Игра «что сначала, что потом?»
Логопед приглашает детей к доске, выставляет картинки: курица с червячком, цыпленок, гнездо, яйцо.
Л о г о п е д. Давайте заглянем в курятник и посмотрим,
как появляются птенцы у кур.
Вы должны подумать, какая картинка первая, вторая,
третья, четвертая?
Дети распределяют картинки.
Л о г о п е д. Что курица сначала делает? (Откладывает яйца.) А дальше? (Высиживает птенцов.)
А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы.) А затем? (Выкармливает птенцов.)
Картинки на доске: яйцо - гнездо с яйцами - цыплята - курица с червячком.
Один-два ребенка полностью повторяют «цепочку».
Физкультминутка.
Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. | Дети грозят пальчиком Приседают, встают |
Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой ... | Поднимают руки вверх, встают на мысочки. Тянутся к потолку |
Ты представь такую штуку - Если б толстый бегемот | Идут как «бегемоты» друг за другом |
Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? (С. Черный) | Пожимают плечами. Обнимают себя руками |
5. Игра «Один – много».
Логопед называет одну птицу, а дети должны назвать много. Например: петух - петухи.
Курица -
Индюк -
Гусь -
Утка - и т.д.
Игра «Неудачные фотографию».
Л о г о п е д. Я фотографировала птиц на птичьем дворе.
Но фото получились неудачные. Посмотрите и скажите - какие птицы у вас на фотографии.
Логопед раздает детям «фотографии» с частями тела птиц.
(У меня на фотографии гусь, потому что это гусиные лапы ... )
У детей «фотографии» с изображением петушиного хвоста, куриной головы и т.д.
Игра «Посчитай-ка».
Л о г о п е д. Назовите ваших птиц, согласовывая со словами два и пять (два гуся, пять гусей).
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Несклоняемые имена существительные»
Цели:
1. Знакомство детей с понятием «несклоняемые существительные».
2. Формирование навыка согласования слов в словосочетании.
3. Закрепление навыка изменения имен существительных единственного числа по падежам.
4. Закрепление навыка составления предложений по двум опорным картинкам.
5. Развитие внимания, памяти мышления.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки: пальто, куртка, автобус, метро, карточки с изображением двух предметов (машина - шоссе; мальчик - кенгуру; Мальвина - Буратино; старушка-метро; мама - пальто и др.) на каждого ребенка, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Добавь словечко».
Логопед выставляет на доску картинку с изображением куртки.
Л о г о п е д. Ответьте на вопросы:
Что это? Красивые пуговицы у ... , Маша мечтает о ... , у Кати нет ... , шапка лежит под ...
Мы добавляли слово куртка, изменяя его - куртки, курткой, куртке. Не все слова могут так изменяться.
II. Основная часть.
1. Знакомство с несклоняемыми существительными.
Логопед выставляет картинку с изображением пальто.
Л о г о п е д. Попробуем изменить слово пальто.
Это ... , у меня нет ... , красивый цвет у ... , перчатки лежат под ...
Слово «пальто» не изменяется.
Игра «Добавь словечко».
Логопед выставляет на доску картинки: автобус, метро.
Л о г о п е д. Сравним два слова «автобус» и «метро».
Я вижу ...
Я отошла от ....
Я всегда хотела прокатится на ...
Л о г о п е д. Какое слово не изменялось ?
Логопед выставляет на доску картинки: зебра, кенгуру.
Л о г о п е д. Я вижу ...
Я подошла к ...
В зоопарке нет ....
Я дала яблоко ...
Какое слово не изменялось?
Игра «Составь предложение».
Логопед раздает детям карточки с изображением двух предметов (машина - шоссе; мальчик - кенгуру; Мальвина - Буратино; старушка - метро; мама - пальто и др.).
Физкультминутка.
Коля, Коля, Николай, За собой убирай! | Дети идут по кругу друг за другом |
У тебя ленивы руки: | Трясут руками |
Под столом ремень и брюки, | Нагибаются, «смотрят под стол» |
Не в шкафу рубаха, Николай - неряха. (И. Демьянов) | Грозят пальчиком и качают головой |
5. Игра «Один - много».
Л о г о п е д. Я буду говорить про один предмет, а вы про много. Будьте внимательны, ябуду называть слова, которые нельзя изменить.
Лошадь - много лошадей.
Шапка -
Кенгуру -
Какао -
Чашка -
Куртка -
Пальто - и т.д.
Игра «Исправь ошибку».
Л о г о п е д. Я прочитаю вам предложения, а вы исправите в них ошибки, если они будут.
Я увидела Буратину .
Маша едет на метро.
Костя любит по утрам пить какау.
В маленькой деревне нет ни одного шосса.
Я надела пальто.
В зоопарке живут пять кенгуров.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Составление рассказа-описания домашних
птиц с опорой на картинно-графический план»
Цели:
1. Учить составлять рассказ-описание с опорой на картинно-графический план.
2. Активизировать словарь по теме.
3. Закрепить навык подбора прилагательных-антонимов.
4. Развивать внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
5. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудованuе: схема описания птиц, разрезные картинки с изображением домашних птиц.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто повторит ряд слов:
Куриц - петух - индюк.
Гусь - yткa - курица.
Индюк - цыпленок - курица и т.д.
II. Основная часть.
Беседа по схеме.
Л о г о п е д. Сначала мы должны назвать птицу.
Сказать, какая она - дикая или домашняя.
Далее мы опишем ее: скажем о размере.
Назовем части тела птицы.
Далее скажем, где она живет.
Чем она питается.
Какую пользу приносит птица.
Физкультминутка.
Он малыш, а ты - большой, Ишь, задравши головенку, | Дети грозят пальчиком, Приседают, встают |
Что ты тискаешь утенка? Рвется прочь он всей душой ... | Поднимают руки вверх, встают на мысочки. Тянутся к потолку |
Ты представь такую штуку - Если б толстый бегемот | Идут как «бегемоты» друг за другом |
Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? (С. Черный) | Пожимают плечами. Обнимают себя руками |
Игра «Собери картинку».
Логопед раздает детям разрезные картинки с изображением домашних птиц.
Л о г о п е д. Соберите картинки. Какие птицы у вас получились?