Основные характеристики Интерпретация

А. Состав семьи Изображены не люди, не члены семьи. Большее (меньшее) число членов семьи. Рисование только «Я» (автор рисунка). Отсутствие в рисунке «Я»   Эмоциональный конфликт. Неудовлетворенность. Эгоцентричность. Истероидность. Отвержение. Неприятие
Б. Расположение членов семьи На большом расстоянии. Огранизованное пространство. На очень близком расстоянии. Объединение по полу, по ролям. Соединенные руки   Разобщенность.   Попытка сплотить семью. Конфронтация. Сплоченность
  В. Прорисовка деталей Голова, волосы, уши, глаза и т. д. Детали одежды, украшения и пр. Количество используемых цветов   Интеллектуальный уровень ребенка. Эмоциональное отношение к членам семьи
  Г. Размеры изображенных фигур Фигуры родителей больше детских. Фигуры детей больше (равны). Большие размеры фигур. Маленькие размеры фигур. «Я» меньше других членов семьи. «Я» в замкнутом пространстве   Нормативность. Эгоцентризм. Чувство ревности. Уверенность в себе. Импульсивность. Тревожность. Незначительность. Ненужность. Желание защиты, опеки, тревожность. Желание защиты, тревожность
  Д. Наличие отдельных частей тела Руки, поднятые вверх с пальцами. Только у «Я» нет рук. Отсутствие глаз, рта. Заштрихованность. Закрашенность части лица. Прорисовка зубов. Нажим карандаша небольшой. Нет нажима карандаша. Предметы в руках     Агрессивность. Властность.   Незащищенность. Бессилие. Нарушение общения. Аутизм. Поле напряженности. Враждебность. Оральная агрессия. Неуверенность. Тревожность. Роль в семье
     

Дополнительная интерпретация

Симптомо-комплекс Симптом
1. Благоприятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи. Преобладание людей на рисунке. Изображение всех членов семьи. Отсутствие изолированных членов семьи. Отсутствие штриховки. Хорошее качество линии. Отсутствие показателей враждебности. Адекватное расположение людей на листе
2. Тревожность Штриховка. Линия основания – пол. Линия над рисунком. Линия с сильным нажимом. Стирание. Преувеличенное внимание к деталям. Преобладание вещей. Двойные или прерывистые линии. Подчеркивание отдельных деталей
3. Конфликтность в семье Барьеры между фигурами. Стирание отдельных фигур. Отсутствие некоторых частей тела у отдельных фигур. Выделение отдельных фигур. Неадекватная величина отдельных фигур. Преобладание вещей. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. Член семьи, стоящий спиной
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации Автор рисунка непропорционально маленький. Расположение фигур на нижней части листа. Линия слабая, прерывистая. Изоляция автора от других. Маленькие фигуры. Отсутствие автора. Автор стоит спиной

Окончание табл.



5. Враждебность в семейной ситуации Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа. Агрессивная позиция фигуры. Зачеркнутая фигура. Деформированная фигура. Обратный профиль. Руки раскинуты в стороны. Пальцы длинные, подчеркнутые

1.7.3. Кинетический рисунок семьи

Кроме отражения семейной ситуации в целом этот рисунок позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как человек воспринимает семейные взаимоотношения, распределение домашних обязанностей.

Инструкция.«Нарисуй свою семью, когда все что-нибудь делают (вариант – нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом)».

Интерпретацию проводят так же, как в методике «Рисунок семьи».

Рисунок дома

В рисунке проявляется внешнее выражение аффективных воспоминаний. Он может отражать степень эмоционального комфорта, который человек испытывает в близком окружении, символическое выражение чувств, которые человек испытывает к матери, к семье.

Инструкция. «Нарисуй дом».

Основные вопросы к рисунку задаются через беседу, а не через интервью или опрос.

Основные характеристики Интерпретация - student2.ru «Из чего сделан дом? Сколько ему лет? Кто его строил? Для кого? Почему? Кто помогал его строить? Сколько в нем комнат? Какая самая удобная? Самая плохая? Почему? Кто в них живет? Почему именно они заняли эти комнаты? Насколько он прочен? Кто хозяин дома? Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные? Чем они сейчас занимаются? Кто ухаживает за домом? Кто приходит в этот дом? Как часто? Если редко – что случается, когда он решает идти в этот дом?»

То есть педагогу необходимо вести беседу так, как будто он собирается поселиться в этом доме и расспрашивает об условиях жизни и правилах проживания в нем.

Рисунок «Мир мамы, мир папы»

Цель. Отслеживание воспоминаний об отрицательных детских переживаниях и о том, что их вызвало.

Инструкция. «Нарисуй мир мамы и мир папы (или того, кто является для тебя мамой или папой). Можешь рисовать, используя контуры или вовсе без них».

Интерпретация рисунка:

Наилучший случай – если ребёнок нарисовал одного себя, но если и рядом с папой, и рядом с мамой – то это означает именно конфликт родительских отношений (не супружеских, а именно родительских «Когда я с папой – мне хорошо, когда я с мамой – мне хорошо, а вместе с папой и мамой – плохо»).

Основные вопросы к рисунку: «Кто твой папа? Чем он занимается? Что любит?» и т.д.

Наши рекомендации