Конспекты занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте
Тема: звук и буква У (1-е занятие по теме).
Цели: познакомить детей с буквой У, объяснить различие понятий «звук» и «буква», учить детей определению позиции звука У в словах (начало, конец).
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места детям, правильно назвавшим любой звук.
1.Логопед уточняет понятие «звук» (все, что мы слышим и говорим) и показывает букву У; уточняет особенности этой буквы, объясняет, что букву мы видим и пишем. Для уточнения различий между звуком и буквой можно предложить детям двустишие:
Мы звук произносим и слышим, А букву мы видим и пишем.
2.Определение позиции звука У в словах.
Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова.
Произнося слова со звуком У в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке — в ее начало или конец. Слова: удар, укроп, урна, позову, отойду, накажу, удобный, обниму, найду, возьму, учебник и пр.
Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву У, положить ее в нужное место полоски (начало или конец) после того, как услышат каждое слово. Слова логопед произносит четко, вначале акцентируя звук У, затем снимая этот акцент, с небольшими паузами после каждого слова.
3.Логопед предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится — Ну что из них получится?
Еще одно стихотворение:
Укротительница львов удивит учеников,
Укрощая льва и львицу, ужас как мышей боится!
(Здесь и далее опрашиваются только те дети, которые могут произнести слово без фонетических искажений, для остальных используется хоровое проговаривание.)
В случаях затруднения детей при выборе слов, логопед сам анализирует слова на предмет наличия в них звука У и его позиции.
4.Образование глаголов с приставкой у-.
Логопед уточняет с детьми значение глаголов летел— улетел, скакал — ускакал и поясняет, что смысл слова изменился благодаря одному звуку. Затем предлагает добавить звук У в начало слов-действий и произнести их (нес, брал, ехал, красил, плыл, шел, вез и пр.).
5.Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, показывая соответствующие действия:
Улитка просит уточку:
«Закинь-ка в воду удочку!»
После выполнения упражнения дети произносят слова со звуком У из стихотворения.
6.Используя карточку, разделенную на 3 части, логопед ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться — какое слово задумано, если 1-й звук не произнесен: -казка, -рна, -рок, -голок, -кол. Затем буква У передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука: кенгур-, скаж-, сраз-, вниз-, прид-, почем-и т.п.
7.Игра «Расставь картинки».
У детей на столах картинки, причем в названиях не всех изображенных предметов есть звук У. Логопед ставит букву У на одну сторону доски, на другую ее сторону ставится пустая карточка. Дети должны про себя назвать изображенный предмет, определить, есть ли в этом слове звук У, и поставить картинку в отведенное место на доске: если есть в слове звук У — к букве, нет звука У — к пустой карточке.
8.Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звуки А, У.
Цели: учить детей выделять звуки А, У в начале и конце слов, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа АУА и короткие слова типа УМ.
Ход занятия
Организационный момент. На свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком У, затем — со звуком А.
1.Логопед объявляет, что на занятии дети будут слушать и находить в словах звуки А и У. На доску выставляются 4 картинки: названия трех нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль.
Задача детей — найти и назвать «лишнее» слово (лишнюю картинку), а также объяснить, почему оно лишнее. При затруднениях у детей логопед использует буквы А, У, которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов. Так дети зрительно воспринимают разницу в словах.
2.Игра «Поменяем букву».
На доску выставляются буквы А и У. Рядом с буквой А ставится синий квадрат (этим символом можно заменять согласные буквы, пока незнакомые детям). Логопед объясняет, что изобразил слово AM(так говорил Бармалей, пугая ребят), и просит назвать звуки в этом слове. Затем вместо буквы А он ставит букву У и просит назвать получившееся слово, если последний звук в нем остался без изменений. Аналогичным образом слово УХ преобразуется в АХ.
3.Выделение звуков А, У в конце падежных форм одного существительного.
У каждого из детей на столах по 2 карточки, на них изображены буквы А и У. Логопед объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву. На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). И пр.
