Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.

ПРОЕКТ

Логопедической группы

Тема: «Путешествие в сказки»

(развития речи + эмоционально-волевое

Развитие)

Проект выполнила:

Воспитатель -

логопедической группы

КотиковаМ.В.

г. Сочи

2007/2008гг.

Тема: «Путешествие в сказки»

Актуальность проблемы:

Я несколько лет работаю с детьми логопедической группы. Постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. А ведь эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-то.

Ребенок познает окружающий мир не отвлеченно и бесстрастно, а переживая происходящее с ним. Дети формируют собственное отношение к тому, что их окружает, выбирая одни виды деятельности, жизненные ситуации и отвергая другие.

Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями - будь-то ощущения или воображения, мышление или память. Наш мир - это вечная борьба противоположностей. И мы должны научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, а спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки. Это касается и важного психологического процесса, как речь.

Большинство детей-логопатов не умеют слушать и слышать звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Также из-за недостаточного чувства ритма -согласовывать свои действия с действиями других. Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи детей.

Цикл занятий «Путешествие в сказки» я хотела бы попробовать пополнить некоторый пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы и развитие речи детей логопедической группы. Здесь подобраны игры и упражнения, которые направлены на высокую активность, чередование состояний активности и пассивности, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

Путешествие по сказкам пробуждают у детей фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Цель:Развитие и корректировка эмоционально-волевых процессов.

Задачи:

1. Развивать осознание к личности, принятие себя.

2. Развивать произвольное внимание и умение расслаблять свои мышцы тела.

3. Учить осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания.

4. Развивать моторику рук, координацию движения, тонких тактильных ощущений.

5. Развивать умение концентрироваться на зрительных образах.

6. Активизировать творческое мышление, воображение, фантазии.

7. Развитие связной речи.

8. Активизировать и обогащать словарный запас.

Длительность:3 месяца

Срок реализации- ноябрь-январь

Предполагаемый результат:Преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Диагностика:конец ноября - 4-я неделя января.

Форма работы:групповые, упражнения, релаксация, вхождение в сказку, вступление, заключение (выход из сказки).

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Диагностика

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Конспекты

занятий

Занятие 1. «Заяц-Коська и Родничок»

Программное содержание:

1. Формировать умение произвольно концентрировать внимание;

2. Обучать навыкам управлять мышцами тела: расслаблять и напрягать по собственному желанию;

3. Отрабатывать правильное дыхание;

4. Активизировать и обогащать словарный запас;

5. Развивать моторику рук;

6. Развивать умение слушать музыку, самостоятельно менять движения и быстро реагировать на темповые изменения.

7.

Необходимые материалы: шнур голубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, кукла-родничок, грецкие орехи и Леночки на резинке (для каждого ребенка), тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы на картоне, лесенка.

Оформление: на полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета, который заканчивается возле полотна ткани синего цвета, обозначающего реку (море, озеро).

Вступление

«Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдет о воде. Давайте

вспомним то, что мы знаем о воде.

Какая бывает вода? (Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная,

шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная.)

А бывает вода твердая? Когда такое случается? (Когда вода замерзает,

превращается в снег, лед, град.)

Бывает вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, то

превращается в пар, туман, облака.)

Где вода встречается в природе? (В реке, озере.) В нашем зале есть ручей.

Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается

ручей? (Родник, ключ, источник.) Откуда в роднике вода? (Она вытекает

из-под земли.) А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он

вливается в реку, или озеро, или...)

Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке

необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек».

Вхождение в сказку

Ведущий включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание, «наполняясь волшебной силой».

Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления. «Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?»

Упражнение 2. «Орешки»

«Как белка готовится к зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи).

Белка прислала для нас орешки».

Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.

1. Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами ( указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и минзинцем) сначала одной, а затем другой руки.

2. Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех пальцами руки. Затем то же повторяют с другой рукой.

3. Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.

«Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них».

Упражнение 3. «Прохлада»

Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.

« А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: «С-с-с-с-с-с-с-с».

Упражнение 4. «Страх»

Один из детей выполняет роль филина, остальные - роль зайцев. «Зайцы»

прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы»

замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют

глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от

страха.

После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх

и напряжение.

Упражнение 5. «Филин»

Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: «У-ху, у-ху...»

Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.

Упражнение 6. «Ручеек»

Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом ( обручем), забегают на холм ( лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору ( за занавеску), выбегают из-за горы. После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего: «Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом)». Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.

