Распределение сельскохозяйственных потребительских кооперативов по федеральным округам, на 01.01.2005 г.
Всего | Сельскохозяйственные потребительские кооперативы | |||
Перерабатывающие | Обслуживающие | Сбытовые | ||
Российская Федерация | ||||
Центральный федеральный округ | ||||
Северо-Западный федеральный округ | ||||
Южный федеральный округ | ||||
Приволжский федеральный округ | ||||
Уральский федеральный округ | ||||
Сибирский федеральный округ | ||||
Дальневосточный федеральный округ |
На начало 2005 г. не было создано ни одного сельскохозяйственного потребительского кооператива в 21 субъекте Российской Федерации, ни одного перерабатывающего кооператива в 24 субъектах Российской Федерации, ни одного обслуживающего кооператива в 47 субъектах Российской Федерации, ни одного сбытового кооператива в 48 субъектах Российской Федерации.
Анализ динамики численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов свидетельствует, что если создание перерабатывающих кооперативов, хотя и медленно, но растет (с 403 в 2003 г. до 455 на начало 2005 г.), то число сбытовых кооперативов сокращается. Зачастую это происходит вследствие выхода деятельности сбытовых кооперативов за пределы отрасли – для поддержания прибыльности торговых операций (в 2003 г. было 413 сбытовых кооперативов, в 2005 г. – 91 кооператив).По уточненным данным Росстата на 01.01.2006 в России насчитывалось 141 перерабатывающий, 94 обслуживающих, 108 сбытовых, 53 снабженческих, 501 кредитных и 14 страховых потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Уточнение данных о количестве перерабатывающих и обслуживающих кооперативов по сравнению с данными на 01.01.2005 связано с введением в программный комплекс Статрегистра дополнительного признака для сельскохозяйственных потребительских кооперативов (обязательное наличие в наименовании объектов слова «сельскохозяйственный»), а также исключением из состава потребительских кооперативов садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов. По новой системе учета Росстата в России насчитывается 255, а не 455 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что в который раз вносит неопределенность в идентификацию количества и специализации существующих кооперативов.
По данным органов управления АПК 85 субъектов Российской Федерации, обобщенным Минсельхозом России в ходе реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», по состоянию на декабрь 2005 г., в Российской Федерации зарегистрировано 1256 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе 441 кредитный кооператив) (см. приложение 3).
О низком уровне развития сельскохозяйственной потребительской кооперации свидетельствуют данные пробной сельскохозяйственной переписи, проведенной Росстатом в июле 2004 г. в четырех развитых в аграрном отношении регионах России (Саратовская обл., Краснодарский край, Пензенская обл., Красноярский край). В ходе переписи, например, выяснилось, что основными поставщиками услуг, необходимых для ведения личных подсобных хозяйств, являются индивидуальные предприниматели (28,7%), сельскохозяйственные организации (26%), родственники и соседи (25,8%). На долю организаций системы Центросоюза приходится 3,1% оказываемых услуг, на несельскохозяйственные организации (среди которых могли оказаться и вертикальные кооперативы, не выделенные Росстатом в качестве отдельного объекта статистического наблюдения) – 7,4% (см. приложение 4).
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили распространение, в основном, в крупных сельскохозяйственных регионах – пионерах фермерского движения: Саратовской, Волгоградской, Тюменской, Ростовской, Астраханской областях, либо в регионах, администрация которых уделяла повышенное внимание стимулированию развития малого бизнеса и социально-экономическому развитию села: республики Татарстан, Башкортостан, Бурятия. Также они появились в регионах, где реализовывались проекты международной технической помощи: например, в Саратовской, Челябинской и Ярославской областях они были созданы в рамках проекта ТАСИС FD RUS 9701 «Поддержка кооперативных предприятий независимых фермеров».
Наряду с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами функции по обслуживанию и рыночной интеграции К(Ф)Х и ЛПХ выполняет сохранившаяся с советских времен система потребительской кооперации во главе с Центросоюзом Российской Федерации. В настоящее время потребительская кооперация является важной составляющей частью инфраструктуры села и активно участвует в развитии агропромышленного комплекса. Она производит закупки у населения и сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывает и реализует ее.
Говоря о малочисленности зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, необходимо в то же время отметить широкое распространение различного рода неформальных объединений, имеющих сходные с кооперативами черты, которые в целом можно отнести к стихийным незарегистрированным кооперативам. Они возникают между сельскохозяйственными производителями всех форм собственности, но особенно часто – между коллективными сельскохозяйственными предприятиями и владельцами личных подсобных хозяйств, между ЛПХ в форме соседской и родственной взаимопомощи, а также между крестьянскими хозяйствами.