В случае затруднения логопед просит детей произнести слова и выделить голосом последний звук.
4.Анализ, синтез и чтение сочетаний звуков.
Логопед произносит сочетания из трех звуков: АУА и УАУ. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков, число одинаковых звуков в сочетании, а затем соединяют отдельные звуки в различные комбинации (УА, АУ, УАУ, АУА).
Те же сочетания дети читают по одному и хором. (Цель подобного задания не только закрепить знание букв, но и упражнять дошкольников в слиянии буквенных элементов.)
5.Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям самим изобразить движения, соответствующие словам стихотворений:
Алый арбуз все ребята едят,
В августе аисты к югу летят.
Утром утка на пруду
Учит деток брать еду.
Травку щиплют и галдят
С мамой уткой пять утят.
После двукратного повторения упражнения логопед просит выбрать из стихов слова со звуками А и У в разных позициях.
У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и карточки с буквами А, У. Логопед просит внимательно слушать слова и ставить нужную букву в начало или конец карточки, в соответствии с позицией изучаемых звуков. Слова: приду, улитка, слеза, астры, африканец, урна, утка, абрикос, улетела, брошу, вижу и пр. (важно, чтобы в слове не было звуков А и У в другой, незнакомой пока детям позиции).
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звук и буква К.
Цели: учить детей определять позицию звука К в слове (начало, конец), активизировать подбор слов в соответствии с позицией звука К в них.
Ход занятия
Организационный момент. На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К в конце (эта позиция звука знакома детям с прошлого учебного года).
1. Логопед объявляет, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, логопед добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК. К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое логопед предлагает детям (например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и пр.).
2.Определение позиции звука К в слове.
У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Желательно, чтобы при индивидуальном подборе слов учитывалась способность произнести их без фонетических искажений.
Логопед выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука (см. приложение № 4); на одной буква К в начале, на другой — в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука К в слове.
Логопед предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук К (буква перед детьми на доске). Пример: лапа — лапка (липа, лопата, нота, монета, солома, пена и пр.).
Выбор слов со звуком К из стихотворения:
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе капустки — Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
Если дети называют слова со звуком К в середине, это поощряется логопедом.
5.Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.
У логопеда в коробке фишки, которые можно получить за правильно подобранные слова. Сначала дети подбирают слова со звуком К в конце, затем — в начале. Зрительной опорой служит карточка с передвигаемой по ней буквой.
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звук и буква Т.
Цели: уточнить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец), учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука Т, закрепить знание буквы Т и навык чтения обратных слогов с этой буквой.
Ход занятия
Организационный момент. На места садятся дети, подобравшие слово со звуком Т (звук произносится с акцентом).
1.Логопед объявляет цель занятия: слушать и искать в словах звук Т. «Сделать это нам поможет буква»,— говорит логопед и показывает букву Т, изображение которой похоже на топорик.
На доске выкладываются обратные слоги: AT, УТ, ОТ. Логопед просит детей догадаться, каким из этих сочетаний звуков (понятие «слог» еще не изучалось) нужно закончить следующие слова: прид-, солд-, автом-, сал-, бр-, пил-, жив-, кн-, жди пр. (если имеются затруднения при выполнении задания, логопед произносит по очереди все варианты звукосочетаний и уточняет выбор детей).
Логопед просит детей подумать, что делает собака, корова, курица, лошадь, и подобрать слова-действия со звуком Т (курица ходит, клюет, пьет, несет яйца, кудахчет, спит и пр.). За каждое правильно подобранное слово дается фишка. По окончании подбора уточняется позиция звука Т в словах-действиях.
Игра «Подставим картинки к схемам».
У логопеда на столе 8—10 картинок; в названиях изображенных на них предметов звук Т находится в разных позициях (творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента и пр.). Задание: выйти, взять любую картинку, внятно произнести слово, акцентируя звук Т, и поставить картинку к соответствующей схеме (описание схем см. в предыдущих конспектах).
4.Выбор слов из стихотворения с учетом позиции звука Т.
