Порядок создания и деятельности коммерческих банков
Создание и организация деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций включает в себя государственную регистрацию названных субъектов банковской деятельности и получение ими соответствующих лицензий, дающих право на осуществление тех или иных видов банковских операций.
Функции по государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдаче им лицензий на осуществление банковских операций возложены на Национальный банк Республики Беларусь.
Особенностью государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, как субъектов банковской деятельности, являются специальные требования к размеру уставного фонда, особые квалификационные требования, предъявляемые к предполагаемому руководителю и главному бухгалтеру, и др. Так, в частности, минимальный размер уставного фонда банка (небанковской кредитно-финансовой организации) независимо от организационно-правовой формы, в которой они создаются, устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро (объявленный уставный фонд должен быть полностью сформирован к моменту государственной регистрации). При этом нормативное значение минимального размера уставного фонда определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала.
Необходимо отметить, что специфика деятельности банков (небанковских кредитно-финансовых организаций) определяет особенности состава уставного фонда. Так, предельный размер неденежной части уставного фонда для банка (небанковской кредитно-финансовой организации) независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10 процентов - в последующие годы.
Что касается требований к руководителю и главному бухгалтеру банка, то они заключаются в следующем:
- для руководителя исполнительного органа банка – наличие высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка;
- для главного бухгалтера – наличие высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка.
Банковская деятельность, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17, является одним из видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии). При этом, как отмечалось ранее, органом, уполномоченным выдавать лицензии на осуществление банковской деятельности, является Национальный банк.
Национальный банк выдает следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
- общую - на осуществление указанных в ней банковских операций в белорусских рублях;
- внутреннюю - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;
- генеральную - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Под банковскими операциями, осуществляемыми в рамках генеральной лицензии за пределами Республики Беларусь, понимаются банковские операции в иностранной валюте, проводимые банком с банками (кредитно-финансовыми организациями) - нерезидентами;
- на привлечение во вклады средств физических лиц;
- на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- разовую - на осуществление отдельной банковской операции в иностранной валюте.
При этом следует обратить внимание, что:
- выдача обшей лицензии происходит одновременно с государственной регистрацией банка;
- внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;
- генеральная лицензия выдается не ранее чем через год после государственной регистрации банка. Ранее указанного срока генеральная лицензия может быть выдана дочернему банку иностранного банка, банку с иностранными инвестициями по его ходатайству;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдается банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро;
- лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации.
Исключением из рассмотренных правил создания и государственной регистрации банков, являются банки, создаваемые на территории свободных экономических зон. Перечень и сфера осуществляемых такими банками операций обусловливает специфику предъявляемых к ним требований, а именно:
- минимальный уставный фонд таких банков составляет не 5 миллионов евро, а 500 тысяч евро;
- такие банка проходят двойную регистрацию (в Национальном банке, а затем в администрации СЭЗ);
- банки, зарегистрированные в качестве резидентов СЭЗ, освобождаются от обязанности соблюдения ряда экономических нормативов.
Наличие у банка того или иного вида лицензии (с учетом особенностей относительно банков, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ) дает банкам право на осуществление ряда банковских операций, которые можно разделить на активные, пассивные и посреднические банковские операции. При этом под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств, под пассивными - операции, направленные на привлечение денежных средств, а под посредническими - операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Тема 15