Развитие игровой деятельности
I. Обыгрывание игрушек.Продолжайте обыгрывать вместе с ребенком разные игрушки. Например, нагружайте в машину кубики, перевозите их в другую часть комнаты, разгружайте, стройте дорогу. По построенной дороге возите на машине кукол, мишек, матрешек, заек и т. д. По краям дороги расставьте деревянные деревья, елочки, грибки — пусть игрушки гуляют в лесу. Игру сопровождайте речью, побуждая к этому и ребенка, например: авто (машина) едет; кукла едет (на машине); зайка едет (на машине); дорога; мишка идет, гуляет; кукла идет, гуляет и т. д.
На улице ребенок грузит в машину песок и перевозит в другое место, чтобы что-нибудь из него строить.
Обыгрывание куклы. Вместе с ребенком: катайте куклу в машине, коляске; кормите ее ложечкой с тарелки или блюдца, из чашки; поите куклу из чашки; укладывайте ее спать; учите аккуратно раз девать куклу и складывать ее одежду; учите одевать куклу в определенной последовательности; умывайте, купайте, причесывайте куклу; учите куклу ходить и т. д.
Делайте для маленькой куклы разные постройки из кубиков, обыгрывайте с ребенком эти постройки. Например, водите куклу по выложенной из кубиков дороге к выстроенному из 3—4 кубиков домику. Вместе сделайте возле дома из кубиков скамейку, на которой кукла может сидеть и отдыхать, и т. д.
Таким же образом следует обыгрывать и другие игрушки: матрешку, мишку, зайку и т. д.
II. Обучение игровым действиям.
1. Вместе с ребенком производите различные игровые действия с игрушками.
2. Учите ребенка производить игровое действие по вашему слову (сначала по табличке, потом — по устному слову). Например, по просьбе покорми куклу ребенок должен научиться сам найти все, что нужно для выполнения этого действия, и выполнять его. Учите выполнять такие действия: покатай куклу, покорми куклу, дай кукле пить, положи куклу спать, раздень куклу, одень куклу ,умой куклу, вымой кукле руки, лицо, ноги, причеши куклу и т. д.
3. На основании совместной игры расширяйте опыт ребенка и формируйте представление о временной взаимосвязанности действий, побуждайте его производить цепочку действий: помыть кукле руки, потом покормить ее, потом положить ее спать; одеть куклу, поводить по комнате, потом покатать на машине и т. д.
4. Учите ребенка выполнять одни и те же действия с разными предметами: кормить куклу, матрешку, мишку, зайку, маленькую куклу и т. д.
5. Учите ребенка передавать действия, изображенные на картинках с помощью игрушек (простые картинки с изображением одного действия).
6. Постепенно переходите к драматизации с помощью игрушек сюжетовкартинок (разыгрывайте все, что изображено на сюжетных картинках) с доступным ребенку содержанием, в доступной форме. И процессе игры называйте игрушки и действия, которые с ними производятся.
7. Учите ребенка играть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поезд»,«Шоферы». Для участия в этих играх привлекайте других детей,взрослых.
Используйте словарь, уже усвоенный в общении и на занятиях; вводите новые слова и фразы, необходимые по ходу игр, в соответствии с речевыми возможностями вашего ребенка.
ЧАСТЬ II
Предыдущий период занятий с ребенком подготовил вас к работе с более компактным материалом, поэтому содержание каждого из следующих трех заданий (9, 10, 11) раскрывает объем требований программы к одномугоду обучения — третьему, четвертому и пятому соответственно. Объем этих заданий значительно превышает объем всех предыдущих.
Выполнение каждого задания рассчитано на целый учебный (9 мес.) или календарный (12 мес.) год. Началом работы считается тот момент,когда вы приступаетек выполнению задания (а не 1 сентября): это может быть и декабрь, и апрель, и июль и т. д.
Прежде чем приступить к выполнению очередного задания, прочитайте его целиком. Внимательно вчитывайтесь в текст того раздела задания, из которого будете брать материал для занятия. Проигрывайте некоторые ситуации сами еще до того,как предложите их ребенку.
При возникновении вопросов или трудностей в работе с ребенком обязательно пишите нам, в журнал «В едином строю». Если захотите внести в процесс обучения что-то свое, не делайте этот, не посоветовавшись с нами. Не прибегайте ни к помощи сурдопедагога, ни к помощи логопеда, которые не владеют нашей методикой, т. е. не проходили у нас стажировку.
ЗАДАНИЕ 9. (РЕБЕНОК ПОСТОЯННО НОСИТ СЛУХОВОЙ АППАРАТ.)
Воспитание гигиенических навыков, культуры поведения, самостоятельности, трудолюбия
На данном этапе у детей воспитывается большая по сравнению с предыдущим периодом жизни самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок).
