Мониторинг качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Беларуси
Сырье и продукция животного происхождения, производимые и ввозимые белорусскими предприятиями, подвергаются производственному контролю со стороны самих изготовителей.
Также на территории Республики Беларусь ежегодно утверждаются Государственные мониторинги в области ветеринарии.
Справочно:
В 2017 году реализованы:
План проведения исследований на наличие запрещенных веществ и превышения максимально допустимых уровней остаточных количеств ветеринарных препаратов, других химических соединений в живых животных, продуктах животного происхождения, в рамках которого лабораторным испытаниям подвергается продовольственное сырье, в том числе поступающее по экспорту;
План государственного мониторинга продукции животного происхождения по показателям безопасности, в рамках которого лабораторным испытаниям подвергаются продовольственное сырье (в том числе поступающее по экспорту), а также готовая продукция животного происхождения.
Исследования ведутся по биологическим, химическим, физическим показателям безопасности (всего около 200 наименований показателей, по каждому из которых разработаны и утверждены соответствующие методики определения).
Информация о выявлении несоответствий в сырье и производимой продукции направляется в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, после чего незамедлительно принимаются ответные меры по недопущению попадания небезопасной продукции в оборот и предупреждению повторных нарушений.
В 2016 году было проведено более 12 тыс. исследований молока, яиц, продукции аквакультуры, проб от крупного рогатого скота, свиней, лошадей, сельскохозяйственной птицы, кроликов, меда.
Организация контроля по фитосанитарному и ветеринарному направлениям на белорусских границах
Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском ввозится на территорию ЕАЭС при наличии фитосанитарного сертификата, выдаваемого уполномоченным органом страны-экспортера. На ввозимую подкарантинную продукцию низкого фитосанитарного риска наличие этого документа не требуется.
В соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС ввозимая из третьих стран подкарантинная продукция подлежит карантинному фитосанитарному контролю на таможенной границе Евразийского экономического союза по месту прибытия (т.е. в пограничных пунктах пропуска) и в местах завершения таможенного оформления на территории государств – членов ЕАЭС.
Как первичный, так и вторичный карантинный фитосанитарный контроль предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:
документарная проверка;
осмотр транспортных средств;
осмотр подкарантинной продукции;
досмотр подкарантинной продукции.
В случае выявления карантинных объектов в подкарантинной продукции уполномоченный орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого осуществляется ее ввоз, имеет право на возврат, обеззараживание или уничтожение подкарантинной продукции в соответствии с требованиями национального законодательства.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе контроль на внутренних границах между странами-участницами, в частности на белорусско-российском участке, не осуществляется.
В то же время с 2014 года в связи с введением Российской Федерацией ответных мер на санкции ряда западных стран Россельхознадзор осуществляет карантинный фитосанитарный контроль поступающих из Республики Беларусь грузов с подкарантинной продукцией в пунктах принятия уведомлений «Красная Горка», «Красный Камень», «Долосцы» и «Лобок».
Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
Беларусь активно включается в систему международного разделения труда и занимает весомое место в мировом рейтинге по производству и торговле продовольствием.
Наша страна, занимая 25-е место в мировых объемах производства молока и молокопродуктов, вышла на 8-е место в экспорте. Наиболее высокий рейтинг республика имеет по производству и экспорту льноволокна – 2-е и 3-е места соответственно. Также Беларусь входит в 20 стран-экспортеров мяса, сахара и масла рапсового.
В 2016 году экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (без учета табака и табачных изделий) составил
4,2 млрд. долл. США (увеличился в 1,2 раза по отношению к уровню 2010 года).
За январь – октябрь 2017 г. экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составил 4,1 млрд. долл. США (увеличился на 18% к соответствующему периоду 2016 года, удельный вес в общем объеме экспорта товаров Республики Беларусь достиг 17,7%). При этом молока и молокопродуктов экспортировано на сумму 1,8 млрд. долл. США (на 24% превысило объемы экспорта в январе – октябре 2016 г.), мяса и мясопродуктов – на 738 млн. долл. США (на 11%).
В 2017 году Республика Беларусь поставляла сельскохозяйственную продукцию и продукты питания более чем в 80 стран мира (помимо стран ЕАЭС также на рынки Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной и Северной Америки), в том числе молочную – в 45, мясную – в 19 государств.
Экспорт агропродовольственных товаров обеспечивает более 8% ВВП Республики Беларусь и свыше 15% совокупного экспорта страны.
Справочно:
Доля экспорта молокопродуктов в объеме производства составляет более 55%, мясопродуктов – около 40%, сахара белого – 56,5%. На внешний рынок поставляется около половины произведенного в республике растительного масла.
Повышению конкурентоспособности молочной продукции, в частности, способствует тенденция укрупнения и концентрации производства, организационной перестройки отрасли по типу формирования крупных молочных холдингов.
В соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, планируется увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания к 2020 году до 6,2 млрд. долл. США.
Достижение поставленной задачи планируется за счет освоения новых перспективных рынков сбыта, использования интеграционных возможностей в рамках ЕАЭС, активизации и расширения торгово-экономического сотрудничества с Европейским союзом, США, Китаем и Вьетнамом, усиления позиций на традиционных рынках и освоения новых ниш в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
Справочно:
Работа по выходу на рынки стран Евросоюза планируется в том числе за счет расширения перечня молокоперерабатывающих предприятий и получения права на поставку мяса птицы.