Теперь разъясняем что такое шафаа более подробно.
Основа заблуждения многобожников заключается в чем? В том, что они считают, что заступничество во власти заступающихся. То есть ошибка их в чем, основа их заблуждения в чем, в том, что они считают, что эти объекты поклонения могут заступаться перед Аллахом, даже если Аллах им не разрешит. То есть даже если Аллах не хочет принимать их заступничество они могут прямо на прямую идти и без всякого разрешения начинают заступться. То есть они опять провели аналогию с правителями этого мира.
Допустим человек начальник милиции. Его друг, его родственник или сосед, например, заступается за какого-либо человека перед ним. Он приходит и говорит такой-то такой, он ведь не спрашивает разрешения у него, можно ли я за такого-то заступлюсь. Нет, сразу приходит и начинает заступаться. А вот с Всевышним Аллахом не так.
Это основа заблуждения многобожников. То, что они подумали, что их божетсва так как они являются друзьями Аллаха, могут в любой момент пойти и заступаться за них перед Аллахом. Даже, если Всевышний Аллах не дал на это разрешение. Это основа их заблуждения.
Поэтому Всевышний Аллах в къуране сказал: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком».(Сура 39 Толпы аят 44)
Как понять этот аят? То есть никто не может заступиться перед Аллахом, кроме как после того, как он позволит. Поэтому мы говорим то, что у заступничества есть столпы и есть условия (шурут), которые если они не выполняются, заступничество не принесет пользы.
Первое из этих условий, это то, чтобы Всевышний разрешил заступаться этому человеку за кого-либо или этому объекту за кого-либо.
То есть если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, захочет заступиться за кого-то в судный день, может ли он прямо пойти и заступаться? Нет, он сначала должен добиться того, чтобы Всевышний разрешил ему заступаться.
Поэтому Всевышний сказал: «В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен.».(Сура 20 «Та Ха», аят 109).
То есть, во-первых, Всевышний должен быть доволен самим заступником.
Аллах говорит: «Кто тот, который может заступаться за кого-либо перед Аллахом, кроме как с разрешения Аллаха» (Аль-Бакара 2:255).
Отрывок из аята аль-курси.
Приведем три хадиса, которые ясно и четко раскроют суть.
Вопрос к вам. Ибрагим, мир ему, праведник или не праведник? Он пророк и посланник Аллаха. Боле того его Всевышний Аллах взял своим любимцем. А кто такой любимец? То есть из всех творений, которые были и есть до сегодняшнего дня и будут до судного дня, Всевышний Аллах избрал двоих своими любимцами. Это Ибрахим, мир ему, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Два человека, всего-лишь два творения на земле являются любимцами, на земле и на небесах. Даже Джибриль, мир ему, не описан таким качеством. Поэтому некоторые ученые передают единогласное мнение ученых в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является лучшим творением Аллаха абсолютно, даже лучше Джибриля, даже лучше трона и т.д. А вторым лучшим творением после Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, является пророк Ибрахим, мир ему.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Ибрахим встретит своего отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет (от скорби), и скажет ему: “Не говорил ли я тебе, чтобы ты не противоречил мне?” Его отец скажет: “Сегодня я подчинюсь тебе!” Тогда Ибрахим воскликнет: “О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот День, когда (рабы Твои) будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!” − а Аллах Всевышний скажет: “Поистине, Я сделал рай запретным для неверных!” А потом (ему) будет сказано: “О Ибрахим, что это у тебя под ногами?” И когда он посмотрит (туда), то увидит забрызганную кровью гиену, которую схватят за ноги и бросят в огонь”». аль-Бухари 3350. см. "Мухтасар Сахих аль-Бухари" 1344
Из этого хадиса, что ты берешь. То, что Всевышний Аллах не позволит заступаться даже пророку Ибрахиму за своего отца.
Второй хадис От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Посланник Аллаха мир ему, сказал: "Я попросил моего Господа разрешения молиться о прощении за мою мать, но Он мне не разрешил, я попросил у него разрешения посетить ее могилу, и Он дал мне разрешение". См. Сахих Муслим, 976.
То есть Всевышний Аллах не разрешил ему просить прощения за свою мать.
Потом говорит: «Я попросил у Него разрешения посещать ее могилу и Он мне разрешил это». То есть посещать ее могилу, ухаживать за ней, но не разрешил просить прощения за нее.
Исходя из этого хадиса что ты понимаешь? Что даже пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не мог заступаться перед Аллахом без разрешения.
Тут противоречие многобожникам, которые считают, что можно обратиться к своим божествам и они тут же могут пойти к Аллаху и заступаться за них.
И третий хадис так же от Абу Хурейры приводится у Бухари и Муслима.
Говорит Абу Хурейра: «И после этого люди придут к Мухаммаду» То есть после того, как они пройдут по разным пророкам и все откажутся за них заступаться, они пойдут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Что они будут просить у него? Чтобы он заступился перед Аллахом за людей. Потому что они будут находиться в тяжелом состоянии под солнцем палящим, будут стоять голые, необрезанные, то есть в тяжелом состоянии. И будут ходить, искать кто бы за них заступился, чтобы Всевышний наконец-то начал расчет.
