Экскурсия «Работяги-муравьи» для детей подготовительной к школе группы
Цель— уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Насекомые летом).
Оборудование:коврики, панамки, лупа, рюкзачки, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки.
Предварительная работа
Просмотр слайдов или открыток по теме. Разучивание загадки о муравьях, стихотворения «Добрый великан», подвижной игры «Работяги-муравьи». Проведение беседы «Жизнь в муравейнике».
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. На месте педагог подводит детей к муравейнику.
Педагог. Сегодня наша экскурсия посвящена муравьям. Вы помните, как называется их дом?
Дети. Их дом — муравейник.
Педагог. Не подходите близко к муравейнику! Муравьи защищают свой дом: они могут заползти к вам на обувь, потом на открытую кожу и причинить вам боль. Встаньте в отдалении и рассмотрите муравейник. Что он вам напоминает?
Дети. Муравейник похож на пирамиду или большую кучу песка. Еще он напоминает большой дом, в котором живут много-много маленьких жителей. В этом доме много входов и выходов. Жители дома снуют туда-сюда, занимаются своими делами, тащат в дом травинки, веточки, хвоинки.
Педагог. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
На опушке под сосной Что за терем расписной? Много в доме том ворот, Входит в них честной народ, Тащит в терем палки, ветки. Там хранятся в яйцах детки. А народец очень дружный. Кто же он — сказать вам нужно.
Дети. Этот народец — муравьи, а терем — это муравейник.
Педагог. Муравейник, муравьи — слова одной семейки. Попробуйте подобрать еще слова из этой семейки.
Дети. Муравьиный, муравьишка, муравьиха, муравьята, муравьище, муравьед.
Педагог. Отлично! Я даже не ожидала, что вы подберете так много слов. Молодцы! Теперь давайте рассмотрим одного из муравьев, который отошел подальше от муравейника.
Педагог достает лупу. Дети рассматривают муравья с помощью лупы.
Педагог. Опишите муравья. Расскажите все, что знаете о муравье.
I
Примерный рассказ детей
Муравей — небольшое насекомое. У него есть голова, туловище, которое состоит из двух частей, шесть ног. На голове есть длинные усики, большие глаза.
Муравей живет в лесу в муравейнике. Муравейник — это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле — куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка-царица имеют крылья.
Муравьи — полезные насекомые, потому что они уничтожают вредных насекомых, например тлю.
Педагог оценивает рассказ и предлагает детям поиграть.
Игра «Берегитесь, муравьи!»
От зари и до зари Все в работе муравьи. Строят, строят общий дом, Ветки тащат всемером, Дружно трудятся ребята, Муравейник — вот их хата. Только вдруг беда стучится Прилетела злая птица. — Разбегайтесь! Не зевать! Птица вас идет клевать! |
Дети идут по кругу, изображая, что несут на плече груз. В центре стоит водящий. Меняют направление движения.
Встают лицом в круг, смыкают поднятые руки над центром круга. Передвигаются по кругу, совершая поскоки.
Эти слова произносит педагог. На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-«пти-ца» пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник» — за линию в дальнем конце площадки.
Когда дети наиграются, педагог предлагает им отойти подальше от муравейника, расстелить коврики, достать принадлежности для рисования и нарисовать по памяти муравья. Дети выполняют задание. Педагог предлагает им рассмотреть рисунки и выбрать лучший. Все вместе аплодируют победителю, а потом убирают принадлежности для рисования в рюкзачки.
Педагог. А теперь скажите, можно ли разрушать муравейники, бросать в них камнями, бить по ним палкой?
Дети. Этого делать нельзя. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых. Не зря в парках и лесах муравейники окружают заборчиками, чтобы их случайно никто не разрушил.
Педагог. Вспомните и расекажите все вместе стихотворение о том, как нужно относиться к насекомым.
1 -й р е б е н о к. По лужайке я шагаю, Наблюдаю, примечаю. Я гуляю в мире лета, Вижу все его секреты.
2-й ребенок.
Вот большое коромысло Над речушкою зависло. Стрекозу так называют. Это каждый школьник знает.
3-й ребенок. |
Фигуристка-водомерка По воде, как по фанерке, Пробежала, проскочила, Даже ног не замочила.
4-й ребенок. Майский жук, как рыцарь в латах, Очень страшный и усатый. Жук над веткою жужжит, От жужжанья весь дрожит.
5-й ребенок. Все букашки копошатся, Все букашки суетятся. Я могу их раздавить, Раздавить, переловить.
6-й ребенок. Ведь для них я — великан, Великан из дальних стран. Но!
Великаны — кто не знает — Очень" добрыми бывают!
Педагог. Обидел ли насекомых герой стихотворения? Дети. Нет, не обидел. Он же добрый великан.
Педагог. Я надеюсь, что вы тоже будете добрыми великанами и никогда не будете обижать насекомых. А сейчас наша экскурсия окончена. Скоро закончится и лето, и вы пойдете в школу. Думаю, вам пригодится все, что вы узнали во время наших экскурсий.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора......................................................................................... 3
Подвижные игры.............................................................................7
Игры для развития подражательности у детей младшего
и среднего дошкольного возраста................................................ 7
Игры для развития подражательности и чувства ритма
у детей старшего дошкольного возраста................................... 13
Игры для релаксации................................................................... 20
Игры для развития координации движений и фиксации
положения тела в пространстве................................................. 22
Игры-пятнашки............................................................................ 24
Игры для развития быстроты реакции...................................... 36
Игры для развития навыков ориентировки
в пространстве.............................................................................. 39
Пальчиковые игры для детей младшего
и среднего дошкольного возраста.............................................. 40
Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного
возраста......................................................................................... 42
Дидактические игры......................................................................46
Игры с природным материалом для детей младшего
и среднего дошкольного возраста.............................................. 46
Игры с природным материалом для детей старшего
дошкольного возраста................................................................. 55
Игры с водой для детей младшего
и среднего дошкольного возраста.............................................. 99
Игры с водой для детей старшего дошкольного
возраста....................................................................................... 103
Приложение 1............................................................................. 115
Загадки........................................................................................ 115
Потешки и стихи........................................................................ 134
Считалки..................................................................................... 153
Пословицы, поговорки, народные приметы.......................... 155
Приложение 2. Тематические экскурсии
«Времена года».......................................................................... 157