Формирование речи детей в процессе, обыгрывания игрушек
Поиграем на барабане
Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Пособие. Барабан и палочки.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед ставит перед ребенком барабан, называет его: «Это барабан та-та~таъ. Дает малышу возможность рассмотреть барабан. Берет палочку и говорит: «Вот палочка. Я постучу палочкой по барабану». Несколько раз не сильно ударяет палочкой по барабану и четко, немного нараспев, произносит звукоподражание, побуждая ребенка к повторению. Затем говорит: «Саша, попроси у меня палочку, скажи: дай, дай». Сопровождая слова жестами, побуждает малыша повторить за ним. Взрослый стучит палочкой по барабану, затем дает палочку ребенку, говорит: «//а палочку. Вот барабан,постучи». Если ребенок затрудняется выполнить инструкцию, логопед берет его руку, в которой он держит па-
II
лочку, и показывает, как надо стучать. Когда же малыш выполнит действие, взрослый просит его: «Дай палочку»,— сопровождая просьбу соответствующим жестом и добиваясь ее выполнения. Затем задает ребенку вопрос: «Где барабан га-га-ra?» Указывает рукой ребенка на игрушку и восклицает: «Вот барабан га-га ral Дай барабан». Слова сопровождает жестом. Ребенок дает барабан, логопед его убирает.
Для закрепления речевые инструкции повторяются 2-^ 3 раза. Это облегчает ребенку их выполнение.
Цель. Та же.
Пособие. Бубен.
Ход занятия. Аналогичен предыдущему. Однако по бубну ребенок стучит не палочкой, а рукой; вместо звукоподражания га-га-га логопед произносит напевно и четко ля-ля-ля.
Покатай мячик
Цель. Та же.
Пособие. Небольшой мяч.
Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом напротив друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч— оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его и повторяет оп-па, привлекая внимание ребенка одновременно к мячу, игре с ним и звукоподражанию. Катит мячик ребенку по столу и говорит: «Лови мячик — оп-паЬ Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания.
Игра повторяется 3—4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?» Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мне мячик оп-па», — сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения,
Брось мяч в корзинку
Цель. Та же.
Пособие. Мяч среднего размера, небольшая корзина.
Ход занятия. Логопед ставит на пол корзину, берет
мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка».
Логопед бросает мяч в корзину и говорит: «Упал мяч оп-па». Дает другой мяч малышу: «На, Коля, мяч оп-па, брось мяч в корэинку\-» Ребенок б.росает мяч в корзину самостоятельно, или взрослый помогает ему. Действие сопровождается звукоподражанием оп-па, оп-па.
Оттолкни мяч
Цель. Та же.
Пособие. Мяч, подвешенный в сетке.
Ход занятия. Логопед учит ребенка отталкивать подвешенный в сетке мяч двумя руками от себя, сопровождая действие звукоподражанием оп-па.
Машина поехала
Цель. Та же. , Пособие. Небольшая машина.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку машину, называет ее полным словом и звукоподражанием: «Машина би-би-би». Дает машину ребенку после того, как он ее попросит. Логопед учит ребенка возить машину по столу, сопровождая действие речью: «Машина поехала, би-би-би». Побуждает малыша к повторению звукоподражания. Затем взрослый останавливает машину около ребенка и говорит: «Приехала машина. Вова, где машина би-би-би?ъ Ребенок показывает игрушку, а логопед повторяет: «Вот машина би-би-би. Дай мне машину»,— сопровождая просьбу жестом. Ребенок дает машину, взрослый убирает ее и говорит: «Уехала машина би-би, нет машины».
Ляля пришла к детям
Цель. Та же.
Пособие. Небольшая кукла в нарядном платье.
Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2— 3 детьми. Логопед показывает куклу, говорит: «Это ляля». Дает возможность детям рассмотреть ее. Ведет куклу по столу, приговаривая: «Ляля идет к детям: топ-топ-топ». Останавливает куклу и говорит: «Вот какая хорошая ляля пришла к детям». Подносит куклу к каждому ребенку, гладит детской рукой по голове куклы и говорит: «Хорошая ляля». Побуждает детей к повторению слова ляля. Сажает куклу рядом с малышом и спрашивает: «Оля, где
Ребенок жестом указывает на куклу, а логопед восклицает: «Вот ляля!» Просит в сопровождении жеста: «Дай лялю!» Ребенок дает куклу логопеду; тот сажает ее напротив следующего ребенка и повторяет игру. Когда последний^ ребенок отдаст куклу, логопед уводит ее, сопровождая действие звукоподражанием топ-топ-топ, и восклицает: «Яег ляли. ушла ляля\» Если дети не устали, то можно поучить их водить куклу по столу, повторяя звукоподражание топ-топ-топ.
