Соотношение понятий «хозяйственное право», предпринимательское право», «коммерческое право», торговое право», Концепции хозяйственного права.
При изучении хозяйственного права рассматриваются три его понятия:
• хозяйственное право как система нормативных предписаний, регулирующих конкретные общественные отношения;
• хозяйственное право как учебная дисциплина;
• хозяйственное право как наука.
Вопрос о хозяйственном праве как науке и учебной дисциплине не вызывает дискуссий среди ученых. Концепция хозяйственного права воспринимается юридической наукой Германии, Франции и других экономически развитых стран, она наиболее полно отражает современные социально-экономические отношения. Хозяйственное право является фундаментальной отраслью знаний, приобретает значение абсолютно необходимого, главного компонента подготовки и профессиональной деятельности юристов.
В то же время хозяйственное право как система норм, регулирующих экономические отношения, понималось и трактуется по-разному.
Существуют различные представления о содержании, функциях и месте хозяйственного права в общей правовой системе, с момента появления его первой концепции. Однако бесспорным является то, что повсеместно существует хозяйство как объективная социально-экономическая предпосылка для существования и перманентной модернизации хозяйственного права.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности складывалось в Европе еще в средние века в связи с развитием торговли и выражалось в издании специальных правовых актов, ее регулирующих. Торговля означает, в отличие от натурального (потребительского) хозяйства, деятельность в рамках общественных отношений (право – есть принудительный порядок общественных отношений − (Г. Кельзен). Эти акты получили название торгового права. Постепенно наряду с торговлей стали развиваться и другие виды хозяйственной деятельности: промышленность, транспорт, банковское дело, на которые также распространялось «торговое право». Его предметом явилась вся профессионально осуществляемая хозяйственная деятельность. В ряде государств наряду с гражданскими приняты торговые кодексы: Франция – 1807 г., Германия – 1897 г. В этом проявился дуализм частного права континентальной правовой системы. Хозяйственное законодательство отличалось большим масштабом вмешательства государства в сферу экономических отношений.
В отличие от примитивных форм закрытого домашнего хозяйства, которое независимо от других хозяйственных единиц производит предметы и услуги, которые оно само и потребляет, развитая экономика основывается на принципах разделения функций труда, кооперации и составляет интегрированное общественное хозяйство, в котором отдельные хозяйствующие субъекты вследствие необходимости взаимного обмена должны согласовывать свои планы и задачи друг с другом. Поэтому законодательно решается проблема: как согласуется план отдельного участника хозяйства с процессами во всем народном хозяйстве, которое в свою очередь вливается в мировое хозяйство.
Экономическая история также показывает, что в любой экономике с разделением труда существует объективная потребность в установлении правового порядка и дисциплины. Сегодня не имеется свободного от вмешательства государства хозяйства. Но есть другая проблема: это содержание и пределы правового и функционального государственного регулирования.
По мысли ряда ученых хозяйственное право призвано регулировать все отношения, возникающие в связи с воздействием государства на экономику. В его состав предлагается включить торговое право, трудовое право, право промышленной собственности и т. д., а также отдельные нормы и институты гражданского права. За пределами хозяйственного права остается лишь классическое гражданское право, регулирующее семейные отношения и отношения граждан, непосредственно не связанные с профессиональным предпринимательством (личное потребление).
Предмет правового регулирования в экономической сфере последовательно расширялся. После обособления торговой деятельности был обозначен ее главный субъект – торговый человек, или коммерсант. Поэтому торговое право стали именовать по главному субъекту как право коммерсантов или коммерческое право. В начале ХIХ в. место главного субъекта экономической деятельности занял человек, организующий производство, или предприниматель. Этот содержательный момент нашел отражение в понятии предпринимательское право. Со второй половины ХIХ в. в связи с началом государственного воздействия на стихийное предпринимательство (антитрестовское регулирование, защита труда, потребителей и др.) складывается публичная составляющая экономического законодательства, что находит отражение через применение термина «хозяйственное право», который впервые в научный оборот был введен в Германии в 1921 г. профессором Хоссманом и позднее получил применение в законодательстве. Кроме того, наряду с частным предпринимательством получает правовое оформление сектор публичного хозяйства, основной задачей которого является не создание и распределение прибыли, а производство товаров и услуг публичной значимости безотносительно коммерческого результата (пути сообщения, общественный транспорт и др.). Эти области хозяйства не то что не приносят доход, они еще и требуют затрат. Однако они необходимы для всех и без них общество не может существовать. Это области, где имеет место «коммерческий дефицит», и ими вынуждено заниматься государство.
Хозяйство включает два вида деятельности:
1) предпринимательство, имеющее цель получения, распределения и потребления прибыли;
2) некоммерческую деятельность. Соответствующая деятельность государства регулируется не частным хозяйственным правом, а хозяйственно-административным правом.
В условиях советской власти частная предпринимательская деятельность была запрещена. В. И. Ленин в записке Д. Курскому 20 февраля 1922 г. сформулировал требование: «Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а наше революционное правосознание». Это положение обосновывалось разработанной в 20-е гг. во время нэпа П. Стучкой концепцией двухсекторного права. В соответствии с ней имущественные отношения регулировались как гражданским, так и хозяйственно-административным правом. Причем гражданское рассматривалось как право капиталистического хозяйства, а хозяйственное как право социалистической экономики, характеризующейся плановостью и подчиненностью. Разработанный правительством народнохозяйственный план на первый взгляд представляется более эффективным регулятором, нежели стихийный рынок, где конкурируют миллионы предпринимателей с риском для своего существования. Гражданское и хозяйственно-административное право находились в непримиримой борьбе, которая должна закончиться ликвидацией гражданского права. Хозяйственное право должно развиваться и укрепляться вместе с социализмом.
