Чей султанчик больше распушился
Цель. Та же. |
_ . ._ Га же.
Пособие. Султанчики из тонкой цветной бумаги.
ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 3—4 р. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
К четвертому году жизни у дошкольников происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря:
они уже способны выполнять более сложные инструкции;
фразовая речь основывается на простых распространенных предложениях, включающих почти все части речи;
речь становятся основным средством общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
В процессе подражания речи логопеда совершенствуются структура слова, фонетическая сторона речи, ее грамматический строй. Дети отвечают на простые вопросы и задают их сами. Они могут рассказать простой сюжет картинки, пересказать по вопросам логопеда содержание картинки с 2—3 действиями, серии из 2 сюжетных картинок и маленькие сказки.
Если второй этап обучения был началом формирования у малышей понятий о величине, форме, цвете, то на данном этапе дети могут уже обозначать величину предмета (большой, маленький), называть основные цвета, некоторые простые геометрические фигуры. Более тонкой становится дифференциация предметов по величине. Формируется понятие о количестве предметов (один, два, много).
Дети могут выполнять относительно сложные задания, в частности классифицировать предметы по основному действию, производимому с ними. Совершенствуются и способы выполнения отдельных заданий. Например, при собирании пирамидок с учетом величины колец или составлении разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к примериванию, зрительному соотнесению. При выполнении новых заданий дошкольники используют наглядно-конкретную помощь логопеда.
Появляется избирательное отношение к игрушкам. Игра становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.
РАСШИРЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК
Мы играем
Цель. Совершенствовать фразовую речь в форме простого распространенного предложения. Закреплять в активном словаре детей названия игрушек (машина, лошадка, мяч). Расширять активный словарь за счет названий игрушек (кошка, собака, петух). Дать понятие об основном действии с игрушками.
Пособия. 6 игрушек и соответствующие им предметные картинки.
Ход занятия. На столе разложены игрушки: машина, лошадка, мячик, кошка, собака, петух. Логопед предлагает ребенку назвать их, спрашивая при этом, что он делает с данной игрушкой. «Вася, что ты делаешь с машинкой?» — «Машинку я катаю», — отвечает ребенок. «Правильно, — говорит логопед. — Машинку катают, играют с ней. А что ты делаешь с мячиком?» — спрашивает логопед. «Мячик я бросаю», — отвечает ребенок. «Правильно, — говорит логопед. — Мячиком играют». Таким образом, после ответа ребенка на вопрос, что он делает с той или иной игрушкой, логопед всякий раз подчеркивает, что с данной игрушкой играют.
Затем логопед показывает поочередно картинки, просит назвать нарисованные на них предметы и положить их около соответствующих игрушек. После того как ребенок разложит все предметные картинки, игрушки убираются. Оставшиеся на столе предметные картинки обыгрываются так же, как и сами игрушки.
В конце занятия логопед обобщает названные ребенком действия с игрушками: «Машинкой, петушком, мячиком... — играем».
Что это?
Цель. Учить детей строить простые распространенные предложения. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй. Продолжать работу по закреплению в актпгчолт словаре ребенка новых названий игрушек; формировать понятие об основном действии с игрушками — играют.
Пособия. Лото «Игрушки», состоящее из 4 карт, на каждой из которых изображено по 4 игрушки, и 16 соответствующих им предметных картинок-карточек.
Ход занятия. В игре могут принимать участие до 4 детей. Логопед раздает малышам большие карты, а маленькие оставляет у себя. Детям дается время рассмотреть игрушки, изображенные на их картах. Логопед кладет перед собой стопкой карточки рисунками вниз и приступает к игре. Открывая верхнюю карточку, он показывает ее детям и спрашивает: «Что это?» Один из ребят отвечает: «Это кукла». Логопед задает следующий вопрос: «У кого на картинке кукла?» Ребенок, у которого на большой карте изображена кукла, отвечает: «У меня кукла». — «Что ты делаешь с куклой?» — спрашивает взрослый. Малыш отвечает: «Я качаю куклу». — «Куклу качают, одевают, с куклой играют», — говорит логопед. По просьбе ребенка: «Дай картинку», — взрослый дает ему карточку и показывает, как надо закрывать изображение игрушки на карте: чистой стороной вверх. Так обыгрываются все картинки.
