Чей султанчик больше распушился

Цель. Та же.

_ . ._ Га же.

Пособие. Султанчики из тонкой цветной бумаги.

ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 3—4 р. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

К четвертому году жизни у дошкольников происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря:

они уже способны выполнять более сложные инструкции;

фразовая речь основывается на простых распростра­ненных предложениях, включающих почти все части речи;

речь становятся основным средством общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

В процессе подражания речи логопеда совершенству­ются структура слова, фонетическая сторона речи, ее грам­матический строй. Дети отвечают на простые вопросы и задают их сами. Они могут рассказать простой сюжет кар­тинки, пересказать по вопросам логопеда содержание кар­тинки с 2—3 действиями, серии из 2 сюжетных картинок и маленькие сказки.

Если второй этап обучения был началом формирования у малышей понятий о величине, форме, цвете, то на данном этапе дети могут уже обозначать величину предмета (боль­шой, маленький), называть основные цвета, некоторые про­стые геометрические фигуры. Более тонкой становится дифференциация предметов по величине. Формируется по­нятие о количестве предметов (один, два, много).

Дети могут выполнять относительно сложные задания, в частности классифицировать предметы по основному действию, производимому с ними. Совершенствуются и спо­собы выполнения отдельных заданий. Например, при соби­рании пирамидок с учетом величины колец или составле­нии разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к примериванию, зрительному соотнесению. При выполнении новых заданий дошкольники используют на­глядно-конкретную помощь логопеда.

Появляется избирательное отношение к игрушкам. Игра становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.

РАСШИРЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК

Мы играем

Цель. Совершенствовать фразовую речь в форме про­стого распространенного предложения. Закреплять в ак­тивном словаре детей названия игрушек (машина, лошад­ка, мяч). Расширять активный словарь за счет названий игрушек (кошка, собака, петух). Дать понятие об основном действии с игрушками.

Пособия. 6 игрушек и соответствующие им предмет­ные картинки.

Ход занятия. На столе разложены игрушки: маши­на, лошадка, мячик, кошка, собака, петух. Логопед пред­лагает ребенку назвать их, спрашивая при этом, что он делает с данной игрушкой. «Вася, что ты делаешь с ма­шинкой?» — «Машинку я катаю», — отвечает ребенок. «Правильно, — говорит логопед. — Машинку катают, игра­ют с ней. А что ты делаешь с мячиком?» — спрашивает ло­гопед. «Мячик я бросаю», — отвечает ребенок. «Правиль­но, — говорит логопед. — Мячиком играют». Таким обра­зом, после ответа ребенка на вопрос, что он делает с той или иной игрушкой, логопед всякий раз подчеркивает, что с данной игрушкой играют.

Затем логопед показывает поочередно картинки, про­сит назвать нарисованные на них предметы и положить их около соответствующих игрушек. После того как ребенок разложит все предметные картинки, игрушки убираются. Оставшиеся на столе предметные картинки обыгрываются так же, как и сами игрушки.

В конце занятия логопед обобщает названные ребенком действия с игрушками: «Машинкой, петушком, мячи­ком... — играем».

Что это?

Цель. Учить детей строить простые распространенные предложения. Совершенствовать структуру слова, фонети­ческую сторону речи, ее грамматический строй. Продол­жать работу по закреплению в актпгчолт словаре ребенка новых названий игрушек; формировать понятие об основ­ном действии с игрушками — играют.

Пособия. Лото «Игрушки», состоящее из 4 карт, на каждой из которых изображено по 4 игрушки, и 16 соот­ветствующих им предметных картинок-карточек.

Ход занятия. В игре могут принимать участие до 4 детей. Логопед раздает малышам большие карты, а ма­ленькие оставляет у себя. Детям дается время рассмотреть игрушки, изображенные на их картах. Логопед кладет пе­ред собой стопкой карточки рисунками вниз и приступает к игре. Открывая верхнюю карточку, он показывает ее детям и спрашивает: «Что это?» Один из ребят отвечает: «Это кукла». Логопед задает следующий вопрос: «У кого на картинке кукла?» Ребенок, у которого на большой кар­те изображена кукла, отвечает: «У меня кукла». — «Что ты делаешь с куклой?» — спрашивает взрослый. Малыш отвечает: «Я качаю куклу». — «Куклу качают, одевают, с куклой играют», — говорит логопед. По просьбе ребенка: «Дай картинку», — взрослый дает ему карточку и показы­вает, как надо закрывать изображение игрушки на карте: чистой стороной вверх. Так обыгрываются все картинки.

