Развивающие занятия в старшей группе (5-6 лет)

Тематическое планирование в соответствии с лексическими темами

В старшей группе

Лексическая тема Развернутое содержание работы по лексической теме Период Групповые мероприятия педагога-психолога
Тема Задачи
Начало осени. Цветы осенью. Закрепить знания детей о временах года. Си­стематизировать представления об осени на основе рассматривания сю­жетных картинок, содержащих от­личительные признаки (уменьше­ние продолжительности дня, похо­лодание, частые дожди). Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе. Цветы осенью. Познакомить детей с осенними цветами, значением цветов в жизни человека, строени­ем (корень, стебель, лист, цветок). III неделя сентября 1. Рецепт хорошего настроения м/ф «По дороге с облаками» Гармонизация эмоционального состояния. Помощь в преодолении внутренних барьеров, мешающих детям знакомиться и общаться друг с другом. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе. Помощь в принятии режимных требований. Знакомство с чувствами: грусть, радость, интерес.
2. Говорящие цветы м/ф «Как мышонок пошел в школу»
Деревья, кустарники осенью. Грибы. Деревья и кустарники осенью. Рас­ширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жиз­ни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках). Познакомить детей с гриба­ми. Дать понятия: съедобный, не­съедобный. Уточнить представле­ние детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе. IV неделя сентября 3. Готовимся к зиме м/ф «Осенние корабли» Помощь в преодолении собственнических позиций, тренировка умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: злость, жадность.
4. К чему приводит жадность? м/ф «Чьи в лесу шишки?»
Овощи. Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них. Познако­мить с уменьшительно-ласкатель­ной формой слова. Закрепить по­нятие овощи. I неделя октября 5. По труду и награда м/ф «Антошка» Стимулирование уважительного отношения друг к другу, к труду взрослых. Поощрение трудолюбия и сотрудничества. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, позитивной самооценки. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: лень, удивление.
6. Когда все растет? м/ф «Самый младший дождик»
Фрукты. Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить со­ставлять загадки-описания фрук­тов. Закрепить понятие фрукты. II неделя октября 7. Учимся делиться м/ф «Яблоко» Помощь в преодолении собственнических позиций, тренировка умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: благодарность, стыд.
8. Дары осени м/ф «Мешок яблок»
Ягоды. Овощи, фрукты, ягоды. Сформировать понятие яго­ды, научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Образование существительных в фор­мах именительного и родительного падежей множественного числа. Закрепить родовые понятия овощи, фрукты, учить узнавать по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. III неделя октября 9. Дары осени м/ф «Дядя Миша» Помощь в преодолении эгоцентрических позиций, развитие умения помогать друзьям в трудную минуту. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование стремления доводить дело до конца. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: страх, скромность.
10. Выручать друзей м/ф «Павлиний хвост»
Середина осени – явления природы. Уточнить и расши­рить представления об осени, ее признаках (дальнейшее уменьше­ние продолжительности дня, холодные дожди, листопад). Охрана растений осенью. IV неделя октября 11. Всему свое время м/ф «Черепаха» Помощь в преодолении собственнических позиций, развитие умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувством «обида».
12. Когда мы обижаемся? м/ф «Раз – горох, два – горох»
Зимующие птицы. Уточнить и расши­рить знания детей о зимующих пти­цах. Формировать понятие «зимую­щие птицы». Познакомить с услови­ями жизни птиц. Воспитывать же­лание заботиться о птицах, под­кармливать их зимой. I неделя ноября 13. Особенное в каждом из нас м/ф «Синичкин календарь. Осень» Стимулирование уважительного и внимательного отношения друг к другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, позитивной самооценки.
14. К чему приводит хвастовство? м/ф «Воробьишка-хвастунишка»
Одежда. Головные уборы. Обувь. Учить правильно называть предметы верхней одежды. Сформи­ровать представление о видах одеж­ды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Умение правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда. Уточнить назва­ния, назначение головных уборов; формировать представление о головных уборах в соответствии со временем года. Уточнить и расширить пред­ставления детей об обуви. Формиро­вать понятие обувь. Познакомить детей с отдельными деталями обу­ви. Формировать умение ухода за обувью. II неделя ноября 15. Защита от холода м/ф «Умка» Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора: представления о здоровье и здоровом образе жизни, умении позаботиться о себе и своих близких. Стимулировать стремление вести здоровый образ жизни.  
16. Мы в ответе за тех, кого приручили м/ф «Рукавичка»
Домашние птицы. Познакомить де­тей с домашними птицами (внеш­ний вид, чем питаются, какую поль­зу приносят). Сравнение домашних птиц. Учить находить признаки сходства и различия. III неделя ноября 17. Вместе веселее м/ф «Два веселых гуся» Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять.
18. «Хочу» и «надо» м/ф «Не хочу и не буду»
Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, прино­симая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. IV неделя ноября 19. Мир полный загадок м/ф «Кто сказал мяу?» Закрепление представлений о пользе знаний, о необходимости стремиться к знаниям. Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление: радость, злость, страх, грусть, удивление, интерес.