После того как дети закроют все рисунки на своих картах, логопед предлагает им снять карточки и вновь назвать изображенные на них игрушки, а также ответить на вопрос, что делают с каждой ирушкой (назвать основное действие).
Вариант. Каждому ребенку логопед дает по карте. Маленькие карточки он кладет в коробку и оставляет у себя.
Логопед берет карточку и, не показывая ее детям, спрашивает: «У кого коляска?» Ребенок, на карте которого изображен данный предмет, говорит: «У меня коляска», —• и показывает свою карту. «Что ты делаешь с коляской?» —• спрашивает логопед. «Я коляску катаю», — отвечает ребенок. «Правильно, коляску катают, играют с ней», — говорит логопед и дает ребенку карточку, которой он закрывает на карте изображение коляски (чистой стороной вверх).
Так обыгрываются и остельные картинки.
После того как дети закроют все картинки на своих картах, логопед, указывая поочередно на закрытые ими картинки, спрашивает: «Кто здесь спрятался?» Ребенок должен угадать и назвать игрушку, закрытую карточкой, а затем перевернуть карточку рисунком вверх. Если малыш ошибся, логопед вновь закрывает эту картинку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут отгаданы все изображения.
В конце занятия каждый ребенок должен назвать изображенные на его карточках игрушки и основное действие с ними, например: «Уточкой, машиной, мячиком, куклой я играю (или играют)»,
Найди свою игрушку
Цель. Продолжать развивать речь детей в форме простого распространенного предложения. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй. Закреплять понятие об основном действии с игрушками.
Пособие. Лото «Мои игрушки».
Ход занятия. Занятие проводится с 2—3 детьми. Логопед дает детям по 1 карте, маленькие карточки раскладывает на столе так, чтобы каждый ребенок мог их легко взять. Предлагает по очереди каждому малышу самостоятельно выбрать из лежащих на столе 1 картинку, соответствующую изображению на его карте. Затем взрослый дает инструкцию, согласно которой ребенок должен назвать не только изображенную на карточке игрушку, но и основное действие с ней. Например, малыш берет кар.-точку с изображением машины. «На картинке нарисована машинка. Машинкой играют. Я положу ее сюда», — говорит ребенок и закрывает ею изображение на своей карте.
Аналогично обыгрываются все картинки на картах.
Что надела девочка?
Цель. Продолжать работу по формированию речи, состоящей из простых распространенных предложений, совершенствовать фонетическую сторону речи, ее грамматический строй. Закреплять в активном словаре детей названия отдельных предметов одежды, обуви. Дать представление об основных действиях с предметами одежды, обуви.
Пособие. Картинка «Девочка в зимней одежде».
Ход занятия. Логопед показывает ребенку картинку: «Посмотри. На улице снег. Холодно. Какое это время года: зима или лето?» — «Зима», — отвечает ребенок самостоятельно или с помощью взрослого. «Девочка вышла гулять, — продолжает логопед. — Что надела девочка?» — «Она надела пальто, шапочку, сапожки, шарфик», — отвечает ребенок. Логопед подытоживает: «Платье, шапочку, шарфик, сапожки надевают-».
Что надеваем?
Цель. Та же.
Пособие. Лото «Что надевают».
Ход занятия. В занятии могут участвовать 2—3ре-
бенка. Логопед раздает детям карты с изображением одежды, обуви. Спрашивает: «У кого пальто?» Ребенок отвечает и просит у логопеда картинку: «Дай мне пальто». Закрывает ею рисунок на карте.
Так обыгрываются все картинки. После этого логопед просит каждого ребенка рассказать, что он надевает, когда встает утром или когда идет на прогулку. Дети перечисляют вещи. Для того чтобы малыши назвали основное действие с одежой, обувью, логопед спрашивает, что они делают с каждой вещью, когда, например, идут гулять. Если дети ответят надеваю, цель занятия можно считать достигнутой.
Чем играют и что надевают?
Цель. Продолжать формирование речи, состоящей из простых распространенных предложений. Совершенствовать фонетическую сторону речи, грамматический строй. Учить ребенка классифицировать предметы по основному действию с ними.
Пособие. Предметные картинки: пальто, шапка, платье, ботинки, валенки, лошадка, машина, кукла.
