Мониторинг качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Беларуси

Сырье и продукция животного происхождения, производимые и ввозимые белорусскими предприятиями, подвергаются производственному контролю со стороны самих изготовителей.

Также на территории Республики Беларусь ежегодно утверждаются Государственные мониторинги в области ветеринарии.

Справочно:

В 2017 году реализованы:

План проведения исследований на наличие запрещенных веществ и превышения максимально допустимых уровней остаточных количеств ветеринарных препаратов, других химических соединений в живых животных, продуктах животного происхождения, в рамках которого лабораторным испытаниям подвергается продовольственное сырье, в том числе поступающее по экспорту;

План государственного мониторинга продукции животного происхождения по показателям безопасности, в рамках которого лабораторным испытаниям подвергаются продовольственное сырье (в том числе поступающее по экспорту), а также готовая продукция животного происхождения.

Исследования ведутся по биологическим, химическим, физическим показателям безопасности (всего около 200 наименований показателей, по каждому из которых разработаны и утверждены соответствующие методики определения).

Информация о выявлении несоответствий в сырье и производимой продукции направляется в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, после чего незамедлительно принимаются ответные меры по недопущению попадания небезопасной продукции в оборот и предупреждению повторных нарушений.

В 2016 году было проведено более 12 тыс. исследований молока, яиц, продукции аквакультуры, проб от крупного рогатого скота, свиней, лошадей, сельскохозяйственной птицы, кроликов, меда.

Организация контроля по фитосанитарному и ветеринарному направлениям на белорусских границах

Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском ввозится на территорию ЕАЭС при наличии фитосанитарного сертификата, выдаваемого уполномоченным органом страны-экспортера. На ввозимую подкарантинную продукцию низкого фитосанитарного риска наличие этого документа не требуется.

В соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС ввозимая из третьих стран подкарантинная продукция подлежит карантинному фитосанитарному контролю на таможенной границе Евразийского экономического союза по месту прибытия (т.е. в пограничных пунктах пропуска) и в местах завершения таможенного оформления на территории государств – членов ЕАЭС.

Как первичный, так и вторичный карантинный фитосанитарный контроль предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

документарная проверка;

осмотр транспортных средств;

осмотр подкарантинной продукции;

досмотр подкарантинной продукции.

В случае выявления карантинных объектов в подкарантинной продукции уполномоченный орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого осуществляется ее ввоз, имеет право на возврат, обеззараживание или уничтожение подкарантинной продукции в соответствии с требованиями национального законодательства.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе контроль на внутренних границах между странами-участницами, в частности на белорусско-российском участке, не осуществляется.

В то же время с 2014 года в связи с введением Российской Федерацией ответных мер на санкции ряда западных стран Россельхознадзор осуществляет карантинный фитосанитарный контроль поступающих из Республики Беларусь грузов с подкарантинной продукцией в пунктах принятия уведомлений «Красная Горка», «Красный Камень», «Долосцы» и «Лобок».

Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием

Беларусь активно включается в систему международного разделения труда и занимает весомое место в мировом рейтинге по производству и торговле продовольствием.

Наша страна, занимая 25-е место в мировых объемах производства молока и молокопродуктов, вышла на 8-е место в экспорте. Наиболее высокий рейтинг республика имеет по производству и экспорту льноволокна – 2-е и 3-е места соответственно. Также Беларусь входит в 20 стран-экспортеров мяса, сахара и масла рапсового.

В 2016 году экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (без учета табака и табачных изделий) составил
4,2 млрд. долл. США (увеличился в 1,2 раза по отношению к уровню 2010 года).

За январь – октябрь 2017 г. экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составил 4,1 млрд. долл. США (увеличился на 18% к соответствующему периоду 2016 года, удельный вес в общем объеме экспорта товаров Республики Беларусь достиг 17,7%). При этом молока и молокопродуктов экспортировано на сумму 1,8 млрд. долл. США (на 24% превысило объемы экспорта в январе – октябре 2016 г.), мяса и мясопродуктов – на 738 млн. долл. США (на 11%).

В 2017 году Республика Беларусь поставляла сельскохозяйственную продукцию и продукты питания более чем в 80 стран мира (помимо стран ЕАЭС также на рынки Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной и Северной Америки), в том числе молочную – в 45, мясную – в 19 государств.

Экспорт агропродовольственных товаров обеспечивает более 8% ВВП Республики Беларусь и свыше 15% совокупного экспорта страны.

Справочно:

Доля экспорта молокопродуктов в объеме производства составляет более 55%, мясопродуктов – около 40%, сахара белого – 56,5%. На внешний рынок поставляется около половины произведенного в республике растительного масла.

Повышению конкурентоспособности молочной продукции, в частности, способствует тенденция укрупнения и концентрации производства, организационной перестройки отрасли по типу формирования крупных молочных холдингов.

В соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, планируется увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания к 2020 году до 6,2 млрд. долл. США.

Достижение поставленной задачи планируется за счет освоения новых перспективных рынков сбыта, использования интеграционных возможностей в рамках ЕАЭС, активизации и расширения торгово-экономического сотрудничества с Европейским союзом, США, Китаем и Вьетнамом, усиления позиций на традиционных рынках и освоения новых ниш в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.

Справочно:

Работа по выходу на рынки стран Евросоюза планируется в том числе за счет расширения перечня молокоперерабатывающих предприятий и получения права на поставку мяса птицы.

Наши рекомендации