Логопед читает стихотворение и просит искать в нем слова со звуком Т:
День рождения у Толи, Он сказал об этом в школе: «Пусть Виталий принесет Мне и танк, и самолет, Автомат подарит Тая (Тая — девочка простая), А подружки Таня, Света Пусть несут по пистолету!» Толя так друзей зовет. Ну и кто к нему придет?
При выборе слов с разной позицией звука Т детям помогает карточка с передвигаемой по ней буквой Т.
5.Динамическая пауза. Игра с мячом.
Логопед предлагает детям ловить мяч только тогда, если они услышат в слове звук Т. Слова: рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата и пр. (слова с похожим звучанием усложняют задание).
У каждого из детей на столах по 2 карточки: одна разделена на 3 части, на другой написана буква Т. Задание: слушая слова, передвигать по карточке букву Т в соответствии с позицией аналогичного звука. Слова: троллейбус, трамвай, букет, канат, салют, батон, космонавт, винт, фонтан, жатва, ноты, комната и пр. (в этом случае фонетическая сложность допустима, так как дети не произносят слова, а только слушают их).
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звук и буква П.
Цели: уточнить фонематическое представление детей о новом звуке, познакомить с буквой П, учить детей определять позицию звука П в словах и делать в них звуковые замены.
Ход занятия
Организационный момент. Садятся на места дети, назвавшие первый звук в словах: погремушка, попугай, панама, паста и пр.
Логопед объявляет, что на занятии дети будут выделять звук П в словах и соединять его с другими звуками. Показывая букву П, логопед обращает внимание детей на сходство ее изображения с перекладиной, затем уточняет артикуляцию звука П и его аналоги (так пар стучит крышкой чайника, паровозик пыхтит и пр.).
Добавление в слова звука П.
Логопед предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук П мы сможем изменить их значение. Пример: ушки — пушки. Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток, лавка (значение некоторых понятий уточняется, а несоответствие звуковой характеристики слова его буквенному изображению в данном случае допустимо, так как дети еще не владеют письмом и ориентируются только на слуховое восприятие).
3.Определение позиции звука П в словах.
На доске картинки; в названиях изображенных предметов звук П слышится в начале, в середине или в конце: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки и пр.
Расставляя картинки в ряд по 4, логопед просит детей выбрать одно слово, позиция звука П в котором отличается от остальных. Например: павлин, пароход, панама, серп (упражнение проводится 3—4 раза на материале различных слов). Карточка с наложенной на нее буквой помогает зрительно закрепить представление детей о позиции звука П, а также обосновать выбор «лишнего» слова.
4.Выбор слов со звуком П из стихотворения:
От плача наш Антип охрип,
Но у него не корь, не грипп
И не болит молочный зуб —
Не ест Антип молочный суп.
В выбранных детьми словах уточняется позиция звука П.
Логопед предлагает заменить в услышанных словах первый звук П и произнести получившееся слово. Пример: тачка — пачка. Слова: карта, кони, торт, лапа, ласты, мушка, вол, мальчик, сушка, галка.
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям придумать и изобразить движения, соответствующие стихам:
Плотный папа прочно встал,
Палку папа в руки взял,
А за палку (что за паника?)
Ухватились два племянника.
У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и буква П, передвигая которую дети отмечают позицию соответствующего звука в услышанных словах: пластилин, пасека, пробка, парик, спальня, тулуп, сноп, сироп, почки, грипп, парад, копна, крупа, заплатка и др.
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звук и буква С
Задачи: познакомить детей с понятием «слог», учить определять количество слогов в словах со звуком С, уточнить позицию звука С в словах, активизировать подбор слов с учетом позиции звука.
Развивать фонематическое восприятие.
Воспитывать уважение к близким
Оборудование: изображения домиков, раздаточный материал, фишки.
Ход занятия
I Организационный момент. На места садятся дети, придумавшие слова со звуком С.