Ручейков сливаются воедино.

- Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился

Наступило утро.

Упражнение 8.« Удивление»

Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?» он отвечает: « Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело - я в облачко превратился».

Упражнение 9. «Облачко»

«Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться, как облачко: легко, плавно, свободно и мягко».

Ведущий с ассистентом держат над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают , если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.

Заключение.

«Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения

Родничка и назовем их».

Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала

Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок

поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на

землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.)

«Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось?»

Занятие 2. «Ежик и море»

(По сказке С.Козлова)

Программное содержание:

1. Учить детей умению наблюдать за ощущениями в теле;

2. Расширять представления об эмоциях;

3. Формировать умение ритмично и мягко дышать в состоянии покоя;

4. Формировать способность регулироватьпроцессы возбуждения и торможения;

5. Развивать связную речь;

6. Развивать абстрактные и творческие мыслительные процессы.

Необходимые материалы: аппликаторы Кузнецова, разнообразные по форме, цвету, узору бабочки из бумаги или накрахмаленной ткани, шарф, кусочки тканей (для дорог).

Вступление

«Сегодня у нас колючая прогулка ». Детям выдаётся игольчатый аппликатор Кузницова, и под руководством ведущего дети делают самомассаж пальцев рук, лдоней, затылочной части головы и щек. После «колючих» упражнений дети мягко и нежно поглаживают кисти рук, затылок, шею.

«Назовити все колючее, Что вы знаете (колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф и т. д.).

А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза»? Про какого человека можно так сказать? (недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жестого, угрюмого). Изобразите такого человека».

Вхождение в сказку.

Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.

« Каждая из трёх дорог приведёт вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет всё тело.

Первая дорога - самая лёгкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель ( на полу раскладываются кольца или кусочки ткани). Но эта дорога даёт идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она даёт огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдёте по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Закончив путь, садитесь в позу расслабления».

Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал,

Жил- был в лесу Ёжик. Он только с виду был колючий, а в душе - мягкий и добрый. И было у него одно желание: море увидеть.

Неспокойно мне, - говорил он Васильку. — Вот здесь, в груди, мутит. К морю хочется,

Упражнение 3. «Василёк»

Дети подставляют к подбородку раскрытые веером кисти обеих рук, изображая цветок; улыбаются, любуются собой и другими.

Но Ёжик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром, когда в небе еще плавали молочные звезды, Ёжик вышел из своего домика и пошел к морю. В лапе у него была палка, а за плечом -котомка с едой. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у Ежика было радостное и бодрое.

Заключение

«Ну вот, мечта Ёжика сбылась, и сказка закончилась, волшебная сила наша

вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире. Прежде чем мы

расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы одну минутку подумали, какая мечта

есть у вас,

Наше занятие окончено, а если кто-то захочет рассказать мне о своей мечте, то

я охотно послушаю».

Ведущий выбирает уютный уголок в группе и беседует с каждым ребёнком

наедине.

Вступление

«Сегодня мы побываем в сказке, где главной героиней является маленькая девочка.

Маленький... А как другими словами можно назвать маленького человечками Малюсенький, крошечный, мелкий, мелюзговый, крохотный, крохотуля, малыш, малютка, крошка...

Дюймовочка, героиня нашей сегодняшней сказки, была рос- том не больше дюйма, то есть два с половиной сантиметра (ведущий пальцами показывает рост девочки). Потому ее и назвали Дюймовочкой».

Вхождение в сказку

«Силы на путешествие по сказке нам подарит волшебный цветок (демонстрирует красивый крупный цветок). Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходит в ваше тело: голову... шею... руки... грудь... живот... ноги.

Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию». Дети садятся в позу расслабления.

Жила на свете одна женщина. И не было у нее детей. А ей очень хотелось маленькую

девочку. И тогда она решила пойти за помощью к старой колдунье.

— Ну что ж, горю твоему можно помочь, — сказала колдунья.— Вот тебе ячменное

зерно. Это не простое зернышко. Посади его в цветочный горилок, а там увидишь, что

будет.

Упражнение 2. «Цветок»

Дети складывают ладони вместе, изображая стебелек, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И наконец, раскрывают пальцы вееро] цветок распускается.

Нужно подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки (3— 4 раза).

