И зритель переживают данную тему.
И если мы теперь рассмотрим два рядом поставленных куска, то мы сами в
несколько ином свете увидим их сопоставление. А именно:
кусок Л, взятый из элементов развертываемой темы, и кусок В, взятый
оттуда же, в сопоставлении рождают тот образ, в котором наиболее ярко
воплощено содержание темы.
Выраженное в императивной форме, более точно и более оперативно, это
положение прозвучит так:
изображение А и изображение В должны быть так выбраны из всех возможных
черт внутри развиваемой темы, должны быть так выисканы, чтобы сопоставление
их -- именно их, а не других
элементов -- вызывало в восприятии и чувствах зрителя наиболее
исчерпывающе полный образ самой темы.
Здесь в наше рассуждение о монтаже вошло два термина -- "изображение" и
"образ".
Уточним то размежевание между ними, которое мы здесь имеем в виду.
* * *
Обратимся к наглядному примеру. Возьмем белый средней величины кружок с
гладкой поверхностью, разделенный по окружности на шестьдесят равностоящих
друг от друга делений. На каждом пятом делении проставлена порядковая цифра
от единицы до двенадцати включительно. В центре кружка прикреплены две
свободно вращающиеся, заостренные к свободному концу металлические полоски:
одна размером в радиус кружка, другая -- несколько короче. Допустим, что
более длинная заостренная полоска упирается свободным концом в цифру
двенадцать, а более короткая полоска своим свободным концом последовательно
упирается в цифры 1, 2, 3 и т. д. до 12 включительно. Это будет серия
последовательных геометрических изображений того факта, что некие две
металлические полоски последовательно находятся по отношению друг к другу
под углами в 30, 60, 90 и т. д. до 360° включительно.
Если, однако, этот кружок снабжен механизмом, равномерно передвигающим
металлические полоски, то геометрический рисунок на его поверхности
приобретает уже особое значение: он не просто изображение, а является уже
образом времени.
В данном случае изображение и вызываемый им образ в нашем восприятии
настолько слиты, что нужны совсем особенные обстоятельства, чтобы отделить
геометрический рисунок стрелок на циферблате от представления о времени.
Однако это может случиться и с любым из нас, правда, в обстоятельствах
необыкновенных.
Вспомним Вронского после сообщения Анны Карениной о том, что она
беременна. В начале XXIV главы второй части "Анны Карениной" мы находим
именно такой случай:
"...Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так
растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не
мог понять, который час..."
Образа времени, который создавали часы, у него не возникало. Он видел
только геометрическое изображение циферблата и стрелок.
Как видим, даже в простейшем случае, когда дело идет об астрономическом
времени -- часе, недостаточно одного изображения на циферблате. Мало
увидеть, нужно, чтобы с изображением что-то произошло, чтобы с ним что-то
было проделано, и только тогда оно перестанет восприниматься как простой
геометрический
рисунок, но будет воспринято как образ "некоего часа", в который
происходит событие. Толстой показывает нам то, что получается, если этого
процесса не происходит.
В чем же состоит этот процесс? Определенная конфигурация стрелок на
циферблате включает рой представлений, связанных с соответствующим часом,
которому отвечает данная цифра. Пусть это будет, для примера, цифра пять. В
таком случае наше воображение приучено к тому, чтобы в ответ на этот знак
приводить на память картины всяческих событий, происходящих в этот час. Это
будет обед, конец рабочего дня или час "пик" на метро. Закрывающиеся книжные
магазины или тот особый свет в предсумеречные часы, который так характерен
для этого времени дня... Так или иначе, это будет целый ряд картин
(изображений) того, что происходит в пять часов.
Из всех этих отдельных картин складывается образ пяти часов.
Таков этот процесс в развернутом виде, и таков он на стадии освоения
изображений цифр, от которых возникают образы часов дня и ночи.
В дальнейшем вступают в силу законы экономии психической энергии.
Происходит "уплотнение" внутри описанного процесса:
цепь промежуточных звеньев выпадает, и вырабатывается непосредственная,
прямая и мгновенная связь между цифрой и ощущением образа -- часа, которому
она соответствует. На примере с Вронским мы видели, что связь эта под
влиянием резкого аффекта может нарушаться, и тогда изображение и образ
отрываются друг от друга.
Нас интересует та полная картина становления образа из изображений,
какой мы ее только что описали. Эта "механика" становления образа интересует
нас потому, что подобная механика, его становления в жизни, конечно, служит