Лексические темы для подготовительной группы (6-7 лет) ЗПР
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | III | Ранняя осень. Грибы. |
IV | Изменения в жизни растений (деревья, кустарники леса) и жизни животных осенью. | |
Октябрь | I | Овощи. Растения огорода. |
II | Фрукты. Деревья и кустарники (сада). | |
III | Обобщающие понятия (фрукты, ягоды). | |
IV | Бытовые приборы. | |
Ноябрь | I | Поздняя осень. Овощи, фрукты, ягоды. |
II | Посуда. | |
III | Мебель. | |
IV | Домашние птицы. | |
Декабрь | I | Зима – явления природы. |
II | Домашние и дикие животные (холодных и жарких стран). | |
III | Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. | |
IV | Новый год в семье. | |
Январь | II | Водный, наземный, воздушный, железнодорожный (международный) транспорт. |
III | Одежда и обувь. | |
IV | Зимующие птицы, животные, условия жизни зимой. | |
Февраль | I | Профессии. Стройка и строительные профессии. |
II | Общественные здания. Профессии работников детского сада. | |
III | День защитника отечества. Военные профессии. | |
IV | Февраль – конец зимы. Машины, облегчающие труд людей. | |
Март | I | Март – первый месяц весны. Международный женский день. |
II | Перелетные птицы. Основные признаки весны. | |
III | Животные весной (их детеныши). | |
IV | Моя семья. Человек. Изучаем свой организм. | |
Апрель | I | Хлеб. Цветы луга, сада. |
II | Россия. День космонавтики. Улица, наш дом. | |
III | Насекомые. | |
IV | Школа. Правила дорожного движения. | |
Май | II | День Победы |
III | Водоемы и их обитатели (признаки лета). | |
IV | Комнатные растения. |
Встречи с педагогом-психологом в каждой группе проходят два раза в неделю, что в сумме составляет для старшей группы 66 встреч за учебный год, а для подготовительной – 64 встречи. Длительность встречи соответствует нормативам для возрастных групп (СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 20.07.2015.):
I этап - старшая группа - длительность встречи не более 25 минут;
II этап - подготовительная группа - длительность встречи не более 30 минут.
Соблюдение нормативов длительности делает возможным использование данной программы не только в дошкольных учреждениях с режимом работы с 7.00 до 19.00, но и для групп неполного дня.
На каждом этапе предусмотрена промежуточная оценка результатов реализации программы.
Удобство программы заключается в том, что ее внедрение можно начинать с любого этапа, и даже с середины учебного года, не вступая в противоречие с воспитательно-образовательными задачами, и не нарушая режимных моментов жизни ДОУ.
Для дидактических игр, дидактических игр с элементами движения, рассматривания и обсуждения предметных и сюжетных картинок в работе с детьми используются следующие наглядные пособия:
1) Т.А. Ткаченко. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Картинный материал для проведения бесед, игр, упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
2) Игра «Забавы в картинках»: Наши чувства и эмоции. – Киров: Весна-дизайн, 2009.
3) Р.С. Буре, И.А. Беличенко. Мы друг другу помогаем. Воспитание гуманных чувств и отношений: Учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5-7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4) Наглядный материал для обследования детей: Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
5) Что хорошо, что плохо: Игра для развития мышления, логики, речи, а также выработки правил общественного поведения. – СПб.: Умка, 2010.
6) Истории в картинках: Сюжеты для развития логического и образного мышления в группах детского сада. – Киров: Весна-дизайн, 2009.
7) Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии. – М.: Школьная Пресса, 2010.
8) Кутузова Е., Ким О. Смешные раскраски: Профессии: Что перепутал художник? – Киров: Изд. дом «Литера», 2005.
9) Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…» – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Музыкальные, хороводные и подвижные игры имитационного характера, используемые в работе с детьми, предлагаются в серии компакт-дисков для общего и музыкального развития детей от рождения до школы «Музыка с мамой», авторы Железновы Е. и С.: «Пять поросят», «Десять мышек», «Золотые ворота», «Аэробика». – СПб.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.
Картинки для раскрашивания и схемы для оригами в большом количестве можно найти в интернете, а в данной программе используются схемы оригами из книги серии «От простого к сложному»: 100 игрушек из бумаги. – СПб.: «КРИСТАЛЛ», 1998.
Сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, театрализованные игры, игры-драматизации, используемые в работе с детьми, взяты из материалов коррекционных и развивающих программ:
Название программы | Основная направленность программы | Автор(ы) программы | Изд-во и год издания |
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. | Коррекция, абилитация и профилактика отклоняющегося развития. | Семенович А.В. | М.: Генезис, 2008 |
Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. | Цель: формирование и сохранение психологического здоровья детей. Задачи: - обучение положительному самоотношению и принятию других людей; - обучение рефлексивным навыкам; - формирование потребности в саморазвитии; - содействие развитию ребенка. | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. | М.: Генезис, 2009 |
Двигательный игротренинг для дошкольников. | Коррекция движений у дошкольников с проблемами в развитии | Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. | СПб.: Речь, 2009 |
Развитие эмоционального мира детей. | Развитие эмоциональной сферы ребенка, коррекция отклонений в поведении: агрессии, страхов, робости, застенчивости. | Кряжева Н.Л. | Екатеринбург: У-Фектория, 2004 |
Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. | Профилактика и преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. | Сазонова Н.П., Новикова Н.В. | СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 |
100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. | Развитие мышления, сообразительности, внимания, навыков общения, необходимых для успешного обучения в школе. | Ильина Н.Н. | М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005 |
Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей | Снижение риска возникновения отклонений в социальном и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста | Балова Ж.И. | Российский информационный портал www.rospsy.ru 2013 г. |
Просмотр и обсуждение мультфильмов включены в каждое групповое занятие и являются основным инструментом для создания следующих ситуаций:
- педагогических,
- морального выбора;
- для начала беседы социально-нравственного содержания,
- для специальных рассказов о выходе из трудных житейских ситуаций.
Каждая встреча с детьми начинается ритуальным приветствием, заканчивается ритуальным прощанием и построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это позволяет соблюсти один из законов эффективности тренинга - "закон тройного прикосновения" и, как уже отмечалось, задействовать все репрезентативные системы ребенка – визуальную, аудиальную и кинестетическую – и тем самым повысить эффективность и глубину психолого-педагогического воздействия. [2]
Для поиска необходимых мультфильмов можно воспользоваться электронными ресурсами сайта: www.multiki.arjlover.net.
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста представлены:
- тематическое планирование в соответствии с лексическими темами,
- ожидаемые результаты реализации программы,
- план-конспекты встреч с детьми.
Отдельно рассматриваются способы оценки достижения планируемых результатов реализации программы и описывается работа с воспитателями и родителями.
Для реализации программы необходима видео- и аудиоаппаратура.