Скорлупка грецкого ореха была колыбелькой Дюймовочки, а лепесток розы — одеялом. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей чудесной колыбельке, в окно вскочи] большущая жаба, отвратительная и мокрая. Она подхватила ореховую скорлупку с девочкой и утащила ее на свое лягушачье болото.

Упражнение 3. «Лягушата»

Дети садятся на корточки в позу «лягушат»: раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» улыбаются сжатыми губами и оче! широко. С напряжением раскрывают глаза. Сохраняют некоторое время это выражени затем расслабляют лицо: глаза... веки... щеки... губы. Повторяют это два-четыре раза, наблюдая за изменениями в лице.

Затем дети садятся в позу расслабления и выполняют хлопки с одновременным кваканьем в определенном ритме и темпе: KB А — ква-ква, KB А — ква-ква, KB А — ю ква.

Ведущий обращает внимание на то, чтобы упражнение выполнялось согласован никто из детей не должен опережать других, отставать от других или произвольно менять ритм. Ведущий выполняет упражнение вместе с детьми.

— Вот славная жена для моего сынка, — сказала жаба, и Дюймовочка горько-горько заплакала. Ей вовсе не хотелось выходить замуж: за сына жабы. Маленькие резвые рыбки в реке пожалели прелестную девочку. Они попросили рака перекусить лист кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и листок поплыл поручь,

Упражнение 5. «Любование»

Выбирается Дюймовочка, садится на стульчик. Каждый «жук», подлетая к «Дюймовочке», должен ласково погладить ее по плечу, голове или рукам и выразить свое восхищение, напри- мер: «Какая ты красивая (прелестная, замечательная, удивительная, чудесная, восхитительная)». Или: «Какие у тебя красивые (волосы, плечи, глаза...)».

Потом к ним пришли с визитом другие жуки, которые жили на том же дереве, оглядели Дюймовочку с ног до головы и нашли, что она совершенно некрасива, потому что не похожа на них. — У нее только две ножки! Какое убожество! — У нее даже нет усиков!

— Какая у ней тонкая талия!

— Фи, она похожа на человека!

Упражнение 6 « Отвращение».

Дети ходят вокруг Дюймовочки, разглядывают, чем она не похожа на жуков. Потом по очереди высказывают свое отвращение:

— Фи, у нее же нет усиков!

— Но у нее только две ножки, а у нас их — целых шесть! — Какая у нее безобразно тонкая талия!

— Фу, у нее совсем нет крыльев. Какое убожество! — Фи, она похожа на человека! Совсем некрасива!

Ит. д.

Ведущий подбадривает ребенка, исполняющего роль Дюймовочки, говоря, что жуки абсолютно не правы, потому что Дюймовочка была самым очаровательным и прелестным созданием.

На самом деле Дюймовочка было прелестна. Она не стала обижаться на жуков и подружилась с другими обитателями леса: стрекозами, муравьями и бабочками.

По утрам Дюймовочка ела сладкий цветочный мед и пила росу. Днем слушала птиц и танцевала с бабочками. Все лето прожила Дюймовочка в лесу.

Заключение

«Всю волшебную силу мы истратили, поэтому попрощаемся с Дюймовочкой до следующего занятия».

Вступление

«Сегодня мы продолжаем путешествие по сказке "Дюймовочка". Давайте вспомним, чем закончилось прошлое занятие».

Так прошло лето, прошла и осень. Начиналась длинная холодная зима. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки тем же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка совсем озябла и пошла из лесу искать себе приют на зиму.

Упражнение 1. «Холод»

Дети идут по кругу и «мерзнут».

«Мерзнуть приятно?» А как по-вашему, ваши руки, лица, плечи сейчас расслабленные или напряженные? А напряженные (почувствуйте) — значит, какие? (Скованные, жесткие, твердые, беспокойные.)»

Детям предлагается потрогать, пощупать мышцы рук, плеч, чтобы убедиться, что они твердые, жесткие, скованные.

Дети продолжают идти по кругу, «мерзнуть» и слушают продолжение сказки.

Долго брела Дюймовочка по лесу, наконец вышла в большое поле. А там, в поле, она наткнулась на норку полевой мыши. «Ах ты, бедняжка! — сказала полевая мышь. — Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной».

Упражнение 2. «Тепло»

Ведущий от имени полевой мыши нежно гладит каждого ребенка по плечам, рукам. Ребенок тотчас же перестает «мерзнуть», расслабляется и садится на пол. Ведущий обращает внимание детей на то, что расслабленные мышцы становятся мягкими, спокойными, свободными.

