Работа над текстом иллюстраций.

Дети читают в «Русской азбуке» текст и соотносят его с рисунком (с. 77). Предлагается рассмотреть левую часть рисунка на с. 76 и прочитать слова на с. 77 (вверху). По рисункам и словам в столбике проводится работа над омонимичными формами слов: ель — ели, есть — ели. Ученики читают слова и отвечают на вопросы: как скажем про мальчика? (Миша ел малину.) Сколько звуков в слове ел? Сколько букв? Как скажем про девочку? (Маша ела малину.) Сколько звуков в слове ела? Сколько букв? Почему?

Урок по теме «Буквы Е, е (закрепление)».

Повторение.

Сначала ученики показывают и называют все изученные гласные буквы. Затем учитель предлагает детям отгадать загадку о деревьях: «Зимой и летом одним цветом». Слова-отгадки (сосны, ели) ученики составляют из букв разрезной азбуки.

Чтение слов с буквой е после гласных.

Ученики упражняются в чтении слов (с. 78), называя по образцу слова, противоположные по значению (высокие — низкие и т. п.). Прочитанные и сказанные слова включаются учениками в составляемые предложения (Стволы у сосен толстые; Березы очень высокие и т. п.).

Беседа по сюжетному рисунку.

Ученики отвечают на вопросы: какой лес слева? Какие деревья справа? Каких животных вы видите? А птиц? А какие известные вам животные и птицы зимой живут в лесу? Беседе придается природоохранительный характер. Обращается внимание на важность участия детей в охране леса, уходе за молодыми посадками. Дети читают подпись под рисунком.

Урок по теме «Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».

Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве е. Детям предлагается произнести слово лес и сказать, сколько звуков в этом слове.

— Чтобы легче было определить, какие это звуки, — говорит учитель, — надо произнести слово и смотреть на схему. (На доске цветными мелками вычерчена схема слова лес: .) Выясняется, что в слове лес три звука, в начале слова слышится слияние двух звуков [л’э] и в конце слова — звук [с]. Учитель объясняет, что гласный звук [э] после мягких согласных обозначается буквой е.

— Вот начало слова лес, — говорит учитель и выставляет на наборном полотне слоговую карточку ле. — Читайте так, чтобы ясно слышался мягкий согласный звук в начале слова. (Дети читают: ле.) Какую букву надо добавить, чтобы получилось слово лес? (Букву с.) Вызванный к доске ученик добавляет карточку с буквой с. Класс читает составленное слово: лес.

По «Русской азбуке» учащиеся читают слоги-слияния (с. 79, вверху). Во всех этих слогах согласные звуки произносятся мягко. К некоторым из слогов добавляйте новые слоги до получения целых слов (например: не — небо, се — сено, ле — лето и т. д.).

Учащиеся читают рассказ «Лес» (с. 78). При затруднении в чтении отдельные слова пишутся на доске с дополнительными пометами, анализируются и прочитываются с объяснением способа чтения. Проводится беседа по содержанию рассказа (по усмотрению учителя вопросы задаются по прочтении отдельных предложений или всего текста):

— Назовите деревья, которые росли в лесу. Сколько лет они росли? Каким другим словом можно заменить слово красивы?(Прекрасны, великолепны.)

Рассказ читается повторно. Обращается внимание на интонацию восклицательного предложения.

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Буквы Е, е (закрепление)».

Игра «Полубуковка». Соотнесение картинок и слов.

Игру «Соотнеси картинки и слова» целесообразно провести сначала на классной доске и наборном полотне: предметные рисунки располагаются над наборным полотном, а четыре слова на карточках помещаются вперемежку на наборном полотне; учащимся надо прочитать слова и расположить их в том порядке, в каком даны рисунки. Затем упражнение повторно выполняется по с. 80. Дети читают слова, указывая в них количество слогов, звуков и букв.

Составление и чтение слов.

Из букв разрезной азбуки составляются слова, которые затем преобразуются: лес — леса — лето. Дети прочитывают слова в столбиках (с дополнительными пометами), с некоторыми из них устно составляют предложения.

Чтение и разбор рассказа «Лето» (с. 80).

Словесное рисование.