Так вот они придут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует и скажут: «О Мухаммад, ты последний из пророков. Всевышний Аллах простил тебе все грехи, которые были раньше и позже». Почему они сказали это пророку, да благословит его Аллах и приветствует? Потому что все пророки к которым они ходили извинялись, так как у каждого был грех перед Аллахом. Ибрахим, мир ему, сказал, что он соврал три раза, поэтому не пойду. Муса, мир ему, сказал, что он погубил душу, которую ему не было приказано погубить. Адам скажет, что он ослушался Всевышнего, что вкусил с дерева и т.д. Каждый вспомнит свой грех какой-то. А Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, скажут, что ему Всевышний простил грехи, которые были до и после, что у него нет грехов и какой-то проблемы идти к Всевышнему Аллаху. Они скажут: «Заступись за нас перед твоим Господом. Разве ты не видишь в каком состоянии мы находимся. Разве ты не видишь до чего мы уже дошли в этой сложности» После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «И тогда я пойду и приду под трон Всевышнего Аллаха. И после этого паду ниц перед Всевышним Аллахом. После этого Всевышний внушит мне те похвалы, которые не были открыты до меня никому, которые я должен произносить для того, чтобы он разрешил мне заступаться за людей. И после того как я буду в саджда восхвалять Всевышнего Аллаха и просить разрешения, чтобы Он разрешил мне заступаться за людей. Мне будет сказано: «О Мухаммад, подними свою голову, проси, тебе будет дано, заступайся и твое заступничество будет принято».»
Этот хадис довод на что? Про то, что даже лучшее из творений не может заступаться перед Всевышним Аллахом без Его разрешения. То есть сначала просится разрешение на заступничество перед Аллахом.
Теперь что могут сказать многобожники. «Ну и ладно, пойду попрошу этого праведника, а он потом пойдет и попросит разрешение у Всевышнего Аллаха, а потом Всевышний Аллах ему позволит заступаться за меня и примет его заступничество, это же праведный человек»
Поэтому здесь ученые рассматривают следующий пункт, который называется следующим условием заступничества, а заключается оно в том, что Всевышний Аллах после того, как разрешит кому-то заступаться за кого-либо, Он должен разрешить заступаться именно за этого человека. То есть, например, пришел человек и хочет заступиться перед Всевышним Аллахом за кого-то. За кого он хочется заступиться? За десять человек. Вот Всевышний может за одного разрешить, а за остальных нет.
То есть, если Всевышний разрешит твое заступничество, то он должен еще разрешить заступиться за конкретного человека. А за кого он разрешит заступаться? Только за тех, кем он доволен.
Как сказал Всевышний Аллах: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»(сура 53 аят 26). Почему он ангелов упоминает, потому что среди курайшитов были те, кто поклонялся ангелам и просили заступничество у ангелов.
«заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен» О чем это говорит? О том, что они уже начали заступаться. Всевышний разрешил им заступаться. Но даже после этого их заступничество не принесет никакой пользы, пока Аллах не разрешит заступаться за тех, кем Он пожелает и кем Он доволен. Отсюда понимаем, что заступничество состоит из нескольких ступеней. Во-первых, Аллах разрешает заступнику начать заступаться. После того, как он разрешит ему заступаться, Всевышний Аллах разрешает ему заступаться только за тех, кем Он доволен и за кого Он захочет. А так просто за кого попало, за кого хочет заступиться этот заступник, такого нет.
Всевышний Аллах в другом месте сказал: «А что касается несправедливых, то не будет у них друзей в судный день и никто за них не заступится»
Теперь вопрос. Хавариджи используют этот аят и говорят: « Вот видите, Аллах сказал за несправедливых никто не будет заступаться в судный день» А люди, которые делали большие грехи несправедливые или нет? Несправедливые. А в сунне у нас что пришло? Что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет заступаться за тех, кто делал большие грехи из своей уммы. Хавариджи говорят, что нет, не будет заступаться, потому что Аллах сказал, что для несправедливых не будет заступников.
Как соединить между аятом и хадисом? Соединяется так, что под залимин несправедливыми здесь имеется ввиду неверующие, многобожники. За них Всевышний Аллах не позволит заступиться. Поэтому мы говорим этим людям, которые просят у праведников, многие из них наши родственники, друзья, говорим, что их действия являются большим многобожием, а Всевышний Аллах не позволяет заступаться за тех, кто совершал многобожие(большое) и неверующих.
Поэтому нет смысла туда ходить. Каждый пусть сидит у себя дома и просит сам у Всевышнего Аллаха напрямую прощения.
На этом завершилось разъяснение второго правила, которое привел шейх ан Наджи в своей книге. В чем оно заключалось? В разъяснении сути убеждений и поклонений курайшитов к Аллаху и своим божествам.