Технические средства радио и телевидения

Из электронных средств массовой информации первым заявило о себе радио, зато процесс развития телевидения был более динамичным.

Техника радио

Радио — область техники, имеющая дело с применением электромагнитных волн (радиоволн), ее теперь называют радиоэлектроникой, так как технические ее сред­ства базируются на широком использовании электронных компонентов. На началь­ном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличени-

Технические средства массовой коммуникации



ем длины радиоволны и мощности передатчика. В результате мощность передаю­щих устройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина волны — сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на огромные расстояния благодаря отражению от ионизи­рованных слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощность пере­датчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа пере­дающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны метровых (короче 10 метров) и более коротких волн.

Ныне радиоспектр чрезвычайно широк — от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс из-за технологических трудностей ограничен. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечаю­щими не только за оборону страны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например при авиаполетах, воздушных пе­ревозках. Пути решения проблемы были сформулированы в «Концепции исполь­зования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апре­ля 1994 г. Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагается совместно использо­вать частотные полосы.

Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зави­сит от запланированной зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 метров многожильного медного провода для антенны, устрой­ство антенной настройки, два микрофона на стойках, два проигрывателя для плас­тинок, две пары наушников, две кассетные деки, микшерный пульт на 5 каналов (микшер сводит источники звука во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик), аудио-кабели и электропроводка, а также некоторая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т. п. Для станции, веща­ющей на современный город, список этот существенно расширяется, включая боль­шой ассортимент устройств, связанных с источниками звука (микрофоны, магнит­ная пленка, кассеты, компакт-диски и т.д.), преобразователями сигнала (микшер­ные пульты, репродукторы, фильтры и т.д.), линиями связи студия-передатчик (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фи­дерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенна и мачта для ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное студийное обору­дование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при за­писи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие поло­су средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные ре-жекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спек­тра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т.п.

Студийные магнитофоны подразделяются на три типа в зависимости от пода­чи пленки: на кассетах, компакт-кассетах или на открытых катушках. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хро­ма. В нервом варианте цена ее существенно снижается, во-втором — пленка доро­гая, но позволяет уловить высокие частоты звукового спектра, что очень важно при



Глава 11

записи музыки. В компакт-кассетах или картриджах (картах) концы короткой, рас­считанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перема­тывать, ни прокручивать. Картриджами пользуются для коротких и часто повто­ряющихся сообщений — таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты, и т.д. Магнитофоны третьего типа, работаю­щие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужное место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или карт­ридж или сразу же пускает в эфир).

Размышляя о перспективах радиовещания, инженеры, исследователи пишут о совершенствовании цифровой технологии, когда компьютер, снабженный звуко­вой картой, цифровым пультом, студийным микрофоном, комплектом дек для мини-и компакт-дисков преобразует аналоговый звук в цифровой и наоборот. При этом существенно возрастает качество звучания.

Эфирное телевидение

Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — пло­щадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой веща­ния. Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень органи­зационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступ­лений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с дру­гими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка — это важный метод организации вещания с целью воздействия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильон­ных или натурных съемках.

Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально глад­кий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пнев­матических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух до пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности пави­льона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «жу­равлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.

Включение камеры происходит в аппаратной. Перед окном, выходящим в па­вильон, — пульт с контрольными мониторами, каждый из которых соединен про­водами с одной из камер. Каждая пара «монитор-камера» пронумерована одинако­вой цифрой. И только у одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изобра­жение сюда поступает не с камеры, а с кинопроектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни цифрой ни буквой «эфирный», или «выходной» монитор (с несколь­ко большим экраном) — на нем можно увидеть именно то изображение, которое в данный момент «выходит в эфир». Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.

Сейчас начнется передача. Камера 1 направлена на заставку «Один на один»; на экране монитора 1 мы видим это изображение. Камера 2 направлена прямо на

Технические средства массовой коммуникации



ведущего-модератора, сидящего за столиком. На мониторе 2 мы видим анфас, его лицо крупным планом. Камера 3 стоит дальше от столика и чуть в стороне от каме­ры 2. Поэтому на мониторе 3 изображение ведущего уже не анфас, а сбоку и сред­ним планом («поясной портрет»). Видим мы еще и двух человек, сидящих рядом с модератором — лидеров политических партий. Тележка с «журавлем» установле­на так, что микрофон висит перед ними — достаточно высоко для того, чтобы не попасть в поле зрения камер 2 и 3, но достаточно низко для того, чтобы можно было говорить, ничуть не повышая голоса.

