Игры, формирующие у ребенка представление о времени
Часы
Эта игра учит ребенка пользоваться часами, понимать время.
К круглому листу фанеры или картона прикрепить циферблат (диаметр 150–200 мм). Циферблат отстоит от краев листка на 20 мм. На нем нанести цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке разметить минуты. Сзади к циферблату приделать механизм от старых часов. Прикрепляя механизм, выпустить наружу оси для стрелок. Стрелки можно сделать из прочного картона, тонкой жести или другого подходящего материала. В них просверлить отверстия, чтобы стрелки сажались на ось с легким натягом. Помните, что часовая стрелка должна быть толстой и короткой, а минутная – тонкой и длинной. Часы можно сделать настольными, настенными, главное, чтобы они легко управлялись рукой малыша. После того как часы готовы, дайте их поподробнее рассмотреть своему малышу. Когда он познакомится с часами, можно приступить к игре.
Вопросы-задания
1. Как работают часы?
2. Какая стрелка крутится быстро, а какая медленно?
3. Что показывает большая стрелка?
4. В какую сторону крутятся стрелки на часах?
5. Который час? (Минутная стрелка должна находиться на 0 минут.)
6. Который час, когда часы показывают ровно 1, 2, 3… 12?
7. Который час, когда часы показывают ровно 1, 3, 5, 7, 9, 11?
8. Который час, когда часы показывают ровно 2, 4, 6, 8, 10, 12?
9. А теперь, устанавливая большую стрелку часов хаотично на разные цифры, поспрашивайте малыша: «Который час?». Это можно сделать для того, чтобы убедиться, что малыш выучил часы и отвечает правильно.
Бегут-бегут минутки
Задайте ребенку вопрос: «Сколько часов и сколько минут?» При этом можно изменять положение как большой, так и маленькой стрелки.
Вопросы на использование часов в повседневной жизни
1. Для чего нужны часы?
2. Какие часы есть у тебя дома?
Как подружиться с будильником
Для этого ребенку нужно ответить на некоторые вопросы.
1. Сколько раз минутная стрелка проходит над часовой?
2. Во сколько раз часовая стрелка идет медленнее минутной?
3. Как завести будильник, чтобы он зазвонил в 7 часов 30 минут, в 9 часов 25 минут и т. п.
Что ты знаешь о времени?
Инструкция ребенку: «Представь, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Попробуй ответить на следующие вопросы:
– как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы;
– сколько способов определения времени ты можешь предложить?»
Тик-так
Для этого упражнения можно использовать предметы, связанные с понятием времени. Это, конечно же, часы.
Часы бывают разные: наручные, настенные, с кукушкой, солнечные, песочные. Их объединяет то, что все они отмеряют время.
1. Возьмите старые часы, которыми вы уже не пользуетесь, которые можно разобрать и посмотреть, как они устроены. Это будет интересно сделать вместе с ребенком.
Рассмотрите особенно внимательно стрелки часов: секундную, минутную, часовую. Обратите внимание на различие между ними: во внешнем виде, в скорости движения, в функциях. Можно предложить ребенку рассказать, какой характер у каждой из этих стрелок, о чем они говорят человеку и как звучал бы их голос.
2. Изобразите с ребенком часы. Пусть он покажет, как эти стрелки двигаются: секундная – очень быстро, минутная – чуть медленнее, часовая – еще медленнее.
3. Подберите картинки на которых изображены различные виды деятельности, характерные для разных частей суток.
Покажите их ребенку и спросите: «Когда это бывает?»
4. Среди различных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. д.
Эта деятельность может использоваться для изучения времени суток. Вспомните с ребенком, когда он это делает, задавая следующие вопросы.
Когда тебя мама приводит в детский сад? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детского сада (школы)?
Когда ты спишь дома?
Другой вариант этого упражнения: ребенок должен последовательно описать все, что он делает утром, днем и вечером.
Предложите ребенку назвать пропущенное слово.
Например: «Мы завтракаем утром, а обедаем – …?»
Вопросы детям: Назови соседей утра. Назови соседей дня.
Назовите следующие части суток за утром.
Знакомство детей со временем, как мы уже поняли, начинается с вопроса «Когда?». Для закрепления представлений ребенка о времени можно использовать чтение отрывков из рассказов или стихотворений.
Знакомство с календарем
Прежде чем знакомить ребенка с календарным временем, нужно рассказать ему, как возник календарь.
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» – по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа.
На каждую из этих фаз падает приблизительно семь дней, что называлось у славян седмицей или неделей.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели, происходящие, в основном, от названий планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделя» – день, когда «не делают», – отсюда произошло название «понедельник» – день, следующий после «недели»; среда – средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели.
Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», то есть «отдых»). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в тридцать дней. Так возникла единица измерения времени – лунный месяц.
Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из десяти месяцев). Затем первый месяц года (а год начинался с марта) стали называть «мартиус» в честь бога войны Марса, второй месяц – «априлис», что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Мае, четвертый – богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.
В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов, 0 минут, 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает умение ребенка измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени.
Вопросы и задания:
Вспомните вместе с ребенком, какие существуют времена года – тоже своего рода изменения во времени. Каждое из них имеет свои особенности. Предложите ребенку назвать характерные особенности каждого времени года и месяцев, составляющих этот период.
Предложите ребенку нарисовать четыре времени года.
Рассмотрите с ребенком, что собой представляет календарь.
Вопросы для знакомства с календарем
1. Что такое календарь?
2. Какие бывают календари?
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько дней в месяце?
5. Сколько месяцев в году?
6. Какие бывают праздники зимой?
7. Какие бывают праздники летом?
8. Когда дети идут в школу?
Разберите с ребенком по календарю, какие дни недели каким праздникам соответствуют.
Для закрепления представлений ребенка о времени, временах года вы можете подобрать рассказы и стихи, а может быть, и выучить некоторые из них наизусть.