— Ты мне нравишься, — сказала полевая мышь. — Оставайся у меня на зиму. Дюймовочка и осталась. — Скоро у нас будет гость, — сказала как-то полевая мышь,— он носит роскошную шубу из черного бархата. Выходи за него замуж:, с ним не пропадешь. Только он слепой и не любит солнца.

Упражнение 3. «Крот»

Один ребенок — «крот», а кто-то из остальных детей прини- мает какую-либо позу. «Кроту» завязывают глаза, и он на ощупь пытается определить позу другого ребенка и повторить ее с за- крытыми глазами.

Однажды, гуляя с Дюймовочкой по подземному ходу, крот остановился и сказал. «Здесь лежит мертвая птица». Это была ласточка.

Ночью, когда все уснули, Дюймовочка пробралась к птице и накрыло ее ковром из травинок, сухого мха и пуха. «Прощай, милая ласточка!» — сказала Дюймовочка и прижалась головой к шелковистым перышкам на груди у птицы. И вдруг онауслышалс стук сердца. Ласточка была

Упражнение 4. «Стук сердца»

Дети разбиваются на пары. Один в паре — «ласточка», другой — «Дюймовочка» «Ласточка» ложится на пол, а «Дюймовочка» слушает стук ее сердца, приложив ухо к груди.

«Ласточка» лежит с закрытыми глазами, не двигается, слушает ощущения в теле прикосновения «Дюймовочки».

Потом дети меняются ролями, и упражнение повторяется.

Всю зиму Дюймовочка ухаживала за ласточкой, а когда насту- пила весна, они расстались, и ласточка скрылась в зеленом лесу.

А слепой крот приходил каждый вечер и все болтал о том, что, когда закончится лет они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Дюймовочка вовсе не любила скучного крота, не она была очень послушна и не хотела огорчать полевую мышь. А мышь наняла пауков-ткачей, и они ткали круглые сутки, чтобы приготовить Дюймовочке ткань на свадебный наряд.

Упражнение 5. «Путаница»

Дети стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей — не выпуская ткань из рук запутаться, то есть вместо круга создать другую фигуру. Дети несколько раз

запутываются и распутываются. «Как вам было приятнее, когда вы были запутанными или распутанными?»

И вот наступила осень. Дюймовочка в последний раз вышла полюбоваться солнышком. Она подняла голову и вдруг увидела свою милую ласточку. «Садись ко мне на спину, — сказала ласточка, — и мы улетим с тобой далеко-далеко, туда, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы».

Упражнение 6. «Полет»

Вариант 1. Ведущий и ассистент (взрослый) держат досочку. Каждый ребенок по очереди встает на досочку, и его несут на ней от одного конца ковра до другого.

Варианта 2. Дети берут в каждую руку по газовому платку и «летят» по кругу, выполняя мягкие, плавные взмахи.

Затем они опускают руки, расслабляются и отпускают усталость, напряженность, тяжесть.

А в теплых краях росли пышные, зеленые деревья и чудесные цветы. Ласточка посадила Дюймовочку на лепесток одного из цветов. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона. Это был король эльфов и настоящий жених. Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе. Из каждого цветка вылетели эльфы и закружились в веселом хороводе.

Заключение

«Закончилась сказка, и мы снова оказались в детском саду. Но прежде чем мы расстанемся, я хочу предложить вам одно задание. Посмотрите на эти предметы (лент] куклы, платки, цветы, камни). Каких персонажей сказки "Дюймовочка" вы могли бы показать с помощью этих предметов г (Примеры ответов: В этом цветке живет эльф; э' кукла может быть жабой; этот камень похож на жука; и т. д.) Спасибо. Все молодцы. Наше занятие окончено».

ЗАНЯТИЕ 5. «ЗОЛУШКА»

(По сказке Ш. Перро)

Программное содержание:

1. Уметь снимать эмоциональное телесное напряжение.

2. Активизировать речь детей.

3. Развивать произвольное внимание, тренировка волевых качеств: умение терпеть, ждать, слушать.

4. Активизировать творческое мышление, воображение, фантазию.

Необходимые материалы : кукла-фея, волшебная палочка, колокольчик, украшения (бусы, серьги, кольца, браслеты, броши).

