Вопрос 64. Современные технические средства телевидения и тенденции их развития.
Аналоговое телевидение — телевизионная система, использующая для передачи изображения и звука аналоговый электрический сигнал. Все приёмо-передаточные системы доцифровой эпохи, включая механическое телевидение, использовали аналоговые сигналы, которые могут передаваться как по кабелю, так и по радио. При этом производство телепрограмм и обработка сигналов в телевизионных приёмниках могут использовать цифровые технологии, что не отражается на аналоговой природе эфирного сигнала. Сегодня происходит переход с аналогового на цифровое телевидение.
Цифровое телевидение — это система телевидения, в которой передаваемый телевизионный сигнал представляет собой последовательность кодовых (цифровых) комбинаций электрических импульсов. Переход на цифровое телевещание так же неизбежен, как в своё время замена чёрно-белого телевидения цветным. В ближайшие годы в России, предполагается массовый переход от аналогового телевещания к цифровому. Предположительно через 5–10 лет всё телерадиовещание в России будет производиться в цифровом формате. Наступает эпоха качественного преобразования телевидения и наших представлений о нём. Новейшие цифровые технологии открывают обществу новые возможности получения и передачи качественной информации.
Мультиплекс — пакет телевизионных и радио каналов, транслирующийся одним передатчиком. Весь мультиплекс обычно занимает полосу одного телевизионного канала.
Первый мультиплекс цифрового телевидения РФ — пакет общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов: телеканалы «Первый канал», «Россия-1,2,24,К», «Пятый канал», НТВ, ТВЦ, ОТР, «Карусель», радио «Маяк», «Радио России», «Вести FM».
Второй мультиплекс цифрового телевидения РФ (пакет цифровых телеканалов РТРС-2) — пакет общероссийских необязательных общедоступных телеканалов цифрового телевидения: каналы РенТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ТВ-3, «Спорт+», «Звезда», «Мир», ТНТ, «Муз-ТВ».
Одно из важнейших свойств цифрового ТВ – это то, что цифровой сигнал будет более устойчив к помехам, чем аналоговый. Также есть возможность самостоятельно формировать список каналов, которые вы хотите смотреть. На сегодняшний момент качество изображения, формируемого аналоговым сигналом на экранах наших телевизоров, достигло своего «потолка».
Цифровой сигнал же не просто «рисует» лучшую картинку, он имеет и определенные перспективы. Одна из которых – HD – телевидение высокой четкости.
Переход каналов в широкоэкранный формат вещания (16:9): «1 канал», НТВ, «Рен-ТВ».
Переход каналов в HD-формат: «1 канал HD», «Россия HD», «Russia Today».
Телевидение в 3D: «НТВ Плюс 3D».
Smart TV (рус. Умное телевидение), или Connected TV — технология интеграции интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры и ресиверы цифрового телевидения, а также в техническом симбиозе между компьютерами и телевизорами / ресиверами цифрового телевидения, ранее именуемая «Connected TV».
Появление этой технологии спровоцировало всплеск в среде разработчиков интерактивных приложений. Сейчас на российском рынке их существует несколько видов: VoD (англ. Video on Demand, т.е. «видео по запросу») сервисы от Okko, Play Family, Zoomby, Persik Smart TV, Tvzavr.ru, ivi.ru и now.ru; Интернет-телевидение или OTT (англ. over the top) — технология, когда видео-контент доставляется любому пользователю Интернет напрямую через протокол HTTP, потоковый медиа-контент по запросу (etvnet.com, telepoisk.com, videomore.ru) и в меньшей степени — для поддержки традиционных медиа-устройств, таких как телевизоры и ресиверы предыдущего поколения.
Вопрос 65. Место телевидения в современной системе средств массовых коммуникаций.
Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. (Первым в истории средством массовой информации стала печать.)
Уникальность коммуникационного процесса в средстве массовой коммуникации, таком как телевидение, связана с его следующими свойствами: диахронность (коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени), диатопность (сообщение преодолевает пространство), мультиплицирование (сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием), симультанность (сообщение предоставляется множеству людей практически одновременно), репликация (регулирующее воздействие массовой коммуникации).
