Март, 3-4 неделя «машины гудят»

Чему учится ребенок: различать высоту сигнала машины, соотносить звуко подражания с соответствующими изображениями; понимать и употреблять при лагательные «легковая», «грузовая».

Оснащение: фланелеграф, картинки с изображением грузовых и легковы: машин.

Ход игры: выложите на фланелеграфе из полосок прямую линию и скажите «Это дорога».

Прочтите рифмовку:

Едут машины по мостовой,

Едут машины одна за другой,

Вот легковая, в ней — карапуз, (поставьте изображение легковой

машины)
Вот грузовая, в кузове — груз. (поставьте изображение грузовой

машины)

март, 3-4 неделя «машины гудят» - student2.ru


Мчатся машины, шины шуршат, «Эй осторожней!» — громко гудят.

март, 3-4 неделя «машины гудят» - student2.ru март, 3-4 неделя «машины гудят» - student2.ru Легковая машина гудит тоненько: би-би. (произнесите звукоподражание

«би-би» высоким голосом) Грузовая машина гудит низко: би-би! (произнесите звукоподражание

«би-би» низким голосом)
Уехали машины. (снимите изображения машин

с фланелеграфа)
Угадайте, какая машина гудит? (произнесите звукоподражание

«би-би» высоким или низким голосом)

Ребенок слушает варианты гудка и выставляет соответствующее изображение на фланелеграф. По возможности называет машины: «Это легковая машина», «Это грузовая машина».

АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Птички поют»

Чему учится ребенок: слышать и различать высокое и низкое звучание голо­са; понимать и употреблять в речи наречия «высоко», «низко». Оснащение: фланелеграф с изображением куста и птиц. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

Вот расселись птички

Тут и там, тут и там.

Вот расселись птички

По кустам, по кустам.

Эта птичка сидит высоко, (поместите изображение птички на верхнюю

Поет высоким голосом. ветку, произнесите высоким голосом: «Чив-чив-

чив» )

Эту нам достать легко. (поместите изображение птички на нижнюю

Поет низким голосом. ветку, произнесите низким голосом: «Чив-чивчив» )

Улетели птички. (снимите изображения птичек с фланелеграфа)

Отгадайте, где сидит птичка? (выполните звукоподражание высоким или низким

голосом, ребенок слушает и выкладывает изобра­жения птичек на соответствующие веточки)

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Большие ноги — маленькие ножки»

Чему учится ребенок: различать темп и ритм звукоподражаний, соотносить их с соответствующим образом; понимать и употреблять прилагательные «боль­шие», «маленькие»; понимать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оснащение: набор кирпичиков для игры на столах.

Ход игры: предложите ребенку: «Построим дорожки из кирпичиков». Когда он построит дорожки из кирпичиков, продолжайте:

По дороге, по дорожке

Побежали ноги-ножки.

Идут большие ноги:

ТОП-ТОП, ТОП-ТОП. (произнесите звукоподражание медленно)

Бегут маленькие ножки:

Топ-топ, топ-топ. (произнесите звукоподражание быстро)

Ребенок изображает пальчиками ноги, передвигая их по дорожке из кирпи­чиков в ритме произносимого звукоподражания. В случае затруднения помо­гите малышу передвигать пальчики по дорожке.

Слушайте внимательно:

Ноги или ножки

Идут по дорожке? (воспроизведите один из вариантов звукоподражания)

Ребенок слушает, отображает ритм соответствующим движением пальцев, по возможности называя: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Большие ноги идут по дороге».

МАЙ, 1-2НЕДЕЛЯ

«Чаепитие матрешек»

Чему учится ребенок: развивать речевое восприятие, понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравни­тельные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать суще­ствительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Наташе».

Оснащение: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашечек, блю­дечек и ложечек разного размера.

Ход игры: достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Наташа». Прочтите рифмовку:

Маша, Даша и Наташа Пили чай на кухне нашей.

Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Наташе дай самую маленькую чашку». Ребенок соответствен­но указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?» Ребенок отвечает: «У Маши».— «У кого чашка поменьше?» Ребенок отвечает: «У Даши».— «У кого самая маленькая чашечка?» Отвечает: «У Наташи». Спросите: «Что поставим под чашки?» — «Блюдца».— «Кому да­дим самое большое блюдце?» Ребенок отвечает: «Маше».— «Кому дадим блюдце поменьше?» Отвечает: «Даше». «Кому дадим самое маленькое блюдечко?» Отве­чает: «Наташе». Аналогичным образом игру повторите с ложечками.

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Зернышки»

Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух, понимать глагольные формы множественного числа настоящего времени: «сажаем», «засыпаем», «по-

март, 3-4 неделя «машины гудят» - student2.ru ливаем»; выполнять соответствующие имитационные движения; выполнять трех­ступенчатую инструкцию и совершать по ней последовательные действия.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение. Одновременно производите соот­ветствующие имитационные движения вместе с ребенком и называйте их:


март, 3-4 неделя «машины гудят» - student2.ru

Светит-светит солнышко, Мы сажаем зернышки, Засыпаем их землей, Поливаем их водой.

Продолжайте игру, назы­вая действия: «Сажаем зер­нышки!» Ребенок выполняет соответствующие имита- ци-онные движения.

Далее вместе с ребенком произведите действия и спро­сите: «Что мы делаем?» Ре­бенок должен ответить: «Са­жаем», «Поливаем», «Засы­паем».


март, 3-4 неделя «машины гудят» - student2.ru


Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; разли­чать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками.

Работа по развитию фонематического восприятия с детьми раннего возраста требует подкрепления звучащего слова зрительным образом — демонстрацией игрушки, картинки, изображающей предмет; демонстрацией действия или кар­тинки, изображающей это действие.

На первом этапе работы взрослый, произнося слово, должен находиться по отношению к ребенку так, чтобы ребенок видел его лицо. При этом слово произ­носится взрослым с активной, несколько утрированной артикуляцией.

При повторении игры вводится усложнение: при произношении слова взрос­лый прикрывает рот так, чтобы ребенок не видел артикуляции, т. е. пользо­вался бы только слуховым анализатором. Игры расположены в порядке услож­нения и соответствуют лексическим темам.

Наши рекомендации