МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Весной в лесу»
Чему учится ребенок: совершенствовать слуховое внимание, развивать умение различать неречевые звуки в записи: шуршание листьев, журчание ручейка, шум дождя; расширять понятийный и активный словари, пользоваться глагольными формами «шелестят», «журчит», «шумит».
Оснащение: картинки.
Ход игры: прочтите текст и выполните действия по его содержанию:
Весна. Поедем в лес.
На чем поедем? (покажите несколько картинок с изобра-
Вот и приехали. жением видов транспорта. Ребенок выби
рает вид транспорта и «едет» в лес)
Сядем в кружок, послушаем, (включите магнитофон, звучит запись
про что расскажет нам дедушка-лес. шелеста листьев)
Это листики шелестят.
Покажите пальчиками, (ребенок выполняет движения пальчиками
как они шевелятся на ветру. по показу взрослого)
Покажите картинку с изображением дерева с пышной кроной. Вновь включите магнитофон с записью звуков журчащего ручья:
Это ручеек журчит (покажите, как бежит ручеек)
Поставьте картинку с изображением ручья. В третий раз включите магнитофон с записью шума дождя:
Это весенний дождик шумит. (покажите картинку «Дождь»)
Скорее спрячемся под крышу! (ребенок складывает ладошки домиком над
головой)
Спросите:
Слушайте внимательно, Думайте старательно: Что это?
Включите одну из магнитофонных записей. Ребенок слушает, определяет характер звуков, выполняет соответствующее движение: шевелит пальчиками (листики шелестят), бежит (ручеек бежит), складывает ладошки домиком (прячется от дождя). Подкрепите его действия, выставляя соответствующую картинку.
Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Неделя 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 | Тема Человек, части тела Дом, семья Игрушки Осень, овощи, фрукты Домашние животные Новогодний праздник Зима Зимняя одежда Зимние развлечения Дикие животные Мама Транспорт Весна Обувь Посуда Цветы, деревья | Название игры Пальчик о пальчик Кто ласкает малыша Умный пальчик Соберем овощи Теремок Наряжаем елочку Дорожки Одеваем куклу на прогулку Поющие горки Кто на лесной тропинке? Мама Машины гудят Птички поют Большие ноги — маленькие ножки Чаепитие матрешек Зернышки | Стр. 73 73 74 75 75 77 77 78 79 79 80 81 82 82 83 83 |
Воспитание речевого слуха — подготовка ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении — перспектива формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодики (темпа, ритма, интонации, силы голоса).
Развитый речевой слух — необходимое условие формирования фонематического восприятия.
Ребенка раннего возраста учим:
1) слушать и слышать, т. е. реагировать на слово, как на сигнал. Это качество является основой формирования эмоционально-волевой сферы малыша;
2) различать качества человеческого голоса: тембр, силу интонации, темп, ритм, высоту звучания.
Раздел состоит из 16 игр, расположенных в порядке усложнения. Каждая игра соответствует единой лексической теме.
В процессе проведения игр используем соответствующие картинки, игрушки, выполняем соответствующие движения.
ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Пальчик о пальчик»
Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Аи!» — убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.
Оснащение: стулья.
Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.
Заплясали ручки, заплясали!
Заплясали ручки, заплясали. (прячьте руки за спину, ребенок
Аи! повторяет движение)
После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Аи!»
ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Кто ласкает малыша?»
Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух: различать тембры голосов членов семьи; называть их.
Оснащение: записи голосов и фотографии всей семьи. Ход игры: прочтите потешку, поглаживая ребенка:
Ванечка хороший, Ванечка пригожий, Все его ласкают, Цветочком называют.
Включите запись голоса мамы: «Ой ты мой сыночек, лазоревый цветочек».
Это мама! (покажите фотографию мамы)
Включите другую запись — голос папы. Папа читает ту же потешку:
Это папа ласкает Ванечку. (поставьте фотографию папы) Умные ушки, угадайте: Кто ласкает Ванечку.
Звучит одна из записей. Ребенок слушает, показывает соответствующую фотографию и называет того, чей голос прозвучал.
Вариант вступительного стихотворения для девочки:
Танечка хорошая, Танечка пригожая, Все ее ласкают, Конфеткой называют.
Члены семьи (в записи) произносят слова:
Ах ты моя деточка, сладкая конфеточка.
Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите ему третью и четверую записи голосов — бабушки и дедушки.