Экран монитора «К» пуст. Нет изображения и на экране «выходного» монито­ра: ни одна камера еще не «включена в эфир».

Наконец, отданы все необходимые распоряжения: прозвенели звонки, требу­ющие тишины; в павильоне вспыхнуло табло: «микрофон включен». По знаку ре­жиссера, ведущего передачу, его ассистент нажимает на пульте кнопку с цифрой «1». И в тот же миг на экране «выходного» монитора — с камеры 1 появляется за­ставка. Теперь мы видим одно и то же изображение на двух экранах сразу — на экране монитора 1 и экране эфирного, или «выходного». Это же изображение при­няли на своих экранах миллионы телевизоров в стране, потому что передатчик те­лецентра «видит» только то изображение, которое передано на «выходной» мони­тор. Другими словами, сейчас «в эфир вышла» камера 1.

Но вот режиссер дал новый знак, и ассистент нажал вторую кнопку. Автома­тически «от эфира отключилась» камера 1 и одновременно «включилась в эфир» камера 2. На экране «выходного» монитора (и монитора 2) и на экранах всех теле­визоров крупный план ведущего, который предлагает вниманию телезрителей пе­редачу — дискуссию двух политических лидеров, имеющих различные точки зре­ния на решение социальных проблем.

Включена камера 3: на «выходном» мониторе (и на экранах телевизоров) сред­ний план: ведущий и его собеседники Ж и Н. Ведущий представляет их.

Когда называется имя Ж., средний план сменяется его крупным планом: каме­ра 1, подчиняясь оператору, отъехала от заставки, стоящей в другом углу павильо­на, и бесшумно подкатилась к выступающим. Это произошло, пока «в эфире» были камеры 2 и 3. За это время оператор направил объектив камеры 1 на Ж., «взяв» его крупный план. Режиссер увидел на мониторе 1 изображение Ж. за несколько се­кунд до того, как ведущий произнес его имя. И в нужный момент ассистент «вклю­чил в эфир» камеру 1 — после среднего плана, показанного камерой 3.

Камера 2 тем временем направляется на Н. По знаку режиссера на «выход­ном» мониторе появляется крупный план Н. — в тот момент, когда модератор пред­ставляет его.

Голос ведущего звучит «из-за кадра», а видим мы сначала одного, затем друго­го лидера. Собеседники представлены. Ведущий задает им первый вопрос. И снова ассистент режиссера нажимает кнопку, включающую «в эфир» камеру 3, снова на экранах телевизоров — средний план: три человека, сидящие за столом.

После нескольких вопросов и ответов Н. просит показать кинокадры, засня­тые на пленке. Ассистент нажимает соответствующую кнопку, и на мониторе «К» (и на «эфирном» мониторе) появляется новое изображение, получаемое уже не от телевизионной камеры, а от кинопроектора, с пленки, т.е. предварительно зафик-



Глава 11

сированное. Из-за кадра время от времени слышен голос невидимого сейчас Н., комментирующего кинокадры. В результате такого телевизионного монтажа изоб­ражений кадров телезрители видят на экране непрерывный их поток. В данном случае описана прямая («живая») телепередача, идущая в эфир «прямо», т.е. без предварительной фиксации.

Но есть и иная технология — видеомагнитная запись, ведущая по той же схеме монтажа, что и прямая передача, но вместо «выхода в эфир» изображение, подава­емое на «выходной» монитор, фиксируется (записывается) на магнитную ленту. Эта запись перед передачей в эфир, на домашние телевизоры, также может быть подвергнута монтажу (обычно — с целью сокращения объема передачи), но может быть передана и без всяких изменений. Первые шаги в освоении формы телепере­дачи, идущей в эфир не «прямо», т.е. не с телекамер, а с пленки, были сделаны еще в 1951 г., когда возникло производство телефильмов — художественных, публици­стических или научных сообщений, зафиксированных на кинопленке, т.е. с помо­щью кинокамеры, и предназначенных исключительно для показа по телевидению. Но уже в 70-е гг. по мере совершенствования техники записи изображения и звука на ферромагнитной пленке — ВМЗ (видеомагнитная запись) кинотелефильм стал активно вытесняться видеофильмом — сообщением, полученным с помощью теле­камер и зафиксированным видеомагнитофоном.