1. Продолжайте учить ребенка замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или с помощью взрослого; беречь одежду и обувь; не мочить и не пачкать ее при умывании и еде, складывать и вешать на место.
2. Приучайте ребенка тщательно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования горшком; после еды полоскать рот, на ночь чистить зубы; уметь пользоваться расческой. Самостоятельно, без напоминаний и своевременно пользоваться носовым платком, туалетной бумагой. При кашле, чихании отворачиваться, закрывать рот платком (или рукой).
3. Продолжайте учить ребенка есть самостоятельно: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать; правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой. Выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить.
4. Приучайте ребенка самостоятельно застилать постель.
5. Учите малыша быть приветливым, здороваться, прощаться, называтьвзрослых и детей по имени, оказывать услуги и взрослым, и детям, быть заботливым по отношению к братьям и сестрам, к другим детям, особенно маленьким, стремиться сделать что-то приятное для других.
Помните, что эти качества личности формируются не по инструкции, не по указаниям типа будь добрым!, улыбнись!, а прежде всегопо подражанию поведению окружающих близких людей. Если ни сами неприветливы, хмуры, невежливы, то ваш ребенок никогда самне будет вести себя так, как это необходимо для нормальной жизни в обществе. Следите за собой, и если до сих пор вы не задумывались о том, как выглядите со стороны, общаясь с людьми, то теперь это необходимо. Ведь прежде чем ваш ребенок начнет проявлять в своем поведении указанные выше качества, он должен впитать их из вашего поведения. Так, входя в квартиру к родственникам или знакомым (или встречая их на улице), вы медленно поднимаете руку (медленно — чтобы малыш обратил на нее внимание и следил и движением) и помахиваете ею в воздухе (знак приветствия) или протягиваете ее хозяйке (хозяину), улыбаетесь (одновременно незаметно следя за тем, видит ли все это ребенок) и говорите: «Привет, тети Валя!», или: «Тетя Валя, добрый день!», или: «Здравствуй, дядя Сережа!» Если хозяйка дома протянет руку для приветствия малышу, не кидайтесь сразу к нему на помощь. Подождите, посмотрите, что он будет делать, и если он сам будет бездействовать, наклонитесь или присядьте рядом с ним, поднимите его ручку для приветствия или вложите ее в руку хозяйки, при этом улыбайтесь хозяйке (так, чтобы малыш это видел) и говорите: «Привет, тетя Валя! Привет! Привет!» (или: «Добрый день, тетя Валя! Добрый день!», «Привет, дядя Сережа!» и т. п.).
Если ребенок уже может хорошо произносить слово здравствуйте, пусть он пользуется этим приветствием. Но спешить с использованием слова здравствуйте не нужно, так как оно трудно для произнесения, и если рано вводить его в речь, то потом не один год уходит на то, чтобы исправлять дефекты его произнесения. Лучше пользоваться универсальным приветствием добрый день, не приспосабливая его к времени суток.
Не следуетна данном этапеучить детей по-разному здороватьсяутром (доброе утро), днем (добрый день) и вечером (добрый вечер). Дети еще плохо ориентируются во временных отношениях, плохо различают сами эти части суток, поэтому вместо приветствия они сначала должны думать, что же сейчас за время суток; решить сами этого они еще не могут, и в результате взрослый подсказывает, что нужно сказать. Таким образом, от приветствия ничего не остается. Встречая гостей у себя дома, ведите себя так же.
Постепенно ребенок присвоит эту форму поведения и будет самостоятельно приветливо здороваться не только с родственниками и знакомыми, но и с незнакомыми людьми, входя в незнакомое помещение.
Не следует заставлятьребенка здороваться (поздоровайся, скажи: добрый день) да еще теребить при этом его губы, чтобы он заговорил! Если вы это делаете, значит, ребенок сам не оцениваетситуацию («не читает ситуацию»), а нуждается в подсказке. А ведь ситуация очень простая и понятная. Такое поведение ребенка свидетельствует о ваших просчетах в воспитании, о лишении его возможности самостоятельно мыслить. Подумайте: если ребенок не может самостоятельно выбрать нужную форму поведения в такой простои ситуации, то, как он будет решать более сложные задачи — которые содержатся в наших заданиях, и те, главные, которые ни каждом шагу готовит ему жизнь?! Поэтому не проходите мимо таких «мелочей» — они имеют далеко идущие последствия.
6. Важной задачей является воспитание трудовых навыков и привычки к трудовому усилию. Сначала с помощью взрослою, а затем самостоятельно ребенок должен поддерживать порядок и своем игровом уголке, должен принимать участие в уборке комнаты протирать влажной тряпкой стулья, кубики (и другой строительный
материал), мыть игрушки, стирать кукольную одежду, протирать крупные листья растений, помогать взрослым при починке книг. Ребенок должен знать, где и в каком порядке хранятся игрушки и игры, и теперь уже самостоятельно убирать их после игры наместо.
