Вопрос 8. Поэтический реализм в европейском кино 30-50-х годов. Изменение эстетики. Стилевые особенности поэтического реализма(Р.Клер, М.Карне и др.)
Стремление французских кинорежиссеров при обилии диалогов сохранить кинематографическую выразительность натурных сцен и актерского исполнения. Один из основоположников поэтического реализма Жан Виго. Стиль и мировоззрение его фильмов «По поводу Ниццы» (1929), «Ноль за поведение» (1933), «Аталанта» (1934). Новаторство фильмов Жана Ренуара. Соединение жизненного правдоподобия с поэтическим восприятием мира. Обращение к традициям классической литературы. «Мадам Бовари» (1934), «На дне» (1936). Антимилитаристские и антибуржуазные мотивы фильма «Великая иллюзия» (1937). Психологическая и социальная точность в обрисовке характеров, сила реалистического проникновения в жизнь. Демократичность и гуманизм творчества Ж. Ренуара.
Марсель Карне (1906-1996) — французский кинорежиссёр. Среди картин, созданных в сотрудничестве с поэтом-сюрреалистом Превером, такие крупные фильмы, как «Набережная туманов» (1938) с участием Жана Габена, Мишель Морган, Мишеля Симона и «День начинается» (1939), воплотившей свойственные предвоенной Франции чувства пессимизма и даже фатализма. Ранние фильмы Карне, наряду с фильмами Ж. Гремийона, Ж. Дювивье и Ж.Ренуара сделали «звездой» Габена. Карне часто снимал Арлетти, Жюля Берри, Пьера Брассёра. Во время Второй мировой войны Карне оказался в оккупированной немцами Франции, где мог снимать только костюмные драмы на исторические темы. Работая в узких рамках немецкой цензуры, Карне создаёт фильм «Вечерние посетители» (1942), с виду невинную средневековую сказку о двух влюблённых, противостоящих воле дьявола. Однако публика воспринимает этот фильм как зашифрованный призыв к сопротивлению оккупационному режиму. Самым крупным шедевром Карне считается картина о корифеях французской сцены «Дети райка» (1945) – «лучший французский фильм столетия». Некоторые критики усматривают и в этом фильме аллегорию Французского сопротивления. Сразу после войны воодушевлённые успехом Карне и Превер снимают картину, которая становится на тот момент самой дорогой в истории французского кино — «Врата ночи» (1946). Однако фильм подвергся жестокой критике и принёс мизерные сборы, что стало причиной распада творческого союза Превера и Карне.
Рене Клер (1898-1981) — отличительные черты его картин — лиризм и глубокое понимание человеческой психологии в сочетании с юмором на грани буффонады и сатирическим взглядом на общество. Отстаивал независимость французского кинематографа от Голливуда. В 1923 г. снимает свой первый фильм — эксцентрическую комедию с фантастическим сюжетом с элементами сатиры «Париж уснул». В к/ф «Антракт» (1924) сюжет отсутствует, кадры связаны ассоциативно, а происходящее на экране производит впечатление сна. В дальнейшем не возвращался к фильмам, подобным «Антракту», сняв лирические комедии «Призрак Мулен-Ружа» (1925) «Воображаемое путешествие» (1925), «2 робких» (1928). Почти во всех своих фильмах Клер снимает актёра Альбера Прежана. Наибольший успех имела комедия положений «Соломенная шляпка» (1927). Наряду с комедиями, пробовал снимать и драму — «Добыча ветра» (1926). Наступление эры звукового кино привело Клера к мысли об использования звука и изображения в качестве взаимодополняющих линий. Своё видение звукового кино он воплотил в комедии «Под крышами Парижа» (1930), считающейся первым европейским музыкальным фильмом. Не менее успешны были комедии «Миллион» (1931) и «Свободу нам!» (1932). В 1934 г. снял антифашистский фильм «Последний миллиардер», запрет которого побудил Клера перебраться в США: фильм «Привидение едет на запад» (1936) был тепло принят, в отличие от следующих. После войны вернулся во Францию, где снял «Молчание — золото» (1949) и историческую комедию «Большие манёвры» (1955). Подобно Карне, не принял эстетику «новой волны», продолжая ориентироваться на массового зрителя, и не мог принять элитарное искусство, не доступное большинству.
Вопрос 9. Кинематограф и телевидение Германии 30-40 годов ХХ века.