Проводится игра «Вместе с Карандашом рисуем картину». По опорным словам в рамке (с. 81) учащиеся словесно «рисуют» картину на тему «Село на берегу реки».

Урок на тему «Буквы Е, е (повторение, обобщение)».

Работа по слоговой таблице.

Ученики читают слоги-слияния с буквой е и объясняют, что буквой е обозначен звук [э] и мягкость предшествующего согласного звука.

Повторно проводится упражнение в словесном рисовании (с. 77).

Чтение слов.

Дети читают слова, напечатанные на доске с вспомогательными пометами. Затем читают эти же слова в «Русской азбуке» (с. 78—79). Выясняется понимание детьми значений слов: о чем можно сказать велика? Про что вы думали, прочитав слово красива? Чем оно отличается от следующего за ним слова? Какие страны вы знаете? Как называется наша страна?

Беседа о зимних развлечениях, разных забавных историях в зимнюю пору. Рассмотрение иллюстрации к сказке «По щучьему велению» (с. 76). Устанавливается, к какому эпизоду она относится: какое впечатление произвел на окружающих такой необычный способ передвижения и перевозки грузов.

Чтение текста «Река» (с. 79).

Ученики читают сначала текст по предложениям.

Повторно перечитывается текст целиком. Дети находят в нем те слова, которые содержат букву е.

Урок по теме «Звуки [м], [м’], буквы М, м».

Рассматривается рисунок-панорама «Кремль» (с. 88—89). Выборочно читаются слова на с. 89 (с пометами).

По вопросам учителя дети составляют рассказ на тему «В Москве». Тем, кто побывал в Москве, учитель предлагает подготовить рассказ о том, что они видели в столице.

Звуки [м] и [м’] выделяют из слов дом и семь. Усваивают буквы для звуков [м] и [м’].

Ученики читают слоги-слияния (отдельно с мягким согласным звуком). Затем читают слова в столбиках, объясняя их значение. Составляется рассказ о строителях. Что они строят? Как идет строительство в Москве и в других городах и селах?

Хором прочитывается название рассказа.

Учащиеся читают текст на с. 89. Разбор содержания проводится по вопросам: какие слова написал Рома? Кто придумает предложение с одним из этих слов?

Рассматривается иллюстрация (с. 90): кто изображен на ней? Когда происходила эта сцена? Как проводите свое утро вы? и т. п.

Урок по теме «Звуки [м], [м’], буквы М, м (закрепление)».

Читают текст «Утром» (с. 90). Проводится беседа о том, что утром важно сделать зарядку, провести водные процедуры, улыбнуться, зарядиться бодростью и энергией на целый день.

Из букв разрезной азбуки учащиеся самостоятельно составляют слова мама, папа, Рома.

Ученики, особенно испытывающие затруднения в чтении и письме, повторно читают слова в столбиках с дополнительными пометами (с. 89). Объясняется лексическое значение прочитанных слов.

Рассказы «Мурка», «Крошка», «Мама» (с. 90) дети читают сначала по отдельным предложениям, затем целиком. Проводится работа по содержанию.

Слово мир дети составляют из букв разрезной азбуки.

Работа над содержанием рассказов сочетается с устным рисованием иллюстраций.

Урок по теме «Звуки [м], [м’], буквы М, м
(повторение, обобщение)».

Работа по слоговой таблице.

Повторяются гласные и согласные буквы. Все изученные буквы выставлены на наборном полотне. Гласные надо разделить на две группы: в первой группе — гласные, обозначающие твердость согласных; во второй группе — гласные, обозначающие мягкость согласных. Согласные надо тоже разделить на две группы: одна — для обозначения глухих согласных звуков; другая — для звонких.

По словам в рамке (с. 91) ученики «рисуют» картинку «Проделки кота».

Устные рассказы детей.

Ученики рассказывают о своих мамах, о том, как мама заботится о семье, как работает, как ведет домашнее хозяйство.

Проводится работа над скороговоркой, которая записана на доске.

Ученики отгадывают ребусы (с. 93): лампа — лапа, сом — сок. Мама мыла Милу с мылом. Слова-отгадки составляют из разрезной азбуки.

Читается рассказ «Кто кем станет?» (с. 92). Проводится беседа о том, кем мечтают стать ученики класса.

Наши рекомендации