Основные характеристики Интерпретация
А. Состав семьи Изображены не люди, не члены семьи. Большее (меньшее) число членов семьи. Рисование только «Я» (автор рисунка). Отсутствие в рисунке «Я» | Эмоциональный конфликт. Неудовлетворенность. Эгоцентричность. Истероидность. Отвержение. Неприятие | |
Б. Расположение членов семьи На большом расстоянии. Огранизованное пространство. На очень близком расстоянии. Объединение по полу, по ролям. Соединенные руки | Разобщенность. Попытка сплотить семью. Конфронтация. Сплоченность | |
В. Прорисовка деталей Голова, волосы, уши, глаза и т. д. Детали одежды, украшения и пр. Количество используемых цветов | Интеллектуальный уровень ребенка. Эмоциональное отношение к членам семьи | |
Г. Размеры изображенных фигур Фигуры родителей больше детских. Фигуры детей больше (равны). Большие размеры фигур. Маленькие размеры фигур. «Я» меньше других членов семьи. «Я» в замкнутом пространстве | Нормативность. Эгоцентризм. Чувство ревности. Уверенность в себе. Импульсивность. Тревожность. Незначительность. Ненужность. Желание защиты, опеки, тревожность. Желание защиты, тревожность | |
Д. Наличие отдельных частей тела Руки, поднятые вверх с пальцами. Только у «Я» нет рук. Отсутствие глаз, рта. Заштрихованность. Закрашенность части лица. Прорисовка зубов. Нажим карандаша небольшой. Нет нажима карандаша. Предметы в руках | Агрессивность. Властность. Незащищенность. Бессилие. Нарушение общения. Аутизм. Поле напряженности. Враждебность. Оральная агрессия. Неуверенность. Тревожность. Роль в семье | |
Дополнительная интерпретация
Симптомо-комплекс | Симптом |
1. Благоприятная семейная ситуация | Общая деятельность всех членов семьи. Преобладание людей на рисунке. Изображение всех членов семьи. Отсутствие изолированных членов семьи. Отсутствие штриховки. Хорошее качество линии. Отсутствие показателей враждебности. Адекватное расположение людей на листе |
2. Тревожность | Штриховка. Линия основания – пол. Линия над рисунком. Линия с сильным нажимом. Стирание. Преувеличенное внимание к деталям. Преобладание вещей. Двойные или прерывистые линии. Подчеркивание отдельных деталей |
3. Конфликтность в семье | Барьеры между фигурами. Стирание отдельных фигур. Отсутствие некоторых частей тела у отдельных фигур. Выделение отдельных фигур. Неадекватная величина отдельных фигур. Преобладание вещей. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. Член семьи, стоящий спиной |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | Автор рисунка непропорционально маленький. Расположение фигур на нижней части листа. Линия слабая, прерывистая. Изоляция автора от других. Маленькие фигуры. Отсутствие автора. Автор стоит спиной |
Окончание табл.
5. Враждебность в семейной ситуации | Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа. Агрессивная позиция фигуры. Зачеркнутая фигура. Деформированная фигура. Обратный профиль. Руки раскинуты в стороны. Пальцы длинные, подчеркнутые |
1.7.3. Кинетический рисунок семьи
Кроме отражения семейной ситуации в целом этот рисунок позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как человек воспринимает семейные взаимоотношения, распределение домашних обязанностей.
Инструкция.«Нарисуй свою семью, когда все что-нибудь делают (вариант – нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом)».
Интерпретацию проводят так же, как в методике «Рисунок семьи».
Рисунок дома
В рисунке проявляется внешнее выражение аффективных воспоминаний. Он может отражать степень эмоционального комфорта, который человек испытывает в близком окружении, символическое выражение чувств, которые человек испытывает к матери, к семье.
Инструкция. «Нарисуй дом».
Основные вопросы к рисунку задаются через беседу, а не через интервью или опрос.
«Из чего сделан дом? Сколько ему лет? Кто его строил? Для кого? Почему? Кто помогал его строить? Сколько в нем комнат? Какая самая удобная? Самая плохая? Почему? Кто в них живет? Почему именно они заняли эти комнаты? Насколько он прочен? Кто хозяин дома? Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные? Чем они сейчас занимаются? Кто ухаживает за домом? Кто приходит в этот дом? Как часто? Если редко – что случается, когда он решает идти в этот дом?»
То есть педагогу необходимо вести беседу так, как будто он собирается поселиться в этом доме и расспрашивает об условиях жизни и правилах проживания в нем.
Рисунок «Мир мамы, мир папы»
Цель. Отслеживание воспоминаний об отрицательных детских переживаниях и о том, что их вызвало.
Инструкция. «Нарисуй мир мамы и мир папы (или того, кто является для тебя мамой или папой). Можешь рисовать, используя контуры или вовсе без них».
Интерпретация рисунка:
Наилучший случай – если ребёнок нарисовал одного себя, но если и рядом с папой, и рядом с мамой – то это означает именно конфликт родительских отношений (не супружеских, а именно родительских «Когда я с папой – мне хорошо, когда я с мамой – мне хорошо, а вместе с папой и мамой – плохо»).
Основные вопросы к рисунку: «Кто твой папа? Чем он занимается? Что любит?» и т.д.