7. Продолжайте привлекать ребенка к сервировке стола и уборке посуды после еды, давая ему более сложные поручения.
8. Вместе с вами ребенок осенью сгребает опавшие листья, собирает овощи; зимой расчищает дорожки, принимает участие и устройстве горки; весной при вскапывании взрослыми огорода
(цветника) очищает землю от камней, палок; летом систематически поливает клумбы, грядки, рыхлит землю.
Словарь, которым овладевают дети в описанных видах деятельности, дополняет тот, который предлагался в предыдущих заданиях Требования, изложенные в данном разделе программы, рассчитаны примерно на учебный год (9—12 месяцев), поэтому и указанным ниже словарем дети овладевают примерно в течение одного учебного года.
Весь словарь раздела программы предыдущих лет и данною года обучения ребенок должен понимать в устной и письменном формах и к концу учебного года употреблять в собственной речи самостоятельно или с помощью чтения. Понимание и использование словаря должно осуществляться в любой ситуации, а не только в той, в которой то или иное слово (словосочетание, фраза) использовалось первоначально.
Приводим примерный словарь, связанный с разными видами деятельности ребенка, описанными в данном разделе программы: пижама, тапки, подушка, одеяло, простыня, ковёр, тряпка, поднос, игрушки, место; мокрый (мокрая, мокрое, мокрые — далее для краткости будет приведена только одна форма прилагательного (Все прилагательные даются ребенку по ситуации в формах трех родов — мужского, женского и среднего, а также в форме единственного и множественного числа), сухой; кашляет, чихает, отвернись, съел(а) (Все глаголы прошедшего времени даются в зависимости от ситуации и в форме мужского, и в форме женского рода), выпил, подул, снял, стирай (Все глаголы повелительного наклонения даются в формах единственного и множественного числа); лист(ья), земля, лейка, копай, копает, полей, поливает, поливай, гулял, гуляет; молодец, умница, пусти, прости, жди (подожди); застели постель; поменяй воду в аквариуме; покорми рыб(ок), птиц (птичек); полей цветы (грядку); вытри нос платком, вытри рот салфеткой; закрой рот платком (при кашле, чихании); собери листья, убери снег, копай землю; не мешай, добрый день, до свидания и т. д.
Все члены семьи должны выражать заинтересованность в том, ЧТОделает или делал ребенок, и этот интерес (а не формальные вопросы)будет стимулировать у него желание рассказывать не ТОЛЬКОо своей деятельности, но и о том, что делают другие члены семьи,например: бабуля, папа копает землю; мама, посмотри: рыбки едят корм!; рыбки плавают быстро; папа, дай, пожалуйста (Слово произносится как «пажалуста»), лейку — я буду поливать грядку и т. п.
Физическое воспитание
1. Продолжайте совершенствовать умения детей при выполнении тех упражнений, которые предлагались в предыдущих заданиях.
2. Привлекайте к выполнению физических упражнений других детей — в этом случае ребенку заниматься значительно интереснее и физическая нагрузка оказывается больше, так как увеличивается время на выполнение каждого упражнения: ребенок действует и в группе детей, и индивидуально. В групповых занятиях ваш ребенок сможет приобрести больше необходимых умений и навыков. В связи с этим рекомендуем вам и групповые занятия (когда это оказывается возможным), и занятия только с вашим ребенком.
3. Учите детей строитьсяс вашей помощью и самостоятельно и шеренгу вдоль каната (шнура); в шеренгу; в колонну по одному; и круг с помощью взрослого.
4. Учите группу детей ходитьза взрослым и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: группой к противоположной стене, вдоль каната (шнура, веревки), положенного по кругу; друг за другом по кругу; с остановками по окончании звучания барабана; парами, взявшись за руки; на носках, на пятках; с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс).
5. То же самое, но бегом.
6. Продолжайте учить вашего ребенка и других детей прыгать, подпрыгивать на носках с небольшим продвижением вперед (сообразуясь с собственными силами, ребенок может пропрыгать 1,5-2 м); перепрыгивать через положенную на пол веревку; спрыгивая со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку взрослого (выс. 20—25 см).
7. Продолжайте учить вашего ребенка ползанию, лазанью, перелезанию. Эти упражнения выполняются по звуковому сигналу ползать парами по ковровой дорожке; с подползанием под веревку, натянутую над полом (вые. 25—20 см); по скамейке; по наклонном доске (высота приподнятого края 25—30 см); лазать по гимнастической стенке произвольным способом.