1930-е гг - переломная эпоха для кино Германии. Еще в 1925 в Германии был изобретен "Мувитон" системы "Три-Эргон": технология, позволяющая передавать фотографию звука на пленке. Однако, компания "Фокс" приобрела патент на эту технологию и на несколько лет заморозила его, чтобы избежать конкуренции немым фильмам. Первый звуковой фильм в Германии вышел только в 1930 г. - "Голубой ангел" Д. Штернберга с Марлен Дитрих в главной роли.
Германские кинематографисты, обладавшие на тот момент передовой техникой, огромными павильонами и квалифицированными мастерами, активно включились в производство звуковых фильмов. Практически исчерпав творческие возможности экспрессионизма, романтизма и реалистической школы "Камершпиле", компания-монополист УФА сделала ставку на музыкальные фильмы, используя музыку Кальмана, Штраусса, Легара. В 1931 Пабст снимает "Трехгрошовую оперу" на музыку Вейля. В то же время свой первый звуковой фильм "М" снимает Фриц Ланг. К 1932 г. в стране открыто свыше 3800 кинотеатров, показывающих звуковое кино. С приходом к власти национал-социалистов свыше 1500 кинодеятелей эмигрировали из страны (Ланг, Дитрих, Петер Лорре, Эрих Поммер, Элизабет Бергнер и др).
К производству разрешались только фильмы, казавшиеся властям неопасными. Все картины, выходившие в период конца 1930 — начала 1940 гг, можно условно разделить по следующим категориям: это были прежде всего фильмы развлекательного характера (фильмы с Марикой Рёкк: "Карусель", "Танец с кайзером", "Девушка моей мечты"), а также пропагандистские фильмы ("Еврей Зюсс", "Вечный жид" 1940, фильмы о Фридрихе Великом). В целом фильмы, выходившие в это время, пропагандировали прежде всего принципы «избранности немецкого народа» и «главенства фюрера». Лени Рифеншталь в своих документальных лентах о съездах национал-социалистической партии Германии и проходившей в Берлине Олимпиады показала высочайший уровень владения техникой киносъёмки, создав такие наполненные эстетикой тоталитаризма картины, как «Триумф воли» и «Олимпия».
В 1934 году гос-во ввело предварительную цензуру фильмов, в середине 1936 г. был введён закон об отнесении к компетенции министерства пропаганды Германии полномочий по выдаче разрешений на прокат иностранных фильмов. Фактически на выпуск иностранных фильмов был наложен запрет, с 1937 г. киноиндустрия перешла под госконтроль. Производство развлекательного кино было провозглашено в качестве одной из целей гос-ва, вкладывавшего значительные суммы в развитие кинопромышленности, было налажено производство цветных фильмов. После падения режима Гитлера на экраны вернулось зарубежное кино, доля немецких фильмов 40 %. Главный жанр - "Руинное кино" (док. взгляд на послевоенную Германию). 1-й послевоенный фильм - "Убийцы среди нас" В. Штраудте (1946).
ТВ! 1930 – 1-я передача по электронной системе со стандартом 100 строк Манфреда фон Арденне. Появились 1-е телевизоры с электронным кинескопом. 1933 – начало показа Имперским радиообществом экспериментальных программ со стандартом развертки 180 строк. Прямые трансляции принимались на большой экран в зале берлинского телецентра. Нацисты первыми в мире поняли уникальность возможностей телевидения для пропаганды. 1935 – передачи берлинского телецентра становятся регулярными (трижды в неделю). В берлинском музее почты появился 1-й телесалон на 30 чел. с 2 телевизорами, а осенью – телетеатр с проектором на 300 чел. 1936 – берлинский телецентр показывает передачи каждый вечер по 2 часа. Август 1936 – во время Олимпиады в Берлине объем прямых трансляций возрос до 7-8 часов в сутки. В 25 пунктах Берлина работали просмотровые залы. Позднее была налажена связь с Гамбургом, Лейпцигом, Нюрнбергом, Мюнхеном и Кельном. 1937 – четкость изображения подняли до 441 строки. Появилась аппаратура, позволявшая передавать цветное изображение. Были попытки выпустить телевизор со стандартом 1029 строк, но он оказался слишком дорог, чтобы найти широкое распространение. 1939 – в продажу поступили телевизоры с экраном 19,5 на 22,5 см. С началом войны их производство свернули. 26.11.1943г. – прекращение телепередач: в здание берлинского телецентра попала бомба. Создание общественно-правового вещания. 1948 – на съезде инженеров в сфере телевидения решено принять европейский стандарт — 625 строк.