20. Знание – сила! м/ф «Козленок, который считал до 10»
Зима – явления природы. Декабрь – первый зимний месяц. Расширить представления де­тей о зиме. Учить сравнивать осень и зиму (дальнейшее сокращение дня, зимние морозы, снегопады, за­мерзание водоемов). Познакомить с зимними месяцами. I неделя декабря 21. Дружба согревает м/ф «Синичкин календарь. Зима» Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
22. Какая она – зима? м/ф «Первая зима»
Дикие животные. Закрепить зна­ния детей о диких животных (внеш­ний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. II неделя декабря 23. Как зимуют звери? м/ф «Листопадни-чек» Стимулирование познавательной мотивации детей. Знакомство со способами совладания с чувством стреха и гармонизации эмоционального состояния.
24. Рецепт храбрости м/ф «Храбрый заяц»
Дикие животные и их детеныши (домашние животные и их детеныши) Закрепить зна­ния детей о диких животных (внеш­ний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. III неделя декабря 25. Человек и природа м/ф «Лосенок» Стимулирование познавательной мотивации детей. Помощь в осознании необходимости бережного и ответственного отношения к окружающей природе.  
26. Кто придет на Новый год? м/ф «Кто придет на Новый год?»
Новый год Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. IV неделя декабря 27. Подарок для друга м/ф «Как ежик и медвежонок встречали Новый год» Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать. Развитие культуры дарения подарков. Расширение кругозора. Закрепление: радость, грусть, страх, интерес, удивление.
28. Чтобы праздник удался м/ф «Новогодняя сказка»
Новый год. Забавы и развлечения Продолжать знакомить детей с зимними явлени­ями в природе. Расширить пред­ставления детей о зимних видах спорта. Закрепить понятие спор­тивная одежда. II неделя января 29. Зимние забавы м/ф «Снежные мастера» Гармонизация эмоционального состояния. Ускорение адаптационных процессов после длительного перерыва. Создание условий для развития партнерских отношений, умения правильно выражать свои эмоции. Расширение кругозора. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
30. Как здоровье сохранить? м/ф «Зимняя сказка»
Транспорт (наземный, воздушный) Познако­мить детей с наземным транспортом (автомобиль, поезд, троллейбус, ав­тобус, трамвай). Закрепить понятие наземный транспорт. Профессии людей, работающих на наземном транспорте. Познакомить с прави­лами перехода улицы. Воздушный транспорт (самолет, вертолет, ракета). Профессии лю­дей, работающих на воздушном транспорте (пилот, стюардесса, бортмеханик). III неделя января 31. Когда не нравится подарок м/ф «И мама меня простит» Преодоление эгоцентрических позиций. Стимулирование уважительного и внимательного отношения друг к другу, к труду взрослых. Развитие культуры принятия подарков. Закрепление знаний о способах совладания с чувством стреха. Знакомство с чувством вины.
32. Преодолеть себя м/ф «Самолетик»
Транспорт (водный) Водный транспорт (корабль, лод­ка, яхта, катер, пароход). Профес­сии людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, штур­ман, радист, кок). IV неделя января 33. Настоящие друзья м/ф «Катерок» Стимулирование познавательной мотивации детей. Воспитание бережного и ответственного отношения к труду других людей. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
  34. Дружат дети всей земли м/ф «В порту»
Посуда (столовая). Дом и его части, мебель. Чайная посуда. Познакомить де­тей с предметами чайной посуды, из чего она сделана, со способами ухода за ней. Составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды. Части дома: подъезд, лест­ница, лифт, квартира. Назначение комнат в квартире. Формировать понятия верх, низ, высокий, низ­кий, сверху, снизу. I неделя февраля 35. Как стать большим? м/ф «Как стать большим?» Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для развития причинно-следственных представлений. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
36. Один для всех, и все для одного м/ф «Терем-теремок»
Посуда (кухонная). Столовая и кухонная посуда. Название отдельных предметов и назначение. Сравнение столовой и кухонной посуды (назначение и ма­териалы, из которых она сделана). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. II неделя февраля 37. Что такое уют? м/ф «Федорино горе» Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
38. А нужны ли чудеса? м/ф «Дудочка и кувшинчик»
Мебель Уточнить и расширить зна­ния детей об основных видах мебе­ли. Сформировать умение правиль­но обставлять комнату. Воспиты­вать чувство красоты и бережного отношения к мебели. III неделя февраля 39. Законы гостеприимства м/ф «Кошкин дом» ч. 1 Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать, умения сочувствовать. Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять. Расширение кругозора.
40. Законы гостеприимства м/ф «Кошкин дом» ч. 2
День защитника Отечества. Профессии. Познакомить с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Беседа о тех, кто защищает Родину. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). IV неделя февраля 41. Защитники Земли русской м/ф «Илья Муромец» Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Тренировка умения правильно выражать свои эмоции, чувство гнева. Закрепление представлений о добрых и злых поступках. Осмысление слова «защитник». Закрепление: смелость, гордость, стыд, удивление.
