какой — вторым.
Дети. Сначала — красный кружок, а потом — синий.
Логопед. Почему? Какой звук вы услышали первым, а какой — вторым?
Дети. Первый звук [а], второй звук — [м].
Аналогично проводится анализ слога -то-.
Логопед. А теперь подумайте, что получится, если я сначала произнесу звук [и], а потом — звук [т].
Дети. Ит.
Логопед. Правильно. Обозначьте звуки кружками. Какой будет первым, а какой вторым?
Дети. Первый кружок — красный, а второй — синий.
Логопед. Отлично.
Аналогично проводится синтез и анализ слога -му-.
602
8. Упражнение «Слушай внимательно».[Развитие речевого слуха. Пополнение пассивного словаря (баржа).]
Логопед убирает контейнер с кружками.
Логопед. Напомните мне, как называется главная река нашего города.
Дети. Нева.
Логопед. Верно. Послушайте стихотворение о Неве.
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века,
Но совсем не белоручка
Знаменитая река.
Баржи, лодки, пароходы
На себе несет Нева.
М. Борисова
По Неве плывет много транспорта. Вы запомнили, какой транспорт плывет по ней?
Дети. Лодки, пароходы.
Логопед. А еще баржи. Это такие большие суда для перевозки грузов. Посмотрите на картинку. Вот так выглядит баржа.
9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед убирает картинку.
Логопед. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня.
Дети. Мы говорили о нашем городе, о Санкт-Петербурге.
Логопед. Что вы запомнили о нем?
1-й ребенок. Это Северная столица.
2-й ребенок. Это очень красивый город.
3-й ребенок. Мы должны гордиться им.
4-й ребенок. Мы должны беречь его.
Логопед. Очень хорошо. А что вам понравилось делать на занятии?
Дети. Составлять и читать слова. Раскрашивать кораблик. Собирать разрезные картинки.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я вами горжусь!
603
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели.Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Наш город. Моя улица». Ознакомление с буквой К, формирование умения находить ее среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование.Контейнер с фотографиями улицы, на которой находится детский сад, флажки двух цветов, книга «Мой букварь» и тетрадь №3 по числу детей, магнитные палочки, контейнер с простыми и цветными карандашами.
Предварительная работа.Подбор слов, начинающихся со звука [к].
Ход занятия
1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. В контейнере находятся фотографии с видами улицы, на которой стоит детский сад.
Логопед. Возьмите по одной фотографии и пройдите за стол. Рассмотрите фотографии. Расскажите, что вы видите на них. Что вы знаете об этих зданиях?
1-й ребенок. Это кинотеатр «Новый рубеж» и карусели около него. Я смотрел в кинотеатре мультфильмы и катался на каруселях.
2-й ребенок. Это новый дом около нашего детского сада. Он очень большой. На крыше дома — красивая башенка.
3-й ребенок. Это детская больница. Там лечат детей.
4-й ребенок. Это универсам «Патэрсон». Я хожу туда с мамой покупать продукты.
604
Логопед. Молодцы! Вы хорошо знаете, какие здания находятся на проспекте Ветеранов. Сегодня мы продолжим разговор о нашем родном Санкт-Петербурге, познакомимся с новым звуком и новой буквой.
2. Упражнение «Слушай внимательно».[Развитие фонематического восприятия.]
Логопед собирает фотографии.
Логопед. А вот с каким звуком мы познакомимся, вы скажете мне сами. Слушайте внимательно слова, которые я произнесу. Сок, молоток, замок, платок. Каким звуком они заканчиваются?
Дети. Звуком [к].
Логопед. Вот об этом звуке мы и будем говорить. Произнесите его и скажите, какой он, гласный или согласный.
Дети. [К] — это согласный звук. У нас во рту есть преграда, петь этот звук нельзя.
Логопед. Правильно. Почувствуйте, как язык прижимается к небу в глубине рта. Вот это и есть преграда из языка. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Обратите внимание, звук [к] произносится очень коротко, отрывисто, его нельзя не только петь, но и тянуть. Давайте научимся отличать этот звук от других известных вам звуков. Если вы услышите новый звук, то поднимите синий флажок, если вы услышите любой другой звук, то поднимите желтый флажок. Слушайте внимательно: у, м, к, о, к, т, п, к, ом, ку, ко, та, ни, сок, кот, мак, нос, стол.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Вы не допустили ни одной ошибки!
3. Работа по книге «Мой букварь».[Развитие фонематического восприятия. Знакомство с новой буквой. Совершенствование навыка чтения.]
Логопед раздает детям буквари, открытые на с. 26.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы и послушайте стихотворение.
Катя котенка катала в коляске.
Как погремушки, висели колбаски.
605
В каких словах вы услышали звук [к]?
Дети. Катя, котенка, катала, коляске, как, колбаски.
Логопед. Правильно. Молодцы! Посмотрите на картинку в нижней части страницы. Кого вы видите на ней?
Дети. Это клоун.
Логопед. Давайте поможем клоуну уложить в рюкзак те предметы, названия которых начинаются со звука [к]. Перечислите названия этих предметов.