Ход занятия. Логопед раскладывает на столе предметные картинки. Предлагает ребенку посмотреть, что на них нарисовано, назвать их. Ребенок называет все картинки. «А теперь покажи и назови то, чем ты играешь, — просит логопед малыша. Показывая на картинки, ребенок говорит: «Я играю машинкой, куклой, лошадкой». После этого взрослый предлагает взять эти картинки и отложить в сторону. Ребенок по просьбе логопеда перечисляет оставшиеся картинки и называет основное действие с ними: «.Пальто, шапку, рубашку, ботинки надевают-».
Игра повторяется несколько раз, меняются лишь предметные картинки.
Разложи картинки
Цель, Та же.
Пособия, 2 большие карты: на одной в левом верхнем углу изображены мяч и мишка, на другой — платье, тапочки. Предметные картинки с изображением игрушек, одежды, обуви.
Ход занятия. Логопед кладет на стол карты. Показывая на карте изображения мишки и мяча, спрашивает: «Лена, что ты делаешь с мишкой и мячом?» — «С мишкой и мячиком я играю*. — отвечает ребенок. «А что делают с платьем и тапочками?» — спрашивает взрослый, указывая на другую карту. «.Платье, тапочки надевают», — говорит малыш.
Указывая поочередно на большие карты, логопед говорит: «На эту карту будешь класть картинки, на которых нарисовано то, чем играют, а на эту — то, что надевают». Вначале он помогает ребенку правильно разложить картинки, стремясь к тому, чтобы он понял, почему данную картинку надо положить именно на эту карту, а не на другую. Так, например, показывая картинку с изображением куклы, логопед спрашивает: «Что здесь нарисовано?» (или: «Что это?») — «Кукла». — «Что ты делаешь с куклой?» — «С куклой я играю». — «На какую карту нужно положить картинку?» Ребенок показывает и закрывает соответствующую карту. Постепенно малыш переходит к самостоятельному выполнению задания. Если же он ошибается, логопед обращает его внимание на предметы-образцы на картах и основное действие с ними. Картинки дают ребенку по одной.
Овощи
Цель. Познакомить детей с натуральными овощами, их названиями; дать понятие об основных действиях, производимых с ними. Продолжать работу по формированию фразовой речи, расширению активного словаря, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Пособия. Натуральные овощи (морковь, огурец, лук.. помидор); корзинка.
Ход занятия. Логопед кладет на стол овощи, называет их. Ребенок повторяет эти названия. Когда все овощи будут выложены на стол, взрослый просит малыша еще раз назвать их. Затем обращается к ребенку: «Возьми морковку. Сережа, что ты взял?» — «Я взял морковку», — отвечает малыш. «Положи морковку в корзинку». Ребенок кла дет, логопед спрашивает его: «Сережа, что ты положил в корзинку?» — «Я положил в корзинку морковку», — отвечает мальчик. Так же обыгрываются остальные овощи.
Логопед берет у ребенка корзинку с овощами и вновь выкладывает их на стол, говоря: «Это морковка, огурчик. лук„ помидор. Мы их кушаем-». Ребенок повторяет фразу.
51"
Назови и положи правильно
Цель. Закреплять в активном словаре детей названия отдельных овощей. Продолжать работу над формированием понятия об основном действии, производимом с овощами. Продолжать работу над включением в речь детей простого распространенного предложения. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.
Пособия. Натуральные овощи и соответствующие им муляжи (5—6 шт.); корзинка.
Ход занятия. На стол ставится коробка с естественными овощами. Логопед берет из коробки морковь, показывает и спрашивает: «Ира, что это?» Ребенок отвечает. «Ира, попроси у меня морковку». — «Дай мне морковку». — «Яа, Ира, морковку. Положи морковку на стол». Ребенок кладет овощ на стол около себя. Аналогично обыгрываются остальные овощи. В результате все овощи оказываются на столе.
Логопед ставит на стол коробку с муляжами. Берет один из муляжей, показывает его ребенку, спрашивает: «Что это?» Ребенок отвечает или повторят за взрослым: «Это репка*. Логопед предлагает малышу показать, где у него на столе лежит репа. Затем отдает ребенку муляж и показывает, как надо его положить около натуральной репы. Аналогично обыгрываются остальные муляжи и овощи.
