Развивающие занятия в старшей группе (5-6 лет)
Тематическое планирование в соответствии с лексическими темами
В старшей группе
Лексическая тема | Развернутое содержание работы по лексической теме | Период | Групповые мероприятия педагога-психолога | |
Тема | Задачи | |||
Начало осени. Цветы осенью. | Закрепить знания детей о временах года. Систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе. Цветы осенью. Познакомить детей с осенними цветами, значением цветов в жизни человека, строением (корень, стебель, лист, цветок). | III неделя сентября | 1. Рецепт хорошего настроения м/ф «По дороге с облаками» | Гармонизация эмоционального состояния. Помощь в преодолении внутренних барьеров, мешающих детям знакомиться и общаться друг с другом. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе. Помощь в принятии режимных требований. Знакомство с чувствами: грусть, радость, интерес. |
2. Говорящие цветы м/ф «Как мышонок пошел в школу» | ||||
Деревья, кустарники осенью. Грибы. | Деревья и кустарники осенью. Расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках). Познакомить детей с грибами. Дать понятия: съедобный, несъедобный. Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе. | IV неделя сентября | 3. Готовимся к зиме м/ф «Осенние корабли» | Помощь в преодолении собственнических позиций, тренировка умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: злость, жадность. |
4. К чему приводит жадность? м/ф «Чьи в лесу шишки?» | ||||
Овощи. | Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них. Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова. Закрепить понятие овощи. | I неделя октября | 5. По труду и награда м/ф «Антошка» | Стимулирование уважительного отношения друг к другу, к труду взрослых. Поощрение трудолюбия и сотрудничества. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, позитивной самооценки. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: лень, удивление. |
6. Когда все растет? м/ф «Самый младший дождик» | ||||
Фрукты. | Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты. | II неделя октября | 7. Учимся делиться м/ф «Яблоко» | Помощь в преодолении собственнических позиций, тренировка умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: благодарность, стыд. |
8. Дары осени м/ф «Мешок яблок» | ||||
Ягоды. Овощи, фрукты, ягоды. | Сформировать понятие ягоды, научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Закрепить родовые понятия овощи, фрукты, учить узнавать по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | III неделя октября | 9. Дары осени м/ф «Дядя Миша» | Помощь в преодолении эгоцентрических позиций, развитие умения помогать друзьям в трудную минуту. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование стремления доводить дело до конца. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: страх, скромность. |
10. Выручать друзей м/ф «Павлиний хвост» | ||||
Середина осени – явления природы. | Уточнить и расширить представления об осени, ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад). Охрана растений осенью. | IV неделя октября | 11. Всему свое время м/ф «Черепаха» | Помощь в преодолении собственнических позиций, развитие умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора. Знакомство с чувством «обида». |
12. Когда мы обижаемся? м/ф «Раз – горох, два – горох» | ||||
Зимующие птицы. | Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить с условиями жизни птиц. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой. | I неделя ноября | 13. Особенное в каждом из нас м/ф «Синичкин календарь. Осень» | Стимулирование уважительного и внимательного отношения друг к другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, позитивной самооценки. |
14. К чему приводит хвастовство? м/ф «Воробьишка-хвастунишка» | ||||
Одежда. Головные уборы. Обувь. | Учить правильно называть предметы верхней одежды. Сформировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Умение правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда. Уточнить названия, назначение головных уборов; формировать представление о головных уборах в соответствии со временем года. Уточнить и расширить представления детей об обуви. Формировать понятие обувь. Познакомить детей с отдельными деталями обуви. Формировать умение ухода за обувью. | II неделя ноября | 15. Защита от холода м/ф «Умка» | Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Расширение кругозора: представления о здоровье и здоровом образе жизни, умении позаботиться о себе и своих близких. Стимулировать стремление вести здоровый образ жизни. |
16. Мы в ответе за тех, кого приручили м/ф «Рукавичка» | ||||
Домашние птицы. | Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Сравнение домашних птиц. Учить находить признаки сходства и различия. | III неделя ноября | 17. Вместе веселее м/ф «Два веселых гуся» | Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять. |
18. «Хочу» и «надо» м/ф «Не хочу и не буду» | ||||
Домашние животные. | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. | IV неделя ноября | 19. Мир полный загадок м/ф «Кто сказал мяу?» | Закрепление представлений о пользе знаний, о необходимости стремиться к знаниям. Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление: радость, злость, страх, грусть, удивление, интерес. |
20. Знание – сила! м/ф «Козленок, который считал до 10» | ||||
Зима – явления природы. Декабрь – первый зимний месяц. | Расширить представления детей о зиме. Учить сравнивать осень и зиму (дальнейшее сокращение дня, зимние морозы, снегопады, замерзание водоемов). Познакомить с зимними месяцами. | I неделя декабря | 21. Дружба согревает м/ф «Синичкин календарь. Зима» | Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. |