После того как дети закроют все рисунки на своих кар­тах, логопед предлагает им снять карточки и вновь назвать изображенные на них игрушки, а также ответить на вопрос, что делают с каждой ирушкой (назвать основное действие).

Вариант. Каждому ребенку логопед дает по карте. Маленькие карточки он кладет в коробку и оставляет у себя.

Логопед берет карточку и, не показывая ее детям, спра­шивает: «У кого коляска?» Ребенок, на карте которого изображен данный предмет, говорит: «У меня коляска», —• и показывает свою карту. «Что ты делаешь с коляской?» —• спрашивает логопед. «Я коляску катаю», — отвечает ребе­нок. «Правильно, коляску катают, играют с ней», — гово­рит логопед и дает ребенку карточку, которой он закры­вает на карте изображение коляски (чистой стороной вверх).

Так обыгрываются и остельные картинки.

После того как дети закроют все картинки на своих кар­тах, логопед, указывая поочередно на закрытые ими кар­тинки, спрашивает: «Кто здесь спрятался?» Ребенок дол­жен угадать и назвать игрушку, закрытую карточкой, а затем перевернуть карточку рисунком вверх. Если малыш ошибся, логопед вновь закрывает эту картинку. Игра про­должается до тех пор, пока не будут отгаданы все изобра­жения.

В конце занятия каждый ребенок должен назвать изо­браженные на его карточках игрушки и основное действие с ними, например: «Уточкой, машиной, мячиком, куклой я играю (или играют)»,

Найди свою игрушку

Цель. Продолжать развивать речь детей в форме про­стого распространенного предложения. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее граммати­ческий строй. Закреплять понятие об основном действии с игрушками.

Пособие. Лото «Мои игрушки».

Ход занятия. Занятие проводится с 2—3 детьми. Логопед дает детям по 1 карте, маленькие карточки рас­кладывает на столе так, чтобы каждый ребенок мог их легко взять. Предлагает по очереди каждому малышу са­мостоятельно выбрать из лежащих на столе 1 картинку, соответствующую изображению на его карте. Затем взрос­лый дает инструкцию, согласно которой ребенок должен назвать не только изображенную на карточке игрушку, но и основное действие с ней. Например, малыш берет кар.-точку с изображением машины. «На картинке нарисована машинка. Машинкой играют. Я положу ее сюда», — гово­рит ребенок и закрывает ею изображение на своей карте.

Аналогично обыгрываются все картинки на картах.

Что надела девочка?

Цель. Продолжать работу по формированию речи, со­стоящей из простых распространенных предложений, совершенствовать фонетическую сторону речи, ее граммати­ческий строй. Закреплять в активном словаре детей назва­ния отдельных предметов одежды, обуви. Дать представ­ление об основных действиях с предметами одежды, обуви.

Пособие. Картинка «Девочка в зимней одежде».

Ход занятия. Логопед показывает ребенку картин­ку: «Посмотри. На улице снег. Холодно. Какое это время года: зима или лето?» — «Зима», — отвечает ребенок само­стоятельно или с помощью взрослого. «Девочка вышла гу­лять, — продолжает логопед. — Что надела девочка?» — «Она надела пальто, шапочку, сапожки, шарфик», — отве­чает ребенок. Логопед подытоживает: «Платье, шапочку, шарфик, сапожки надевают-».

Что надеваем?

Цель. Та же.

Пособие. Лото «Что надевают».

Ход занятия. В занятии могут участвовать 2—3ре-

бенка. Логопед раздает детям карты с изображением одеж­ды, обуви. Спрашивает: «У кого пальто?» Ребенок отвечает и просит у логопеда картинку: «Дай мне пальто». Закры­вает ею рисунок на карте.

Так обыгрываются все картинки. После этого логопед просит каждого ребенка рассказать, что он надевает, когда встает утром или когда идет на прогулку. Дети перечисля­ют вещи. Для того чтобы малыши назвали основное дей­ствие с одежой, обувью, логопед спрашивает, что они де­лают с каждой вещью, когда, например, идут гулять. Если дети ответят надеваю, цель занятия можно считать достиг­нутой.

Чем играют и что надевают?

Цель. Продолжать формирование речи, состоящей из простых распространенных предложений. Совершенство­вать фонетическую сторону речи, грамматический строй. Учить ребенка классифицировать предметы по основному действию с ними.

Пособие. Предметные картинки: пальто, шапка, платье, ботинки, валенки, лошадка, машина, кукла.