В конце игры ребенок кладет в корзинку и овощи, и муляжи, сопровождая действие фразой: «Я положила в корзину огурчик (репку, морковку)». Объяснение малыша логопед сопровождает вопросом; «Что делаем с морковкой (репкой)?» Добивается, чтобы при ответе ребенок называл основное действие,
В занятии могут принимать участие 2—3 ребенка,
Огород
Цель.Та же,
Пособия, Комплекты плоскостных контуров овощей, грядок] корзинка.
Ход занятия. Занятие проводится с 2—3 детьми. Перед каждым ребенком логопед кладет набор плоскостных овощей, названия которых он хочет закрепить в его активном словаре.
Один комплект овощей логопед оставляет у себя. Берет из него морковку, показывает, обращается к детям с вопросом: «Посмотрите, что это?» Получив ответ, показывает следующий овощ, просит назвать его. Таким образом каждый ребенок называет демонстрируемые овощи.
Логопед ставит грядки: «Это грядки. Мы будем сажать на грядках лук, морковку, капусту, огурчик, репку. Я посажу лук, — говорит логопед и показывает, как надо «сажать». — Вова, возьми репку и посади ее на грядку», Грядка имеет прорезь для репы. Ребенок «сажает» овощ. «Вова, что ты посадил на грядку?» — «Я посадил на грядку репку».
После того как дети посадят все овощи, логопед говорит: «А теперь я сорву с грядки лук, — вынимает из прорези грядки лук. — Положу его в корзинку». Показывает, затем обращается к одному из детей: «Саша, сорви огурчик». Ребенок вынимает из прорези грядки овощ. «Что ты сорвал?» — «Я сорвал огурчик». — «Положи огурчик в корзинку». Ребенок выполняет действие. «Куда ты положил огурчик?» — «В корзинку». — «Что ты делаешь с огурчиком?» — «Огурчик кушаю».
Таким образом каждый ребенок обыгрывает овощи.
В конце занятия логопед обращается к детям с вопросом: «Что мы делаем с морковкой, капустой, огурчиком, репкой, луком?» Дети отвечают: «Кушаем».
Подобно овощам могут быть обыграны ягоды, фрукты.
Примечание. Для знакомства с посудой, мебелью и другими предметами обихода можно использовать режимные моменты. Например, во время обеда логопед просит детей обратить внимание, на чем они сидят, на чем стоит тарелка, чем и что кушают. Находясь в спальне, логопед знакомит детей с постельными принадлежностями и т. п.
Для закрепления вышеуказанных понятий могут быть использованы предметные картинки, лото.
Домашние животные
Цель, Закреплять в активном словаре детей слова, обозначающие названия домашних животных. Учить называть части тела этих животных.
Пособие. Картинки, изображающие домашних животных (не более 3).
Ход занятия. Логопед вместе с детьми рассматривает картинки домашних животных, показывает и называет части тела, характерные для каждого животного,
Кто что ест?
Цель. Дать представление о том, чем питаются домашние животные. Учить детей давать полный ответ.
Пособие. Картинки, изображающие домашних животных и их пищу: траву, молоко в блюдце, овощи, мясо с косточкой.
Ход занятия. Логопед показывает детям картинки. В ответ на вопрос «Кто это?» они называют животных. Картинки кладутся на стол с таким расчетом, чтобы под каждой картинкой, изображающей животного, можно было положить еще 1 картинку с изображением пищи, которую ест данное животное. После того как все картинки названы и разложены на столе, логопед показывает блюдце с молоком, спрашивает: «Что это?» Малыши отвечают: «Это тарелка с молоком». — «А кто любит лакать молоко? \ Дети говорят: «Киска любит лакать молоко». Взрослый j дает картинку одному из детей: «Максим, дай киске тарелочку с молоком». Ребенок берет картинку и кладет ее ниже картинки, на которой нарисована кошка. Логопед спрашивает: «А как киска лакает молоко?» Дети отвечают: «Язычком лакает. Вот так». Показывают.
Затем взрослый показывает картинку, на которой изображена трава, и спрашивает: «Дети, кто ест траву?» Малыши называют корову. Логопед добавляет: «А еще едят траву коза и лошадка». Дети по очереди подкладывают картинки с нарисованной травой к картинкам, изображающим лошадь, корову, козу.
Для закрепления знаний в конце занятия логопед задает детям вопросы, которые ставились в процессе беседы. Дети отвечают фразой.