22. Какая она – зима? м/ф «Первая зима» | ||||
Дикие животные. | Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. | II неделя декабря | 23. Как зимуют звери? м/ф «Листопадни-чек» | Стимулирование познавательной мотивации детей. Знакомство со способами совладания с чувством стреха и гармонизации эмоционального состояния. |
24. Рецепт храбрости м/ф «Храбрый заяц» | ||||
Дикие животные и их детеныши (домашние животные и их детеныши) | Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. | III неделя декабря | 25. Человек и природа м/ф «Лосенок» | Стимулирование познавательной мотивации детей. Помощь в осознании необходимости бережного и ответственного отношения к окружающей природе. |
26. Кто придет на Новый год? м/ф «Кто придет на Новый год?» | ||||
Новый год | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | IV неделя декабря | 27. Подарок для друга м/ф «Как ежик и медвежонок встречали Новый год» | Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать. Развитие культуры дарения подарков. Расширение кругозора. Закрепление: радость, грусть, страх, интерес, удивление. |
28. Чтобы праздник удался м/ф «Новогодняя сказка» | ||||
Новый год. Забавы и развлечения | Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе. Расширить представления детей о зимних видах спорта. Закрепить понятие спортивная одежда. | II неделя января | 29. Зимние забавы м/ф «Снежные мастера» | Гармонизация эмоционального состояния. Ускорение адаптационных процессов после длительного перерыва. Создание условий для развития партнерских отношений, умения правильно выражать свои эмоции. Расширение кругозора. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. |
30. Как здоровье сохранить? м/ф «Зимняя сказка» | ||||
Транспорт (наземный, воздушный) | Познакомить детей с наземным транспортом (автомобиль, поезд, троллейбус, автобус, трамвай). Закрепить понятие наземный транспорт. Профессии людей, работающих на наземном транспорте. Познакомить с правилами перехода улицы. Воздушный транспорт (самолет, вертолет, ракета). Профессии людей, работающих на воздушном транспорте (пилот, стюардесса, бортмеханик). | III неделя января | 31. Когда не нравится подарок м/ф «И мама меня простит» | Преодоление эгоцентрических позиций. Стимулирование уважительного и внимательного отношения друг к другу, к труду взрослых. Развитие культуры принятия подарков. Закрепление знаний о способах совладания с чувством стреха. Знакомство с чувством вины. |
32. Преодолеть себя м/ф «Самолетик» | ||||
Транспорт (водный) | Водный транспорт (корабль, лодка, яхта, катер, пароход). Профессии людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, штурман, радист, кок). | IV неделя января | 33. Настоящие друзья м/ф «Катерок» | Стимулирование познавательной мотивации детей. Воспитание бережного и ответственного отношения к труду других людей. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. |
34. Дружат дети всей земли м/ф «В порту» | ||||
Посуда (столовая). Дом и его части, мебель. | Чайная посуда. Познакомить детей с предметами чайной посуды, из чего она сделана, со способами ухода за ней. Составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды. Части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира. Назначение комнат в квартире. Формировать понятия верх, низ, высокий, низкий, сверху, снизу. | I неделя февраля | 35. Как стать большим? м/ф «Как стать большим?» | Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для развития причинно-следственных представлений. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. |
36. Один для всех, и все для одного м/ф «Терем-теремок» | ||||
Посуда (кухонная). | Столовая и кухонная посуда. Название отдельных предметов и назначение. Сравнение столовой и кухонной посуды (назначение и материалы, из которых она сделана). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | II неделя февраля | 37. Что такое уют? м/ф «Федорино горе» | Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества. |
38. А нужны ли чудеса? м/ф «Дудочка и кувшинчик» | ||||
Мебель | Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Сформировать умение правильно обставлять комнату. Воспитывать чувство красоты и бережного отношения к мебели. | III неделя февраля | 39. Законы гостеприимства м/ф «Кошкин дом» ч. 1 | Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать, умения сочувствовать. Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять. Расширение кругозора. |
40. Законы гостеприимства м/ф «Кошкин дом» ч. 2 | ||||
День защитника Отечества. Профессии. | Познакомить с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Беседа о тех, кто защищает Родину. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | IV неделя февраля | 41. Защитники Земли русской м/ф «Илья Муромец» | Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Тренировка умения правильно выражать свои эмоции, чувство гнева. Закрепление представлений о добрых и злых поступках. Осмысление слова «защитник». Закрепление: смелость, гордость, стыд, удивление. |
42. В мирное время м/ф «Горе – не беда» | ||||
Март – первый месяц весны. Международный женский день. | Расширить представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Учить составлять рассказ-описание. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. | I неделя марта | 43. Самый близкий человек м/ф «Мама для мамонтенка» | Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, осознанного послушания требованиям взрослых. Стимулирование потребности доставлять радость другому человеку. Стимулирование осознания важности человеческих взаимоотношений. |