Цель. Та же.
П о с о б и я. Небольшая кукла, кровать.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку куклу, называет ее: «Это ляля». Слово ляля повторяет несколько раз, побуждая ребенка произнести его. Взрослый говорит: «Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю». Кладет куклу на руки ребенка и помогает ему качать куклу, напевая а-а-а, a-a-a... Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. Затем логопед говорит: «Ляля спит, положим лялю на кроватку». Кладут куклу на кроватку.
Покорми собачку
Цель. Та же.
Пособия. Игрушечная собака, тарелка из кукольной посуды.
Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2— 3 детьми. Логопед показывает собаку, говоря: «Собачка, вот какая хорошая собачка пришла к детям. Собачка лает: ав-ав». Спрашивает детей: «Как лает собачка?» Дети повторяют: «Дв-ae», Затем взрослый говорит: «Собачка хочет кушать, давайте покормим собачку. Вот тарелка, в тарелке каша (суп)». Логопед подносит тарелку с «кашей» ко рту собачки, приговаривая: «На, собачка, кашу, ешь кашу». Обращаясь к каждому ребенку, логопед дает ему тарелку и просит: «Покорми, собачку». Ребенок выполняет действия самостоятельно или с помощью взрослого. После того как ребенок покормит собачку, логопед обращается к нему с просьбой: «Дай собачку. Скажи: wa». Добивается, чтобы ребенок свое действие сопровождал словом. В конце занятия логопед вновь спрашивает каждого ребенка, как лает собачка. Собачка «убегает». «Убежала собачка, — говорит логопед, — нет собачки».
Аналогично обыгрывается игрушка — кошка и отрабатывается звукоподражание мяу.
Лошадка бежит
Цель, Та же.
Пособие. Маленькая лошадка, которую ребенку удобно держать в руке.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает лошадку, называет ее: «Лошадка, но-но». Ребенок рассматривает игрушку. «Посмотри, как лошадка бежит», — взрослый перемещает лошадку по столу небольшими скачками, щелкает языком и приговаривает: «Бежит лошадка, но-но». Обращаясь к ребенку, говорит: «Витя, попроси лошадку но-но, скажи: дай». Если ребенок повторит слово дай, логопед отдает лошадку: «Яа лошадку». Ребенок с помощью взрослого воспроизводит игровые действия с лошадкой, сопровождая их звукоподражанием. Затем логопед останавливает лошадку, говорит: «Тпру, Прибежала лошадка». Просит ребенка дать ему игрушку, сопровождая свое действие словом «а (самостоятельно или отраженно). Лошадка «убегает». Убирая игрушку, логопед говорит; «Убежала лошадка, нет лошадки». Игра проводится 2—3 раза.
Волчок гудит
Цель. Та же.
Пособие. Яркий озвученный волчок.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продолжает: «Послушайте, как гудит волчок: у-у-у...» Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекращает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок»,— и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с просьбой; «Попроси у меня волчок. Скажи: дай». Ребенок произносит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отдает малышу волчок и учит его играть с игрушкой.
Игра проводится 2—3 раза.
Курочка зернышки клюет
Ц е л ь. Та же.
П о с о б и е. Заводная курочка. .
Ход з а ня тия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает детям курочку, называет ее: «Курочка ко-ко-ко. Посмотрите, как курочка зернышки клюет». Заводит курочку, ставит ее на стол и говорит: «Я посыплю курочке зернышек». Сыплет пальцами и приговаривает: «Яа, курочка, зернышки». Учит детей сыпать курочке зернышки. После этого показывает, как она клюет, приговаривая: «Вот как курочка ко-ко-ко зернышки клюет». Побуждает малышей к повторению действия и звукоподражания. После этого спрашивает: «Где курочка /со-/со?» — добиваясь, чтобы каждый ребенок показал курочку. В конце занятия логопед убирает игрушку и восклицает: «Убежала курочка ко-ко, нет курочки*.
Аналогично обыгрывается петушок и звукоподражание ку-ка-ре-ку.
Птичка летает
Цель. Та же.
П особ ие. Птичка яркой окраски на тонкой резинке.
Xод занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает им птичку и говорит: «Это птичка пи-пи». Дает .возможность рассмотреть игрушку. Потом, медленно передвигая ее за резинку, говорит: «Посмотрите, как она летает». Дети следят за «летающей» птичкой и повторяют за логопедом звукоподражание пи-пи.
В процессе игры логопед учит детей просить игрушку словом дай, а отдавая ее логопеду, говорить на. Птичка «улетает», взрослый говорит: «Улетела птичка. Нет птички\»