Анализ и синтез прямых слогов
Звук э подружился со звуком х и получился слог I елизвук у станет впереди звука х, получится слог Еслизвук х станет перед звуком а, получится слог ... (ха).
Идут гласные звуки по дорожке. Видят — звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (Ма, мо, му, ми.)
Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие фонематических представлений
Шли звуки, долго ли, коротко ли, и пришли в лесную школу. Л там малыши-зверята как раз называют слова с гласными звуками. Учительница Сова предлагает назвать, какой гласный звук щучит в начале слова.
От имени совы даются слова аптека, остров, атомоход, история, экспресс. Дети называют первый гласный звук. А сейчас вы сами назовите слова, в которых гласные звуки слышатся в начале.
Выделение гласных звуков из середины слов кот, дым, мак, сом, дуб, рот и др.
Физминутка
Изображение гласных букв с помощью движений, поз. Танцевальные движения под музыку.
7. Знакомство со слогом. Определение количества слогов и их последовательности
Выставляется часть картины «Маки».
Что это? Мишутка говорит: «Ма». Правильно ли он назвал цветы? (Нет. Он сказал не все слово. Он сказал часть слова.) Скажем вторую часть слова. (Ки.) Произнесите это слово по частям. (Ма-ки.)
Логопед сначала показывает картинку «Сани», затем часть ее. Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого слова. (Са.)
Подставляется вторая часть картинки, дети называют слог. (Ни.) Скажите все слово. (Сани.) Все слово можно произнести по частям. Часть слова называется слогом. Повторите, как называется часть слова. (Слог.)
На переменке зверята разбежались кто куда. Вместе с учи тельницей Совой позовем их. (Ли-са, Ми-ша.) Как мы произнесли эти слова? (По слогам.) Слова как будто рассыпались на части — слоги. Сосчитаем, сколько слогов в слове ли-са. Обозначьте слоги счетными палочками. Делятся на слоги слова пума, лоси.
Сколько слогов в слове пума? Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги в слове пума и произнесите их. (Му-па.) Правильно ли звучит слово? (Неправильно.) Можно ли переставлять слоги в словах? (Нельзя.)
Перед детьми строится домик из кирпичиков. Вынимается один кирпичик.
Слоги в слове, как кирпичики в стене — нет одного, и стена нарушена. Послушайте, как звучит слово ли-сонь-ка без слога ли: -сонь-ка.
Ознакомление с символом слога — короткой полоской. Сравнение символов одного слога и слова.
Значение слогообразующей функции гласного звука
Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги.) Помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Повторение правила хором, по рядам и отдельными детьми. А сейчас убедимся, что это так.
Выставляются картинки «мак» и «маки», «дом» и «дома». Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а.) Сколько слогов в слове мак? (Один слог.) Хлопните в ладошки столько 1 раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два раза.) Какие гласные звуки услышали в слове маки? (а, и.) Положите столько полосочек, сколько в этом слове слогов. А сейчас тыльную сторону ладошки положите под подбородок и произнесите слово дом. Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносили звук о? Скажите слово дома по слогам. Сколько раз широко открывался рот и опускался подбородок? (Два раза.) Рот открывается широко тогда, когда произносятся гласные звуки. Сколько слогов в слове дом? (Один слог.) Сколько слогов в слове дома? (Два слога.) Почему вы так думаете?
Объяснения детей.
Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дом, сом, суп, кит, дуб.) Назовите слова, в которых два слога.
Ответы детей.
Произнесите по слогам имена детей. Поднимите столько пальчиков, сколько слогов в имени Наташа. В слове может быть один, два и три слога, а в длинных словах — еще больше. А как узнать, сколько их?
Ответы детей.
Еще раз повторите самое важное правило — сколько в слоне гласных, столько и слогов.
Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить (слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Кни-га, аль-бом
И др.)
Итог занятия
Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной школы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове.
28 Тема «Звуки г, г' и буква г»
У НАС В ГОСТЯХ ГНОМЫ ГОГА И ГЕНА
Материал.Игрушки или изображения двух гномов; предметные картинки с изображением овощей (горох, огурцы), фруктов (гранат, виноград, груши), птиц (грач, галка, глухарь, щегол, голубь, снегирь, гагара, гуси), гречихи, грабель; разрезная азбука; цветовые сигналы звуков.
Ход занятия
Оргмомент
Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя, работящего, сердитого и грустного гнома.
Сообщение темы занятия
Выставляются игрушки или плоскостные изображения двух
гномов.
Кто наши гости? Придумайте имена со звуком г. (Гриша и Гога.) В имени другого гнома должен звучать звук г'. (Гена) Сегодня Гога и Гена будут с нами изучать звуки г, г'
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Обозначение звуков г, г' цветовыми символами.