Телевидение является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ (к примеру, доступ к 1 каналу имеют 98,9% населения РФ). Специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность (т.е. показываемое событие происходит сейчас), создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания центральных каналов (Первый, Россия-1, НТВ), а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. Задача телевидения - развитие ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп. Телевидение в значительной части стран служит проводником государственной политики. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями (например, марафон 1 канала «Всем миром»).
Вопрос 66. Направления деятельности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии – Фонда кино.
Фонд кино был создан Правительством РФ по инициативе Комитета РФ по кинематографии (Госкино России) в январе 1995 г. В рамках подготовки к празднованию 100-летия мирового и российского кинематографа в декабре 2009 г. постановлением Правительства РФ № 1215 «О Федеральном Фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» была утверждена новая редакция Устава Фонда, значительно расширившая круг его задач.
Стратегическими задачами Фонда кино являются: финансовая поддержка продюсеров и прокатчиков национальных фильмов, а также иных организаций кинематографии, осуществляющих производство и прокат национальных фильмов; привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа национальных фильмов и развитию материально-технической базы кинематографии; контроль целевого и эффективного использования финансовых средств, выделяемых Фондом; проведение исследований и независимой общественной экспертизы проектов и других мероприятий в области кинематографии; разработка проектов и программ в области отечественной кинематографии и финансирование их реализации; учреждение и присуждение премий и стипендий, выдача пособий, грантов и т.п.; осуществление благотворительной деятельности; осуществление внешнеэкономической деятельности; участие в деятельности некоммерческих организаций.
Миссия Фонда - это, прежде всего, поддержка отечественной кинематографии, укрепление структуры производства массовых фильмов, повышение их качества, а значит, и конкурентоспособности, популяризация национальных кинофильмов в РФ и за рубежом.
Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии приступил к отбору компаний-лидеров отечественного кинопроизводства и определился с бюджетом на следующий год. Как и в прошлом году, объём бюджета составит 3 млрд руб., из которых 1,9 млрд руб. получат компании-лидеры в области кинематографии. Из этой суммы 1,2 млрд будут выделены на безвозмездной основе, а 700 млн руб. - на условиях частичного финансирования.
По итогам 2015 г., кинокомпании, получившие поддержку Фонда кино, должны выпустить в прокат не менее 20 фильмов и приступить к съёмкам ещё не менее 35 проектов.
По практике последних лет, скорее всего, сохранится половинное распределение общей суммы государственного финансирования кино между Минкультуры РФ и Фондом кино. При этом, в случае сокращения федерального бюджета, Министерство культуры РФ будет вправе урезать и субсидии Фонду кино. Рейтинг компаний составляется исходя из посещаемости кинотеатров, телевизионного рейтинга, фестивальных наград и национальных кинопремий у фильмов, созданных отечественными кинокомпаниями в оцениваемый период с 1 января 2010 по 31 декабря 2014 года.
Средства от Фонда Кино получают 8 компаний: «Арт Пикчерс Студия», «Дирекция кино», «Кинокомпания «СТВ», «Нон-Стоп Продакшн», «Студия «ТРИТЭ», «ТаББаК», «Централ Партнершип», «Энджой мувиз». Два основных критерия для попадения в список лидеров: зрительская оценка, выраженная в их посещаемости в период показа в кинотеатрах и в телевизионном рейтинге, и профессиональная оценка, определяемая полученными наградами кинофестивалей и кинопремиями.
Исполнительный директор Фонда – Антон Малышев. Попечительский совет Фонда: Толстой В.И. (советник Президента РФ), Зенькович П.С. (начальник Управления Президента РФ по общественным проектам), Добродеев О.Б. (гендиректор ВГТРК), Фаррахов А.З. (заместитель Минфин РФ), Малышев А.В., Попогребский А.П., Тельнов В.Н., Беляков С.Ю. (заместитель Минэкономразвития РФ), Говорухин С.С. (председатель Комитета ГД по культуре), Мягков М.Ю. (заместитель исполнительного директора «Российского военно-исторического общества»), Повалко А.Б. (заместитель Министра образования и науки РФ), Скороспелов. П.П. (директор Департамента культуры Правительства РФ), Шахназаров К.Г. (гендиректор ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»), Михалков Н.С. (председатель Союза кинематографистов РФ).