Широкое распространение неформальной кооперации объясняется, в основном, двумя причинами: во-первых, тем, что мелкие сельскохозяйственные предприниматели часто вступают в кооперативные отношения не столько для развития крупнотоварного производства, сколько для того, чтобы обеспечить выживание (простое воспроизводство); во-вторых, неформальные объединения избегают хлопот, связанных с регистрацией, а также с уплатой налогов (их членам гораздо выгоднее платить налоги в качестве владельцев своих хозяйств, чем подвергаться двойному налогообложению – в кооперативе и индивидуально). Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключается в следующем:
– общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, большой диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК и др.);
– недооценка в процессе экономических реформ и политики приватизации 90-х гг. кооперативных форм хозяйственной деятельности и, напротив, неоправданное предпочтительное отношение к развитию акционерного капитала, что обусловило переход предприятий III сферы АПК (перерабатывающих, снабженческих, торговых, обслуживающих) в руки частных акционерных компаний и слабое участие в их приватизации сельскохозяйственных товаропроизводителей, что практически исключило создание на их базе потребительских кооперативов;
– ускоренное развитие за счет иностранных инвестиций (в результате резкой либерализации внешней торговали) акционерных компаний, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции, ныне подминающих под себя российских сельхозпроизводителей. Они относятся к ним как к сырьевому придатку и противодействуют формированию государственной политики поддержки потребительской кооперации.
– незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в значительной территориальной рассредоточенности К(Ф)Х (отсутствие достаточной (критической) массы К(Ф)Х близкой специализации в границах сельских муниципалитетов и административных районов), их дифференциации, снижении товарности ЛПХ, психологическая неготовность крестьян к кооперированию, их опасение очередной коллективизации, завышенная уверенность многих фермеров в самостоятельном успешном выходе на рынки продовольствия и ресурсов. Особенно сильно действие этих факторов сказывалось в первой половине 90-х годов, в последующем, по мере роста производственного и социального потенциала и хозяйственного опыта индивидуально-семейных хозяйств, стало ослабевать;
– слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Крестьянские (фермерские) хозяйства (за исключением периода 1990-1994 гг.) поддерживались из федерального бюджета по остаточному принципу. Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1996 г. № 1499) была выполнена всего на 12,1%; процент исполнения бюджетных обязательств перед фермерами в этот период ниже, чем в целом по отрасли. Личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не поддерживались из федерального бюджета до 2005 г. За все годы рыночных преобразований не было принято ни одной специальной федеральной целевой программы по поддержке сельскохозяйственной кооперации*. Основная доля поддержки К(Ф)Х, ЛПХ, вертикальных кооперативов сосредоточена в регионах. Анализ опыта 43 субъектов РФ по поддержке малых форм хозяйствования и вертикальной кооперации (за период 2002-2005 гг.) показал, что К(Ф)Х в той или иной мере (как правило, без выделения квот в рамках региональных бюджетов) поддерживаются во всех проанализированных регионах, ЛПХ только в 14, сельскохозяйственная кооперация только в семи; специальные программы по развитию К(Ф)Х и их кооперированию имеются только в восьми регионах, еще в пяти регионах в бюджетах отдельной строкой выделялись средства для ЛПХ;
– несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения Требуют совершенствования федеральные законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса этих хозяйств, «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в части упорядочения землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки этих объединений. Неполнота и противоречивость Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обусловливают существенные институциональные ограничения и трансакционные издержки при оформлении земельных участков К(Ф)Х и ЛПХ в собственность.
В недостаточной степени отражена специфика кооперативов в Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации. Требует корректировки рамочные федерального закона «О кооперации в СССР», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также разработка нормативно-правовых актов по его более эффективной реализации;
– отсутствие в России системы кооперативного образования, разветвленной сети информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и работать в них;
– недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
– конкуренция и противодействие созданию кооперативных структур со стороны акционерных предприятий агробизнеса, частных предпринимателей и посредников.
В ходе реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» появляется реальная возможность устранения большинства из названных причин. Но автоматически это не произойдет, предстоит серьезная работа по их преодолению. Но даже при этом ряд причин будут негативно влиять на кооперативное движение. Кооперативы будут испытывать большое давление со стороны крупных агропромышленных кампаний акционерного типа. Сохранится дифференциация в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств. Медленно будут расти товарность большинства личных подсобных хозяйств. Не сразу удастся преодолеть инертность части государственных и муниципальных чиновников, владельцев индивидуально-семейных хозяйств.
Эти и другие особенности современной российской действительности необходимо учитывать в конкретной деятельности по развитию вертикальной кооперации.
Например, в силу того, что сфера глубокой переработки сельхозпродукции в современной России почти полностью занята крупнейшими коммерческими компаниями, которые ускоренно наращивают производственные мощности, потребительские кооперативы сельхозтоваропроизводителей на первых порах будут вынуждены сосредоточиться на закупке, хранении и первичной переработке сельхозсырья. Они могут стать поставщиками полуфабрикатов для предприятий глубокой переработки.
Существенная дифференциация К(Ф)Х по объемам производства и доходности может привести при создании кооперативов к частичному отступлению от классических форм кооперативных экономических отношений. Кооперативы могут сформировать сравнительно крупные фермеры, а низкотоварные К(Ф)Х и ЛПХ будут сотрудничать с ними в рамках партнерства или на основании договоров. Возможно также, что крупным фермерам в кооперативе будут предоставляться дополнительные голоса при принятии стратегических решений.