Подбери слово, близкое по значению
Цель: учить ребенка подбирать слова-синонимы к предмету или объекту.
Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных, близких по значению.
1 вариант
Взрослый показывает картинку и произносит чистого-ворку. Например: ша-ша - белая лапша. Задавая ребенку наводящие вопросы (А еще какая лапша? Как можно про нее еще сказать похоже на то, как я сказала?), взросый подводит его к понятию «синоним» (обозначение слов-синонимов - «=»). Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов-признаков (длинная, светлая, вкусная) и выбрать синоним к слову «белая».
2 вариант *
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой есть слово-признак, показывает карточку с обозначением синонимов и просит подобрать другое слово,
Приемы логопедической работы с чистоговорками
обозначающее тот же самый признак. Ребенок сам подбирает синоним и произносит чистоговорку.»
ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО
Цель: учить ребенка подбирать слово, подходящее по
смыслу к чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить
подбирать слова, подходящие по смыслу.
1 вариант
Взрослый раскладывает несколько картинок и предлагает ребенку назвать их. Затем взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает ее с опорой на картинку и повторяет целиком. Например:
В: Ла-ла - очень острая...
Р: Пила. Ла-ла - очень острая пила.
2 вариант
Взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает без опоры на картинку и повторяет целиком.
28. СКАЖИ ЛАСКОВО
Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
1 вариант
Взрослый показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит ребенка составить чистоговорку про маленький предмет. Например: В (показывая картинку, изображающую большой и маленький стулья): Лу-лу — стул в углу. А ты скажи про стул ласково. Большой - это стул, а маленький - это что?
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Стульчик.
В: Теперь скажи чистоговоркой.
Р: Лу-лу - стульчик в углу.
2 вариант
Взрослый начинает чистоговорку, а ребенок заканчивает ее по картинке. Например:
В: Лу-лу...
Р: Стол в углу.
В: Лу-лу...
Р: Столик в углу.
3 вариант
Ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, используя в ней существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Например:
В: Ле-ле - мяч на столе. Р: Леле - мячик на столе.
ПРЕВРАТИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ
В СЛОВО-ПРИЗНАК (СЛОВО-ПРИЗНАК
В СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ)
Цель: учить ребенка изменять слова-признаки и слова-действия.
Задача: автоматизировать звук во фразе, образование прилагательных от глаголов и глаголов от прилагательных.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «глагол + имя существительное», показывает иллюстрирующую ее картинку и просит ребенка составить по ней чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «причастие + существительное». Например:
В (показывая картинку с лежащей лисой): Са-са - лежит лиса. Если лиса лежит, значит, какая лиса?
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Лежащая.
В: А теперь скажи чистоговоркой.
Р: Са-са - лежащая лиса. *
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, просит найти в ней слово-действие и заменить его на слово-признак, обозначающее это действие.
3 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка выложить ее фишками. Ребенок выкладывает чистоговорку, на месте слова-действия помещая карточку с условным обозначением (см. рис. 3).
Взрослый заменяет эту карточку карточкой с условным обозначением слова-признака и просит ребенка составить новую чистоговорку.
Ребенок самостоятельно образует от глагола причастие и составляет с ним чистоговорку.
4 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку со словом-действием, а ребенок - чистоговорку с образованным от него словом-признаком1. Например:
В: Са-са - бежит лиса.
Р: Са-са - бегущая лиса.
В: Са-са - спит лиса.
Р: Са-са - спящая лиса.
Р: Са-са - лежит лиса...
30. СКАЖИ ЧЬИ?
Цель: учить ребенка правильно образовывать притяжательные прилагательные (в форме единственного и множественного числа).
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образованию притяжательных прилагательных.
1 Ребенок выполняет задание самостоятельно (без зрительной опоры).
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
1 вариант
Взрослый показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам взрослого составляет чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «притяжательное прилагательное + существительное». Например:
В: Это чьи уши?
Р: Это заячьи уши.
В: Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний
слог в слове-названии.
Р: Ши.
В: Повтори его. Р: Ши-ши-ши.
В: Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи уши.
2 вариант
Взрослый показывает части тела разных животных и задает наводящие вопросы. Ребенок отвечает на них чис-тоговоркой. Например:
Б: Ши-ши-ши - это чьи уши?
Р: Ши-ши-ши - заячьи (волчьи, лисьи, рысьи) уши.
3 вариант
Взрослый просит ребенка составить чистоговорку про ту или иную часть тела животного («Скажи чистоговор-кой чьи это уши?»). Ребенок составляет чистоговорку самостоятельно, без опоры на наводящие вопросы.
31. ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: учить ребенка образовывать глагол с помощью приставки.
Задача: автоматизировать звук во фразе, формировать навыки словообразования.
1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части
которой находится словосочетание типа «глагол + существительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаголами. Например:
В: Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары
с собой... (что сделали?)
Р: Унесли. Ры-ры - унесли шары.
В: Потом вернулись и шары.~ (что сделали? )
Р: Принесли. Ры-ры - принесли шары.
В: Зашли в дом и туда шары... (что сделали?)
Р: Занесли. Ры-ры - занесли шары.
В: Потом пошли на улицу и с собой шары... (что сделали?) Р: Понесли. Ры-ры - понесли шары.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может сопровождать вопросы имитирующими действиями.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку. Затем совершает имитирующие действия, а ребенок самостоятельно подбирает к ним слова-действия с нужной приставкой и составляет с ними чистоговорки. Например:
В: Ры-ры... (показывает действие) Р: Несли шары.
В: А теперь повтори всю чистоговорку. Р: Ры-ры - несли шары.
32. НАРАСТАЛОЧКА
Цель: учить ребенка составлять чистоговорку, распространяя ее дополнительными словами.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составлению простых распространенных предложений.
1 вариант
Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задает к ней вопрос, а ребенок отвечет на него чисто-говоркой, одновременно распространяя ее. Например:
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Ла-ла - пила.