У создателей телепередачи, съемочной группы свой профессиональный язык, свои термины. Так, кадром называют, с одной стороны, изображение части про­странства, заключенного в раму экрана, видимое в каждый момент, а с другой — часть фильма (телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т.е. за время ее непрерывной работы; а масштаб изображения, содержащегося в кадре, обозначают термином план. Есть дальний план (человек и окружающая его обстановка), об­щий (человек во весь рост), средний (человек до колен), поясной (человек до по­яса), крупный план (голова человека) и макроплан (деталь, например, глаза). Лю­бой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета — это ра­курс: обычный, если угол прямой, и необычный. Расставляя кадры в определенном порядке, выполняют операцию монтажа (фр. montage — «сборка»). Монтаж быва­ет техническим (склеивают куски ленты, снятые раздельно), представляющим часть монтажа конструктивного (когда после соединения кадров между ними возникает смысловая связь); художественным (когда эта связь — кинематографическая), па­раллельным (показывают кадры, изображающие одновременные действия), перекре­стным (частный случай параллельного монтажа, когда одновременность двух или нескольких действий — условие обязательное), ассоциативным (параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних, субъективных связей с целью вызвать у зрителя ассоциацию), внутрикадровым (изменения содержания кадра, крупности изображения, ракурса, получаемые при съемке с движения), между кад­ровым (монтаж изображений, снятых с подвижных и неподвижных точек зрения).

Вот некоторые примеры монтажа из истории кино. Перекрестный монтаж — психическая атака из «Чапаева»: мы видим то строй каппелевцев, идущих в ата­ку, то красных пулеметчиков, готовящихся к бою, то штаб Чапаева, снова белых, стреляющий пулемет, падающих каппелевцев и т.д. Ассоциативный — в фильме «Конец Санкт-Петербурга» кадры атаки и гибели солдат на фронте и ажиотажа

Технические средства массовой коммуникации



спекулянтов на петербургской бирже выражают определенную идею и вызывают ассоциации.

Важно также различать виды съемки движущейся камерой. Если камера, оста­ваясь на месте, лишь поворачивается вверх или вниз, вправо или влево, то мы име­ет дело с панорамированием (при репортаже с футбольного матча, камера, остава­ясь в одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за мячом). Когда угол между оптической осью объектива и плоскостью снимаемого предмета остается неизменным, то такую съемку называют проездом, или тревеллингом (от англ. travelling — «путешествующий», «передвигающийся»): проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг), от земли до крыши дома (вертикальный тре-веллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем, отъезд и наезд (тре­веллинг назад и тревеллинг вперед). Различные сочетания тревеллинга с панора­мированием — это уже траекторная съемка, для осуществления которой применяют­ся операторские краны с выносными стрелами, способные одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие, иногда очень сложные механизмы и приспособления. Камера в течение минуты снимает кадры, двигаясь сна­чала по крыше дома, затем, спускаясь вниз, показывает человека в толпе возле плава­тельного бассейна, потом следует за пловцом, уходя под воду и т.д.