42. В мирное время м/ф «Горе – не беда»
Март – первый месяц весны. Международный женский день. Расширить представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звон­че поют птицы). Учить составлять рассказ-описание. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. I неделя марта 43. Самый близкий человек м/ф «Мама для мамонтенка» Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, осознанного послушания требованиям взрослых. Стимулирование потребности доставлять радость другому человеку. Стимулирование осознания важности человеческих взаимоотношений.  
44. Лучший подарок м/ф «Школа помощников» - 1
Весна – явления природы. Возвращение перелетных птиц Продолжать закреплять характер­ные признаки весны. Сравнивать весенние и осенние признаки в при­роде. Расширить знания детей о группах птиц: зимующие — оседлые, пере­летные — кочующие. Познакомить с жизнью птиц (гнездование, выве­дение птенцов). II неделя марта 45. Пробужде-ние природы м/ф «Синичкин календарь. Весна» Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Расширение кругозора. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
46. Вестники весны м/ф «Как мы весну делали»
Семья. Части тела. Уточнить и закрепить зна­ния ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Уточнить и закрепить знания ребенка о частях своего тела. III неделя марта 47. Без этого нельзя м/ф «Без этого нельзя» Закрепление представлений о семейных ценностях Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять. Воспитание бережного и ответственного отношения друг к другу. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
48. Кто хозяин нашим ручкам? м/ф «Маша больше не лентяйка»
Водоемы. Обитатели водоемов (пресмыкающиеся, рыбы) Познакомить детей с понятием и разнообразием водоемов. Познакомить детей с обитателями водоемов (рыбами, пресмыкающимися). Внешнее строение тела рыб и пресмыкающихся. Название отдель­ных частей. IV неделя марта 49. Кто я такой? м/ф «Кто я такой?» Расширение кругозора. Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений.
50. Папа в моей жизни м/ф «Лягушонок ищет папу»
Насекомые. Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Внешнее строение тела насекомых. Название отдель­ных частей (головка, брюшко, кры­лья, ножки). Польза или вред насе­комых для людей и растений. I неделя апреля 51. Делу – время, потехе - час м/ф «Стрекоза и муравей» Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
52. Надо слабых защищать м/ф «Боевой кузнечик»
Насекомые. День космонавтики. Расширять и уточнять знания о на­секомых, об их характерных при­знаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия; вос­питывать бережное отношение ко всему живому.   II неделя апреля 53. Время путешествий м/ф «Как муравьишка домой спешил» Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление представлений о добре и зле. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения.
54. Торжествует доброта м/ф «Загадочная планета»
Мой город, улица. Российская Федерация. Москва – столица Родины. Дать детям представление о родном городе, о родной стране, о Москве, как о глав­ном городе нашей страны. III неделя апреля 55. В гостях хорошо, а дома лучше м/ф «Край земли» Расширение кругозора. Помощь в осознании необходимости уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать.
56. Родина моя м/ф «Край, в котором ты живешь»
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Познако­мить с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка). Нахо­дить и называть части комнатных растений — стебель, лист, бутон, цветок. Формировать умение уха­живать за комнатными растениями с помощью взрослых. IV неделя апреля 57. Город и природа м/ф «Чудо» Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление представлений о добре и зле. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения.
58. Необычное рядом м/ф «Шишкина школа - плющ»
День Победы Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. I неделя мая 59. Победители м/ф «Солдатская сказка» Стимулирование чувства благодарности старшему поколению за подвиг в ВОВ. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свое отечество.
60. Чтобы помнили в веках м/ф «Василек»
Как выращивают хлеб? Познако­мить детей с особенностями выра­щивания зерновых растений, дать представления о труде хлеборо­ба, о помощниках-машинах. Воспитывать бережное отношение к хлебу. II неделя мая 61. Кто не работает, тот не ест м/ф «Колосок» Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
62. Берегите хлеб м/ф «Сказка о девочке, наступившей на хлеб»
Весенние цветы. Май – последний месяц весны. Обобщать знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни жи­вотных, распускание листьев, цве­тение растений). Обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни жи­вотных, распускание листьев, цве­тение растений). Учить находить признаки весны в окружающей природе, развивать способность на­блюдать, устанавливать простей­шие причинно-следственные связи. III неделя мая 63. Удивительное рядом м/ф «Паровозик из Ромашково» Стимулирование познавательной мотивации детей, наблюдательности. Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать. Создание ситуации позитивного взаимодействия, знакомство со способами улучшить настроение другому человеку. Помощь в осознании влияния настроения окружающих людей на собственное самочувствие. Закрепление: удивление, интерес, радость, грусть.
64. Подари улыбку м/ф «Просто так»
Лето. Правила дорожного движения. Расширять представления детей олете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Воспитывать бережное отношение кприроде, умение замечать красоту летней природы. Познакомить с прави­лами безопасного поведения на улице. IV неделя мая 65. С кем дружить? м/ф «Синичкин календарь. Лето» Расширение кругозора. Закрепление представлений о безопасном поведении. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать. Закрепление: радость, злость, страх, грусть, удивление, стыд.
66. Чтобы не было беды м/ф «Мой приятель светофор»




Наши рекомендации