Вступление

«Представьте себе, что у вас появилась знакомая фея. (Ведущий берет соответствующую куклу.) Прикоснувшись к человеку, она может перенести его в любое место, на любые расстояния. Куда бы вы хотели попасть?»

Ребенок, обращаясь к фее, выражает желание. После высказывания пожеланий ведущий отвечает, что если желания их будут очень сильными, то когда-нибудь они непременно исполнятся. Но для этого, конечно же, придется немало потрудиться.

Вхождение в сказку

«А сейчас я приглашаю всех в сказку "Золушка". Закройте глаза и ждите моего прикосновения. Тот, до кого я дотронусь, сразу же садится на пол и ждет начала сказки». (Включается тихая музыка, и «фея» мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.)

Жил-был один почтенный и знатный человек со своей дочкой. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на та- кой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку. Когда новая хозяйка вошла в дом, она больше всего невзлюбила свою падчерицу (дочь мужа).

Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую тяжелую и грязную работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты.

Упражнение 3. «Украшения»

«Представьте себе, что вы тоже едете на бал. Какое украшение вы бы выбрали для себя?

Детям предлагается выбрать одно из предложенных украшений и обосновать свой выбор.

«Представьте себе, что вы остаетесь дома, а ваши друзья, знакомые, мамы, папы, воспитатели едут на бал. Кому бы вы подарили свое украшение?

Когда все уехали, Золушка закрыла лицо руками и горько за- плакала. Ей так хотелось на бал. И вот тут появилась фея и спросила:

— Что с тобой, дитя мое?

Но Золушка так горько плакала, что даже не смогла ответить. — Тебе хочется поехать на бал, не правда ли?

— Правда... — всхлипывая, произнесла Золушка.

•■ Упражнение 4. «Горе Золушки»

Детям предлагается почувствовать состояние Золушки и горько поплакать.

Ведущий берет куклу-фею и от ее имени спрашивает каждого ребенка: «Тебе хочется поехать на бал, не правда ли? Ребенок должен сквозь рыдания прерывающимся, всхлипывающим голосом ответить: «Ппрааавдааа... »

Все расслабляются. Можно легонько погладить свой лобик... брови... щеки... шею... руки от локтя до кончиков пальцев.

— Что ж, — сказала фея, — я позабочусь о том, чтобы ты сегодня побывала во дворце.

Принеси-ка мне большую тыкву.

Фея прикоснулась к тыкве своей волшебной палочкой, и та сразу превратилась в

прекрасную резную карету.

Затем Золушка принесла мышеловку с мышами. Мыши беспокойно бегали по клетке и

пищали.

Как только фея прикасалась к мышке своей волшебной палочкой, мышка тут же

превращалась в красивого серого коня.

Упражнение 5. «Мыши и кони»

Сначала ведущий объясняет и показывает, как ведут себя мыши и кони. Потом дети приступают к выполнению упражнения.

1. «Мыши» быстро и беспокойно бегают во всех направлениях в пределах ковра. Бегают они мелкими семенящими шажками, передние «лапки» держат перед грудью. При этом «мыши» шевелят «усами», то есть выполняют движения мышцами верхней губы по направлению «вправо-влево».

2. Как только ведущий касается «мышки» волшебной палочкой, она сразу превращается в «коня».

3. «Конь» стоит на одном месте, бьет «копытами» (кулачка- ми) и фыркает. Ведущий напоминает, что спина должна быть прямая, голова поднята высоко и гордо, кулачки напряженные и твердые.

4. Расслабление стоя. Опускаются плечи, свисают руки, го- лова слегка падает на грудь.

Наконец фея слегка прикоснулась и к платью Золушки, и оно превратилось в чудесный

наряд из золотой и серебряной парчи, усыпанной драгоценными камнями. Последним

подарком феи были башмачки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной

девушке.

Когда Золушка была совсем готова, фея посадила ее в карету и строго-настрого

приказала возвратиться домой до полуночи, так как в полночь все волшебство

закончится и кони снова станут мышами, карета — тыквой, а прекрасный наряд — старым платьицем.

И вот Золушка на балу. Все в изумлении затихли: так прекрасна она была. Принц сразу же пригласил ее на танец.

Упражнение 6. «Танец»

Дети танцуют под музыку. Ведущий обращает внимание на красоту, мягкость, плавность, ритмичность движений. Услышав сквозь музыку бой часов (звук колокольчика, барабана и т. п.), дети разбегаются и прячутся. Замирают в выбранном положении, слушают ощущения в теле, стук сердца и ждут сигнала ведущего, что мож! продолжить танец.