Дети. Книга, карандаши, краски, кружка.
Логопед. Рядом с клоуном лежат и предметы, в названиях которых звук [к] находится в конце или в середине. Какие это предметы?
Дети. Молоток, наперсток, морковка.
Логопед. В верхнем левом углу страницы вы видите новую букву К. Из скольких элементов она состоит?
Дети. Из трех.
Логопед. Пройдите к магнитной доске и сложите букву К из трех палочек. Обратите внимание: две палочки расположены уголком с правой стороны от третьей палочки. Вот так.
Дети выкладывают буквы.
Логопед. Все правильно сложили букву К. Дома вы слепите ее из пластилина, как это показано в букваре. Теперь пройдите за стол, сядьте правильно, не наклоняйте голову низко, будем читать все, что написано в зеленой рамке на следующей странице.
Дети. Ак, ук, ок, ик, ка, ку, ко, ки, кок, ток, мак, ком, кот, кит, маки, мука, кати.
Логопед. Очень хорошо. Прочитайте подписи под картинками.
Дети. Кок, кит. Аким, кати ком!
Логопед. Вы очень хорошо читали сегодня. Закройте буквари.
4. Подвижная игра «На закате тучки тают».(Повторение, см. с. 600.)
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.
5. Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.[Развитие связной речи.]
606
Логопед вновь приглашает детей за стол и помещает на наборное полотно фотографии с видами улицы, на которой находится детский сад.
Логопед. Попробуем все вместе рассказать об улице, на которой стоит наш детский сад. Как она называется?
Дети. Проспект Ветеранов.
Логопед. Он широкий или узкий?
Дети. Он широкий.
Логопед. Что мы видим на проспекте? Начните ответ со слов «на проспекте».
Дети. На проспекте много машин.
Логопед. Какие дома на нем? Начните ответ со слов «на нем».
Дети. На нем высокие и красивые дома.
Логопед. Теперь вы должны будете повторить этот рассказ. Начните с того, в каком городе мы живем, как называется улица, на которой стоит детский сад. Какая она? Что вы видите на проспекте? Какие на нем дома?
Если это задание сложно для детей, то рассказ сначала составляет логопед, а дети по очереди повторяют его. Возможно договаривание за логопедом теми детьми, которые самостоятельно не смогут выполнить это задание. Это занимает много времени, поэтому на подгрупповом занятии можно послушать одного ребенка, а с остальными детьми закончить работу на индивидуальных занятиях.
1-й ребенок. Мы живем в Санкт-Петербурге. Наш детский сад стоит на проспекте Ветеранов. Он широкий. По нему едет много машин. На нем высокие и красивые дома.
6. Работа в тетради№3. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыка печатания.]
Логопед раздает детям открытые на с. 18 тетради, ставит на стол контейнер с простыми и цветными карандашами.
Логопед. Вы видите на левой страничке новую букву. Сначала возьмите простой карандаш и обведите маленькую букву к по точкам, потом возьмите цветной карандаш и раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы это сделаете?
Дети. Синим.
Логопед. Какие картинки нарисовал художник рядом с буквами?
607
Дети. Конфету, куклу и клоуна.
Логопед. С какого звука начинаются эти слова?
Дети. Со звука [к].
Логопед. Вы раскрасите их так, как вам хочется, когда проснетесь, после полдника. А сейчас давайте напишем по точкам части слов. Прочитайте их.
Дети. Ак, ук, ок, ик.
Логопед. Будьте внимательны. Писать буквы нужно по порядку, слева направо. Посмотрите, как я напишу акна доске.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им необходимую помощь, показывает на доске, как пишется каждый слог. Обязательно оценивается работа каждого из детей. Завершить работу на этой страничке можно на индивидуальных занятиях.
7. Игра «Кто больше?»[Развитие фонематических представлений.]
Логопед убирает тетради и карандаши, достает контейнер с разноцветными фишками.
Логопед. Вы познакомились сегодня с новым звуком [к], видели много картинок, в названиях которых есть этот звук. Постарайтесь вспомнить их. За каждое слово, которое вы вспомните, вы будете получать фишку. Победит тот, кто получит больше всех фишек.
Дети произносят слова со звуком [к] в названиях, логопед раздает им фишки. В конце игры определяется победитель. Логопед показывает, как нужно поддержать проигравших.
Логопед. Вы все сегодня были молодцами и вспомнили почти все слова со звуком [к], которые прозвучали на занятии. Рома стал победителем, потому что вспомнил слов больше всех. А все остальные постараются и станут победителями в следующий раз.
8. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.
Логопед. О чем мы говорили сегодня? О чем составляли рассказ?
Дети. О нашей улице. О проспекте Ветеранов.
Логопед. Какой он?
Дети. Он широкий и красивый.
608
Логопед. С каким звуком и с какой буквой вы познакомились?
Дети. Со звуком [к] и с буквой К.
Логопед. Что вы знаете о звуке [к]?
Дети. Он согласный, его нельзя петь. Он короткий.
Логопед. Я очень довольна тем, как вы занимались. Молодцы!
Май, 3-я неделя