ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Наряжаем елочку»
Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание; понимать и употреблять существительные, обозначающие елочные игрушки.
Оснащение: искусственная елочка и корзиночка с елочными игрушками. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
Елочка-красавица выросла в лесу. И на каждой веточке шишки на весу. Елочку-красавицу привезли домой. Елочку-красавицу нарядим с тобой.
Вынимайте игрушки из корзиночки, поочередно показывая и называя их: «Это шарик. Это звездочка», и т. д. Попросите ребенка: «Повесь на елочку шарик, звездочку...» Сначала говорите так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, а затем называйте елочные игрушки из-за экрана.
ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ
«Дорожки» (см. Приложение 2, с. 134)
Чему учится ребенок: развивать речевой слух: различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом; понимать и употреблять прилагательные « длинная », « короткая ».
Оснащение: картинка с изображением детей, бегущих к маме по длинной и короткой дорожкам.
Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
Снег, снег кружится, Замело всю улицу. Мы метелочки возьмем И дорожку разметем. Побежали по дорожке, Ох, устали наши ножки. Вот какая длинная дорожка:
А-а-а-а-а. {произносите звук «а» долго и проводите
пальцем по длинной дорожке)
При повторении ребенок присоединяется к долгому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением длинной дорожки. Спросите ребенка:
Какая дорожка? — Длинная! (ребенок повторяет: «Длинная» ) Побежали по дорожке, Не устали наши ножки.
Короткая дорожка. А-а (произносите звук «а» коротко и одновремен-
но проводите пальцем по короткой дорожке)
При повторении ребенок присоединяется к короткому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением короткой дорожки. Спросите:
Какая дорожка? — Короткая! (ребенок повторяет: «Короткая» )
Игра повторяется 2-3 раза, малыш определяет по длине звука длину дорожки и соответственно на вопрос: «Какая дорожка?» отвечает: «Длинная» или «Короткая».
Усложнение: произносите гласные за экраном. Ребенок показывает соответствующую.
ЯНВАРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Одеваем куклу на прогулку»
Чему учится ребенок: развивать речевой слух; понимать и употреблять слова, обозначающие зимнюю одежду.
Оснащение: кукла и набор зимней одежды по ее размеру. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
На дворе большой мороз.
Отморозит кукла нос.
Теплый шарфик нужен ей, (наденьте на куклу свитер, штаны,
шубку и т. д.)
Чтоб укрыться потеплей. (ребенок одевает куклу)
Кукле будет тепло!
Теплая одежда. (найдите на картинках свитер, штаны,
Это одежда. шубку и т. д.)
Усложнение: при назывании предметов одежды находитесь за экраном.
ФЕВРАЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ
«Поющие горки»(см. Приложение 2, с. 135)
Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание, слышать понижение и повышение голоса; понимать предложные конструкции «с горы», «на гору», понимать и употреблять наречия «вверх», «вниз», дифференцировать гласные звуки: «и-о-у».
Оснащение: сюжетная картинка.
Ход игры: дайте ребенку карточки, одну оставьте себе:
Мы катаемся с горы, (звук «и» произносится протяжно и с постепенным
И-и-и-и. понижением голоса. Одновременно проводите по картинке
Поехали вниз! пальцем сверху вниз. Слова повторяются, и на звук «и»
ребенок проводит пальчиками по картинке сверху вниз)
Заберемся высоко, (звук «о» произносите протяжно и с постепенным
О-о-о! повышением голоса. Одновременно проводите по картинке
Поехали вверх! пальцем снизу вверх. Слова повторяются, и на звук «о»
ребенок проводит пальчиками по сутажу снизу вверх)
Усложнение:
Вот веселая игра! (звук «а» произносите протяжно и с постепенным
А-а-а! понижением голоса. Одновременно проводите
Поехали вниз! по картинке пальцем сверху вниз. При повторении слов
ребенок присоединяется к показу движения)
И опять мы на гору! (звук «у» произносите протяжно и с постепенным
У-у-у! повышением голоса. Одновременно проводите по картинке
Поехали вверх! пальцем снизу вверх. При повторении слов ребенок
присоединяется к показу движения)
При повторении игры находитесь за экраном, ребенок должен произвести действие самостоятельно.
ФЕВРАЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Кто на лесной тропинке?»
Чему учится ребенок: различать высоту голоса при произнесении звукоподражания; соотносить звукоподражание «топ-топ» определенной высоты с образом дикого животного; понимать и употреблять существительные, обозначающие диких животных.
Оснащение: картинки с изображением волка и зайца.
Ход игры: покажите ребенку картинки с изображением волка и зайца. Произнесите низким голосом:
Топ-топ-топ. Кто идет?
— Это волчище,
Серый хвостище,
Острые зубищи! (выставляйте на тропинке фигурку волка)
Волк ушел. (убирайте фигурку волка)
Далее произнесите высоким голосом:
Топ-топ, топ-топ, топ-топ!
Кто проскакал?
Это зайчик.
Зайчик убежал. (убирайте фигурку зайчика)
Угадайте, кто на дорожке? (произнесите звукоподражание «топ-топ»
высоким или низким голосом, и ребенок выставляет на «дорожку» ту или иную фигурку)
При повторении игры измените ритм шагов зверей.
МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ
«Мама»(см. Приложение 2, с. 136)
Чему учится ребенок: развивать речевой слух: различать интонацию, с которой произнесено слово; соотносить интонацию с условным графическим изображением соответствующей эмоции (радость, гнев и т. п.); понимать и использовать глагольные формы «сердится», «радуется», наречия «хорошо», «плохо».
Оснащение: картинки с изображением разбросанных игрушек и расставленных по своим местам, картинки-символы.
Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
Разбросали мы игрушки,
Раскрошили мы ватрушки,
Разорвали с братом книжку,
Оторвали лапу мишке.
Хорошо?— Плохо!
Мама сердится: «Дети!» (произнесите слово «дети» с интонацией
осуждения и покажите соответствующую
картинку-символ)
Далее покажите картинку, на которой изображены игрушки, расставленньн по своим местам.
Прочтите другое стихотворение:
Мы убрали все игрушки,
Съели за столом ватрушки,
И заклеили мы книжку,
И пришили лапу мишке.
Хорошо? — Хорошо!
Мама радуется: «Дети!» (произнесите слово «дети» с интонацией
одобрения и покажите соответствующую
картинку-символ)
Далее произнесите слово «дети» с разными интонациями, и ребенок показы вает соответствующие картинки-символы, по возможности произнося: «Сер дится», «Радуется» или «Мама сердится», «Мама радуется».