Обучение пониманию побудительных инструкция

В ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Возьми — положи

Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инст­рукции (возьми, положи). Побуждать к произнесению слов упал, на. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. 5—6 одноцветных (красных) кубиков и плоская небольшая коробка.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит! «Вот какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней ле­жит». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые

кубики! Я возьму кубик». Логопед берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит; «Алеша, возьми кубик», По­могает ребенку взять кубик пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой ку­бик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», — побуждая ребенка к повторению действия и слова упал. Продолжая игру, лого­пед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же са­мое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладыва­ются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крыш­кой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: ка». Ре­бенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.

Подобную игру можно провести с маленькими матреш­ками, грибочками, шариками и тому подобными игрушками (по 5—6 шт. одного вида на каждое занятие),

Вложи кубик в кубик

Цель. Учить детей вынимать маленький вкладыш (ку­бик) из большого и вкладывать его обратно nd инструкции '(вынь — вложи) в сочетании с указательным жестом. По­буждать малышей к употреблению слова упал. Совершен­ствовать мелкую моторику рук.

Пособия, 2 кубика-вкладыша, значительно отличаю­щиеся величиной.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку большой красный вкладыш и говорит: «Посмотри, какой красивый кубик. А вот еще кубик». Показывает маленький вкладыш. «Я положу этот кубик вот сюда». Показывает большой вкладыш, вставляет маленький вкладыш в большой, а затем обращается к ребенку: «.Вынь кубик». Помогает ему. Потом дает другую инструкцию: «Вложи этот кубик вот в этот». Показывает вначале маленький вкладыш, затем большой. Помогает малышу выполнить действие. После этого лого­пед резким движением опускает маленький вкладыш в большой, говоря: «У/гал кубикч>,<— требуя от ребенка повто­рения слова упал.

Игра повторяется 2—3 раза с каждым ребенком,

Открой — закрой

Цель. Учить детей пониманию простой инструкции (за­крой, открой). При выполнении действий побуждать к про­изнесению слов (на, дай, так) отраженно или самостоятель­но. Развивать мелкую моторику рук,

2 Заказ 107 « _

Пособие. Небольшая односоставная матрешка или коробка с легко закрывающейся крышкой.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого­пед показывает ребенку матрешку, называет ее «Матрешка. Посмотри, какая красивая матрешка». Ребенок рассматри­вает ее. «Катя, попроси матрешку, скажи: дай». Ребенок произносит слово, логопед отдает игрушку, говоря: на. А по­том просит: «Катя, дай мне матрешку. Скажи: на». Возвра­щая логопеду игрушку, малыш сопровождает свое действие словом.

Логопед ставит матрешку на стол и предлагает: «Давай откроем матрешку». Учит ребенка открывать игрушку: «От- | крой матрешку. Га/с». Требует от ребенка по окончании действия произносить так. Затем показывает малышу, как закрывают матрешку. Ребенок воспроизводит действие по инструкции: «Закрой матрешку. Так». Он несколько раз открывает и закрывает матрешку самостоятельно или с по­мощью взрослого. Каждый раз логопед требует от ребенка после завершения им действия сказать так.

В заключение игры ребенок по просьбе логопеда отдает ему матрешку, сопровождая свое действие словом на. Тот убирает матрешку, приговаривая «Матрешка топ-топ, ушла матрешка, нет матрешки».

Игра проводится с каждым ребенком 3—4 паза. Анало­гично проводится игра с коробкой.

Сними — надень

Цель. Учить детей снимать и надевать на стержень кольца одинакового размера; понимать речевые инструкции (сними, положи, возьми, надень) в сочетании с указатель­ным жестом; после выполнения действия произносить слово так. Развивать мелкую моторику рук.

Пособие. Стержень на подставке с кольцами одина­ковой величины.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком подставку с кольцами и говорит: «Посмот--ри, какие красивые колечки. Я сниму колечко». Снимает од­но кольцо с пирамидки, кладет его на стол и говорит: так. Обращается к ребенку: «Ира, сними колечко». Помогает ре­бенку снять кольцо и говорит: «Положи колечко на стол». «Так», — говорит логопед, когда ребенок кладет кольцо на стол, побуждая ребенка к повторению слова. Затем логопед показывает ребенку, как надо нанизывать кольца на стер­жень, сопровождая показ словами: «)7 надеваю колечко».




Затем просит: «Ира, возьми колечко, надень колечко на па­лочку». Помогает Ире,

По инструкции с помощью логопеда ребенок снимает и нанизывает кольца на стержень несколько раз.

Воткни грибочки

Цель. Учить детей выполнять простые речевые инст­рукции, сопровождаемые показом действий (вынь грибок, положи на стол, воткни грибок). Побуждать произносить слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. Столик с 6 круглыми отверстиями, 6 гриб­ков.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком столик с воткнутыми грибками, обращает внимание на грибки и говорит: «Я выну грибок». Логопед вынимает грибок н дер­жит его в руке. Обращается к ребенку: «Игорь, вынь гри­бок». Помогает ребенку, приговаривая: так. «А теперь я положу грибок на стол». Кладет и просит малыша: «Поло­жи грибок на стол». Помогает, приговаривая: так. Побуж­дает ребенка к повторению слова. Когда все грибки положе­ны на стол, логопед берет грибок и обращается к ребенку: «Игорь, попроси грибок, скажи: дай». Ребенок произносит слово и берет грибок. Взрослый говорит: ъВоткни грибок в дырочку». Показывает действие, помогает его выполнить, произнося так и побуждая ребенка к повторению этого сло­ва. Остальные грибки малыш втыкает самостоятельно.

Игра проводится 2—3 раза,

Наши рекомендации