Ведущий объявляет, что на другой вечер бал продолжился. Золушка вновь танцевала с принцем. Дети танцуют, пока не услышат «бой часов». Спрятавшись и замерев, дети слушают, как бьется их сердце, слушают ощущения в теле. (Ситуация повторяется в третий раз, так как бал продолжался три вечера подряд.) Расслабление сидя.

На третий вечер Золушка убегала в такой спешке, что потеря- ла один из своих хрустальных башмачков.

Принц бережно поднял башмачок, а через несколько дней объявил, что девушка, которой он придется впору, станет его же- ной. Все дамы королевства стали примерять этот башмачок.

Упражнение 7. «Примерка»

1. Дети сидят на полу с вытянутыми вперед ногами. Руки сзади в высоком упоре. Приподнимают правую ногу и с силой, напрягая мышцы, оттягивают носок. Удерживаю это положение, насколько возможно, затем расслабляют ногу. Сравнивают ощущения в напряженной ноге и в расслабленной.

2. Поскольку «башмачок не надевается», то дети, приподняв ногу, поджимают пальцы ноги, напрягаясь насколько возможно. Расслабляют ногу, «снимая башмачок».

3. Все повторяется с левой ногой.

Все примерки были напрасными: башмачок был слишком мал и герцогиням, и принцессам, и придворным дамам. И лишь когда очередь дошла до Золушки, то

оказалось, что хрустальный башмачок был точь-в-точь по ножке, а ножка — по башмачку.

Золушку отвезли во дворец к молодому принцу. Через несколько дней они обвенчались в церкви и сыграли веселую свадьбу.

Упражнение 8. «Венчание»

Дети расслабляются в свободной позе (по выбору) и слушают звон колоколов. «Понравились колокола? Что вы чувствовали?»

Заключение

Ведущий берет куклу-фею и говорит: «Фея прощается с вами и своим прикосновением возвращает вас в наш мир. Закройте глаза и ждите прикосновения. Не забудьте мысленно поблагодарить фею за помощь».

Отчёт

проекта

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Фото –

отчёт

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Дополнительный

материал

к занятиям

ПРОЕКТ

Логопедической группы

Тема: «Путешествие в сказки»

(развития речи + эмоционально-волевое

Развитие)

Проект выполнила:

Воспитатель -

логопедической группы

КотиковаМ.В.

г. Сочи

2007/2008гг.

Тема: «Путешествие в сказки»

Актуальность проблемы:

Я несколько лет работаю с детьми логопедической группы. Постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. А ведь эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-то.

Ребенок познает окружающий мир не отвлеченно и бесстрастно, а переживая происходящее с ним. Дети формируют собственное отношение к тому, что их окружает, выбирая одни виды деятельности, жизненные ситуации и отвергая другие.

Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями - будь-то ощущения или воображения, мышление или память. Наш мир - это вечная борьба противоположностей. И мы должны научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, а спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки. Это касается и важного психологического процесса, как речь.

Большинство детей-логопатов не умеют слушать и слышать звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Также из-за недостаточного чувства ритма -согласовывать свои действия с действиями других. Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи детей.

Цикл занятий «Путешествие в сказки» я хотела бы попробовать пополнить некоторый пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы и развитие речи детей логопедической группы. Здесь подобраны игры и упражнения, которые направлены на высокую активность, чередование состояний активности и пассивности, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

Путешествие по сказкам пробуждают у детей фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Цель:Развитие и корректировка эмоционально-волевых процессов.

Задачи:

1. Развивать осознание к личности, принятие себя.

2. Развивать произвольное внимание и умение расслаблять свои мышцы тела.

3. Учить осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания.

4. Развивать моторику рук, координацию движения, тонких тактильных ощущений.

5. Развивать умение концентрироваться на зрительных образах.

6. Активизировать творческое мышление, воображение, фантазии.

7. Развитие связной речи.

8. Активизировать и обогащать словарный запас.

Длительность:3 месяца

Срок реализации- ноябрь-январь

Предполагаемый результат:Преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Диагностика:конец ноября - 4-я неделя января.

Форма работы:групповые, упражнения, релаксация, вхождение в сказку, вступление, заключение (выход из сказки).

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Диагностика

Живёт в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. - student2.ru

Наши рекомендации