Основная ошибка теории двухсекторного права заключалась в противопоставлении двух отраслей единой, существующей в любом современном обществе, системы права.
В начале 30-х гг. теории двухсекторного права была противопоставлена и стала господствующей теория единого хозяйственного права, исходившая из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. Ее авторы назвали концепцию П. Стучки «левацким загибом». Вследствие принятия теории единого хозяйственного права в 1931–1937 гг. гражданское и административное право были исключены из учебных программ вузов и заменены курсом единого хозяйственного права.
В 1938 г. в результате дискуссии о системе права отказались от идеи хозяйственного права и вернулись к гражданскому и административному праву в традиционном понимании. Теория единого хозяйственного права была признана вредительской.
В 1956–1958 гг. в ходе очередной дискуссии по вопросам системы права на страницах журнала «Советское государство и право» была вновь выдвинута идея хозяйственного права как самостоятельной отрасли права (такой предмет не прекращал существования в зарубежных странах, и более того, стало складываться европейское хозяйственное право). Сторонники концепции социалистического хозяйственного права (В. В. Лаптев, В. С. Мартемьянов) исходили из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности между государственными предприятиями (по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (по вертикали). Эта концепция сочетала элементы публичного и частного права, в целях обеспечения самостоятельности субъектов хозяйствования в рамках выполнения плановых заданий. На базе данной концепции в начале 60-х гг. XIX в. был разработан проект Хозяйственного кодекса СССР, направленный на укрепление законности в хозяйственном управлении.
Этим корректировалась ситуация, когда народное хозяйство с сотнями тысяч предприятий функционировало без специального законодательства.
С 60-х гг. XIX в. обоснованы и другие концепции хозяйственного права:
• хозяйственно-административного права как подотрасли административного права (С. Н. Братусь);
• хозяйственного права как вторичной по отношению к гражданскому и административному структуре в форме комплексной отрасли права (С. С. Алексеев, Ю. К. Толстой);
• Б. И. Пугинский характеризует предпринимательское право как подотрасль гражданского права, регулирующую отношения в сфере коммерческой, или, что одно и то же, торговой, деятельности (цивилистическая концепция);
• хозяйственного права как нормативного массива (О. А. Красавчиков), включающего нормы разных отраслей права, функционально взаимосвязанных между собой.
Экономические реформы 1990-х гг. потребовали существенного изменения правового регулирования хозяйственной деятельности, пересмотра концепции хозяйственного права. В. В. Лаптев рассматривает хозяйственное право как право предпринимательской деятельности. Недостатком «предпринимательской» и «цивилистической» концепций является упущение фактора масштабного публичного вмешательства в сферу бизнеса и забвение публичного хозяйства, которое не имеет в качестве главной цели извлечение и распределение прибыли. Публичное хозяйство не может быть охвачено частным правом.
Современная наука рассматривает две альтернативные системы хозяйства. Различия в них обусловливаются тем, каким образом государство намерено решить проблемы по координации.
Рыночное хозяйство.Здесь место центрального органа планирования занимают миллионы экономических субъектов, составляющих самостоятельно индивидуальные планы хозяйствования. Их решения ориентируются на установленные в беспрепятственной конкуренции цены, чему способствует налогообложение. Этот спонтанный порядок ориентирован на приумножение, а не перераспределение и создает бесконечное множество различных товаров. Обмен товаров и услуг осуществляется на принципе господства частной автономии гражданского договорного права, вытекающего из признания частной собственности. Анархия рано или поздно приводит к естественному равновесию. Государство ограничивается установлением правовых рамочных условий хозяйственного процесса, гарантирует правовую свободу и правовую защиту при нарушении субъективных прав через суды. Эта система характеризуется и как основанная на разделении государства и экономики.
Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство.В этой системе хозяйства уполномоченные государственные органы формируют на определенный период планы, а субъекты хозяйствования имеют исключительно исполнительную функцию. Конструкция этой системы строго иерархична, государственные органы определяют цены, доходы и другие экономические параметры. Средства производства находятся в основном в государственной собственности. Для обеспечения выполнения планов, их соблюдения применяются информационные, контролирующие меры, налагаются санкции. Процесс управления многоуровневый. Государство в этой системе хозяйствования является не только политическим, но и также экономическим центром. Между государством и хозяйством имеется идентичность. Право действует как инструмент управления. Гражданское право существует только в тех пределах, как это допустимо принципом подчинения частных интересов интересам общества и государства.
Однако в чистом виде данные модели хозяйства не встречаются. Речь идет о смешанной экономике, в которой сильнее выражены элементы рыночной системы хозяйствования или наоборот.
Сегодня нет оснований говорить о хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права. Не может оно рассматриваться и как подотрасль гражданского права в силу обширной сферы публично-правового императивного воздействия. Хозяйственное право представляет нормативную форму гармонизации частных и публичных интересов в сфере профессиоально осуществляемой экономической деятельности.