Графическая методика «Кактус

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. Возможно и использование восьмицветных карандашей «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются указанные выше данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели — та кие, как характеристики иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:

Агрессия — наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Не уверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные «кактусы».

Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интравертированность — на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в вы­водах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобра­зительных навыков, детских стереотипов, возрастных особен­ностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитан­ная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

Автопортрет

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: «Нарисуй себя таким, каким представляешь. Я не буду смотреть на качество».

Формы автопортретов:

· Изображение лица как центрального (очень часто это графичес­кое изображение).

· Изображение портрета в интерьере.

· Изображение одновременно нескольких автопортретов, различ­ных по возрасту.

· Автопортрет — метафора. Например, изображение молодой
женщины в экстравагантном платье на подвешенном в воздухе
канате.

· Сюжетный автопортрет.

· Исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изоб­ражается участие в каком-либо важном событии, происходившем
в действительности.

· Изображение вымышленной ситуации, в которой автор никогда
не находился, и все это происходило без него.

Интерпретация 1.

Тест адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого разви­тия, г. Сиэтл).

ГОЛОВА. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Рисунок маленькой головы отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

ГЛАЗА. Большие — подозрительность, проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Ма­ленькие или закрытые — самопоглощенность и тенденция к интроверсии.

УШИ И НОС. Большие уши — чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выде­ленные ноздри — склонность к агрессии.

РОТ. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенден­ции или возможные затруднения с речью. Отсутствие рта — депрессия или вялость в общении.

РУКИ. Символизируют контакт личности с окружающим миром; ско­ванные — жесткая, обязательная, замкнутая личность. Вяло опущен­ные — неэффективность. Хрупкие, слабые — физическая или психо­логическая слабость. Длинные, сильные — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие — чувство неадекватности и отсутствие амбициозности.

НОГИ. Длинные — потребность в независимости. Большие — потреб­ность в безопасности. Без ног — нестабильность и отсутствие основы.

Наши рекомендации