С технической точки зрения в основе телевизионной передачи лежат три фи­зических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы, радиопередача и прием (запись) электрических сигналов, преобразование послед­них в световые импульсы. И все три указанные проблемы решены в России. Пер­вая — профессором Московского университета А. Г. Столетовым, который в 1888-1890 гг. установил закономерности фотоэффекта, вторая преподавателем Крон-штадских минных классов А. С. Поповым, открывшим в 1895 г. беспроволочный телеграф, третья — профессором Санкт-Петербургского технологического инсти­тута Б. Л. Розингом. Уже первые два открытия вдохновили лучшие технические умы на творческие поиски. В 1899 г. российский изобретатель — преподаватель Казанского промышленного училища А. Полумордвинов разработал оптико-меха­ническую систему... цветного телевидения, основанную на теории трехкомпонент-ного цветного зрения (цвета передаются с помощью вращающихся дисков со све­тофильтрами). Систему с одновременной передачей цветов предложил и инженер И. Адамян (1907 г.). Противником механической системы (использовались прово­да, призмы, зеркала, диски и т.п.) стал Б. Л. Розинг. Стремясь преобразовать элек­тромагнитные колебания в световые, он в 1907 г. создан катодную (электронно­лучевую) трубку для воспроизведения движущихся изображений: поток электро­нов (катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует торец трубки, покрытый слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светить­ся. Ученик Розинга В. Зворыкин в 1933 г. завершил в США свои работы по реали­зации электронной системы телевидения. Считается, что электронное многостроч­ное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания — в 1936 г. в США и Великобритании, а 1938 г. во Франции и СССР.

Первая разработка по цветному телевидению была завершена в США в годы Вто­рой мировой войны: на приемной стороне перед кинескопом с большой скоростью вра­щался диск со светофильтрами; при этом изображение получалось слишком мало-



Глава 11

го размера да и принимать его нельзя было на обычном телевизоре. Эти проблемы были устранены только к 1953 г., одна из электронных систем была выбрана в каче­стве стандартной для США. Она известна как НТСЦ (NTSC) по названию Нацио­нального комитета телевизионных систем. А в СССР первые передачи цветного телевидения состоялись в 1952 г. в Ленинграде, и завод имени Козицкого выпус­тил тогда небольшую партию цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диа­метром 18 см и вращающимся трехцветным диском. Работы по созданию системы цветного телевидения по типу НТСЦ велись на кафедре телевидения Ленинград­ского электротехнического университета связи под руководством П. Шмакова и во Всесоюзном НИИ телевидения (В.Крейзер). Вскоре были выявлены недостатки, показавшие нецелесообразность введения в стране системы НТСЦ.

Тем временем французский инженер Анри де Франс создал систему СЕКАМ (Seguence de Couleur Avec Memoir — «поочередность цветов с памятью»), а немец­кий специалист В. Брух — систему ПАЛ (Phase Alternation Line — «перемена фазы по строкам»). СССР, а также ряд европейских, африканских и азиатских стран присоединились к системе СЕКАМ, другая группа государств выбрала ПАЛ. Те­левизионные центры советских городов были оснащены соответствующим обору­дованием, по радиорелейным и спутниковым линиям связи программы цветного телевидения стали подаваться сначала по 6 часов в неделю (1968 г.), затем по 12 (1969 г.), а в 1970 г. — уже по 20 часов в неделю. Но до конца 70-х гг. существование трех различных систем цветного телевещания было причиной возникновения слож­ных проблем. Только потом были созданы телекамеры, приемники и видеомагни­тофоны, способные передавать, принимать и записывать цветное изображение, сформированное по любому из трех стандартов.

Уже давно российские телезрители, как и телезрители во всем мире, смотрят практически все передачи в цвете.

В истории отечественного телевидения самым знаменательным оказался 1967 г. В октябре начали передаваться цветные телепрограммы по системе СЕКАМ, а 7 нояб­ря впервые с Красной площади в Москве состоялась внестудийная (в цвете) пере­дача военного парада и демонстрации с помощью экспериментальной передвиж­ной телевизионной станции цветного телевидения. 24 октября вступила в строй Останкинская общесоюзная радиотелефонная передающая станция, размещенная в уникальной свободностоящей башне из предварительно напряженного монолит­ного железобетона (железобетонный ствол башни заканчивается на высоте 386 мет­ров, а далее его продолжают трубчатые металлические конструкции, на которых раз­мещены антенные сооружения. Все радиотехническое (телевизионное и радийное) оборудование станции расположено внутри ствола башни. Подобное сооружение не имело равных в мировой строительной практике. На башне устроена смотровая площадка и знаменитый трехэтажный ресторан «Седьмое небо» с вращающимся полом. 4 ноября начал работать крупнейший в Европе Общесоюзный телевизион­ный центр, а 2 ноября — сеть наземных станций «Орбита» для приема телевизион­ных передач, которые транслировались через спутник «Молния-1». Аудитория те­левидения увеличилась сразу на 20 миллионов человек. Сегодня «Орбита», а так­же системы «Экран», «Москва» базируются на космических аппаратах «Горизонт», «Экран-М», «Экспресс», позволяют осуществлять вещание программ по пяти вре-