Логопед уточняет цель занятия и напоминает детям звук и букву С. На доску выставляются картинки, на которых изображены сад и самолет. Логопед объясняет, что слова бывают длинные и короткие. Проговаривая слово сад, логопед хлопает в ладоши один раз, произнося слово самолет, — три раза. (Деление слов на слоги можно закрепить, подкладывая ладонь во время произнесения слов под нижнюю челюсть.) Логопед объясняет, что часть слова называется слог и в слове сад 1 слог, а в слове самолет 3 слога.
II Работа над новым материалом
Игра «Поселим зверей».
Логопед выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2 и 3 этажа, которые помогут детям наглядно дифференцировать слова с разным числом слогов. Показывая детям несколько изображений разных животных, логопед предлагает помочь ему правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, снегирь, сорока, гусак, свинья, сом, судак, оса, стрекоза, ласточка и пр. После того как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.
Затем логопед просит выбрать животных с учетом положения звука С в их названии. Для зрительного закрепления работы по звуковому анализу можно вновь разделить картинки на 3 группы, но уже по другому принципу.
3.Логопед выставляет на доску картинку с изображением стакана, наполненного цветной жидкостью, поясняет, что это сок, но если звуки этого слова добавить к другим звукам, получится новое слово. Логопед произносит начало каждого слова с интонацией незаконченности: воло-, ле-, пе-, но-, ку-, коло-, бро-, ейи пр.
Аналогичное упражнение можно провести со словом осы: вол-, пол-, к-, р-, нас-, матр, папир-, подн-, пылеси пр.
4.Динамическая пауза. Игра с мячом. Логопед предлагает детям заменить последний звук в произнесенном им слове звуком С и поймать брошенный мяч. Слова: бак, пар, нож, труд, голод, лев, покой, ночь и пр.
5.Выбор слов со звуком С из стихотворения:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят,
Спит в воде усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес,
Смолкли песни, слово, смех,
Сон в свою страну унес всех...
Произнося слова, дети уточняют число слогов в них, а также позицию звука С.
6.Игра с фишками.
Логопед выставляет на доску схему для определения позиции звука и, передвигая по карточке букву С, просит детей подобрать слова с данным звуком в начале, затем — в середине и в конце слова.
В качестве наглядной опоры могут быть использованы сюжетные картины с изображением животных, транспорта, картинки из детских журналов или аппликации, специально сделанные педагогом. За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку. В конце упражнения определяется победитель.
III .Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звуки С, СЬ.
Задачи : учить детей различать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости; продолжать учить синтезу односложного слова (типа СОК).
Оборудование: карточки, схемы звуков
Ход занятия
Организационный момент. На места садятся дети, которые повторят сочетания слогов с мягкими и твердыми согласными звуками по три: та-тя-та, па-пя-па, ми-мы-ми, во-вё-во и пр.
1.Логопед объясняет, что на занятии дети узнают новый звук, который чуть-чуть отличается от звука С, и предлагает послушать слова: сад—сядь, сыпать—синий, Соня—Сёма (слова с твердым звуком С произносятся резко, отрывисто, слова с мягким — нежно, ласково). Логопед поясняет, что в одном случае звук твердый (примеры), в другом мягкий (примеры).
Затем дети берут в руки зеленый и синий квадраты, лежащие у каждого из них на столах. Они поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук СЬ, и синий, когда прозвучит твердый С (сначала логопед произносит слоги, потом — слова с данными звуками в начальной позиции).
2.На столе у логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки С и СЬ. Вызванный ребенок берет любую картинку, произносит слово и ставит картинку на доску к зеленому или синему квадрату, объясняя свое действие.
3.Логопед берет в руки карточку с буквой С и предлагает добавить соответствующий звук в начало слов-действий: ехал, летел, мыл, нёс, дул, мял, ходил, кинул, тёр, плёл и т. п.
Уточняется значение образованных детьми глаголов, а также то, что звук С в начале каждого из них — твердый.
