Март, 3-4 неделя «машины гудят»
Чему учится ребенок: различать высоту сигнала машины, соотносить звуко подражания с соответствующими изображениями; понимать и употреблять при лагательные «легковая», «грузовая».
Оснащение: фланелеграф, картинки с изображением грузовых и легковы: машин.
Ход игры: выложите на фланелеграфе из полосок прямую линию и скажите «Это дорога».
Прочтите рифмовку:
Едут машины по мостовой,
Едут машины одна за другой,
Вот легковая, в ней — карапуз, (поставьте изображение легковой
машины)
Вот грузовая, в кузове — груз. (поставьте изображение грузовой
машины)
Мчатся машины, шины шуршат, «Эй осторожней!» — громко гудят.
Легковая машина гудит тоненько: би-би. (произнесите звукоподражание
«би-би» высоким голосом) Грузовая машина гудит низко: би-би! (произнесите звукоподражание
«би-би» низким голосом)
Уехали машины. (снимите изображения машин
с фланелеграфа)
Угадайте, какая машина гудит? (произнесите звукоподражание
«би-би» высоким или низким голосом)
Ребенок слушает варианты гудка и выставляет соответствующее изображение на фланелеграф. По возможности называет машины: «Это легковая машина», «Это грузовая машина».
АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Птички поют»
Чему учится ребенок: слышать и различать высокое и низкое звучание голоса; понимать и употреблять в речи наречия «высоко», «низко». Оснащение: фланелеграф с изображением куста и птиц. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
Вот расселись птички
Тут и там, тут и там.
Вот расселись птички
По кустам, по кустам.
Эта птичка сидит высоко, (поместите изображение птички на верхнюю
Поет высоким голосом. ветку, произнесите высоким голосом: «Чив-чив-
чив» )
Эту нам достать легко. (поместите изображение птички на нижнюю
Поет низким голосом. ветку, произнесите низким голосом: «Чив-чивчив» )
Улетели птички. (снимите изображения птичек с фланелеграфа)
Отгадайте, где сидит птичка? (выполните звукоподражание высоким или низким
голосом, ребенок слушает и выкладывает изображения птичек на соответствующие веточки)
АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Большие ноги — маленькие ножки»
Чему учится ребенок: различать темп и ритм звукоподражаний, соотносить их с соответствующим образом; понимать и употреблять прилагательные «большие», «маленькие»; понимать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оснащение: набор кирпичиков для игры на столах.
Ход игры: предложите ребенку: «Построим дорожки из кирпичиков». Когда он построит дорожки из кирпичиков, продолжайте:
По дороге, по дорожке
Побежали ноги-ножки.
Идут большие ноги:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП. (произнесите звукоподражание медленно)
Бегут маленькие ножки:
Топ-топ, топ-топ. (произнесите звукоподражание быстро)
Ребенок изображает пальчиками ноги, передвигая их по дорожке из кирпичиков в ритме произносимого звукоподражания. В случае затруднения помогите малышу передвигать пальчики по дорожке.
Слушайте внимательно:
Ноги или ножки
Идут по дорожке? (воспроизведите один из вариантов звукоподражания)
Ребенок слушает, отображает ритм соответствующим движением пальцев, по возможности называя: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Большие ноги идут по дороге».
МАЙ, 1-2НЕДЕЛЯ
«Чаепитие матрешек»
Чему учится ребенок: развивать речевое восприятие, понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Наташе».
Оснащение: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашечек, блюдечек и ложечек разного размера.
Ход игры: достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Наташа». Прочтите рифмовку:
Маша, Даша и Наташа Пили чай на кухне нашей.
Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Наташе дай самую маленькую чашку». Ребенок соответственно указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?» Ребенок отвечает: «У Маши».— «У кого чашка поменьше?» Ребенок отвечает: «У Даши».— «У кого самая маленькая чашечка?» Отвечает: «У Наташи». Спросите: «Что поставим под чашки?» — «Блюдца».— «Кому дадим самое большое блюдце?» Ребенок отвечает: «Маше».— «Кому дадим блюдце поменьше?» Отвечает: «Даше». «Кому дадим самое маленькое блюдечко?» Отвечает: «Наташе». Аналогичным образом игру повторите с ложечками.
МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Зернышки»
Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух, понимать глагольные формы множественного числа настоящего времени: «сажаем», «засыпаем», «по-
ливаем»; выполнять соответствующие имитационные движения; выполнять трехступенчатую инструкцию и совершать по ней последовательные действия.
Ход игры: прочтите ребенку стихотворение. Одновременно производите соответствующие имитационные движения вместе с ребенком и называйте их:
Светит-светит солнышко, Мы сажаем зернышки, Засыпаем их землей, Поливаем их водой.
Продолжайте игру, называя действия: «Сажаем зернышки!» Ребенок выполняет соответствующие имита- ци-онные движения.
Далее вместе с ребенком произведите действия и спросите: «Что мы делаем?» Ребенок должен ответить: «Сажаем», «Поливаем», «Засыпаем».
Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками.
Работа по развитию фонематического восприятия с детьми раннего возраста требует подкрепления звучащего слова зрительным образом — демонстрацией игрушки, картинки, изображающей предмет; демонстрацией действия или картинки, изображающей это действие.
На первом этапе работы взрослый, произнося слово, должен находиться по отношению к ребенку так, чтобы ребенок видел его лицо. При этом слово произносится взрослым с активной, несколько утрированной артикуляцией.
При повторении игры вводится усложнение: при произношении слова взрослый прикрывает рот так, чтобы ребенок не видел артикуляции, т. е. пользовался бы только слуховым анализатором. Игры расположены в порядке усложнения и соответствуют лексическим темам.