Ход занятия. Логопед раскладывает на столе пред­метные картинки. Предлагает ребенку посмотреть, что на них нарисовано, назвать их. Ребенок называет все картин­ки. «А теперь покажи и назови то, чем ты играешь, — про­сит логопед малыша. Показывая на картинки, ребенок го­ворит: «Я играю машинкой, куклой, лошадкой». После этого взрослый предлагает взять эти картинки и отложить в сторону. Ребенок по просьбе логопеда перечисляет остав­шиеся картинки и называет основное действие с ними: «.Пальто, шапку, рубашку, ботинки надевают-».

Игра повторяется несколько раз, меняются лишь пред­метные картинки.

Разложи картинки

Цель, Та же.

Пособия, 2 большие карты: на одной в левом верхнем углу изображены мяч и мишка, на другой — платье, тапоч­ки. Предметные картинки с изображением игрушек, одеж­ды, обуви.

Ход занятия. Логопед кладет на стол карты. Пока­зывая на карте изображения мишки и мяча, спрашивает: «Лена, что ты делаешь с мишкой и мячом?» — «С мишкой и мячиком я играю*. — отвечает ребенок. «А что делают с платьем и тапочками?» — спрашивает взрослый, указывая на другую карту. «.Платье, тапочки надевают», — говорит малыш.

Указывая поочередно на большие карты, логопед гово­рит: «На эту карту будешь класть картинки, на которых на­рисовано то, чем играют, а на эту — то, что надевают». Вна­чале он помогает ребенку правильно разложить картинки, стремясь к тому, чтобы он понял, почему данную картинку надо положить именно на эту карту, а не на другую. Так, например, показывая картинку с изображением куклы, ло­гопед спрашивает: «Что здесь нарисовано?» (или: «Что это?») — «Кукла». — «Что ты делаешь с куклой?» — «С кук­лой я играю». — «На какую карту нужно положить картин­ку?» Ребенок показывает и закрывает соответствующую карту. Постепенно малыш переходит к самостоятельному выполнению задания. Если же он ошибается, логопед обра­щает его внимание на предметы-образцы на картах и основ­ное действие с ними. Картинки дают ребенку по одной.

Овощи

Цель. Познакомить детей с натуральными овощами, их названиями; дать понятие об основных действиях, произво­димых с ними. Продолжать работу по формированию фра­зовой речи, расширению активного словаря, совершенство­ванию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.

Пособия. Натуральные овощи (морковь, огурец, лук.. помидор); корзинка.

Ход занятия. Логопед кладет на стол овощи, назы­вает их. Ребенок повторяет эти названия. Когда все овощи будут выложены на стол, взрослый просит малыша еще раз назвать их. Затем обращается к ребенку: «Возьми морков­ку. Сережа, что ты взял?» — «Я взял морковку», — отве­чает малыш. «Положи морковку в корзинку». Ребенок кла дет, логопед спрашивает его: «Сережа, что ты положил в корзинку?» — «Я положил в корзинку морковку», — отве­чает мальчик. Так же обыгрываются остальные овощи.

Логопед берет у ребенка корзинку с овощами и вновь выкладывает их на стол, говоря: «Это морковка, огурчик. лук„ помидор. Мы их кушаем-». Ребенок повторяет фразу.

51"

Назови и положи правильно

Чей султанчик больше распушился - student2.ru

Цель. Закреплять в ак­тивном словаре детей назва­ния отдельных овощей. Про­должать работу над форми­рованием понятия об основ­ном действии, производимом с овощами. Продолжать ра­боту над включением в речь детей простого распростра­ненного предложения. Со­вершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Пособия. Натуральные овощи и соответствующие им муляжи (5—6 шт.); корзинка.

Ход занятия. На стол ставится коробка с естествен­ными овощами. Логопед берет из коробки морковь, показы­вает и спрашивает: «Ира, что это?» Ребенок отвечает. «Ира, попроси у меня морковку». — «Дай мне морковку». — «Яа, Ира, морковку. Положи морковку на стол». Ребенок кла­дет овощ на стол около себя. Аналогично обыгрываются ос­тальные овощи. В результате все овощи оказываются на столе.

Логопед ставит на стол коробку с муляжами. Берет один из муляжей, показывает его ребенку, спрашивает: «Что это?» Ребенок отвечает или повторят за взрослым: «Это репка*. Логопед предлагает малышу показать, где у него на столе лежит репа. Затем отдает ребенку муляж и пока­зывает, как надо его положить около натуральной репы. Аналогично обыгрываются остальные муляжи и овощи.