Логопед ставит на доску картинки: ясень, костюм, лесенка, селедка. Уточняется, что во всех этих словах есть звук С или СЬ. Логопед предупреждает, что будет называть действия; к каждому слову-действию надо подобрать название одного из данных предметов, а также отыскать звуки С и СЬ в каждом слове. Названия действий: спилить, связать, слететь, съесть, снять. Дети образуют словосочетания и произносят их, акцентируя заданные звуки: спилить ясень, связать костюм и т. п., уточняют характеристику звука (твердый или мягкий).
Логопед говорит, что сейчас дети по первым звукам названий трех предметов, изображенных на картинках, должны будут составить новое слово, и подробно объясняет, как это делается, на примере: самолет — утка — пароход (слово суп). Дети составляют односложные слова по названиям трех других предметов: (сапоги — осы — корова, скатерть —-автобус — молоко, скамейка — улитка — кровать и пр.).
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям самим придумать и показать движения к стихотворению:
Вместе с мамой я встаю
И постель свою стелю,
Умываюсь, одеваюсь,
С мамой в садик отправляюсь.
Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (С или СЬ) услышали дети в словах физкультминутки.
У каждого из детей на столах схема для определения позиции звука и по 2 квадрата (синий и зеленый). Логопед четко и медленно произносит слова со звуками С и СЬ в разных позициях. Дети после каждого услышанного слова ставят один из символов звука в соответствующее место схемы (положение квадратика на схеме и его цвет проверяются логопедом).
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звуки 3, ЗЬ.
Цели: учить детей дифференцировать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости; закрепить навык выкладывания схем слов, продолжать учить детей читать односложные слова типа СОК, СУП (в игровой ситуации).
Ход занятия
Организационный момент. На свои места садятся дети, придумавшие слова со звуком 3 из двух, трех и одного слога.
1.Логопед просит детей вспомнить разные согласные звуки, обозначаемые на письме одной буквой, и показывает буквы: П, Т, С, М и др. Дети, глядя на каждую букву, называют соответствующие ей твердые и мягкие звуки.
Представляется новый мягкий согласный звук, который дети будут искать в словах, — ЗЬ. Логопед уточняет его звучание изолированно, в слогах и словах, а вызванный ребенок указывает его твердую пару — звук 3.
2.Логопед ставит на доску 5—6 картинок. В названиях изображенных предметов есть твердый звук 3 либо мягкий звук ЗЬ (звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей и пр.). На столе рядом с доской лежат 2 стопочки квадратов синего и зеленого цветов (по 8—10 штук), символизирующих разницу звуков по их твердости—мягкости.
Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука 3 в слове: для твердого 3 — синий, для мягкого ЗЬ — зеленый.
Следующий ребенок определяет позицию выделенных звуков в каждом слове, третий — количество слогов.
3.На доску выставляются картинки: ваза, зонт, забор, занавеска, газон (все предметы зеленого цвета). Логопед спрашивает: «Про что из этих предметов можно сказать зеленый? (Дети называют пары слов.) А про что скажем зеленая?» (Ответы детей.)
Затем отмечается, что в каждой паре слов присутствуют звуки 3 и ЗЬ (зеленая занавеска и т.д.). Вызванные дети в каждом словосочетании произносят эти звуки с акцентом и уточняют их характеристику (твердость или мягкость).
4.Выбор слов из стихотворений.
Логопед предупреждает, что сначала дети будут выбирать слова с мягким звуком ЗЬ, а затем с твердым 3, и читает текст:
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей,
А под музыку, друзья,
Потанцует и змея.
Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит.
Знать бы, зачем зашуршала змея,
Знать бы, зачем зеленеет земля.
После уточнения смысла незнакомых понятий дети повторяют запомнившиеся слова в соответствии с заданием: сначала со звуком 3, потом — со звуком ЗЬ.
Дети достают индивидуальный материал и выкладывают по очереди схемы слов: ОСЫ, ИВА, У-СЫ. Уточняется количество слогов, гласных и согласных звуков в каждом слове, а также их порядок.
Логопед вешает на доску небольшой плакат, на котором каждая буква заключена в геометрическую фигуру: квадрат, круг или треугольник. В трех формах, которые распределены по всей поверхности плаката, буквы, вместе составляющие односложное слово, например ГРОМ, ШАР, ЗАЛ и др.