44. Лучший подарок м/ф «Школа помощников» - 1 | ||||
Весна – явления природы. Возвращение перелетных птиц | Продолжать закреплять характерные признаки весны. Сравнивать весенние и осенние признаки в природе. Расширить знания детей о группах птиц: зимующие — оседлые, перелетные — кочующие. Познакомить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов). | II неделя марта | 45. Пробужде-ние природы м/ф «Синичкин календарь. Весна» | Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Расширение кругозора. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. |
46. Вестники весны м/ф «Как мы весну делали» | ||||
Семья. Части тела. | Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Уточнить и закрепить знания ребенка о частях своего тела. | III неделя марта | 47. Без этого нельзя м/ф «Без этого нельзя» | Закрепление представлений о семейных ценностях Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять. Воспитание бережного и ответственного отношения друг к другу. Поощрение трудолюбия и сотрудничества. |
48. Кто хозяин нашим ручкам? м/ф «Маша больше не лентяйка» | ||||
Водоемы. Обитатели водоемов (пресмыкающиеся, рыбы) | Познакомить детей с понятием и разнообразием водоемов. Познакомить детей с обитателями водоемов (рыбами, пресмыкающимися). Внешнее строение тела рыб и пресмыкающихся. Название отдельных частей. | IV неделя марта | 49. Кто я такой? м/ф «Кто я такой?» | Расширение кругозора. Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений. |
50. Папа в моей жизни м/ф «Лягушонок ищет папу» | ||||
Насекомые. | Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Внешнее строение тела насекомых. Название отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки). Польза или вред насекомых для людей и растений. | I неделя апреля | 51. Делу – время, потехе - час м/ф «Стрекоза и муравей» | Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества. |
52. Надо слабых защищать м/ф «Боевой кузнечик» | ||||
Насекомые. День космонавтики. | Расширять и уточнять знания о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | II неделя апреля | 53. Время путешествий м/ф «Как муравьишка домой спешил» | Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление представлений о добре и зле. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения. |
54. Торжествует доброта м/ф «Загадочная планета» | ||||
Мой город, улица. Российская Федерация. Москва – столица Родины. | Дать детям представление о родном городе, о родной стране, о Москве, как о главном городе нашей страны. | III неделя апреля | 55. В гостях хорошо, а дома лучше м/ф «Край земли» | Расширение кругозора. Помощь в осознании необходимости уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать. |
56. Родина моя м/ф «Край, в котором ты живешь» | ||||
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | Познакомить с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка). Находить и называть части комнатных растений — стебель, лист, бутон, цветок. Формировать умение ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых. | IV неделя апреля | 57. Город и природа м/ф «Чудо» | Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление представлений о добре и зле. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения. |
58. Необычное рядом м/ф «Шишкина школа - плющ» | ||||
День Победы | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. | I неделя мая | 59. Победители м/ф «Солдатская сказка» | Стимулирование чувства благодарности старшему поколению за подвиг в ВОВ. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свое отечество. |
60. Чтобы помнили в веках м/ф «Василек» | ||||
Как выращивают хлеб? | Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, дать представления о труде хлебороба, о помощниках-машинах. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | II неделя мая | 61. Кто не работает, тот не ест м/ф «Колосок» | Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества. |
62. Берегите хлеб м/ф «Сказка о девочке, наступившей на хлеб» | ||||
Весенние цветы. Май – последний месяц весны. | Обобщать знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). Обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). Учить находить признаки весны в окружающей природе, развивать способность наблюдать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | III неделя мая | 63. Удивительное рядом м/ф «Паровозик из Ромашково» | Стимулирование познавательной мотивации детей, наблюдательности. Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать. Создание ситуации позитивного взаимодействия, знакомство со способами улучшить настроение другому человеку. Помощь в осознании влияния настроения окружающих людей на собственное самочувствие. Закрепление: удивление, интерес, радость, грусть. |
64. Подари улыбку м/ф «Просто так» | ||||
Лето. Правила дорожного движения. | Расширять представления детей олете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Воспитывать бережное отношение кприроде, умение замечать красоту летней природы. Познакомить с правилами безопасного поведения на улице. | IV неделя мая | 65. С кем дружить? м/ф «Синичкин календарь. Лето» | Расширение кругозора. Закрепление представлений о безопасном поведении. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать. Закрепление: радость, злость, страх, грусть, удивление, стыд. |
66. Чтобы не было беды м/ф «Мой приятель светофор» |