В конце игры ребенок кладет в корзинку и овощи, и му­ляжи, сопровождая действие фразой: «Я положила в кор­зину огурчик (репку, морковку)». Объяснение малыша ло­гопед сопровождает вопросом; «Что делаем с морковкой (репкой)?» Добивается, чтобы при ответе ребенок называл основное действие,

В занятии могут принимать участие 2—3 ребенка,

Огород

Цель.Та же,

Пособия, Комплекты плоскостных контуров овощей, грядок] корзинка.

Ход занятия. Занятие проводится с 2—3 детьми. Пе­ред каждым ребенком логопед кладет набор плоскостных овощей, названия которых он хочет закрепить в его актив­ном словаре.

Один комплект овощей логопед оставляет у себя. Берет из него морковку, показывает, обращается к детям с вопро­сом: «Посмотрите, что это?» Получив ответ, показывает сле­дующий овощ, просит назвать его. Таким образом каждый ребенок называет демонстрируемые овощи.

Логопед ставит грядки: «Это грядки. Мы будем сажать на грядках лук, морковку, капусту, огурчик, репку. Я поса­жу лук, — говорит логопед и показывает, как надо «са­жать». — Вова, возьми репку и посади ее на грядку», Гряд­ка имеет прорезь для репы. Ребенок «сажает» овощ. «Вова, что ты посадил на грядку?» — «Я посадил на грядку репку».

После того как дети посадят все овощи, логопед говорит: «А теперь я сорву с грядки лук, — вынимает из прорези грядки лук. — Положу его в корзинку». Показывает, затем обращается к одному из детей: «Саша, сорви огурчик». Ре­бенок вынимает из прорези грядки овощ. «Что ты со­рвал?» — «Я сорвал огурчик». — «Положи огурчик в кор­зинку». Ребенок выполняет действие. «Куда ты положил огурчик?» — «В корзинку». — «Что ты делаешь с огурчи­ком?» — «Огурчик кушаю».

Таким образом каждый ребенок обыгрывает овощи.

В конце занятия логопед обращается к детям с вопро­сом: «Что мы делаем с морковкой, капустой, огурчиком, репкой, луком?» Дети отвечают: «Кушаем».

Подобно овощам могут быть обыграны ягоды, фрукты.

Примечание. Для знакомства с посудой, мебелью и другими предметами обихода можно использовать режим­ные моменты. Например, во время обеда логопед просит де­тей обратить внимание, на чем они сидят, на чем стоит та­релка, чем и что кушают. Находясь в спальне, логопед зна­комит детей с постельными принадлежностями и т. п.

Для закрепления вышеуказанных понятий могут быть использованы предметные картинки, лото.

Домашние животные

Цель, Закреплять в активном словаре детей слова, обо­значающие названия домашних животных. Учить называть части тела этих животных.

Пособие. Картинки, изображающие домашних жи­вотных (не более 3).

Ход занятия. Логопед вместе с детьми рассматрива­ет картинки домашних животных, показывает и называет части тела, характерные для каждого животного,

Кто что ест?

Цель. Дать представление о том, чем питаются домаш­ние животные. Учить детей давать полный ответ.

Пособие. Картинки, изображающие домашних жи­вотных и их пищу: траву, молоко в блюдце, овощи, мясо с косточкой.

Ход занятия. Логопед показывает детям картинки. В ответ на вопрос «Кто это?» они называют животных. Картинки кладутся на стол с таким расчетом, чтобы под каждой картинкой, изображающей животного, можно было положить еще 1 картинку с изображением пищи, которую ест данное животное. После того как все картинки названы и разложены на столе, логопед показывает блюдце с моло­ком, спрашивает: «Что это?» Малыши отвечают: «Это та­релка с молоком». — «А кто любит лакать молоко? \ Дети говорят: «Киска любит лакать молоко». Взрослый j дает картинку одному из детей: «Максим, дай киске та­релочку с молоком». Ребенок берет картинку и кладет ее ниже картинки, на которой нарисована кошка. Лого­пед спрашивает: «А как киска лакает молоко?» Дети отве­чают: «Язычком лакает. Вот так». Показывают.

Затем взрослый показывает картинку, на которой изо­бражена трава, и спрашивает: «Дети, кто ест траву?» Ма­лыши называют корову. Логопед добавляет: «А еще едят траву коза и лошадка». Дети по очереди подкладывают картинки с нарисованной травой к картинкам, изображаю­щим лошадь, корову, козу.

Для закрепления знаний в конце занятия логопед зада­ет детям вопросы, которые ставились в процессе беседы. Дети отвечают фразой.

Наши рекомендации