8. Учите ребенка (индивидуально и в группе детей) выполнять следующие упражнения без предметов (упражнения выполняются вместе с вами):
одновременное движение рук вверх — в стороны — на пояс к плечам — за спину — вниз;
размахивания скрещенными руками вверху над головой и внизу перед собой;
повороты туловища в стороны, руки на поясе;
приседания со свободным опусканием рук вниз, с постукиванием ладонями об пол, с выпрямлением рук вверх, поворачивая кисти,
подпрыгивания на двух ногах на месте, с поворотом;
подпрыгивания с продвижением вперед;
движения кистями — покручивания, помахивания, хлопки, сжимание и разжимание и др.;
то же с изменением положения рук.
9. Учите ребенка выполнять упражнения с предметами — флажками, мячами. Эти упражнения выполняются по показу вместе со взрослым, лучше — с группой детей.
С флажками:
одновременные движения рук вперед — вверх — в стороны — вниз;
широкие скрестные размахивания над головой;
широкие скрестные размахивания внизу перед собой;
движения вперед — назад;
приседания с опусканием флажков на пол;
помахивание флажками движениями кистей в положении рук вперед — в стороны — вверх;
ходьба детей друг за другом с флажками перед собой в согнутых руках, с поднятыми вверх флажками, с размахиваниями внизу.
С мячами:
передача мяча друг другу по ряду, сидя на стульях;
катание мяча друг другу, сидя парами на полу;
броски мяча от ребенка взрослому и обратно при условии, что он сидит, а взрослый стоит;
ударив мяч об пол, ловить его, сидя на полу с широко разведенными ногами;
бросание маленького мяча в корзинку, стоящую на расстоянии до 50 см;
бег за мячом, брошенным взрослым, и бросок его в корзину;
броски маленького мяча вдаль и бег за ним;
подбрасывание и ловля мяча ладонями сидя.
10. Продолжайте учить ребенка выполнять упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки. Эти упражнения выполняются по показу и с помощью взрослого:
подтягивание на руках по скамейке, лежа на животе; подтягивание на руках по наклонной доске, лежа на животе (выс. 20—25 см);
катание мяча взрослому, лежа на животе;
катание мяча к стене, лежа на животе;
катание мяча детьми друг другу, лежа на животе;
сидя катание каната (скалки) стопами;
ходьба боком приставными шагами по гимнастической палке;
ходьба боком приставными шагами по канату за взрослым;
топтание на канате.
11. Продолжайте развивать у ребенка равновесие. Упражнения выполняются по показу и с вашей помощью:
ходьба вдоль каната, положенного «змейкой»;
ходьба по доске (шир. 20—25 см);
ходьба детей друг за другом на носках и на пятках с изменением положения рук (вверх, на пояс);
движения головой (повороты вправо — влево, наклоны вперед — назад);
ходьба с перешагиванием через 5—6 кубиков строителя (высота 6 - 7 см);
кружение на месте переступанием.
12. Продолжайте развивать мелкую моторику ребенка — учите его подражать мелким движениям пальцев: соединение всех пальцев с большим поочередно; поочередное выбрасывание пальцев из кулака до раскрытия ладони; выбрасывание по два пальца — указательного и среднего, безымянного и мизинца и т. п.
Словарь, которым овладевает ребенок в данном виде деятельности, дополняет тот, который предлагался в предыдущих заданиях. Весь этот словарь он должен понимать в письменной и устной формах: палка, доска, канат (шнур), верёвка, скамейка; бросай мяч, лови мяч, принеси, принеси мяч; станьте в круг; ползи, топай, подтягивайся; спрыгни, прыгай на носках; иди на носках, иди на пятках; носки (часть стопы), пятки; руки в стороны, руки ввеpx, руки вниз; делай как я; будешь (будете, будем) бегать (играть в мяч, ползать...).
Для того чтобы данный словарь скорее вошел в активную речь вашего ребенка, нужно регулярно предлагать ему выступать в роли «учителя», т. е. давать поручения (задания) другим детям и нам. Самостоятельно делать ребенок этого еще не может, и тут на помощь ему приходят таблички. Пока малыш читает глобально, он выбирает ту или иную табличку из 5—6 (а может быть, и более предложенных вами, показывает ее вам (или другим детям) и произносит слово или фразу так, как может (это может быть даже один звук). В дальнейшем, по мере овладения аналитическим (настоящим) чтением, ребенок прочитывает поручение, а другие его выполняют. Позже, прочитав табличку, он старается самостоятельно воспроизвести прочитанное; начинать это нужно с самых простых слов-поручений.
Таким образом, происходит переход части словаря, а затем и всего словаря из категории понимаемого в категорию употребляемого, от использования помощи — к самостоятельному пользованию этим словарем; от употребления словаря в узкой ситуации физических упражнений — к пониманию его и пользованию им в любой жизненной ситуации.
Старайтесь организовывать коллективные подвижные игры на улице, используя для этого различные книги по физическому воспитанию слышащих дошкольников.