Технические средства массовой коммуникации



менным зонам. Система «Москва-глобальная» передает российские программы почти во все страны мира. В ряде регионов (Европейская части России, Урал, Си­бирь) распространяются программы ТРК «Петербург», НТВ и ТВ-6. На базе спут­никового непосредственного вещания «Галс» с 1996 г. начались передачи четырех программ «НТВ-плюс». В стране к 1997 г. была создана уникальная распредели­тельная сеть: 10 спутников связи, свыше 100 тысяч километров наземных радиоре­лейных линий связи, 12 тысяч телевизионных и 1600 радиовещательных передат­чиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание — доведение теле-и радиопрограмм, формируемых в Москве, до любого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98 % на­селения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94 % — две программы и 36 % — три и более программ. В конце 1999 г. в Останкине была введена в строй уникальная студия (№ 11), площадью тысяча кв. метров, создан сложнейший техни­ческий комплекс. С его помощью НТВ как заказчик создает как камерные програм­мы (участвуют несколько человек), так и передачи развлекательного характера, ток-шоу, публицистические и аналитические программы с участием большой аудитории.

Для телевидения сначала были выделено 12 каналов в метровом диапазоне, но вскоре этот частотный спектр был исчерпан и потребовалось освоение дециметро­вых волн, без чего невозможно увеличение числа передаваемых программ. А тем временем возникло и продолжают возникать немало негосударственных телеком­паний. Предоставить каждой из них канал становится все более сложной задачей. Проблему стали решать с помощью сетей кабельного телевидения и спутниковых систем непосредственного вещания.

И вновь вернемся к разговору о волоконно-оптических линиях связи. До по­следнего времени, чтобы одновременно передать несколько программ телевидения (а попутно и огромный поток телефонных сообщений), использовали в основном коаксиальные, радиорелейные и спутниковые линия связи. Теснота в эфире, поме­хи, необходимость через каждые пять километров коаксиального кабеля организо­вывать регенерационные участки потребовали создания новой системы передачи информации. Так родились линии, в которых световые, кварцевые (кстати, деше­вые) жилы заменили медные, и электрокабель уступил место световоду. Волокон­но-оптическая система связи органично вписывается в систему мультимедиа — объединение компьютером в едином комплексе зрительной и звуковой информа­ции, что позволяет обеспечивать диалоговый (интерактивный) режим работы, при этом оптический диск CD-ROM способен хранить объем информации, эквивален­тный 50 томам формата Энциклопедии. В начале 90-х гг. появился телевизор, при­нимающий цифровой сигнал, что стирает грань между компьютером и телевизо­ром. А с 1994 г. фирма «Coni» уже выпускает телекомпъютер «Telemac».

Кабельное телевидение

Неустойчивое получение телевизионных сигналов в отдаленных районах, а в городах — в «тени» больших зданий натолкнуло в начале 50-х гг. XX в. на мысль распространять эти сигналы по кабелю. На самом высоком месте устанавливалась эффективная антенна, на нее принимались сигналы из эфира и распространялись



Глава 11

по кабелю на целый дом или группу домов. Качество трансляции резко улучши­лось, кроме того, появилась возможность принимать большое количество программ.

В конце 60-х годов стали использовать как ретрансляторы большого радиуса действия космические спутники. Первые годы спутниковая связь стала вытеснять кабель: параболическая антенна на крыше позволяла принимать на телеприемни­ки сигналы с орбитальных спутников связи. Однако высокая цена антенны и зави­симость от погоды привели к победе кабеля. Но метод передачи сигнала стал иной: сочетание лазера и сверхтонких селиконовых волокон, способных служить свето­водами (один грамм световода заменил десть килограммов меди).

