Лексические темы для подготовительной группы (6-7 лет) ЗПР

Месяц Неделя Тема
Сентябрь III Ранняя осень. Грибы.
IV Изменения в жизни растений (деревья, кустарники леса) и жизни животных осенью.
Октябрь I Овощи. Растения огорода.
II Фрукты. Деревья и кустарники (сада).
III Обобщающие понятия (фрукты, ягоды).
IV Бытовые приборы.
Ноябрь I Поздняя осень. Овощи, фрукты, ягоды.
II Посуда.
III Мебель.
IV Домашние птицы.
Декабрь I Зима – явления природы.
II Домашние и дикие животные (холодных и жарких стран).
III Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой.
IV Новый год в семье.
Январь II Водный, наземный, воздушный, железнодорожный (международный) транспорт.
III Одежда и обувь.
IV Зимующие птицы, животные, условия жизни зимой.
Февраль I Профессии. Стройка и строительные профессии.
II Общественные здания. Профессии работников детского сада.
III День защитника отечества. Военные профессии.
IV Февраль – конец зимы. Машины, облегчающие труд людей.
Март I Март – первый месяц весны. Международный женский день.
II Перелетные птицы. Основные признаки весны.
III Животные весной (их детеныши).
IV Моя семья. Человек. Изучаем свой организм.
Апрель I Хлеб. Цветы луга, сада.
II Россия. День космонавтики. Улица, наш дом.
III Насекомые.
IV Школа. Правила дорожного движения.
Май II День Победы
III Водоемы и их обитатели (признаки лета).
IV Комнатные растения.

Встречи с педагогом-психологом в каждой группе проходят два раза в неделю, что в сумме составляет для старшей группы 66 встреч за учебный год, а для подготовительной – 64 встречи. Длительность встречи соответствует нормативам для возрастных групп (СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 20.07.2015.):

I этап - старшая группа - длительность встречи не более 25 минут;

II этап - подготовительная группа - длительность встречи не более 30 минут.

Соблюдение нормативов длительности делает возможным использование данной программы не только в дошкольных учреждениях с режимом работы с 7.00 до 19.00, но и для групп неполного дня.

На каждом этапе предусмотрена промежуточная оценка результатов реализации программы.

Удобство программы заключается в том, что ее внедрение можно начинать с любого этапа, и даже с середины учебного года, не вступая в противоречие с воспитательно-образовательными задачами, и не нарушая режимных моментов жизни ДОУ.

Для дидактических игр, дидактических игр с элементами движения, рассматривания и обсуждения предметных и сюжетных картинок в работе с детьми используются следующие наглядные пособия:

1) Т.А. Ткаченко. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Картинный материал для проведения бесед, игр, упражнений. – М.: Книголюб, 2006.

2) Игра «Забавы в картинках»: Наши чувства и эмоции. – Киров: Весна-дизайн, 2009.

3) Р.С. Буре, И.А. Беличенко. Мы друг другу помогаем. Воспитание гуманных чувств и отношений: Учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5-7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4) Наглядный материал для обследования детей: Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.

5) Что хорошо, что плохо: Игра для развития мышления, логики, речи, а также выработки правил общественного поведения. – СПб.: Умка, 2010.

6) Истории в картинках: Сюжеты для развития логического и образного мышления в группах детского сада. – Киров: Весна-дизайн, 2009.

7) Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии. – М.: Школьная Пресса, 2010.

8) Кутузова Е., Ким О. Смешные раскраски: Профессии: Что перепутал художник? – Киров: Изд. дом «Литера», 2005.

9) Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…» – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Музыкальные, хороводные и подвижные игры имитационного характера, используемые в работе с детьми, предлагаются в серии компакт-дисков для общего и музыкального развития детей от рождения до школы «Музыка с мамой», авторы Железновы Е. и С.: «Пять поросят», «Десять мышек», «Золотые ворота», «Аэробика». – СПб.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.

Картинки для раскрашивания и схемы для оригами в большом количестве можно найти в интернете, а в данной программе используются схемы оригами из книги серии «От простого к сложному»: 100 игрушек из бумаги. – СПб.: «КРИСТАЛЛ», 1998.

Сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, театрализованные игры, игры-драматизации, используемые в работе с детьми, взяты из материалов коррекционных и развивающих программ:

Название программы Основная направленность программы Автор(ы) программы Изд-во и год издания
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Коррекция, абилитация и профилактика отклоняющегося развития. Семенович А.В. М.: Генезис, 2008
Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. Цель: формирование и сохранение психологического здоровья детей. Задачи: - обучение положительному самоотношению и принятию других людей; - обучение рефлексивным навыкам; - формирование потребности в саморазвитии; - содействие развитию ребенка. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. М.: Генезис, 2009
Двигательный игротренинг для дошкольников. Коррекция движений у дошкольников с проблемами в развитии Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. СПб.: Речь, 2009
Развитие эмоционального мира детей. Развитие эмоциональной сферы ребенка, коррекция отклонений в поведении: агрессии, страхов, робости, застенчивости. Кряжева Н.Л. Екатеринбург: У-Фектория, 2004
Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Профилактика и преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. Развитие мышления, сообразительности, внимания, навыков общения, необходимых для успешного обучения в школе. Ильина Н.Н. М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005
Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей Снижение риска возникновения отклонений в социальном и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста Балова Ж.И. Российский информационный портал www.rospsy.ru 2013 г.

Просмотр и обсуждение мультфильмов включены в каждое групповое занятие и являются основным инструментом для создания следующих ситуаций:

- педагогических,

- морального выбора;

- для начала беседы социально-нравственного содержания,

- для специальных рассказов о выходе из трудных житейских ситуаций.

Каждая встреча с детьми начинается ритуальным приветствием, заканчивается ритуальным прощанием и построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это позволяет соблюсти один из законов эффективности тренинга - "закон тройного прикосновения" и, как уже отмечалось, задействовать все репрезентативные системы ребенка – визуальную, аудиальную и кинестетическую – и тем самым повысить эффективность и глубину психолого-педагогического воздействия. [2]

Для поиска необходимых мультфильмов можно воспользоваться электронными ресурсами сайта: www.multiki.arjlover.net.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста представлены:

- тематическое планирование в соответствии с лексическими темами,

- ожидаемые результаты реализации программы,

- план-конспекты встреч с детьми.

Отдельно рассматриваются способы оценки достижения планируемых результатов реализации программы и описывается работа с воспитателями и родителями.

Для реализации программы необходима видео- и аудиоаппаратура.


Наши рекомендации