Занятие 62. «Волшебный цветок в добрых руках»

Цель: Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Цветы и травы»;

— учить детей пониманию значений образных выражений и поговорок;

—учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять творческие рассказы о «волшебных» цветах по воображению;

— развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями садовых, полевых и лесных цветов, «волшебная палочка», специальные и призовые фишки, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями цветов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На садовой клумбе выросли одна лилия и две розы».
«Четвертый лишний» Найти1 лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями садовых цветов, одна — с изображением полевого цветка.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Объяснение значений образного выражения и поговорки.

Логопед объясняет детям значения образного выражения «Превратить мир в цветущий сад» и поговорки «Дети что цветы — уход любят».

Опрос детей по сказке В.Л. Катаева «Цветик- семицветик».

Логопед. Ребята, вы все хорошо помните сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик». Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

— Какой цветок попал в руки девочки Жени?

— Как вы думаете, Женя была доброй девочкой? Почему вы так решили?

— Какие желания загадывала Женя?

— Что она загадала, оторвав последний лепесток?

— Как вы думаете, хорошо ли она поступила? Почему?

— Что могло бы произойти, если бы этот волшебный цветок попал в руки к плохому, злому человеку?

Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах по воображению.

Логопед. Сегодня вы можете превратиться в маленьких добрых волшебников. Для этого каждый из вас должен выбрать себе картинку с изображением цветка и придумать о нем свою волшебную историю. Но сначала давайте обсудим общий план ваших будущих рассказов.

Устный план рассказа:

1. Сначала нужно рассказать о цветке, перечислить его волшебные свойства.

2. Затем — выбрать героев вашего рассказа, рассказать о трудном положении, в которое попал один из героев.

3. Закончить историю,рассказав о том, как при помощи волшебного цветка герой получил помощь.

За каждую составленную историю вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете составить полные «красивые», предложения, сравнения или используете в речи пословицу или поговорку, то получите еще и призовые красные фишки.

Дети по очереди выходят к доске, прикрепляют картинку с изображением цветка, берут в руки «волшебную палочку» и составляют свои истории. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей, определяет победителей. Дети аплодируют им.

Занятие 63. «Здравствуй, лето!»

Цель: Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану.

Задачи:

— систематизировать знания детей о лете и летних явлениях в природе;

— уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

— учить детей понимать значение поговорки;

— учить детей составлять сложные предложения;

— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;

— стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Оборудование: картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет лета (по количеству детей), картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I.Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Что за чем, что перед чем!» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Лето, аза ним...» - и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой Ответ: «Осень, а за ней...» - и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Лето, а перед ним...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна — другого.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Наши рекомендации