Кабельное телевидение большое распространение получило в Европе. В США, где практически отсутствует государственное телевещание и где сильны общена­циональные частные сети Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, более половины семей яв­ляются абонентами кабельного телевидения. Примером успеха кабельного ТВ слу­жит транснациональная телекомпания Тэда Тернера Си-эн-эн, чья популярная программа круглосуточно передается по волоконно-оптическим линиям и через спутники во многие уголки Земли.

В Петербурге программы студий кабельного телевидения верстаются следую­щим образом: диктор открывает программу, объявляет все материалы программы, читает городские и районные новости, объявляет мультфильм или фильм для де­тей, затем идет обычно идет один или несколько собственно студийных или про­блемных материалов других студий, музыкальная программа, видеофильм. Затем диктор прощается, и программа закончена.

Достоинства кабельного ТВ — не только в устойчивости и высоком качестве телеприёма, но и в своеобразной обратной связи со зрителем. За счет многоканаль­ное™ можно делать программы, рассчитанные на ограниченную категорию зрите­лей: преподаватель может отвечать на вопросы зрителей, канал для домохозяек, бизнесменов, спортивный канал и т.д. Хотя на Западе кабельные студии сами про­граммы не делают (дорого, невыгодно) и предпочитают покупать их у коммерчес­ких телесетей, особенно после изобретения видеокассет и видеомагнитофонов.

Многоканальность кабельного телевидения дает зрителю практически неограни­ченную возможность выбора, что весьма важно в условиях жесткой конкуренции СМИ.

Спутниковое телевидение

В 1962 году запущенный в США коммуникационный спутник позволил на­чать прямые телетрансляции между Америкой и Европой. Для приема передач тре­бовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. К тому же они были ненадежны. Вскоре было изобретено компактное приемное устройство, но оно нуждалось в усовершенствовании. И только в середине 1980-х гг. начинается пе­риод массового распространения глобального спутникового телевещания: появи­лись недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболичес­кими антеннами — «тарелками». Компания Тэда Тернера CNN, транслировавшая по кабельным сетям спутниковые передачи, из убыточной стала прибыльной служ­бой новостей, стала вещать круглосуточно и существенно расширила зону приема: в 1997 г. передачи CNN смотрели 170 млн семей в 210 странах мира [5].

Технические средства массовой коммуникации



С ноября 1996 года в России стало вещать «НТВ плюс» — первое спутниковое телевидение (пять каналов). В 1998 г. с мыса Канаверал в США был выведен на орбиту спутник «Бонум-1 / Мост-1», который обеспечил трансляцию уже 18 теле­каналов. Затем холдингом «Медиа-Мост» были закуплены еще три спутника сто­имостью в десятки миллионов долларов. В России, однако, спутниковое телевиде­ние пока не стало привычным. А в дальнем, да и в ближнем Зарубежье оно оказа­лось модным и популярным. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королева. Си­стема «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», да­ющий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое ко­дирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват — 10 млн жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. — расширение зоны охвата до 45 млн телезрителей; в 1999 г. охват 70 % территории Российской Федерации и СНГ. А в 2000 г. началась полномасштабная реализация системы распростране­ния, включая территории стран Балтии, Центрально и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.) [6]. Города Европы букваль­но увешаны приемными спутниковыми антеннами.

С1990 года наземная сеть телевидения сократилась, есть прогноз, что к 2010 г. принимать наземное вещание будет всего 8 % телевизоров. Однако на орбите не хватает места для размещения новых спутников из-за возможных помех между спутниковыми сетями. Дефицит каналов, а также необходимость использования антенны, отсутствие мобильного приема, ограниченность в трансляции программ — все это побуждает искать иные способы телевещания. Самым эффективным из них является цифровое телевидение, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр может быть использован более эффективно благодаря примене­нию метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телеви­зионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.

Некоторые страны заявили о намерении полностью отказаться от аналогового телевидения; так, в Германии переход к цифровому вещанию намечен на 2008-2010 гг. Одна из первых цифровых телевизионных передач состоялась здесь 26 июня 1996 г. на гоночной трассе — в тот день шла прямая трансляция с мировых автого­нок «Формулы 1» в цифровом формате.

Наши рекомендации