Задача детей: в одинаковых фигурах (а их 3—4 вида) отыскать буквы, мысленно распределить их по порядку и прочитать получившиеся слова (см. приложение № б).
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Тема: звуки С, Ш.
Цели:. Формировать у детей умение дифференциации в словах звуков С и Ш, продолжать побуждать чтению двусложных слов и слов со стечением согласных
Ход занятия
Организационный момент. Столы, за которыми занимаются дети, поставлены в 2 ряда. Дети в первом ряду называют слова со звуком С и указывают его позицию в слове; дети во втором ряду называют слова со звуком Ш. Правильно ответившие садятся на свои места.
1.Логопед объявляет, что на занятии дети будут различать звуки С и Ш; уточняется их характеристика и разница в артикуляции.
У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звуки С и Ш в различных позициях (в начале, середине и конце слова). Логопед просит поднять только те картинки, в названиях предметов на которых звук С в середине (звук Ш в начале, звук С в конце, звук Ш в середине и пр.).
2.Логопед предлагает детям игру с использованием тех же картинок. В зависимости от звука в названии изображенного предмета, нужно догадаться, куда лучше положить картинку: Соне в сумку или Маше в мешок (на доске картонные изображения указанных предметов). Каждый ребенок называет свою картинку и указывает место одного из заданных звуков (С или Ш) в слове. Затем он ставит картинку к Сониной сумке или Машиному мешку, объясняя свой выбор.
Примечание. Отличие данного упражнения от предыдущего в том, что дети самостоятельно анализируют звуковой состав слова и формулируют результаты анализа. Помимо этого, данное упражнение помогает автоматизировать и дифференцировать звуки С и Ш не только на слух, но и в произношении детей.
3.Логопед выставляет на доску знакомый детям зеленый прямоугольник, на котором написано: ИЗ-ПОД. Это схематическое изображение предлога. Задание: составить предложения с предлогом из-подпо двум опорным картинкам (изображения на картинках: ласточка — крыша, кошка — кресло, миска с кашей — вешалка). Дети придумывают различные предложения. Два-три из них предлагается выложить в виде схемы, под которой буквами фиксируется наличие в каждом слове звуков С и Ш. Например:
Саша достал миску с кашей из-под вешалки.
У детей на столах карточки с изображением букв С и Ш (примерно по 10 штук). Логопед предлагает внимательно слушать слова и выкладывать на столе только буквы С и Ш, по числу их в слове. Пример:
миска, мишка, марш, Марс, сушка, сосна, шашки, старушка.
Примечание. Если в слове 2 и более указанных звуков, соответствующие буквы выкладываются вплотную, чтобы легче было проверить правильность выполнения упражнения.
5.Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям повторять за ним упражнение и слова:
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «Раз1»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «Два!». (Движения произвольные.)
После 2—3-кратного повторения физкультминутки логопед просит детей назвать слова сначала со звуком С, затем — со звуком Ш.
На доску вывешивается плакат, на котором в строчку написаны буквы, различные по высоте. Если читать их по порядку, это просто набор букв. Необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты — от самой высокой к самой низкой, тогда удастся прочесть слово (см. приложение № 5).
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Методические рекомендации к проведению занятий по развитию связной речи
К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. — то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).
Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.
Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,
составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,
составление рассказа с включением (исключением) объектов,
составление рассказа по комплекту игрушек,
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,
придумывание рассказа про знакомого героя,
составление рассказа по его названию,
придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью
усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия
Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий
Творческое рассказывание - 2 занятия
Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.
При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.
В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Последующие 2 этапа — составление рассказа по серии картин и одной картине — лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.
Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).
В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания — не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.
Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:
обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);
установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.
Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.
Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.
Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):
В чем Петя захотел признаться маме? — О чем мальчик поспешил рассказать маме? — Почему Петя рассказал маме о своем поступке? — За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.
Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.
С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:
Петя захотел признаться маме, что эт