Интерпретация 2 (интегративно-оценочная).

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особен­ностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10 х 15 см. Инструкция: «Нарисуй свой портрет».

· Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими
художественные способности. Легкость, гибкость линий, выра­зительность черт, лаконичность образа.

· Схематичное изображение — в виде лица, схемы тела, бюста,
нарисованного в профиль или анфас, — интеллектуальный склад
ума. Изображение соответствует синтетическому когнитивному
стилю с тенденцией к обобщению.

· Реалистическое изображение — выполнено с более тщательны­
ми подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи,
одежды — это люди, отличающиеся большой педантичностью,
склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

· Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде
какого-то предмета, например, чайника. Это люди художественного
склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностя­ми; чувством юмора.

· В интерьере — лица, обладающие способностью к сюжетному
описанию, направлена на внешнее предметное окружение.

· Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-
либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоми­нает его — лица, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственные состояния. Причем изображаемая эмоция может
быть противоположна настоящей.

· Изображение позы или движения — свойственно людям с выра­зительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. д.

· Изображение со спины — вместо лица рисуют затылок. Это свой­ственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инст­рукции, исследователю и т. д., либо при нежелании рисовать лицо.

Выделенный показатель Оценка
Изображение в виде одного лица  
В виде бюста  
В полный рост  
Профиль  
Анфас  
Схематичное изображение  
Реалистическое  
Метафорическое  
В интерьере  
Более 1 изображения: 2, 3 и т. д.  
На фоне пейзажа  
В декоративной рамке  
В эмоциональном состоянии  
В виде литературного персонажа  
Выполняется в виде движущегося изображения  
С предметом в руках  
Размер изображения в кв. сантиметрах  
Высота изображения  
Степень сходства изображения с оригиналом (1, 2, 3 балла)  
Степень нажима, толщины линии (1 , 2 балла)  
Наличие штриховки (1 , 2, 3 балла)  
Эмоциональная выразительность изображения (1, 2, 3 балла)  
Степень прорисовки лица (1 , 2, 3 балла)  
Наличие глаз носа рта бровей ресниц и т. д.  
       

Вид:

· Перечисляющий — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт.

· Органический — на фоне изображения живой природы, в окру­жении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт.

· Гаптический — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» — сенсор­ный интроверт.

· Эмфатический — изображение себя в какой-либо эмоциональ­ной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт.

· Декоративный — изображение портрета в явно приукрашенном виде в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого деко­ра — сенсорный экстраверт.

· Имажинарный — изучение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также создан­ного в собственном воображении — эмоциональный интро­верт.

· Ритмический — изображение, в котором подчеркивается дви­жение, т. е. изображение движущегося человека — идущего, бе­гущего по лестнице и т. д. — интуитивный экстраверт.

· Структурный рисунок — изображение себя как есть — интуи­тивный интроверт.

Тест «Страхи в домиках»

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, ко­торые появляются постепенно, как результат развития интел­лектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накап­ливаются, нарастают и мешают личностному развитию, созда­ют адаптационные, невротические проблемы и др.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А.И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом — черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ — выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на по­ставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безус­ловно, физиологические и другие реакции подсказывают пси­хологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечис­лении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количе­ство страхов?

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).

Страхи:

1. дома один;

2. нападение бандитов;

3. заболеть, заразиться; когда остаешься

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. боязнь каких-то людей;

7. мамы или папы;

8. того, что они тебя накажут;

9. сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10. опоздать в детский сад;

11. перед тем, как заснуть;

12. страшных снов;

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющиеся нормативным (по А.И. Захарову) показывает следующая таблица.

Возраст Число страхов
Мальчики Девочки
7 (дошкольники)
7 (школьники)

Возрастные особенности проявления страхов:

· 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;

· 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов;

· после 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;

· 2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов;

Младший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи:

· боязнь сказочных персонажей;

· уколов;

· боли;

· крови;

· высоты;

· неожиданных звуков;

· типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства;

Старший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи:

· смерти;

· смерти родителей;

· животных;

· сказочных персонажей;

· глубины;

· страшных снов;

· огня;

· пожара;

· нападения;

· войны;

· у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.

Младший школьный возраст

· страх опоздания в школу

· порицания

· сделать что-нибудь не так

· страх несчастья (маги­ческие представления).

Подростковый возраст

· страх смерти родителей

· страх войны.

Тест «Два домика».

Начинается исследование со вступления в контакт с ребёнком и обсуждения с ним дома, в котором он живёт.

Далее экспериментатор говорит: «А теперь давай построим для тебя прекрасный, красивый, красный дом».

Нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность.

«Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили».

Около дома записывается имя ребёнка.

«Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой. Поселяй, кого хочешь!» Около дома записываются имена будущих обитателей. Нейтральным тоном спрашивается: А кто это?»

Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом – чёрный, но никак не характеризуя его: «Это просто другой дом». «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить. Кого туда поселим?» Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?»

Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется не упомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить».

При анализе учитывается:

а) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой.

б) качественные показатели: куда вселяет родителей, родных, куда поселяет воспитателей, куда поселяет сверстников, учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др.), а также словесные реакции.

Наши рекомендации